Четверг, 23 Ноября, 2017
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Справедливость
Сергей Белкин

Выступление 16.04.15. на заседании «Изборского клуба»

Источник: devec.ru

Сергей Николаевич Белкин – главный редактор альманаха и портала «Развитие и экономика»

Соответствие наших ожиданий и наших представлений о должном с тем, что происходит в действительности воспринимается нами как справедливость.

Дискуссия о справедливости может идти в двух аспектах: один скорее теоретический – философский, моральный, правовой; другой – скорее практический, относящийся к реальной политике, к каждодневной и ожидаемой социальной практике.

Второй аспект, естественно, всегда злободневен, но при этом почти никогда не дает ни результатов ни удовлетворения, в то время как глубокое теоретизирование на темы справедливости и морали всегда плодотворно и приятно для его участников.

Оба направления размышлений и анализа необходимы, но я сегодня хотел бы обозначить собственные болевые точки при восприятии окружающей действительности или собственной жизни – что есть одно и то же.

Социально-политическая система в которой мы живем последние четверть века, воспринимается мной как отвратительное торжество несправедливости. Несправедливо в ней все, с какой бы позиции мы не рассматривали саму концепцию справедливости. А таких концепций не только в философии и социологии, но и в политической истории немало.  Не буду на них останавливаться подробно, да и не знаю я этот предмет достаточно хорошо, я лишь вспомню, что есть понимание социальной справедливости как справедливого распределения общественного богатства – с этим у нас дело обстоит из рук вон плохо; есть понимание справедливости как общества равных возможностей – и тут ничего не вышло; есть взгляд на справедливость как на всеми или большинством одинаково воспринимаемый идеал общественного устройства – нет у нас такого общего идеала; с точки зрения либерализма главная ценность, она же – воплощение справедливости – максимизация всех видов свободы: и в этом направлении нам нечем гордиться, хотя имеющееся общество созидали и продолжают им управлять – либералы; даже те, кто видит справедливость в сохранении и поддержании естественного неравенства людей – и эти недовольны тем, что получилось.

К недовольным я отношу и себя и пытаюсь при этом определиться: с каких позиций я недоволен? Если я буду оставаться в рамках теоретизирования, я скажу, что в каждой точке зрения есть своя ценная мысль, что не так уж они друг другу противоречат. Поскольку все аспекты справедливости важные и идеал состоит в их гармоничном синтезе. Но если я перейду в сферу политической реальности, у меня возникнут затруднения. Я совершенно определенно не хочу ни в малейшей мере соотносить себя с либералами. Поскольку этим словом себя называют те, кто большую страну угробил и продолжает безжалостно  уничтожать то, что от нее осталось. Но это не означает, что мне не близка идея свободы. Мне легче себя соотнести с неким невнятным конгломератом социалистических идей, но и по отношению к ним понадобится давать кучу уточнений и оговорок.

Но совсем становится трудно сориентироваться, когда хочется сделать выбор между реально существующими и действующими политическими партиями. Сегодня в Думе есть две партии, которые можно – с оговорками – относить к левому, условно социалистическому направлению политики: КПРФ и «Справедливая Россия». Коммунистическая партия в программе которой строительство коммунизма не заявлено как цель вызывает у меня подозрение в неискренности. Цель КПРФ давно одна: попасть в думу и в региональные собрания. И все. И оттуда вести безопасную и умеренную критику всех остальных. «Справедливая Россия» должна быть, вероятно, центром сегодняшней дискуссии, поскольку только она возвела понятие справедливости в собственный политический бренд. Создатели партии были уверены, что именно справедливость, составляющая почти сакральную ценность в менталитете русского человека, сработает на выборах. Результаты, однако, обескураживающе низки: эта партия едва преодолевает барьер. И ее главный недостаток не в этом, а в том, что после попадания в Думу она не продуцирует никакой политической активности вообще, не говоря об ожидаемой обществом перманентной дискуссии «о справедливости».

А такая перманентная дискуссия необходима. Непрерывное уточнение понятия справедливость – жизненно важный процесс интеллектуальной, она же – моральная – жизни каждого человека. Не говоря уж о жизни политической в которой именно это понятие является ключевым.

Заканчивая, хочу выделить наиболее опасную, на мой взгляд не-справедливость, происходящую сегодня в стране. И это не несправедливая приватизация, вернее разграбление страны – хотя в списке удушающих несправедливостей у нее почетное место. Это не смертельная болезнь экономики, всего финансово-экономического устройства государства, хотя оно может уничтожить страну в ближайшее время. Перестану перечислять еще многие и многие несправедливости, торжествующие в России и скажу о том, что меня тревожит всего более.

У нас нет того, что можно было бы назвать «русская мечта». Если бы «русская мечта» существовала, то это означало бы существование некой социально значимой принимаемой большинством доминанты ожиданий – если говорить языком психологии, или образа будущего, если говорить языком политики. Доминанта и образ не являются простой суммой личных планов и целей каждого. Этот социальный продукт должен быть создан преднамеренно, он должен быть предложен народу и воспринят им.

«Русская мечта» – это вовсе не то, что существует у народа всегда. Бывают периоды, когда народы продолжают существовать, не имея объединяющей их мечты. Именно такой период сейчас переживает Россия. Такое состояние страны я считаю очень опасным. Если у народа нет общей мечты, он воспримет мечты чужие и примкнет к ним. А сам при этом распадется и исчезнет.  Нам необходимо вновь обрести общую мечту.

