Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

Од­на­ко все эти эко­но­ми­чес­кие и со­ци­аль­ные до­во­ды о том, что бла­го­да­ря об­ра­зо­ва­нию мы жи­вем доль­ше и луч­ше, по­хо­же, те­ря­ют убе­ди­тель­ность в све­те ис­сле­до­ва­ния дол­го­ле­тия, про­ве­ден­но­го нев­ро­ло­гом Дэ­ви­дом Сно­у­до­ном (David Snowdon) сре­ди груп­пы мо­на­хинь. Все они пос­ту­пи­ли в мо­нас­тырь в воз­рас­те око­ло 20 лет и до кон­ца сво­их дней жи­ли на од­ни и те же сред­ства, в од­ной и той же обс­та­нов­ке, с тем же са­мым ра­ци­о­ном, од­ни­ми и те­ми же пов­сед­нев­ны­ми обя­зан­нос­тя­ми, поль­зо­ва­лись од­ни­ми и те­ми же ме­ди­ка­мен­та­ми. Сно­у­дон от­ме­тил, что мо­на­хи­ни, имев­шие бо­лее вы­со­кий об­ра­зо­ва­тель­ный уро­вень при пос­туп­ле­нии в мо­нас­тырь (ис­сле­до­ва­тель сос­та­вил свое предс­тав­ле­ние об этом по зна­нию грам­ма­ти­ки, ор­фог­ра­фии, слож­нос­ти фраз, ко­то­рые они ис­поль­зо­ва­ли при на­пи­са­нии ав­то­би­ог­ра­фий, ког­да при­ни­ма­ли пост­риг), жи­ли луч­ше, доль­ше и в мень­шей сте­пе­ни бы­ли под­вер­же­ны бо­лез­ни Альц­гей­ме­ра.

Од­но из объ­яс­не­ний при­ве­ден­ных дан­ных зак­лю­ча­ет­ся в том, что лю­ди с бо­лее вы­со­ким уров­нем об­ра­зо­ва­ния под­дер­жи­ва­ют мозг в пос­то­ян­ной ак­тив­нос­ти, об­нов­ля­ют свои ней­ро­ны и лег­че пе­ре­но­сят про­цесс ста­ре­ния. Од­на­ко есть и те, ко­то­рые объ­яс­ня­ют это про­цес­сом ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра: не об­ра­зо­ва­ние ме­ня­ет лю­дей, де­лая их бо­лее здо­ро­вы­ми и прод­ляя им жизнь, а те, кто рож­да­ют­ся бо­лее ум­ны­ми и здо­ро­вы­ми, в ито­ге по­лу­ча­ют луч­шее об­ра­зо­ва­ние. Так что же все-та­ки бы­ло вна­ча­ле: яй­цо или ку­ри­ца?

Что бы ни бы­ло пер­воп­ри­чи­ной, все приз­на­ют на­ли­чие оче­вид­ной свя­зи меж­ду уров­нем об­ра­зо­ва­ния, ма­те­ри­аль­ным бла­го­сос­то­я­ни­ем, уров­нем смерт­нос­ти и сос­то­я­ни­ем здо­ровья лю­дей. Как счи­та­ют мно­гие ис­сле­до­ва­те­ли, имен­но от­сю­да вы­те­ка­ет пря­мая вза­и­мос­вязь меж­ду уров­нем об­ра­зо­ва­ния и удов­лет­во­ре­ни­ем – фи­зи­чес­ким и умствен­ным, ко­то­рую вы­ра­жа­ют фор­му­лой «чем вы­ше об­ра­зо­ва­ние, тем боль­ше счастье». Не­ко­то­рые объ­яс­ня­ют би­о­ло­ги­чес­ки­ми ре­ак­ци­я­ми ор­га­низ­ма: ког­да че­ло­век учит­ся, он по­лу­ча­ет удо­воль­ствие, пос­коль­ку сам про­цесс обу­че­ния сти­му­ли­ру­ет вы­ра­бот­ку до­фа­ми­на, ней­ро­ме­ди­а­то­ра, вы­зы­ва­ю­ще­го чувство удо­воль­ствия и ак­ти­ви­зи­ру­ю­ще­го ней­ро­ны, что, в свою оче­редь, по­ло­жи­тель­но ска­зы­ва­ет­ся на умствен­ном сос­то­я­нии. Не­ко­то­рые свя­зы­ва­ют об­ра­зо­ва­ние со счасть­ем, за­яв­ляя, что обу­че­ние – это всег­да вы­зов, а пре­о­до­ле­ние труд­нос­тей яв­ля­ет­ся сти­му­лом, ко­то­рый по­ло­жи­тель­но воз­дей­ству­ет на че­ло­ве­чес­кий мозг и вы­зы­ва­ет чувство удов­лет­во­ре­ния.

Ис­хо­дя из сво­их наб­лю­де­ний, про­фес­сор Ль­е­рас-Му­ней ут­ве­рж­да­ет, что лю­ди с бо­лее вы­со­ким уров­нем об­ра­зо­ва­ния об­ла­да­ют боль­ши­ми спо­соб­нос­тя­ми пла­ни­ро­вать свое бу­ду­щее и уп­рав­лять сво­и­ми эмо­ци­я­ми, так что в ито­ге у них скла­ды­ва­ют­ся бо­лее ус­пеш­ные и пол­но­цен­ные от­но­ше­ния с ок­ру­жа­ю­щи­ми: уро­вень раз­во­дов и деп­рес­сив­ных наст­ро­е­ний сре­ди них зна­чи­тель­но ни­же, от­ме­ча­ет она, что в ито­ге мо­жет при­вес­ти к по­вы­ше­нию уров­ня их удов­лет­во­рен­нос­ти. «Ес­ли под боль­шей об­ра­зо­ван­ностью по­ни­ма­ет­ся раз­ви­тие спо­соб­нос­тей и на­вы­ков по ре­ше­нию проб­лем, то на­вер­ня­ка в дол­гос­роч­ной перс­пек­ти­ве это бу­дет оз­на­чать и боль­шее удов­лет­во­ре­ние, пос­коль­ку эти на­вы­ки поз­во­лят эф­фек­тив­но про­ти­вос­то­ять не­о­жи­дан­ным жиз­нен­ным си­ту­а­ци­ям и тем слож­нос­тям, ко­то­рые ста­вит пе­ред ни­ми действи­тель­ность», – счи­та­ет Габ­ри­э­ла То­па (Gabriela Topa), про­фес­сор со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии и пси­хо­ло­гии ор­га­ни­за­ций На­ци­о­наль­но­го уни­вер­си­те­та за­оч­но­го об­ра­зо­ва­ния (UNED). Но при этом она от­ме­ча­ет, что речь идет не о пря­мой вза­и­мос­вя­зи – «об­ра­зо­ва­ние ни­ко­му не га­ран­ти­ру­ет то­го, что он бу­дет счаст­ли­вым», а о кос­вен­ной: «Ес­ли у те­бя боль­ше спо­соб­нос­тей и средств, то ты смо­жешь луч­ше про­жить жизнь во всех ее про­яв­ле­ни­ях, вклю­чая слож­нос­ти, бо­лез­ни и смерть».

Хавь­ер Са­ли­нас об­ра­ща­ет вни­ма­ние на то обс­то­я­тель­ство, что со­от­но­ше­ние об­ра­зо­ва­ние-счастье не яв­ля­ет­ся ме­ха­ни­чес­ким и не всег­да ра­бо­та­ет. «Об­ра­зо­ва­ние рас­ши­ря­ет ту со­во­куп­ность благ, ко­то­ры­ми мо­жет поль­зо­вать­ся че­ло­век, так что чем вы­ше об­ра­зо­ва­тель­ный уро­вень, тем вы­ше спо­соб­ность оцен­ки цен­нос­тей, твор­чес­кой и сти­му­ли­ру­ю­щей де­я­тель­нос­ти, тем вы­ше бла­го­сос­то­я­ние. Но уро­вень об­ра­зо­ва­ния не­ук­лон­но рос пос­ле Вто­рой ми­ро­вой вой­ны, и нес­мот­ря на это, лю­ди ощу­ща­ют все бо­лее вы­со­кий уро­вень субъ­ек­тив­но­го бла­го­сос­то­я­ния», – счи­та­ет уче­ный. По его мне­нию, объ­яс­не­ние сос­то­ит в том, что бо­лее вы­со­кий об­ра­зо­ва­тель­ный уро­вень мо­жет дать боль­ше воз­мож­нос­тей, но при этом мо­жет так­же и выз­вать рост че­ло­ве­чес­ких зап­ро­сов и прев­ра­тить­ся, та­ким об­ра­зом, в ис­точ­ник не­у­дов­лет­во­рен­нос­ти. «Ес­ли в си­лу выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния у те­бя за­вы­шен­ные по­же­ла­ния по от­но­ше­нию к тво­е­му ста­ту­су, ра­бо­те и от­но­ше­ни­ям с ок­ру­жа­ю­щи­ми людь­ми, и эти по­же­ла­ния не ис­пол­ня­ют­ся, то ты по­чу­в­ству­ешь не­у­дов­лет­во­рен­ность. Со­от­ве­т­ствен­но, то счастье, ко­то­рое те­бе мо­жет дать об­ра­зо­ва­ние, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни бу­дет за­ви­сеть от тех ожи­да­ний, ко­то­рые ты воз­ла­га­ешь на от­да­чу от об­ра­зо­ва­ния», – ука­зы­ва­ет Са­ли­нас.

