Печать

 

Анатомия американского ислама
Владислав Владимиров

Многомиллионная религиозная община на фоне конфликта консерваторов и либералов

Соединенные Штаты и ислам обычно представляются нашему сознанию абсолютными антиподами. Проникшие в США иммигранты-мусульмане устраивают диверсии, начиная с «битвы при Манхеттене» (официальное название теракта 11 сентября 2001 года у «Аль-Каиды») и заканчивая недавним терактом в Бостоне, а американцы отвечают на это «крестовыми походами» в страны Ближнего Востока.

Эта идея антиподии вроде бы логично переходит и в территориальную сферу, накладываясь на наши привычные стереотипы о Штатах как англосаксонской стране где единственным заметным меньшинством являются негры. Представление об Америке как об англосаксонской стране, кстати, не совсем верно, так как несмотря на то, что это бывшая британская колония, большинство ее белых жителей имеют иные корни, чаще всего немецкие.

Мы удивимся, узнав, например, что в том же Бостоне помимо нескольких мечетей существует и халяльный рынок «Аль-Бара», где продают лишь еду, приготовленную в соответствии с законами шариата. Или что в меню некоторых ресторанов McDonald’s в Детройте были включены халяльные блюда. Последнее – не жест толерантности (там нет меню, скажем, для индуистов), а реальный расчет – в той же Франции заведения фаст-фуда включают халяльное меню в городах, где велика доля мусульманского населения. И действительно, в Дирборне, юго-западном пригороде Детройта, где находились эти рестораны, до трети населения (30 тысяч из 100) составляют мусульмане-арабы.

Вопросом «сколько проживает мусульман в США» ведущие американские публицисты стали задаваться еще осенью 2001 года. Дело в том, что официальной статистики на сей счет попросту не имеется. Переписи населения обходят этот момент стороной, ибо – как напоминает правительственный сайт Штатов – «вопросы о религиозной принадлежности запрещены законодательством США». А лидеры крупных исламских организаций, таких как Совет по американо-исламским отношениям (Council on American–Islamic Relations, CAIR) уже в начале нулевых называли цифры в 6 – 7 миллионов своих единоверцев в США.

На языке цифр

Более-менее определенную цифру последователей веры Пророка в Штатах могут дать данные массовых социологических опросов. Опрос, проведенный под эгидой CAIR в 2000 году в 1209 известных на тот момент мечетях страны, дал цифру в 2 миллиона их прихожан, включая членов их семей. Массовые телефонные опросы, которые в феврале-мае 2001 года провели социологи Исследовательского центра Нью-Йоркского университета (The Graduate Center of the City University of New York), после проекции на население США дали основание предполагать наличие в стране 1,1 миллиона мусульман. В 2008 году аналогичные опросы дали цифру в 1,35 миллионов мусульман. По данным исследования Ассоциации американских статистиков религиозных организаций (Association of Statisticians of American Religious Bodies), в США проживал в 2000 году 1 миллион мусульман, в 2010-м – 2,6 миллиона. (Аналогичные данные приводит и авторитетный Pew Research Center). Ислам, отмечают американские социологи, стал «в последние 10 лет самой быстрорастущей религией США».

Вышеупомянутые исследования позволяют и рельефно «наложить» ислам на расовую и географическую карту Штатов. Судя по данным Ассоциации американских статистиков религиозных организаций, мусульмане живут прежде всего на Восточном побережье (в одном Нью-Йорке их около 700 тысяч), в промышленном районе Великих озер, во Флориде, Техасе и Калифорнии:

 

По расовому составу община американских мусульман, по данным Pew Research Center за 2011 год, делится следующим образом: 30% составляют белые (в число таковых в США включают арабов, ливанцев и прочих жителей Ближнего Востока, а также народы Кавказа и Балкан), 23% – негры, 21% – азиаты (выходцы из Юго-Восточной Азии), 6% – латинос, на долю людей смешанного происхождения приходится 19%. По числу прозелитов из числа американцев, по данным опросов в мечетях в 2001 году, лидируют чернокожие (64%), затем идут белые (27%) и латиноамериканцы (6%), на долю прочих расовых групп приходится 3%. Надо отметить, что число латинос-мусульман в США в последние годы заметно растет – в 2011 году они, по опросу имамов 524 (43%) мечетей США, составили уже 12% всех новообращенных. Этим, в том числе, объясняется и отмеченная на карте выше высокая плотность мусульманского населения в Техасе и Флориде.

По данным исследования Pew Research Center за 2007 год, только 35% американских мусульман родились в США (более половины из них, 20%, это «черные мусульмане»), 65% – иммигранты в первом поколении. 24% из них прибыло из арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки, 18% – из стран Юго-Восточной Азии (в которую в США включают также Афганистан), 8% – из Ирана, 5% – из Европы (в которую входят как Северный Кавказ, так и Балканы), 4% – из Черной Африки, 6% – из прочих регионов.

Как отмечают социологи из Pew Research Center, «большинство [из ныне живущих в США, но] родившихся за их пределами мусульман приехали в Штаты либо после 2000 года (40%), либо в 1990-е годы (31%). Еще 16% прибыли в период с 1980 года [по 1990 год]. Только 12% прибыли до 1980 года».

Ситуация достаточно интересная – несмотря на вспышку неприязни к мусульманам в США после теракта 11 сентября 2001 года, после которого последовали вторжения в Афганистан и Ирак, страна широко раскрыла двери перед выходцами из исламских стран, достаточно быстро выдавая им гражданство. По данным Pew Research Center, 80% из прибывших в Штаты в 1990-е годы мусульман при опросе в 2011 году заявили, что уже имеют американское гражданство, из прибывших после 2000 года таковых было 42%.

Быстрый рост числа мусульман обеспечивает иностранная миграция – если в 1992 году в Штаты въехало 50 тысяч мусульман, то в 2009-м – уже 115 тысяч. Есть и данные по странам, откуда приезжают иммигранты, среди них устойчиво доминируют Пакистан и Бангладеш, в последние годы также Сомали и Иран.


Как мусульмане-мигранты изменяют США

Массовая исламская иммиграция из стран третьего мира затронула многие крупные города Штатов и сопровождается появлением соответствующей инфраструктуры, в первую очередь мечетей, строительство которых вызвало в последние годы протесты со стороны американцев. Так, в 2010 году мощный скандал вызвали планы строительства грандиозной «мечети Ground Zero» в Нью-Йорке, прямо у места терактов 11 сентября 2001 года. Многие сравнивали это с тем, как если бы в Освенциме воздвигли памятник солдатам вермахта. Однако в итоге строительство мечети, которое поддержал Барак Обама, было согласовано.

В том же году протесты против строительства мечетей прошли в спальных районах Нью-Йорка Шипсхед-Бей или Стейтен-Айленд, в американской глубинке – такой как пригород столицы штата Теннесси Нэшвилл Мерфрисборо, где в 1990-е годы осели многочисленные сомалийская и курдская диаспоры. Тогда же во многих штатах были инициированы законопроекты, запрещавшие действие на их территории законов шариата.

Дело в том, что законы шариата признаются американским судом в отношении семей, переехавших из исламских стран. Порой это приводит к резонансным приговорам, как, например, в случае, когда насиловавшего жену мужа признали невиновным, так как по шариату он имеет право удовлетворить свой супружеский долг в любое время и без согласия супруги (такой приговор был вынесен в июне 2009 года в штате Нью-Джерси). Самым громким был случай в Оклахоме, где антишариатский «вопрос 755» был оформлен как поправка к Конституции штата и одобрен его Сенатом и на народном референдуме. Однако в ноябре 2010 года Верховный суд США приостановил действие «закона 755» как противоречащего Первой поправке к Конституции США, а в январе 2012 года Окружной апелляционный суд Денвера (штат Колорадо) поставил точку в деле, признав оклахомский закон неконституционным.

По прогнозу Pew Research Center, к 2030 году мусульманское население Штатов увеличится в два с лишним раза, достигнув 6,2 миллиона и превысив исламские диаспоры Великобритании или Германии. Ислам станет второй после христианства религией Штатов по числу последователей, оттеснив с этой позиции иудаизм. Таким образом, уже с данных социологии нельзя будет называть США, как это делают консерваторы, «иудео-христианской цивилизацией».

Но какой теперь она станет? Можно предположить, что речь будет идти уже о «стране конфликта цивилизаций», где конфликт консерватизма и либерализма наложится на религиозный аспект.

Как показывают не раз проводившиеся в США социологические опросы, значительное число граждан этой страны считает Барака Обаму мусульманином – как из-за его второго имени Хусейн, так и из-за отчима-индонезийца, в религиозной исламской семье которого будущий президент прожил 4 года, а также из-за многочисленных странных оговорок или недомолвок самого Обамы на этот счет. В любом случае, чернокожий президент сделал за годы своего правления решительный поворот в признании ислама в самых высоких сферах Штатов.

1 сентября 2009 года он провел ифтар (ритуальный мусульманский ужин) в Белом Доме и проводит таковые каждый год. 25 сентября и 15 октября 2010 года зеленая площадка перед Белым домом, на которой американские президенты принимают присягу, была предоставлена под массовые уличные молитвы мусульман.

Андре Карсон, близкий к Обаме чернокожий демократ, ставший в 2008 году вторым мусульманином в Конгрессе США, в 1990-е годы участвовал в подготовке Марша миллионов, организованного радикальной «Нацией ислама» Луиса Фаррахана. Сейчас он отмежевался от своего прошлого, но часто шокируют общество заявлениями в пользу исламизации Штатов. Так, 26 мая 2012 года, выступая на заседании Исламского круга Северной Америки (Muslim Circle of North America), Карсон призвал перестроить систему образования в Штатах по образцу медресе, мусульманских религиозных школ: «Америка не получит доступа к образовательным инновациям и изобретательности, не глядя на модель, которая существует в наших медресе, где основой обучения является Коран».

Вследствие этого число американских избирателей, считающих Обаму мусульманином, возросло с 12% в октябре 2008 года до 17% в июле 2012 года. Особенно заметен прирост считающих это среди тех, кто относит себя к республиканцам (с 16% в 2008 году до 30% в 2012 году), и прежде всего среди их консервативного крыла. Понятно, что таким образом консерваторы «маркируют» врага в привычных им терминах.

С другой стороны, мусульманином считают Обаму и многие его горячие сторонники. 24 сентября 2012 года на концерте в Вашингтоне певица Мадонна заявила:

«Потрясающе и невероятно, что у нас в Белом доме афроамериканец, что у нас темнокожий мусульманин в Белом доме. Это значит, что есть еще надежда в этой стране. И Обама борется за права гомосексуалистов. Поэтому поддержите этого человека».

Для разрывающих с традиционным наследием Штатов чернокожий мусульманин-президент действительно выглядит символом «новой Америки», Америки меньшинств.

В свою очередь, антиисламская повестка как борьба против «новой Америки» и против Обамы становится актуальной для кандидатов от консервативной части американского общества. В июле 2011 года протесты в Мерфрисборо поддержал чернокожий пастор и бизнесмен Герман Кейн, заявивший, что «американцы имеют право протестовать против строительства мечетей в своих городах», так как «ислам – не только религия, но и свод законов (шариат), который нам пытаются навязать». В последующие месяцы рейтинги Кейна взлетели ввысь, и в период сентября – ноября 2011 года по многим опросам он уверенно лидировал среди кандидатов-республиканцев, обходя даже Митта Ромни. Кейн сошел с предвыборного марафона сам, из-за скандала о якобы имевших когда-то в его прошлом сексуальных домогательствах.

Однако в будущем тема антиисламизма, скорее всего, будет вновь поднята на щит политической борьбы в США, в контексте защиты традиционных ценностей этой страны.

Источник: terra-america.ru