Печать



Митрополит Волоколамский Иларион избран заведующим кафедрой теологии МИФИ

Кафедра теологии МИФИ: религия и наука
Артем Кречетников

В Московском инженерно-физическом институте (МИФИ) будет образована кафедра теологии, сообщили в отделе внешних церковных связей Русской православной церкви.

Ког­да она нач­нет ра­бо­ту, не­из­ве­ст­но. По­лу­чить офи­ци­аль­ный ком­мен­та­рий от ру­ко­во­д­ства МИ­ФИ не уда­лось. Од­на­ко гла­ва от­де­ла внеш­них цер­ков­ных свя­зей мит­ро­по­лит Ила­ри­он, выс­ту­пая в по­не­дель­ник пе­ред сту­ден­та­ми и пре­по­да­ва­те­ля­ми МИ­ФИ в при­су­т­ствии рек­то­ра Ми­ха­и­ла Стри­ха­но­ва, го­во­рил о ее соз­да­нии и сво­ем наз­на­че­нии за­ве­ду­ю­щим ка­фед­рой как о свер­шив­ших­ся фак­тах.

Со­об­ща­ет­ся, что курс бо­гос­ло­вия бу­дет для бу­ду­щих фи­зи­ков фа­куль­та­тив­ным, а за­ня­тия ста­нут вес­ти пра­вос­лав­ные свя­щен­ни­ки.

О важ­нос­ти но­вой ини­ци­а­ти­вы в гла­зах РПЦ сви­де­тель­ству­ет то, что ру­ко­во­дить ка­фед­рой бу­дет че­ло­век №2 в Мос­ко­вс­ком пат­ри­ар­ха­те.

Ка­фед­ры те­о­ло­гии уже су­ще­ст­ву­ют в со­ро­ка с лиш­ним светс­ких ву­зах Рос­сии.

Мно­гие ком­мен­та­то­ры го­во­рят в свя­зи с этим о про­дол­же­нии кле­ри­ка­ли­за­ции об­ще­ст­ва, а ин­тер­нет-поль­зо­ва­те­ли сар­кас­ти­чес­ки предс­ка­зы­ва­ют ско­рую за­щи­ту в МИ­ФИ дис­сер­та­ции на те­му «Сто­хас­ти­чес­кие флук­ту­а­ции и их вли­я­ние на ки­не­ти­ку ра­ди­а­ци­он­ных де­фек­тов в об­лу­ча­е­мых ме­тал­лах на при­ме­ре ка­ди­ла».

Еще в 2007 го­ду де­сять действи­тель­ных чле­нов Рос­сийс­кой ака­де­мии на­ук, в том чис­ле ла­у­ре­а­ты Но­бе­ле­вс­кой пре­мии по фи­зи­ке Ви­та­лий Гинз­бург и Жо­рес Ал­фе­ров, в отк­ры­том пись­ме Вла­ди­ми­ру Пу­ти­ну вы­ра­зи­ли опа­се­ния в свя­зи с «ак­тив­ным про­ник­но­ве­ни­ем церк­ви во все сфе­ры об­ще­ст­вен­ной жиз­ни», в част­нос­ти, в об­ра­зо­ва­ние и на­у­ку. Из­ве­ст­ные со­бы­тия пос­лед­не­го вре­ме­ни сде­ла­ли те­му кле­ри­ка­ли­за­ции еще ак­ту­аль­нее.

В РПЦ от­ри­ца­ют по­ли­ти­чес­кий под­текст про­ис­хо­дя­ще­го и ут­ве­рж­да­ют, что на­у­ка и ре­ли­гия не про­ти­во­ре­чат друг дру­гу.

Крест на мес­те сту­ден­та

От­но­ше­ния МИ­ФИ и РПЦ име­ют оп­ре­де­лен­ную ис­то­рию.

4 мар­та 2010 го­да пат­ри­арх Ки­рилл ос­вя­тил в ву­зе до­мо­вый храм в честь Смо­ле­нс­кой ико­ны Божь­ей Ма­те­ри, обо­ру­до­ван­ный в цо­коль­ном эта­же глав­но­го кор­пу­са на мес­те быв­шей раз­де­вал­ки. С тех пор в нем ре­гу­ляр­но со­вер­ша­ют­ся бо­гос­лу­же­ния.

Ви­зит пат­ри­ар­ха соп­ро­вож­дал­ся скан­да­лом. Часть сту­ден­тов воз­му­ти­лась ре­ше­ни­ем рек­то­ра уб­рать из внут­рен­не­го дво­ра уни­вер­си­те­тс­ко­го го­род­ка куль­то­вый па­мят­ник «МИ­ФИ­чес­ко­му сту­ден­ту» и вод­ру­зить на его мес­те крест. При этом уче­ный со­вет при­су­дил пат­ри­ар­ху зва­ние по­чет­но­го док­то­ра уни­вер­си­те­та, а тот наг­ра­дил Ми­ха­и­ла Стри­ха­но­ва цер­ков­ным ор­де­ном свя­то­го Да­ни­ила Мос­ко­вс­ко­го.

В со­об­ще­ни­ях на ин­тер­нет-фо­ру­ме МИ­ФИ го­во­ри­лось, что «доб­ро­воль­ный по­ря­док по­се­ще­ния встре­чи с пат­ри­ар­хом на са­мом де­ле обер­нул­ся обя­за­лов­кой, так как наб­рать нуж­ное чис­ло сту­ден­тов, что­бы за­пол­нить ау­ди­то­рию, не по­лу­чи­лось», а воп­ро­сы гла­ве РПЦ ад­ми­ни­ст­ра­ция ву­за под­ве­рг­ла пред­ва­ри­тель­но­му от­бо­ру.

Де­ло доб­ро­воль­ное?

«На­до за­кан­чи­вать со всем этим мра­ко­бе­си­ем», – за­я­вил Рус­ской служ­бе Би-би-си ди­рек­тор Меж­ду­на­род­но­го инс­ти­ту­та по­ли­ти­чес­кой экс­пер­ти­зы Ев­ге­ний Мин­чен­ко.

«Ка­фед­ры те­о­ло­гии долж­ны быть в со­от­ве­т­ству­ю­щих учеб­ных за­ве­де­ни­ях, а в сис­те­ме го­су­да­р­ствен­но­го светс­ко­го об­ра­зо­ва­ния это­го быть не долж­но. У нас го­су­да­р­ство от­де­ле­но от церк­ви. Оче­вид­но ан­ти­ко­нс­ти­ту­ци­он­ное ре­ше­ние», – счи­та­ет по­ли­то­лог.

Пра­вос­лав­ный бо­гос­лов, про­фес­сор МГУ и Мос­ко­вс­кой ду­хов­ной ака­де­мии ди­а­кон Анд­рей Ку­ра­ев ут­ве­рж­да­ет, что о на­вя­зы­ва­нии сту­ден­там МИ­ФИ ре­ли­ги­оз­но­го ми­ро­во­з­зре­ния речь не идет.

«МИ­ФИ, ко­неч­но, не бу­дет го­то­вить те­о­ло­гов. Это прос­то зна­ко­м­ство с ми­ром пра­вос­лав­ной куль­ту­ры, с ми­ром хрис­ти­а­нс­кой мыс­ли», – за­я­вил он Рус­ской служ­бе Би-би-си.


Мит­ро­по­лит Ила­ри­он приз­вал сде­лать но­вую ка­фед­ру «мес­том сво­бод­ной ака­де­ми­чес­кой дис­кус­сии» и сде­лал упор на то, что МИ­ФИ дол­жен да­вать фун­да­мен­таль­ное уни­вер­си­те­тс­кое об­ра­зо­ва­ние, пре­дус­мат­ри­ва­ю­щее ши­ро­кий гу­ма­ни­тар­ный кру­го­зор.

По его сло­вам, «вы­зы­ва­ет смех», ког­да лю­ди, «блес­тя­ще эру­ди­ро­ван­ные в раз­ных об­лас­тях», при этом вы­да­ют пер­лы вро­де «му­суль­ма­нс­кая цер­ковь», и не­об­хо­ди­мо «пре­о­до­ле­ние этой не­ком­пе­те­нт­нос­ти и не­ве­же­ст­ва».

«Я хо­тел бы под­че­рк­нуть, что ка­фед­ра те­о­ло­гии пред­по­ла­га­ет изу­че­ние те­о­ло­ги­чес­ких дис­цип­лин на доб­ро­воль­ной ос­но­ве, то есть ник­то не бу­дет при­нуж­дать че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го не ин­те­ре­су­ют те­о­ло­ги­чес­кие проб­ле­мы, их изу­чать и ими за­ни­мать­ся», – до­ба­вил он.

За­чем ядер­щи­кам бо­гос­ло­вие?

От­ве­чая на воп­рос Би-би-си, не ос­та­нет­ся ли в та­ком слу­чае ка­фед­ра без слу­ша­те­лей, Анд­рей Ку­ра­ев вы­ра­зил уве­рен­ность, что это­го не слу­чит­ся.

«Я нес­коль­ко раз чи­тал лек­ции в МИ­ФИ, и, по мо­е­му опы­ту, там есть жи­вой ин­те­рес. Это за­ме­ча­тель­ные ре­бя­та, ум­ные, ко­лю­чие, тре­бу­ю­щие ло­ги­ки и до­ка­за­тельств. А для цер­ков­ных лю­дей то­же по­лез­но на­хо­дить­ся под прис­таль­ным дис­кус­си­он­ным при­це­лом», – за­я­вил он.

Мно­гие ве­ру­ю­щие по­ла­га­ют, что ес­те­ст­вен­но­на­уч­ные отк­ры­тия пос­лед­них де­ся­ти­ле­тий подт­ве­рж­да­ют их ми­ро­во­з­зре­ние. На­у­ка и ре­ли­гия не нас­толь­ко не­сов­мес­ти­мы, как предс­тав­ля­лось сто лет на­зад, и до­во­ды ти­па «Га­га­рин ле­тал – Бо­га не ви­дал» оп­ро­вер­га­ют не ре­ли­гию, а при­ми­тив­ное предс­тав­ле­ние о ней.

Са­мый расп­ро­ст­ра­нен­ный ар­гу­мент, из­ве­ст­ный да­же ди­ле­тан­там – те­о­рия «Боль­шо­го взры­ва», весь­ма по­хо­же­го на акт сот­во­ре­ния ми­ра.

Не­ко­то­рые уче­ные, по­зи­ци­о­ни­ру­ю­щие се­бя в ка­че­ст­ве аг­нос­ти­ков и из­бе­га­ю­щие сло­ва «Бог», не иск­лю­ча­ют при этом су­ще­ст­во­ва­ния, как вы­ра­жа­ют­ся на За­па­де, Ра­зум­но­го Конструк­то­ра Все­лен­ной.

«Сре­ди уче­ных-ес­те­ст­вен­ни­ков есть как ве­ру­ю­щие, так и не­ве­ру­ю­щие. Но этот лич­ный вы­бор не мо­жет быть аб­со­лют­но отор­ван от про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­нос­ти, по­то­му что, так или ина­че, эти сфе­ры смы­ка­ют­ся. Че­ло­век, ко­то­рый изу­ча­ет фи­зи­чес­кие за­ко­ны бы­тия, стро­е­ние Все­лен­ной, в ка­кой-то мо­мент не­из­беж­но под­хо­дит к воп­ро­су о том, как все это по­я­ви­лось»,– за­я­вил в МИ­ФИ мит­ро­по­лит Ила­ри­он.

«Я скло­нен ду­мать, что ка­фед­ра те­о­ло­гии в сте­нах имен­но это­го ву­за мо­жет иг­рать очень су­ще­ст­вен­ную но­ва­то­рс­кую роль в том пла­не, что она бу­дет спо­со­б­ство­вать ди­а­ло­гу меж­ду ре­ли­ги­ей и ес­те­ст­вен­но­на­уч­ным зна­ни­ем, а та­кой ди­а­лог сей­час очень не­об­хо­дим как для но­си­те­лей ес­те­ст­вен­но­на­уч­но­го зна­ния, так и для но­си­те­лей ре­ли­ги­оз­ных тра­ди­ций», – до­ба­вил он.

Ве­ру­ю­щие фи­зи­ки

Зай­мет­ся ли но­вая ка­фед­ра по­доб­ны­ми изыс­ка­ни­я­ми, или ог­ра­ни­чит­ся прос­ве­ти­тельс­ки­ми за­да­ча­ми?

«Бы­ло бы хо­ро­шо, ес­ли бы это нап­рав­ле­ние при­су­т­ство­ва­ло», – счи­та­ет Анд­рей Ку­ра­ев.

Глав­ное пре­пя­т­ствие – прак­ти­чес­ки пол­ное от­су­т­ствие лю­дей, спо­соб­ных ком­пе­те­нт­но рас­суж­дать на та­кие те­мы.

По сло­вам Ку­ра­е­ва, ка­фед­ра не ста­вит пе­ред со­бой за­да­чи вос­пи­тать ве­ру­ю­щих фи­зи­ков.

«Бы­ло бы неп­ло­хо вос­пи­тать хо­тя бы не­ве­ру­ю­щих фи­зи­ков, но по­ни­ма­ю­щих, что та­кое на­уч­ное мыш­ле­ние и где его гра­ни­цы, а не ба­лу­ю­щих­ся ок­культ­ны­ми те­о­ри­я­ми вро­де вол­но­вой ге­не­ти­ки и тор­си­он­ных по­лей», – го­во­рит он.

Ев­ге­ний Мин­чен­ко, со сво­ей сто­ро­ны, по­ла­га­ет, что фи­ло­со­фс­кие раз­мыш­ле­ния на сты­ке фи­зи­ки и бо­гос­ло­вия – де­ло по­лез­ное, но за­ни­мать­ся ими сле­ду­ет не под пат­ро­на­жем го­су­да­р­ства.

«Есть ес­те­ст­вен­но­на­уч­ные зна­ния, ко­то­рые уче­ные пре­дос­тав­ля­ют в рас­по­ря­же­ние об­ще­ст­ва, и лю­бые об­ще­ст­вен­ные груп­пы, в том чис­ле РПЦ, впра­ве их ин­те­рп­ре­ти­ро­вать. Но де­лать это нуж­но за пре­де­ла­ми го­су­да­р­ствен­ных учеб­ных за­ве­де­ний и за свои день­ги», – за­я­вил он.

Куз­ни­ца Но­бе­ле­вс­ких ла­у­ре­а­тов

МИ­ФИ – зна­ме­ни­тый вуз, ве­ду­щий свою ро­дос­лов­ную от ос­но­ван­но­го в 1942 го­ду Мос­ко­вс­ко­го ме­ха­ни­чес­ко­го инс­ти­ту­та бо­еп­ри­па­сов и на про­тя­же­нии де­ся­ти­ле­тий го­то­вив­ший элит­ные кад­ры для атом­ной про­мыш­лен­нос­ти и на­уч­ных цент­ров. Из его стен выш­ли пять Но­бе­ле­вс­ких ла­у­ре­а­тов и 21 ака­де­мик.

Инс­ти­тут рас­по­ла­га­ет собствен­ным ис­сле­до­ва­тельс­ким ре­ак­то­ром. В нас­то­я­щее вре­мя на се­ми фа­куль­те­тах обу­ча­ют­ся око­ло 9,5 ты­сяч сту­ден­тов и ас­пи­ран­тов.

В 2008 го­ду вуз был пе­ре­и­ме­но­ван в На­ци­о­наль­ный ис­сле­до­ва­тельс­кий ядер­ный уни­вер­си­тет, но сох­ра­нил ле­ген­дар­ный со­ве­тс­кий бренд и офи­ци­аль­но на­зы­ва­ет­ся НИ­ЯУ МИ­ФИ.

Вос­хо­дя­щая звез­да РПЦ

46-лет­ний мит­ро­по­лит Во­ло­ко­ла­мс­кий Ила­ри­он (Гри­го­рий Ва­лерь­е­вич Ал­фе­ев), воз­ве­ден­ный в ны­неш­ний сан два го­да на­зад, яв­ля­ет­ся, по оцен­кам экс­пер­тов, пра­вой ру­кой и про­те­же пат­ри­ар­ха Ки­рил­ла. За­ни­ма­ет пос­ты гла­вы от­де­ла внеш­них цер­ков­ных свя­зей, пред­се­да­те­ля Си­но­даль­ной биб­лейс­ко-бо­гос­ло­вс­кой ко­мис­сии, рек­то­ра Об­ще­цер­ков­ной ас­пи­ран­ту­ры и док­то­ран­ту­ры, ви­ка­рия пат­ри­ар­ха.

Он ро­дил­ся в сто­лич­ной ин­тел­ли­ге­нт­ной семье, к ве­ре, по его собствен­ным сло­вам, при­шел в 15 лет. Учил­ся на ком­по­зи­то­рс­ком фа­куль­те­те Мос­ко­вс­кой кон­сер­ва­то­рии, по­ми­мо ду­хов­ной ака­де­мии, окон­чил Окс­фо­р­дский уни­вер­си­тет со сте­пенью док­то­ра фи­ло­со­фии. Ав­тор тру­дов по те­о­ло­гии и ис­то­рии церк­ви, а так­же му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний.

Про­вел мно­го лет за гра­ни­цей, слу­жил и пре­по­да­вал бо­гос­ло­вие в США, Бри­та­нии и Бель­гии, возг­лав­лял Венс­кую и Вен­ге­рс­кую епар­хию РПЦ.

Не­од­нок­рат­но выс­ту­пал за сох­ра­не­ние хрис­ти­а­нс­ких ос­нов ев­ро­пейс­кой ци­ви­ли­за­ции и сот­руд­ни­че­ст­во хрис­ти­а­нс­ких церк­вей, что не ме­ша­ло ему жест­ко кри­ти­ко­вать по не­ко­то­рым воп­ро­сам Ва­ти­кан и Конс­тан­ти­но­польс­кий пат­ри­ар­хат. Выс­ка­зы­вал­ся в под­де­рж­ку час­тич­но­го упот­реб­ле­ния при бо­гос­лу­же­нии сов­ре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка.

Источник:

 

bbc.co.uk