С точ­ки зре­ния ней­ро­на­у­ки, Ма­ну­эль Мар­тин Ло­э­чес по­яс­ня­ет, что, хо­тя об­ра­зо­ва­ние и обес­пе­чи­ва­ет бо­лее креп­кое здо­ровье, луч­шее бла­го­сос­то­я­ние и пре­дос­тав­ля­ет боль­ше ра­ци­о­наль­ных инстру­мен­тов для то­го, что­бы быть счаст­ли­вы­ми, при этом оно не яв­ля­ет­ся га­ран­ти­ей все­го это­го, пос­коль­ку не в сос­то­я­нии из­ме­нить ес­те­ст­вен­ную эво­лю­ци­он­ную тен­ден­цию лю­дей, ко­то­рая зак­лю­ча­ет­ся в том, что­бы вы­ше це­нить от­ри­ца­тель­ное, чем по­ло­жи­тель­ное. Имен­но эта чер­та в те­че­ние ты­ся­че­ле­тий обес­пе­чи­ва­ла вы­жи­ва­ние ро­да че­ло­ве­чес­ко­го.

Пет­ра Пе­рес Алон­со-Ге­та (Petra M. Perez Alonso-Geta), ант­ро­по­лог и за­ве­ду­ю­щая ка­фед­рой те­о­рии об­ра­зо­ва­ния в уни­вер­си­те­те Ва­лен­сии, счи­та­ет, что с ант­ро­по­ло­ги­чес­кой точ­ки зре­ния чис­то че­ло­ве­чес­кой от­ли­чи­тель­ной осо­бен­ностью яв­ля­ет­ся все­об­щее и не име­ю­щее чет­ко­го вы­ра­же­ния стрем­ле­ние к счастью. «Че­ло­век хо­чет быть счаст­ли­вым, не­за­ви­си­мо ни от че­го, и каж­дый счи­та­ет, что ка­кая-то вещь сде­ла­ет его счаст­ли­вым, но ког­да он ее дос­ти­га­ет, то вы­яс­ня­ет­ся, что она ему уже не нуж­на, и он стре­мит­ся к дру­гой фор­ме счастья. Но все де­ло в том, что нич­то не мо­жет обес­пе­чить веч­но­го счастья, лишь ка­кие-то от­дель­ные мо­мен­ты пол­но­ты ощу­ще­ний и расц­ве­та сил. Ведь счастье – это весь­ма лич­ное ощу­ще­ние, ко­то­рое ис­пы­ты­ва­ешь по ме­ре то­го, как твои же­ла­ния на­чи­на­ют со­от­ве­т­ство­вать ок­ру­жа­ю­щей действи­тель­нос­ти», – по­яс­ня­ет он. В ка­че­ст­ве при­ме­ра уче­ный при­во­дит убеж­ден­ность его сту­ден­тов в том, что они ста­нут счаст­ли­вы­ми, ког­да за­кон­чат уче­бу и по­лу­чат ра­бо­ту. Од­на­ко по­том, по­лу­чив ра­бо­ту, они тут же на­чи­на­ют ду­мать о том, что ра­бо­та долж­на бы­ла бы быть дру­гой, и вот тог­да они бы­ли бы по-нас­то­я­ще­му счаст­ли­вы­ми, «пос­коль­ку на­ши же­ла­ния всег­да опе­ре­жа­ют действи­тель­ность». Но да­же ес­ли об­ре­те­ние счастья бу­дет за­ви­сеть иск­лю­чи­тель­но от каж­до­го от­дель­но взя­то­го че­ло­ве­ка, Пе­рес Алон­со-Ге­та под­чер­ки­ва­ет, что су­ще­ст­ву­ют фак­то­ры обс­то­я­тель­ства, ко­то­рые по­мо­га­ют его дос­тичь, как, нап­ри­мер, хо­ро­шее здо­ровье или об­ра­зо­ва­ние. «Об­ра­зо­ва­ние не прес­ле­ду­ет в ка­че­ст­ве глав­ной на об­ре­те­ние счастья, но оно под­го­тав­ли­ва­ет те­бя к жиз­ни и по­мо­га­ет вый­ти за пре­де­лы пов­сед­нев­нос­ти, ста­вить пе­ред со­бой за­да­чи и выст­ра­и­вать нас­то­я­щее для их вы­пол­не­ния. И ког­да ты дос­ти­га­ешь этих це­лей, ты чувству­ешь пол­но­ту ощу­ще­ний. Об­ра­зо­ва­ние по­мо­га­ет те­бе по­нять, что счастье – это цель, ко­то­рая не за­ви­сит от дру­гих. Это неч­то та­кое, что мо­жешь пе­ре­жить толь­ко ты и имен­но ты мо­жешь на­ме­тить ша­ги к дос­ти­же­нию этой це­ли. Кро­ме то­го, это да­ет те­бе до­пол­ни­тель­ные воз­мож­нос­ти для эс­те­ти­чес­ко­го и ин­тел­лек­ту­аль­но­го нас­лаж­де­ния, вы­зы­ва­ю­щие по­ло­жи­тель­ные ощу­ще­ния и спо­со­б­ству­ю­щие об­ще­му бла­го­по­лу­чию», – по­ды­то­жи­ва­ет ис­сле­до­ва­тель.

По­зи­ци­он­ная цен­ность

Ис­сле­до­ва­ния со­от­но­ше­ния меж­ду об­ра­зо­ва­ни­ем и бла­го­по­лу­чи­ем, про­ве­ден­ные Хавь­е­ром Са­ли­на­сом, сви­де­тель­ству­ют о том, что не все об­ла­да­ют рав­ны­ми воз­мож­нос­тя­ми по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния: раз­ные воз­мож­нос­ти у муж­чин и жен­щин, у лю­дей из раз­ных со­ци­аль­ных сло­ев. «В то вре­мя как об­ра­зо­ва­ние са­мо по се­бе ока­зы­ва­ет по­ло­жи­тель­ное вли­я­ние на со­ци­аль­ное по­ло­же­ние жен­щин и их удов­лет­во­рен­ность жизнью, муж­чи­ны ско­рее рас­смат­ри­ва­ют его как ору­дие и по­лу­ча­ют удов­лет­во­ре­ние от об­ра­зо­ва­ния пос­ре­д­ством улуч­ше­ния по­вы­ше­ния сво­е­го про­фес­си­о­наль­но­го ста­ту­са и прод­ви­же­ния по ра­бо­те», – счи­та­ет за­ве­ду­ю­щий ка­фед­рой эко­но­ми­ки и фи­нан­сов в мад­ри­дс­ком Ав­то­ном­ном уни­вер­си­те­те.

И до­бав­ля­ет, что сте­пень удов­лет­во­рен­нос­ти, ко­то­рую да­ет об­ра­зо­ва­ние, за­ви­сит от со­ци­аль­ной сре­ды, в ко­то­рой оби­та­ет че­ло­век. «Об­ра­зо­ва­ние тес­но свя­за­но с по­ни­ма­ни­ем счастья в ме­нее раз­ви­тых стра­нах, в то вре­мя как в стра­нах с бо­лее вы­со­ким до­хо­дом на ду­ше на­се­ле­ния эта связь не столь яр­ко вы­ра­же­на или да­же име­ет от­ри­ца­тель­ный ха­рак­тер», – от­ме­ча­ет Са­ли­нас. По­то­му что, как и в слу­чае с бо­га­т­ством, об­ра­зо­ва­ние предс­тав­ля­ет со­бой по­зи­ци­он­ную цен­ность. Со­от­ве­т­ствен­но, в тех стра­нах, где очень ма­ло лю­дей с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем, те, кто его име­ют, на­хо­дят­ся в при­ви­ле­ги­ро­ван­ном по­ло­же­нии по от­но­ше­нию к ос­таль­ным, что по­ло­жи­тель­но ска­зы­ва­ет­ся на их бла­го­по­лу­чии и удов­лет­во­рен­нос­ти. А в стра­нах, где уже мно­гие име­ют выс­шее или сред­нее об­ра­зо­ва­ние, это обс­то­я­тель­ство уже не так силь­но вли­я­ет на их со­ци­аль­ный ста­тус. «И в раз­ви­тых стра­нах сте­пень удов­лет­во­рен­нос­ти от об­ра­зо­ва­ния раз­лич­ная у лю­дей с низ­ки­ми и сред­ни­ми или вы­со­ки­ми до­хо­да­ми. В этих стра­нах боль­ше лю­дей, име­ю­щих выс­шее или сред­нее об­ра­зо­ва­ние, и это дос­ти­же­ние уже не це­нит­ся столь вы­со­ко и не име­ет столь ре­ша­ю­ще­го зна­че­ния», – до­бав­ля­ет он.

Источник:

 

inosmi.ru

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS