Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Тем не ме­нее, Фу­ку­я­ма не был бы Фу­ку­я­мой, ес­ли бы не по­ни­мал весь масш­таб проб­лем, сто­я­щих се­год­ня пе­ред «за­пад­ным» ми­ром. И в сле­ду­ю­щем раз­де­ле, пос­вя­щен­ном бу­ду­ще­му де­мок­ра­тии, он пря­мо пи­шет: «Се­год­ня в ми­ре су­ще­ст­ву­ет вза­и­мос­вязь меж­ду эко­но­ми­чес­ким рос­том, со­ци­аль­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми и гла­ве­н­ством ли­бе­раль­но-де­мок­ра­ти­чес­кой иде­о­ло­гии. И при этом кон­ку­рен­тос­по­соб­ная иде­о­ло­ги­чес­кая аль­тер­на­ти­ва не вы­ри­со­вы­ва­ет­ся. Од­на­ко не­ко­то­рые тре­вож­ные эко­но­ми­чес­кие и со­ци­аль­ные тен­ден­ции, ес­ли они сох­ра­нят­ся, мо­гут пос­та­вить под уг­ро­зу ста­биль­ность сов­ре­мен­ных ли­бе­раль­ных де­мок­ра­тий и раз­вен­чать де­мок­ра­ти­чес­кую иде­о­ло­гию в ее ны­неш­нем по­ни­ма­нии.»

Та­ким об­ра­зом, он вновь подт­ве­рж­да­ет свой те­зис о важ­нос­ти «сред­не­го» клас­са и на­чи­на­ет рас­суж­дать о том, что тот се­год­ня на­хо­дит­ся под серь­ез­ной уг­ро­зой. Он го­во­рит о не­га­тив­ных эко­но­ми­чес­ких тен­ден­ци­ях, об уве­ли­че­нии раз­ры­ва меж­ду бо­га­ты­ми и бед­ны­ми, о пе­ре­ра­сп­ре­де­ле­нии при­бы­ли, о не­га­тив­ной ро­ли гло­ба­ли­за­ции и так да­лее, и то­му по­доб­ное. Но при этом, в си­лу упо­мя­ну­то­го вы­ше та­бу, не по­ни­ма­ет, что все эти про­цес­сы яв­ля­ют­ся след­стви­ем не­об­хо­ди­мос­ти смяг­чить все на­рас­та­ю­щее вли­я­ние кри­зи­са па­де­ния эф­фек­тив­нос­ти ка­пи­та­ла, ос­та­но­вить ко­то­рый в рам­ках мо­де­ли НТП се­год­ня не­воз­мож­но.

Имен­но по этой при­чи­не его те­зис о том, что «ра­зум­ные идеи и здра­вая по­ли­ти­ка мог­ли бы сни­зить ущерб» не мо­жет быть приз­нан. Ни Гер­ма­ния, ни Ки­тай, ни дру­гие стра­ны не мо­гут тут дать по­лез­ных при­ме­ров – мак­си­мум о чем мо­жет ид­ти речь, это о пе­ре­ра­сп­ре­де­ле­нии па­да­ю­щих до­хо­дов меж­ду раз­ны­ми стра­на­ми. По­ка упо­мя­ну­тые Ки­тай и Гер­ма­ния в этом про­цес­се ли­ди­ру­ют, од­на­ко об­щий про­цесс спа­да ра­но или позд­но зат­ро­нет и их.

И здесь Фу­ку­я­ма возв­ра­ща­ет­ся к проб­ле­мам «ле­вых» идей. Он го­во­рит о том, что «ле­вые» ут­ра­ти­ли до­ве­рие, что сис­те­мы го­су­да­р­ствен­но пе­ре­ра­сп­ре­де­ле­ния ре­сур­сов ра­бо­та­ют не на об­ще­ст­во и конк­рет­ных лю­дей, а на бю­рок­ра­тию и, как след­ствие, се­год­ня по­пу­ли­с­тские идеи выд­ви­га­ют, ско­рее, «пра­вые», чем «ле­вые». Не мо­гу не сог­ла­сить­ся – од­на­ко тут нуж­но по­ни­мать, что, во-пер­вых, «ле­вые» в «за­пад­ных» стра­нах обя­за­ны го­во­рить на ли­бе­раль­ном «язы­ке», в ко­то­ром мно­гие их прин­ци­пи­аль­ные идеи прос­то не мо­гут быть вы­ра­же­ны – о чем я пи­сал в на­ча­ле статьи.

Во-вто­рых, эти идеи раз­ра­бо­та­ны и эф­фек­тив­ны в рам­ках на­ли­чия то­го клас­са, ко­то­рый за­ин­те­ре­со­ван в их ре­а­ли­за­ции. Ес­ли нет про­ле­та­ри­а­та, ко­то­рый конт­ро­ли­ру­ет сис­те­му расп­ре­де­ле­ния, то она и не бу­дет ра­бо­тать на поль­зу об­ще­ст­ва, все со­ци­аль­ные ре­фор­мы в сов­ре­мен­ной Рос­сии то­му при­мер, что об­ра­зо­ва­ние, что здра­во­ох­ра­не­ние, что сис­те­ма за­щи­ты тру­да, что юве­наль­ные тех­но­ло­гии. Сам Фу­ку­я­ма под­роб­но из­ла­га­ет со­от­ве­т­ству­ю­щие ар­гу­мен­ты в при­ло­же­нии к иде­ям де­мок­ра­тии и «сред­не­го» клас­са, ко­то­рый яв­ля­ет­ся их глав­ным пот­ре­би­те­лем.

В-треть­их, весь пласт «ле­вых» идей раз­ра­ба­ты­вал­ся как «на­уч­но-прак­ти­чес­кий», целью ко­то­ро­го бы­ло за­во­е­ва­ние влас­ти про­ле­та­ри­а­том. По­нят­но, что прак­ти­чес­кая ком­по­нен­та в ка­пи­та­лис­ти­чес­ком об­ще­ст­ве бы­ла жест­ко ис­ко­ре­не­на, что су­ще­ст­вен­но вы­хо­лос­ти­ло весь их комп­лекс.

От­ме­тим, что имен­но в этом раз­де­ле Фу­ку­я­ма го­во­рит о «смер­ти» марк­сиз­ма и это, как мне ка­жет­ся, серь­ез­ней­шая ошиб­ка. Как толь­ко мощ­ней­ший пресс ли­бе­раль­ной иде­о­ло­гии, под­дер­жан­ный всей го­су­да­р­ствен­ной ма­ши­ной ка­пи­та­лис­ти­чес­ких стран, нач­нет да­вать сбои, а это, как сле­ду­ет из вы­шес­ка­зан­но­го, прак­ти­чес­ки не­из­беж­но, так же не­из­беж­но нас­ту­пит мощ­ней­ший ре­нес­санс ком­му­нис­ти­чес­ких идей. И этот мо­мент со­вер­шен­но не за го­ра­ми. Дру­гое де­ло, что со­вер­шен­но не оче­вид­но, что это бу­дет един­ствен­ный комп­лекс но­вых идей.

А вот даль­ше Фу­ку­я­ма прис­ту­па­ет к по­пыт­кам опи­сать иде­о­ло­гию бу­ду­ще­го. Здесь я бу­ду ци­ти­ро­вать, пос­коль­ку имен­но в этом раз­де­ле на­чи­наю с ним не сог­ла­шать­ся ка­те­го­ри­чес­ки. Итак, он пи­шет: «Она (но­вая иде­о­ло­гия) со­дер­жа­ла бы по край­ней ме­ре два ком­по­нен­та, по­ли­ти­чес­кий и эко­но­ми­чес­кий. В по­ли­ти­чес­ком от­но­ше­нии но­вая иде­о­ло­гия долж­на подт­вер­дить пре­вос­хо­д­ство де­мок­ра­ти­чес­кой по­ли­ти­ки над эко­но­ми­кой, а так­же вновь зак­ре­пить ле­ги­тим­ность го­су­да­р­ства как вы­ра­зи­те­ля об­ще­ст­вен­ных ин­те­ре­сов».

Я по­ни­маю же­ла­ния Фу­ку­я­мы, но вы­ше уже объ­яс­нил – не бу­дет пос­ле кри­зи­са круп­ных об­ще­ст­вен­ных групп, ко­то­рым бы бы­ла нуж­на де­мок­ра­тия. Как не бы­ло их в XIX ве­ке, ког­да по­дав­ля­ю­щая часть на­се­ле­ния не об­ла­да­ла собствен­ностью. И есть серь­ез­ный воп­рос, не транс­фор­ми­ру­ет­ся ли со­от­ве­т­ству­ю­щий пласт идей так же, как в кон­це ХХ ве­ка «ис­чез» марк­сизм. То есть не как мысль, а как ее прак­ти­чес­кое воп­ло­ще­ние. И но­вые фи­ло­со­фы бу­дут в се­ре­ди­не XXI ве­ка пи­сать о «смер­ти» идей ли­бе­ра­лиз­ма и де­мок­ра­тии.

«В эко­но­ми­чес­ком от­но­ше­нии иде­о­ло­гия не мо­жет на­чи­нать­ся с осуж­де­ния ка­пи­та­лиз­ма, как ес­ли бы ста­рый со­ци­а­лизм по-преж­не­му яв­лял­ся жиз­нес­по­соб­ной аль­тер­на­ти­вой. Речь долж­на ид­ти о кор­рек­ции ка­пи­та­лиз­ма и о том, в ка­кой сте­пе­ни го­су­да­р­ство долж­но по­мо­гать об­ще­ст­ву прис­по­со­бить­ся к из­ме­не­ни­ям», - пи­шет даль­ше Фу­ку­я­ма, и сно­ва с ним ни­как нель­зя сог­ла­сить­ся. Кор­рек­ти­ро­вать мож­но толь­ко то, под чем есть ре­сурс раз­ви­тия, как, нап­ри­мер, «рей­га­но­ми­ка», то есть тот са­мый «фи­нан­со­вый ка­пи­та­лизм», о ко­то­ром упо­ми­нал Фу­ку­я­ма в на­ча­ле смво­е­го текс­та, скор­рек­ти­ро­ва­ла в 80-е го­ды ХХ ве­ка пре­ды­ду­щую мо­дель ка­пи­та­лиз­ма. Что поз­во­ли­ло при­ос­та­но­вить оче­ред­ной кри­зис па­де­ния эф­фек­тив­нос­ти ка­пи­та­ла 70-х го­дов, раз­ру­шить СССР и в пос­лед­ний раз рас­ши­рить рын­ки сбы­та.

А в ны­неш­ней си­ту­а­ции ре­сур­са раз­ви­тия нет. И зна­чит, ру­гай ка­пи­та­лизм, или нет, си­ту­а­цию это прин­ци­пи­аль­но не из­ме­нит. Ни­как. Но, пос­коль­ку аль­тер­на­тив­ных мо­де­лей се­год­ня нет, бо­лее то­го, по­ка име­ет мес­то мо­но­по­лизм ли­бе­раль­ной иде­о­ло­гии, ска­зать об этом вслух нель­зя – и мы возв­ра­ща­ем­ся в проб­ле­ме идей­но­го кри­зи­са, с ко­то­ро­го на­чал свой текст Фу­ку­я­ма.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS