Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Но да­же ког­да на по­ли­ти­чес­ком и во­ен­ном уров­не ра­зыг­ры­ва­лись ве­ли­кие иде­о­ло­ги­чес­кие конф­лик­ты XX сто­ле­тия, в со­ци­аль­ной сфе­ре про­ис­хо­ди­ли важ­ней­шие из­ме­не­ния, под­ры­вав­шие марк­си­с­тский сце­на­рий.

Во-пер­вых, ре­аль­ный уро­вень жиз­ни ра­бо­че­го клас­са про­дол­жал по­вы­шать­ся, в ито­ге мно­гие ра­бо­чие или их де­ти смог­ли пе­рей­ти в сред­ний класс. Во-вто­рых, в от­но­си­тель­ном из­ме­ре­нии чис­лен­ность ра­бо­че­го клас­са пе­рес­та­ла рас­ти и да­же на­ча­ла сок­ра­щать­ся, осо­бен­но во вто­рой по­ло­ви­не XX ве­ка, ког­да сфе­ра ус­луг ста­ла вы­тес­нять про­мыш­лен­ное про­из­во­д­ство в так на­зы­ва­е­мых пос­тин­ду­ст­ри­аль­ных эко­но­ми­ках. На­ко­нец, по­я­ви­лась но­вая груп­па бед­ных или обез­до­лен­ных, рас­по­ла­га­ю­ща­я­ся ни­же ра­бо­че­го клас­са – не­од­но­род­ная смесь ра­со­вых или эт­ни­чес­ких мень­шинств, не­дав­ние им­миг­ран­ты, а так­же та­кие со­ци­аль­но изо­ли­ро­ван­ные груп­пы, как жен­щи­ны, го­мо­сек­су­а­лис­ты или ин­ва­ли­ды. В ре­зуль­та­те этих из­ме­не­ний ста­рый ра­бо­чий класс боль­ши­н­ства ин­ду­ст­ри­аль­но раз­ви­тых об­ществ прев­ра­тил­ся в еще од­ну груп­пу ин­те­ре­сов, ис­поль­зу­ю­щую по­ли­ти­чес­кую власть проф­со­ю­зов для за­щи­ты с та­ким тру­дом дос­тиг­ну­тых ра­нее благ.

Кро­ме то­го, эко­но­ми­чес­кий класс не стал тем зна­ме­нем, под ко­то­рым мож­но бы­ло бы мо­би­ли­зо­вать на по­ли­ти­чес­кие действия на­се­ле­ние ин­ду­ст­ри­аль­но раз­ви­тых стран. Вто­рой Ин­тер­на­ци­о­нал по­лу­чил тре­вож­ный сиг­нал в 1914 г., ког­да ра­бо­чие Ев­ро­пы от­ве­рг­ли при­зы­вы к клас­со­вой борь­бе, спло­тив­шись вок­руг кон­сер­ва­тив­ных ли­де­ров, вык­ри­ки­вав­ших на­ци­о­на­лис­ти­чес­кие ло­зун­ги; та­кая схе­ма ра­бо­та­ет и се­год­ня.

Мно­гие марк­сис­ты пы­та­лись объ­яс­нить это так на­зы­ва­е­мой те­о­ри­ей неп­ра­виль­ной ад­ре­са­ции в тер­ми­но­ло­гии фи­ло­со­фа Эр­нес­та Гел­лне­ра: «Точ­но так же как ра­ди­каль­ные му­суль­ма­не-ши­иты по­ла­га­ют, что ар­хан­гел Джаб­ра­ил сде­лал ошиб­ку, пе­ре­дав Му­хам­ме­ду пос­ла­ние, пред­наз­на­чав­ше­еся Али, так и марк­сис­ты пред­по­чи­та­ют ду­мать, что дух ис­то­рии или че­ло­ве­чес­кое соз­на­ние со­вер­ши­ло ужас­ный про­мах. Тре­вож­ный при­зыв был нап­рав­лен клас­сам, но по ка­кой-то страш­ной поч­то­вой ошиб­ке его по­лу­чи­ли на­ции».

Гел­лнер счи­та­ет, что на сов­ре­мен­ном Ближ­нем Вос­то­ке ре­ли­гия вы­пол­ня­ет функ­цию, сход­ную с на­ци­о­на­лиз­мом: она эф­фек­тив­но мо­би­ли­зу­ет лю­дей, пос­коль­ку, в от­ли­чие от клас­со­во­го соз­на­ния, име­ет ду­хов­ное и эмо­ци­о­наль­ное со­дер­жа­ние. Так же как в кон­це XIX ве­ка ев­ро­пейс­кий на­ци­о­на­лизм был обус­лов­лен пе­ре­ме­ще­ни­ем на­се­ле­ния из сельс­кой мест­нос­ти в го­ро­да, так и ис­ла­мизм – это ре­ак­ция на ур­ба­ни­за­цию в сов­ре­мен­ном об­ще­ст­ве на Ближ­нем Вос­то­ке. Пись­мо Марк­са ни­ког­да не бу­дет дос­тав­ле­но ад­ре­са­ту под име­нем «класс».

Маркс по­ла­гал, что сред­ний класс или по край­ней ме­ре слой, вла­де­ю­щий ка­пи­та­лом, ко­то­рый он на­зы­вал «бур­жу­а­зи­ей», всег­да бу­дет ос­та­вать­ся не­боль­шим, при­ви­ле­ги­ро­ван­ным мень­ши­н­ством в сов­ре­мен­ном об­ще­ст­ве. Вмес­то это­го бур­жу­а­зия и сред­ний класс в це­лом в ито­ге ста­ли предс­тав­лять со­бой по­дав­ля­ю­щее боль­ши­н­ство на­се­ле­ния на­и­бо­лее раз­ви­тых стран, что ста­ло серь­ез­ной проб­ле­мой для со­ци­а­лиз­ма. Со вре­мен Арис­то­те­ля мыс­ли­те­ли счи­та­ли, что ста­биль­ная де­мок­ра­тия ос­но­вы­ва­ет­ся на ши­ро­ком сред­нем клас­се, а об­ще­ст­ва, раз­де­лен­ные на бо­га­тых и бед­ных, под­вер­же­ны оли­гар­хи­чес­ко­му до­ми­ни­ро­ва­нию и по­пу­ли­с­тским ре­во­лю­ци­ям.

Ког­да боль­ши­н­ству раз­ви­тых стран уда­лось соз­дать об­ще­ст­во, ос­но­вы­ва­ю­ще­еся на сред­нем клас­се, прив­ле­ка­тель­ность марк­сиз­ма на­ча­ла та­ять. Сре­ди нем­но­гих мест, где ле­вый ра­ди­ка­лизм ос­та­ет­ся вли­я­тель­ной си­лой, – райо­ны с вы­со­ким уров­нем не­ра­ве­н­ства, та­кие как Ла­ти­нс­кая Аме­ри­ка, Не­пал и бед­ные ре­ги­о­ны Вос­точ­ной Ин­дии.

То, что по­ли­то­лог Са­мю­эль Хан­ти­нг­тон наз­вал «треть­ей вол­ной» гло­баль­ной де­мок­ра­ти­за­ции, ко­то­рая на­ча­лась на юге Ев­ро­пы в 1970-х гг. и дос­тиг­ла куль­ми­на­ции с па­де­ни­ем ком­му­нис­ти­чес­ких ре­жи­мов в Вос­точ­ной Ев­ро­пе в 1989 г., уве­ли­чи­ло чис­ло вы­бор­ных де­мок­ра­тий в ми­ре с поч­ти 45 в 1970 г. до бо­лее чем 120 в кон­це 1990-х го­дов. Эко­но­ми­чес­кий рост при­вел к воз­ник­но­ве­нию но­во­го сред­не­го клас­са в та­ких стра­нах, как Бра­зи­лия, Ин­дия, Ин­до­не­зия, ЮАР и Тур­ция. Как от­ме­чал эко­но­мист Мой­зес На­им, этот сред­ний класс от­но­си­тель­но хо­ро­шо об­ра­зо­ван, вла­де­ет собствен­ностью и тех­но­ло­ги­чес­ки свя­зан с внеш­ним ми­ром. Он предъ­яв­ля­ет тре­бо­ва­ния к пра­ви­тель­ству и лег­ко мо­би­ли­зу­ет­ся бла­го­да­ря дос­ту­пу к тех­но­ло­ги­ям. По­э­то­му не­у­ди­ви­тель­но, что глав­ны­ми ак­ти­вис­та­ми «арабс­кой вес­ны» ста­ли об­ра­зо­ван­ные ту­нис­цы и егип­тя­не, чьи ожи­да­ния, свя­зан­ные с ра­бо­чи­ми мес­та­ми и по­ли­ти­чес­ким учас­ти­ем, не мог­ли быть ре­а­ли­зо­ва­ны при су­ще­ст­во­вав­ших дик­та­то­рс­ких ре­жи­мах.

Предс­та­ви­те­ли сред­не­го клас­са не­о­бя­за­тель­но под­дер­жи­ва­ют де­мок­ра­тию в прин­ци­пе: как и все ос­таль­ные, они яв­ля­ют­ся ак­то­ра­ми, дви­жи­мы­ми лич­ны­ми ин­те­ре­са­ми, они хо­тят за­щи­щать свою собствен­ность и по­ло­же­ние. В та­ких стра­нах, как Ки­тай и Та­и­ланд, предс­та­ви­те­ли сред­не­го клас­са опа­са­ют­ся тре­бо­ва­ний бед­но­го на­се­ле­ния о пе­ре­ра­сп­ре­де­ле­нии благ, и по­э­то­му под­дер­жи­ва­ют ав­то­ри­тар­ные пра­ви­тель­ства, ко­то­рые за­щи­ща­ют их клас­со­вые ин­те­ре­сы. Кро­ме то­го, де­мок­ра­тия не всег­да удов­лет­во­ря­ет ожи­да­ния сред­не­го клас­са, и, ес­ли это­го не про­ис­хо­дит, в сред­нем клас­се мо­гут про­и­зой­ти вол­не­ния.

Не худшая альтернатива?

Се­год­ня су­ще­ст­ву­ет гло­баль­ный кон­сен­сус по по­во­ду ле­ги­тим­нос­ти ли­бе­раль­ной де­мок­ра­тии, по край­ней ме­ре в прин­ци­пе. Как пи­шет эко­но­мист Амар­тия Сен, «хо­тя де­мок­ра­тия не прак­ти­ку­ет­ся пов­се­ме­ст­но и да­ле­ко не вез­де при­ни­ма­ет­ся, сог­лас­но об­ще­ми­ро­вой точ­ке зре­ния, де­мок­ра­ти­чес­кая фор­ма прав­ле­ния сей­час дос­тиг­ла ста­ту­са, ког­да ее счи­та­ют в це­лом пра­виль­ной». В на­и­боль­шей сте­пе­ни ее при­ни­ма­ют в стра­нах, дос­тиг­ших то­го уров­ня ма­те­ри­аль­но­го бла­го­по­лу­чия, ког­да боль­ши­н­ство граж­дан мо­жет счи­тать се­бя предс­та­ви­те­ля­ми сред­не­го клас­са, по­э­то­му наб­лю­да­ет­ся кор­ре­ля­ция меж­ду вы­со­ким уров­нем раз­ви­тия и ста­биль­ностью де­мок­ра­тии.

Не­ко­то­рые об­ще­ст­ва, та­кие как Иран и Са­у­до­вс­кая Ара­вия, от­вер­га­ют ли­бе­раль­ную де­мок­ра­тию, от­да­вая пред­поч­те­ние ис­ла­мс­кой те­ок­ра­тии. Од­на­ко эти ре­жи­мы – ту­пи­ко­вый путь раз­ви­тия и под­дер­жи­ва­ют­ся толь­ко бла­го­да­ря ог­ром­ным за­па­сам неф­ти. В свое вре­мя арабс­кий мир стал иск­лю­че­ни­ем из треть­ей вол­ны де­мок­ра­ти­за­ции, но «арабс­кая вес­на» по­ка­за­ла, что и там об­ще­ст­во мо­жет быть мо­би­ли­зо­ва­но про­тив дик­та­ту­ры точ­но так же, как это про­и­зош­ло в Вос­точ­ной Ев­ро­пе и Ла­ти­нс­кой Аме­ри­ке. Ра­зу­ме­ет­ся, это не оз­на­ча­ет, что в Ту­ни­се, Егип­те или Ли­вии путь к пра­виль­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щей де­мок­ра­тии бу­дет прос­тым или иде­аль­но пря­мым, но поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что стрем­ле­ние к по­ли­ти­чес­кой сво­бо­де не яв­ля­ет­ся ха­рак­тер­ной осо­бен­ностью куль­ту­ры ев­ро­пей­цев и аме­ри­кан­цев.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS