Четверг, 18 Июля, 2019
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Мит­ро­по­лит Ила­ри­он приз­вал сде­лать но­вую ка­фед­ру «мес­том сво­бод­ной ака­де­ми­чес­кой дис­кус­сии» и сде­лал упор на то, что МИ­ФИ дол­жен да­вать фун­да­мен­таль­ное уни­вер­си­те­тс­кое об­ра­зо­ва­ние, пре­дус­мат­ри­ва­ю­щее ши­ро­кий гу­ма­ни­тар­ный кру­го­зор.

По его сло­вам, «вы­зы­ва­ет смех», ког­да лю­ди, «блес­тя­ще эру­ди­ро­ван­ные в раз­ных об­лас­тях», при этом вы­да­ют пер­лы вро­де «му­суль­ма­нс­кая цер­ковь», и не­об­хо­ди­мо «пре­о­до­ле­ние этой не­ком­пе­те­нт­нос­ти и не­ве­же­ст­ва».

«Я хо­тел бы под­че­рк­нуть, что ка­фед­ра те­о­ло­гии пред­по­ла­га­ет изу­че­ние те­о­ло­ги­чес­ких дис­цип­лин на доб­ро­воль­ной ос­но­ве, то есть ник­то не бу­дет при­нуж­дать че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го не ин­те­ре­су­ют те­о­ло­ги­чес­кие проб­ле­мы, их изу­чать и ими за­ни­мать­ся», – до­ба­вил он.

За­чем ядер­щи­кам бо­гос­ло­вие?

От­ве­чая на воп­рос Би-би-си, не ос­та­нет­ся ли в та­ком слу­чае ка­фед­ра без слу­ша­те­лей, Анд­рей Ку­ра­ев вы­ра­зил уве­рен­ность, что это­го не слу­чит­ся.

«Я нес­коль­ко раз чи­тал лек­ции в МИ­ФИ, и, по мо­е­му опы­ту, там есть жи­вой ин­те­рес. Это за­ме­ча­тель­ные ре­бя­та, ум­ные, ко­лю­чие, тре­бу­ю­щие ло­ги­ки и до­ка­за­тельств. А для цер­ков­ных лю­дей то­же по­лез­но на­хо­дить­ся под прис­таль­ным дис­кус­си­он­ным при­це­лом», – за­я­вил он.

Мно­гие ве­ру­ю­щие по­ла­га­ют, что ес­те­ст­вен­но­на­уч­ные отк­ры­тия пос­лед­них де­ся­ти­ле­тий подт­ве­рж­да­ют их ми­ро­во­з­зре­ние. На­у­ка и ре­ли­гия не нас­толь­ко не­сов­мес­ти­мы, как предс­тав­ля­лось сто лет на­зад, и до­во­ды ти­па «Га­га­рин ле­тал – Бо­га не ви­дал» оп­ро­вер­га­ют не ре­ли­гию, а при­ми­тив­ное предс­тав­ле­ние о ней.

Са­мый расп­ро­ст­ра­нен­ный ар­гу­мент, из­ве­ст­ный да­же ди­ле­тан­там – те­о­рия «Боль­шо­го взры­ва», весь­ма по­хо­же­го на акт сот­во­ре­ния ми­ра.

Не­ко­то­рые уче­ные, по­зи­ци­о­ни­ру­ю­щие се­бя в ка­че­ст­ве аг­нос­ти­ков и из­бе­га­ю­щие сло­ва «Бог», не иск­лю­ча­ют при этом су­ще­ст­во­ва­ния, как вы­ра­жа­ют­ся на За­па­де, Ра­зум­но­го Конструк­то­ра Все­лен­ной.

«Сре­ди уче­ных-ес­те­ст­вен­ни­ков есть как ве­ру­ю­щие, так и не­ве­ру­ю­щие. Но этот лич­ный вы­бор не мо­жет быть аб­со­лют­но отор­ван от про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­нос­ти, по­то­му что, так или ина­че, эти сфе­ры смы­ка­ют­ся. Че­ло­век, ко­то­рый изу­ча­ет фи­зи­чес­кие за­ко­ны бы­тия, стро­е­ние Все­лен­ной, в ка­кой-то мо­мент не­из­беж­но под­хо­дит к воп­ро­су о том, как все это по­я­ви­лось»,– за­я­вил в МИ­ФИ мит­ро­по­лит Ила­ри­он.

«Я скло­нен ду­мать, что ка­фед­ра те­о­ло­гии в сте­нах имен­но это­го ву­за мо­жет иг­рать очень су­ще­ст­вен­ную но­ва­то­рс­кую роль в том пла­не, что она бу­дет спо­со­б­ство­вать ди­а­ло­гу меж­ду ре­ли­ги­ей и ес­те­ст­вен­но­на­уч­ным зна­ни­ем, а та­кой ди­а­лог сей­час очень не­об­хо­дим как для но­си­те­лей ес­те­ст­вен­но­на­уч­но­го зна­ния, так и для но­си­те­лей ре­ли­ги­оз­ных тра­ди­ций», – до­ба­вил он.

Ве­ру­ю­щие фи­зи­ки

Зай­мет­ся ли но­вая ка­фед­ра по­доб­ны­ми изыс­ка­ни­я­ми, или ог­ра­ни­чит­ся прос­ве­ти­тельс­ки­ми за­да­ча­ми?

«Бы­ло бы хо­ро­шо, ес­ли бы это нап­рав­ле­ние при­су­т­ство­ва­ло», – счи­та­ет Анд­рей Ку­ра­ев.

Глав­ное пре­пя­т­ствие – прак­ти­чес­ки пол­ное от­су­т­ствие лю­дей, спо­соб­ных ком­пе­те­нт­но рас­суж­дать на та­кие те­мы.

По сло­вам Ку­ра­е­ва, ка­фед­ра не ста­вит пе­ред со­бой за­да­чи вос­пи­тать ве­ру­ю­щих фи­зи­ков.

«Бы­ло бы неп­ло­хо вос­пи­тать хо­тя бы не­ве­ру­ю­щих фи­зи­ков, но по­ни­ма­ю­щих, что та­кое на­уч­ное мыш­ле­ние и где его гра­ни­цы, а не ба­лу­ю­щих­ся ок­культ­ны­ми те­о­ри­я­ми вро­де вол­но­вой ге­не­ти­ки и тор­си­он­ных по­лей», – го­во­рит он.

Ев­ге­ний Мин­чен­ко, со сво­ей сто­ро­ны, по­ла­га­ет, что фи­ло­со­фс­кие раз­мыш­ле­ния на сты­ке фи­зи­ки и бо­гос­ло­вия – де­ло по­лез­ное, но за­ни­мать­ся ими сле­ду­ет не под пат­ро­на­жем го­су­да­р­ства.

«Есть ес­те­ст­вен­но­на­уч­ные зна­ния, ко­то­рые уче­ные пре­дос­тав­ля­ют в рас­по­ря­же­ние об­ще­ст­ва, и лю­бые об­ще­ст­вен­ные груп­пы, в том чис­ле РПЦ, впра­ве их ин­те­рп­ре­ти­ро­вать. Но де­лать это нуж­но за пре­де­ла­ми го­су­да­р­ствен­ных учеб­ных за­ве­де­ний и за свои день­ги», – за­я­вил он.

Куз­ни­ца Но­бе­ле­вс­ких ла­у­ре­а­тов

МИ­ФИ – зна­ме­ни­тый вуз, ве­ду­щий свою ро­дос­лов­ную от ос­но­ван­но­го в 1942 го­ду Мос­ко­вс­ко­го ме­ха­ни­чес­ко­го инс­ти­ту­та бо­еп­ри­па­сов и на про­тя­же­нии де­ся­ти­ле­тий го­то­вив­ший элит­ные кад­ры для атом­ной про­мыш­лен­нос­ти и на­уч­ных цент­ров. Из его стен выш­ли пять Но­бе­ле­вс­ких ла­у­ре­а­тов и 21 ака­де­мик.

Инс­ти­тут рас­по­ла­га­ет собствен­ным ис­сле­до­ва­тельс­ким ре­ак­то­ром. В нас­то­я­щее вре­мя на се­ми фа­куль­те­тах обу­ча­ют­ся око­ло 9,5 ты­сяч сту­ден­тов и ас­пи­ран­тов.

В 2008 го­ду вуз был пе­ре­и­ме­но­ван в На­ци­о­наль­ный ис­сле­до­ва­тельс­кий ядер­ный уни­вер­си­тет, но сох­ра­нил ле­ген­дар­ный со­ве­тс­кий бренд и офи­ци­аль­но на­зы­ва­ет­ся НИ­ЯУ МИ­ФИ.

Вос­хо­дя­щая звез­да РПЦ

46-лет­ний мит­ро­по­лит Во­ло­ко­ла­мс­кий Ила­ри­он (Гри­го­рий Ва­лерь­е­вич Ал­фе­ев), воз­ве­ден­ный в ны­неш­ний сан два го­да на­зад, яв­ля­ет­ся, по оцен­кам экс­пер­тов, пра­вой ру­кой и про­те­же пат­ри­ар­ха Ки­рил­ла. За­ни­ма­ет пос­ты гла­вы от­де­ла внеш­них цер­ков­ных свя­зей, пред­се­да­те­ля Си­но­даль­ной биб­лейс­ко-бо­гос­ло­вс­кой ко­мис­сии, рек­то­ра Об­ще­цер­ков­ной ас­пи­ран­ту­ры и док­то­ран­ту­ры, ви­ка­рия пат­ри­ар­ха.

Он ро­дил­ся в сто­лич­ной ин­тел­ли­ге­нт­ной семье, к ве­ре, по его собствен­ным сло­вам, при­шел в 15 лет. Учил­ся на ком­по­зи­то­рс­ком фа­куль­те­те Мос­ко­вс­кой кон­сер­ва­то­рии, по­ми­мо ду­хов­ной ака­де­мии, окон­чил Окс­фо­р­дский уни­вер­си­тет со сте­пенью док­то­ра фи­ло­со­фии. Ав­тор тру­дов по те­о­ло­гии и ис­то­рии церк­ви, а так­же му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний.

Про­вел мно­го лет за гра­ни­цей, слу­жил и пре­по­да­вал бо­гос­ло­вие в США, Бри­та­нии и Бель­гии, возг­лав­лял Венс­кую и Вен­ге­рс­кую епар­хию РПЦ.

Не­од­нок­рат­но выс­ту­пал за сох­ра­не­ние хрис­ти­а­нс­ких ос­нов ев­ро­пейс­кой ци­ви­ли­за­ции и сот­руд­ни­че­ст­во хрис­ти­а­нс­ких церк­вей, что не ме­ша­ло ему жест­ко кри­ти­ко­вать по не­ко­то­рым воп­ро­сам Ва­ти­кан и Конс­тан­ти­но­польс­кий пат­ри­ар­хат. Выс­ка­зы­вал­ся в под­де­рж­ку час­тич­но­го упот­реб­ле­ния при бо­гос­лу­же­нии сов­ре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка.

Источник: bbc.co.uk
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com


Комментарии  

 
0 #1 Наталия Адександровн 02.04.2013 12:24
Может быть Вам будет интересна конференция по науке и религии, которую Ин-т ВРФШ в Санкт-Петербурге и Ин-т Фарадея (Кембридж) проводят в Питере в 27-30 июня 2013 года? На какой адрес Вам отправить информацию?
Всего доброго.
Н.А. Печерская, Ректор НОУ ВРФШ
 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2019 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1473 гостей онлайн