Современную Россию часто называют «постсоветской» – это  совершенно бессмысленное определение, они начисто лишено содержания, в нем отражен лишь временной период. В России сейчас варится очень разнородная смесь смыслов, идеологий и идеалов. Позитивной доминанты общественного сознания нет. А доминанта в информационно-политическом пространстве – есть. Если смотреть на российское общество через содержание официальной пропаганды в СМИ, то современную Россию следует считать не постсоветской, а отчетливо антисоветской. Именно антисоветизм – основной стержень наиболее интенсивной пропаганды. А на отрицании, на ненависти к собственному прошлому никакую позитивную мечту не построишь. Можно выстроить лишь планы мести, планы предательства, планы мародерства.

Слушая и читая представителей самых разных политических взглядов – от «правых сил» до православного священства я с ужасом вижу, что они обрели общий стержень: антисоветизм. Причем не на уровне спора с идеологией, прописанной в советских учебниках и партийных программах, а на уровне ненависти к моей Родине, в форме отрицания моей жизни и жизни моих родных и близких. Я этого не принимаю и считаю этот пропагандистский напор – от кого бы он ни исходил, от владыки Иллариона или от Гозмана со Сванидзе – не просто несправедливостью, а смертельно опасным направлением разрушения этического базиса. Разрушив который уже невозможно будет исправить социально-экономическое и политическое устройство.
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Комментарии  

 
+1 #5 Роман 17.05.2015 08:02
Но и без присмотра за порядком в мире у России не будет недостатка в глобальных, проектных идеях. Например, одной из них может стать идея мирового лидерства в изучении и освоении космоса. После балета у нас это в прежние годы получалось лучше всего, да и первая железка, первый пёсик и первый человек в космосе - наши были. Реализация этой идеи потребует мощной науки и передового производства, так что работой и трудовым энтузиазмом народ будет обеспечен надолго.
Цитировать
 
 
+1 #4 Роман 17.05.2015 08:00
так сразу он и станет национальным героем, ибо возродит для россиян утерянную (преданную, оболганную, высмеянную, проклятую либералами) русскую проектность и подарит России уникальный, благородный, величественный смысл бытия. Россия вновь встанет перед задачей сделать то, что больше никому не под силу - и если ей не помешают свои же предатели в верхах вроде "сладкой парочки" Горбачёва-Ельцина, то Россия постепенно исполнит свою миссию (почему постепенно - потому что для начала ей сперва придётся нарастить побольше "мускулов", ибо роль эта не для дутых, а для реальных авторитетов и для реально сильной державы).
Цитировать
 
 
+1 #3 Роман 17.05.2015 07:55
Вот если бы к Штатам как к мировому гегемону не было бы никаких претензий, то тогда бы русская мечта могла быть и должна бы быть какой-то другой. Но сейчас на повестке дня - сперва укоротить руки США, а потом вообще поставить их в угол и вырвать мир из их "шаловливых" ручек - спички детям не игрушка. Как только Путин внятно обозначит: "Россия убеждена в том, что у США нет ни желания, ни возможностей установить справедливый миропорядок, зато есть силы и возможности порождать очаги напряжённости по всему миру, и поэтому отныне Россия принимает на себя односторонние обязательства по нейтрализации любых деструктивных усилий любых государств, подрывающих мировую безопасность и стабильность, а также принимает на себя односторонние обязательства по установлению и поддержанию равноправных, справедливых международных отношений",
Цитировать
 
 
+1 #2 Роман 17.05.2015 07:52
В проекте новой Конституции России (авт. коллектив под рук. С.С. Сулакшина) высшей ценностью российского государства и народа под № 2 значится "Ответственность России за судьбы мира и человечества" (круто, да?). Мы ведь почему так сильно переживаем за то, что США так бесцеремонно хозяйничают во всём мире? Не потому, что нашу "имперскость" прищемили, а потому что США ведут себя, как слон в посудной лавке, заботясь только о своей выгоде, а не об установлении справедливости в масштабах всей планеты. Вот если бы к Штатам как к мировому гегемону не было бы никаких претензий, то тогда бы русская мечта могла быть и должна бы быть какой-то другой. Но сейчас на повестке дня - сперва укоротить руки США, а потом вообще поставить их в угол и вырвать мир из их "шаловливых" ручек - спички детям не игрушка.
Цитировать
 
 
+1 #1 Роман 17.05.2015 07:50
"Русская мечта" у народа есть, только вот нет пока решимости у руководства озвучить эту мечту и тем самым вернуть народу смысл бытия. На голосовании о названии национальной платёжной системы лидирует с большим отрывом название "Империя". Но не русская империя - метацель и та самая "русская мечта". Русская мечта - царство справедливости на земле, а империя (желательно - на всех пяти континентах) - лишь средство установления этого царства. Это совсем не по-либеральному, но действительно по-русски. Для русских проще сделать самим, чем наблюдать, как это безуспешно пытаются сделать другие. Не получается у США (как не получалось до этого у Британской империи) - значит, хватит экспериментов, пора взять курс на принятие на себя ответственности за установление справедливого мирового порядка.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 769 гостей онлайн