Печать


Реквием кафедре архитектуры
Александр Белкин

Александр Николаевич Белкин – профессор, заведующий кафедрой архитектуры Московского института коммунального хозяйства и строительства

Система образования – как ее форма, так и содержание – стала одним из последних бастионов, удерживающих целостность страны и культуры народа. Так называемое реформирование образования, планомерно ведущееся не первое десятилетие, давно не выглядит как процесс целенаправленного улучшения образования как такового, а является полем битвы политических, идеологических и экономических интересов самых разных действующих лиц. В этой связи то, что раньше было «системой образования», сегодня представляет собой пейзаж театра незавершенных военных действий, на котором среди руин и воронок еще просматриваются отдельные недобитые формирования и неразрушенные сооружения.  Сейчас мы переживаем период очередного массированного налета вражеской авиации, подкрепленного действиями диверсионных групп. Статья профессора, заведующего кафедрой архитектуры Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства А.Н. Белкина является, по существу, фронтовой сводкой, письмом с передовой. С тем лишь существенным отличием, что война-то идет, только линия фронта проходит повсюду и враг многолик. Горечь профессионала с более чем сорокалетним педагогическим стажем работы в ВУЗе, не желающего безмолвно и безропотно присутствовать на казни кафедры, в истории которой блестящие имена и подлинные достижения чувствуется и вызывает не только сочувствие, но и желание сделать все для спасения отечественного образования, а, по существу – самого Отечества.

 

Осенью 1978 года, через год после аспирантуры архитектурного института и защиты диссертации, я пришел работать на кафедру архитектуры ВЗИСИ –Всесоюзного заочного инженерно-строительного института. Заведующий кафедрой Николай Николаевич Миловидов – изящный невысокий человек с седеющей бородкой, сводил меня к проректору по учебной работе и отправил читать лекции в город Орехово-Зуево: там был один из многих учебно-консультационных пунктов института. Так началось мое знакомство с кафедрой, а позднее, когда я ближе познакомился с коллективом, мне сказали: «Вы отсюда никуда не уйдете, Вам здесь понравится». Незаметно и очень быстро прошли 34 года, случилось как и было предсказано.

 

ИНСТИТУТ

Институт был большим, в иные годы до 24000 студентов, и интересно устроенным. Помимо основного института в Москве, существовали учебно-консультационные пункты (УКП),  десятки которых были разбросаны по всей стране, занятия велись командированными столичными преподавателями прямо на месте. Мест этих, ставших рабочими, например, для меня, набралось довольно много: Кострома, Тамбов, Орел, Смоленск, Калининград, Орехово-Зуево, Сергиев Посад, Егорьевск, Зарайск и др.

Как и следует из названия, в институте учились заочно будущие специалисты разных инженерно-строительных профессий. Заочников было три вида: московские, закрепленные за учебно-консультационными пунктами и так называемые «внешние», дважды в год приезжавшие в Москву на месячную сессию. Москвичи учились фактически как вечерники – по две пары после работы. «Внешники», то есть те, которых трудно объединить где-либо из-за территориальной разбросанности или частой перемены мест работы и проживания,  свойственной строителям, имели очень плотный график в течение сессионного месяца, вмещавшего установочные и обзорные лекции, практические и лабораторные занятия. Контрольные и курсовые работы и проекты присылались по почте между сессиями на кафедры, проверялись, рецензировались и отсылались обратно. Так что на сессию студенты привозили исправленные по замечаниям преподавателей работы. На время дипломного проектирования все студенты превращались в очников, приезжали в Москву на несколько месяцев.

Эта форма образования была очень эффективна, с открытия в 1944 году   институтом подготовлено около 200000 инженеров строительных специальностей, многие из выпускников прославили свою «Alma Mater».

 

КАФЕДРА

Кафедра архитектуры, основополагающая в программе обучения строителей и поэтому важнейшая в институте, оказалась еще и интереснейшим творческим коллективом, состоящим из ярких неординарных личностей. Видимо, этому способствовала специфика заочного вуза, где преподаватели менее заняты воспитательной и общественной работой, студенческими практиками, поэтому  могут больше времени и сил отдать научной, методической и творческой работе. Для подтверждения этого вернее всего персоналии, пусть и краткие, и о немногих.

Борис Петрович Михайлов, заведующий кафедрой, доктор архитектуры и доктор технических наук, профессор, автор известного учебника по истории моровой и отечественной архитектуры, соавтор и редактор знаменитого двухтомника «Всеобщая история архитектуры», книг «Витрувий и Эллада», «Мосты новой Москвы».

Константин Степанович Мельников, доктор архитектуры, профессор, заслуженный архитектор РСФСР, великий архитектор ХХ столетия, автор общеизвестных проектов и построек, во многом определивших развитие мировой архитектуры.


 

Павел Петрович Сербинович, кандидат технических наук, доцент, автор многих учебников по архитектуре для студентов инженерно-строительных специальностей, издававшихся и переиздававшихся с 60-х до конца 70-х годов, из них особенно популярны «Гражданские здания массового строительства» и «Общественные здания».

Юрий Степанович Яралов, заведующий кафедрой, доктор архитектуры, профессор, автор здания театра в Аштараке, фундаментальной книги-исследования «Национальное и интернациональное в советской архитектуре», многолетний директор всесоюзного научно-исследовательского института истории и теории архитектуры.

Борис Яковлевич Орловский, кандидат архитектуры, профессор, заслуженный строитель РСФСР, рекордсмен, написавший более 20 учебников по архитектуре, издававшихся и переиздававшихся в 60-е, – 80-е годы. Среди них «Промышленные здания», выдержавшие 5 изданий.

Николай Николаевич Миловидов, заведующий кафедрой, профессор, заслуженный деятель искусств ЯАССР, УзССР, РСФСР, лауреат Государственной премии, автор учебников и учебных пособий, а главное – многих известных памятников и мемориальных комплексов. Его произведения находятся в Москве, Твери, Туле, Ростове-на-Дону, Новокузнецке, Якутске, Барановичах, Алма-Ате, Ташкенте, Элисте и других городах нашей, некогда необъятной Родины.

Рядом с ними – возможно менее известные и титулованные, но тоже яркие люди, авторы книг и статей, учебников и методичек, проектов и построек – штатные профессора, доценты, преподаватели и совместители, почасовики из числа практикующих архитекторов, особо ценные для дипломного проектирования.

Сочинение учебников сотрудниками кафедры имело не ограниченное внутривузовское значение, а общесоюзное. Кафедра, как и другие профильные кафедры института создавала не менее половины учебников по профессиональным дисциплинам, которыми пользовались преподаватели и студенты всей страны с 60-х годов прошлого века.

Важнейшая и принципиальная особенность кафедры – активное участие ее сотрудников в экспериментальном и реальном архитектурном проектировании, деятельности Союза архитекторов. В «послужном списке» кафедры участие коллектива в таких творческих соревнованиях как конкурс на проект мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве, всесоюзного конкурса на проекты реконструкции жилых домов первых серий массового индустриального строительства, конкурсы на проект памятного знака «Буйничское поле» на пятом километре шоссе Могилев-Бобруйск, на монуменальную архитектурно-художественную композицию «Астрахань – город революционных, трудовых и боевых традиций, конкурсы на памятный знак московским архитекторам, павшим смертью храбрых на полях сражений Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г., на парк в городе Пушкино, международный конкурс на реконструкцию конторского здания в Пирее, в Греции.

Хотелось бы рассказать еще обо многом, а, главное, назвать еще многих. Но боюсь на всех не хватит ни места, ни времени. Потому что колокол звонит не только по тебе. Если нелепые намерения и реальные действия властей в области образования продлятся, то колокол прозвонит по всем… и замолкнет если не навсегда, то надолго.

 

МИНИСТЕРСТВО

Известно, что главные проблемы образования – вне его структуры. Образование внятно отражает общую ситуацию: остановленным заводам не нужны инженеры, заброшенным полям – агрономы.  И более чем двадцатилетний явный процесс ликвидации страны – народа, территории и организующего их государства был бы неполон и неэффективен без ликвидации образования.

Погром образования начался вместе с разрушением СССР, хотя заметным этот процесс становится не сразу. Остановка заводов и прекращение выпуска продукции оказалось более быстрым делом, чем полное прекращение образовательного процесса. Кстати следует заметить, что обратные процессы восстановления, буде кто-то захочет и сможет их осуществить, имеют те же временные особенности: завод запустить и получить продукцию можно быстрее, чем открыть институт и получить специалиста.

Этапы погрома некогда лучшего в мире образования со временем проявляются все ярче, крепок человек задним умом:

1 – резкое, до недостаточности жизнеобеспечения (25% от необходимого минимума) снижение зарплат. Оно заставило действующих преподавателей уходить из государственного вуза или совмещать несколько работ или побираться, вымогая недостающее у учащихся. Все варианты несовместимы не только с развитием, улучшением образования, но неизбежно ведут к снижению его уровня до полной профанации и последующей ликвидации. Оно же, это снижение зарплат, блокирует приток новых сотрудников, в первую очередь молодых специалистов, перспективных выпускников, для которых в условиях, например, Москвы две трети этой издевательской зарплаты составляют расходы на общественный транспорт. Без притока молодежи на кафедры образование обречено на ликвидацию по естественной убыли. Уже есть много кафедр, где самому молодому сотруднику 60-65 лет, то есть все – пенсионеры и о преемственности, без которой нет развития, в отсутствие преемников, речь идти не может.

2 – разрешение и даже стимулирование открытия частных высших учебных заведений, благополучно пребывающих вне традиций национальной высшей школы, вне контроля качества обучения и – важно отметить: вне ликвидационной политики министерства.

3 – введение платного образования в действующей форме – недопустимая в педагогике замена отношений «ученик – учитель» на «заказчик – подрядчик»; процесса образования и воспитания на «оказание образовательных услуг». При этом у нас есть довоенный опыт платного высшего образования, когда трехлетняя работа по распределению – там, где ты нужен стране, освобождала молодого специалиста от выданного государством в начале его учебы кредита на образование. При таком подходе видна логика и целесообразность, а не поиски повода для оправдания стремления к наживе и моральной безответственности.

4 – разрушающая смыслы подмена понятий, сначала кажущаяся переименованием, но на деле ведущая, в конце концов,  к ликвидации образования:

– организация массового и при этом неграмотного переименования специализированных вузов в университеты (а для этого введение непрофильных специальностей) и, для пущей путаницы, в академии. Нельзя не заметить общих черт и приемов демонтажа, применяемых для разрушения разных сфер жизни и деятельности нашей страны: например, в Москве все булочные (заведения специализированные) превратились пусть в маленькие, но гастрономчики, то есть заведения универсальные, но низкопробные.

– разрушение сложившихся в стране и связанных с производственной деятельностью квалификационных уровней «техник» и «инженер» делением последнего на «бакалавра» и «магистра». Не знаю как в других областях, но в строительстве это дробление уничтожает инженера-проектировщика, то есть главное и самое ценное творческое звено инженерного дела, а ответственного инженера-исполнителя, производителя работ практически низводит до уровня техника. Внимание! Отвечать за прочность будет некому, здания, сооружения и их конструкции будут падать на головы потомков в том числе инициаторов и проводников болонского процесса.

–  введение в учебно-методический обиход новых, часто просто неверных по смыслу терминов: вместо «знания, умения и навыки» – «компетенции», вместо «специальность» – «профиль», вместо «36 учебных часов» – «зачетная единица», при этом с непрофессиональным и бессмысленным содержанием.

– введение особой статусности «национальный научно-исследовательский университет» и назначение оными избранных вузов. Но ведь любой вуз не только учебное, но и научное учреждение. А вот бюджетное финансирование исследований было бы полезней не избранным неизвестно как и назначенным главными  заведениям, а всяким, но по достигнутым или обоснованно ожидаемым научным результатам.


5 – незаслуженное унижение вузов нелепыми «рейтингами» и псевдооценкой «эффективности», сочиненной не просто непрофессионалом, а хамом и вредителем.

6 – отдельный удар был нанесен погромщиками специально по заочному образованию. Этот удар состоял в запрещении ведения занятий – лекций, практических, лабораторных на представительствах (так были переименованы учебно-консультационные пункты) института. Когда-то в Москве было 11 всесоюзных заочных институтов, плотной сетью УКП накрывавших нашу страну. В некоторых из них количество УКП достигало семи десятков. Эта система заочного образования не просто отражала особенности большой по площади страны с неравномерно распределенным небольшим по численности населением, но была необходимым инструментом ее развития. Вместо представительств велено было создавать филиалы с минимальной численностью студентов в 500 человек, своими кафедрами, аттестацией и прочими атрибутами небольшого, но отдельного вуза. Понятно, что в небольших городах это невозможно и означает уничтожение хорошо выстроенной системы заочного образования.

7 – Нынешний этап погрома образования – финальный. Измордованные вузы с не успевшими вовремя умереть пенсионерами, обремененными учеными степенями и званиями, объединяют друг с другом, «сливают». Причем не как равные, а путем поглощения «сильными» «слабых», назначенными лучшими – назначенных худшими, избранными – малых сих. Министерство при этом не желает само принимать решений и нести за них ответственность. Вузам выкручивают руки разнообразными способами, сводящимися к одному – самим и на свои деньги купить веревку и мыло, самим засунуть голову в петлю и самим выбить табуретку из-под ног. А министр, получив таким способом выдавленное, а то и вовсе подложное решение ученого совета, будет говорить в СМИ о слиянии исключительно по инициативе вузов. Смысл процесса – ликвидация образования через разрушение остатков коллективов, методических и научных школ, достижений прежних лет, немногих и небольших, но в современных условиях героических успехов, стирание славных имен, потеря символов.

Сказанное о высшем, специальном образовании, естественно опирается на руины общего среднего – школу. Там не только пресловутый ЕГЭ, там смена иерархии предметов-дисциплин, направленная не на формирование научного мировоззрения, а на его ликвидацию. Чего стоит хотя бы необязательность не только черчения, но и физики! Как же тогда «главный» предмет – ОБЖ, возможно ли обеспечить безопасность жизнедеятельности без знания физики? Не оттуда ли детские самоубийства с высоты с криками «я покемон!».

 

ИНСТИТУТ

То спасаясь от напастей, то выполняя директивы славный ВЗИСИ уже дважды переименовывался, сперва стал МИКХиС, потом МГАКХиС – Московской государственной академией коммунального хозяйства и строительства. После длительной экспертизы министерство образования  высочайше даровало нашей академии статус университета приказом от 4 октября. А через 11 дней объявило о слиянии с МГСУ – Московским государственным строительным университетом, называя, впрочем, в приказе им же отмененным именем «академия». Объявило вопреки воле Ученого совета. Что и говорить, министерство образования  -чрезвычайно эффективный менеджер-ликвидатор образования в России.

КАФЕДРА

Если еще не закрыто в стране общество охраны памятников истории и культуры, значит в нашем обществе существует представление о культурных ценностях? И разве не является культурной ценностью созданный за многие десятилетия дееспособный и действующий творческий коллектив – преемник предшествующих поколений? Все написанные нами книги и созданные проекты, все подготовленные нами инженеры и ученые – не памятник коллективу – творцу культуры?

Какой смысл заложен в процессе слияния вузов, если он ведет к обеднению культурного поля и ликвидации объединяемых творческих коллективов – кафедр? Только один – ликвидация отечественного образования. Ведь если объединить «Виртуозов Москвы» с «Машиной времени», то независимо от того, кто будет руководить – Спиваков или Макаревич, мы лишимся двух явлений культуры и крайне маловероятно, что получим взамен хотя бы одно.

Мы так много теряли за последнюю четверть века, так много продолжаем терять, что не можем не заметить общих черт и приемов демонтажа, применяемых для разрушения разных сфер жизни и деятельности нашей страны.

Поэтому простите и прощайте товарищи и друзья, поколения сотрудников кафедры. Грязный поток погрома образования в России смывает и нас, и Ваши могилы.

Статья в сокращенном варианте («Погромщики») опубликована в газете «Завтра», №1, 02 января 2013 г.  http://www.zavtra.ru/content/view/pogromschiki-2013-01-02-000000/