Печать


Николай Чюрлёнис. Ангел. 1909

Люди новой воли: социогуманитарный уклад и его творцы
Олег Бахтияров

Источник: альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012, стр. 150

Олег Георгиевич Бахтияров – генеральный директор Университета эффективного развития (Киев), разработчик концепции психонетики – технологий использования ресурсов сознания, руководитель сети психонетической подготовки в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Алма-Ате и других городах, автор книг «Постинформационные технологии: введение в психонетику», «Деконцентрация», «Активное сознание»

1

В ми­ре в ка­ком-то смыс­ле идет пос­то­ян­ная по­зи­ци­он­ная вой­на меж­ду иде­аль­ны­ми за­мыс­ла­ми и их изв­ра­щен­ны­ми от­ра­же­ни­я­ми в ре­аль­ной прак­ти­ке. Ус­ло­ви­ем воп­ло­ще­ния круп­ных со­ци­аль­но-по­ли­ти­чес­ких идей яв­ля­ет­ся их ис­ка­же­ние и вуль­га­ри­за­ция. Но ес­ли эти идеи не раз­ра­ба­ты­вать и не пы­тать­ся ре­а­ли­зо­вы­вать, то столь же силь­ным де­фор­ма­ци­ям под­ве­рг­нут­ся и ба­наль­ные праг­ма­тич­ные про­ек­ты, и ре­зуль­тат бу­дет еще ху­же. Ре­гу­ляр­ные, за­час­тую кро­ва­вые по­пыт­ки иде­а­лис­тов пост­ро­ить оче­ред­ную уто­пию удер­жи­ва­ют мир от окон­ча­тель­ной ка­та­ст­ро­фы. Есть осо­бый жерт­вен­ный ге­ро­изм – стре­мить­ся осу­ще­ст­вить вы­со­кую идею, по­ни­мая при этом не­из­беж­ность ее ис­ка­же­ния и изв­ра­ще­ния.

Го­во­ря о воз­мож­ном бу­ду­щем уст­рой­стве и раз­ви­тии Рос­сии, нуж­но пом­нить – лю­бой про­ект бу­дет воп­ло­щен ина­че, чем ду­ма­ли его соз­да­те­ли. Тем не ме­нее по­пыт­ки ре­аль­но­го констру­и­ро­ва­ния бу­ду­ще­го Рос­сии – это не­об­хо­ди­мое ус­ло­вие сох­ра­не­ния ее жиз­ни.

2

Констру­и­ро­ва­ние бу­ду­ще­го Рос­сии – мно­гог­ран­ная те­ма. Вы­бе­рем для рас­смот­ре­ния од­ну из на­и­бо­лее фан­тас­ти­чес­ких ли­ний воз­мож­но­го бу­ду­ще­го – седь­мой тех­но­ло­ги­чес­кий ук­лад.

Ос­но­ву шес­то­го тех­но­ло­ги­чес­ко­го ук­ла­да, в ко­то­рый на­чи­на­ют вхо­дить раз­ви­тые стра­ны, сос­тав­ля­ют би­о­тех­но­ло­гии, ро­бо­то­тех­ни­ка, ин­фор­ма­ти­ка, ког­ни­ти­вис­ти­ка и т.д. Это ос­но­вы тех­но­ло­гий, ко­то­рым суж­де­но до­ми­ни­ро­вать в бли­жай­шие де­ся­ти­ле­тия. Но всег­да воз­ни­ка­ет воп­рос – а что за ним, за этим ук­ла­дом, и эти­ми де­ся­ти­ле­ти­я­ми?

Идею седь­мо­го – со­ци­о­гу­ма­ни­тар­но­го – тех­но­ло­ги­чес­ко­го ук­ла­да (СГУ), выс­ка­зан­ную впер­вые Вла­ди­ми­ром Лепс­ким, мож­но вы­ра­зить в трех сло­вах: тех­но­ло­гии про­из­во­д­ства лю­дей. Или: ук­лад вы­ра­ба­ты­ва­ет лю­дей, спо­соб­ных без внеш­ней сти­му­ля­ции про­из­во­дить идеи, их ин­фор­ма­ци­он­ную упа­ков­ку и как по­боч­ное след­ствие осу­ще­с­твлять их тех­но­ло­ги­чес­кую ре­а­ли­за­цию и прев­ра­ще­ние в ма­те­ри­аль­ные про­дук­ты. Ис­точ­ник че­ло­ве­чес­кой ак­тив­нос­ти сме­ща­ет­ся от внеш­ней (со­ци­аль­ной, куль­тур­ной, си­ло­вой) сти­му­ля­ции внутрь соз­на­ния, к его ак­тив­ным, во­ле­вым, тво­ря­щим сло­ям.

Это оз­на­ча­ет из­ме­не­ние кон­цеп­ции че­ло­ве­ка и оче­ред­ной про­ект соз­да­ния «но­во­го че­ло­ве­ка», на этот раз за­вя­зан­ный не на иде­о­ло­гию, а на тех­но­ло­гию. Клю­че­вая ха­рак­те­рис­ти­ка «но­во­го че­ло­ве­ка» седь­мо­го ук­ла­да – спо­соб­ность по­рож­дать но­вые ре­аль­нос­ти (тех­но­ло­ги­чес­кие, куль­тур­ные, со­ци­аль­ные). Эта ха­рак­те­рис­ти­ка тре­бу­ет иной сис­те­мы его «окуль­ту­ри­ва­ния». Как пра­ви­ло, но­вые про­дук­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной де­я­тель­нос­ти про­ис­те­ка­ют из су­ще­ст­ву­ю­щих ба­зо­вых куль­тур­ных схем, но «но­вый че­ло­век» СГУ дол­жен уметь соз­да­вать неч­то со­вер­шен­но но­вое, не пре­доп­ре­де­лен­ное ни­ка­ки­ми су­ще­ст­ву­ю­щи­ми схе­ма­ми и кар­ти­на­ми ми­ра. Компания СпецСтальКонструкция начиная с 2002 года осуществляет изготовление металлоконструкций ангаров и специализируется в направлении производства металлоконструкций строительного назначения

Па­ра­док­саль­ная, с сов­ре­мен­ной точ­ки зре­ния, идея со­ци­аль­но цен­но­го действия вне со­ци­аль­ной же сти­му­ля­ции ве­дет к пе­рес­мот­ру кон­цеп­ции че­ло­ве­ка как про­дук­та «куль­тур­ной вы­дел­ки». Куль­ту­ра пре­о­до­ле­ва­ет мно­гие би­о­ло­ги­чес­кие обус­лов­лен­нос­ти, но те­перь воз­ни­ка­ет за­да­ча ос­во­бож­де­ния и от куль­тур­ной обус­лов­лен­нос­ти.

3

Че­ло­ве­ка де­ла­ет куль­ту­ра. Она да­ет ему язык, кар­ти­ны ми­ра, по­ве­ден­чес­кие и эти­чес­кие нор­ма­ти­вы, пре­об­ра­зуя дан­ную от рож­де­ния при­ро­ду в куль­тур­но обус­лов­лен­ную фор­му. В ка­ком-то смыс­ле пер­во­род­ный грех соз­на­ния зак­лю­ча­ет­ся в от­ка­зе от осоз­нан­но­го во­ле­во­го соз­да­ния форм соз­на­ния (в том чис­ле и язы­ка), в пе­ре­да­че ак­тив­ных фор­ми­ру­ю­щих функ­ций куль­ту­ре. СГУ воз­мо­жен лишь при из­ме­не­нии этих от­но­ше­ний. Куль­ту­ра яв­ля­ет­ся гос­по­ди­ном че­ло­ве­чес­ко­го соз­на­ния, но в глу­би­не соз­на­ния дрем­лет ни­чем не обус­лов­лен­ная со­зи­да­ю­щая во­ля. Ее куль­ти­ви­ро­ва­ние – ос­но­ва СГУ.


 


Николай Чюрлёнис. Перкунас (Тор). 1909

Как правило, новые продукты интеллектуальной деятельности проистекают из существующих базовых культурных схем, но «новый человек» социогуманитарного уклада должен уметь создавать нечто совершенно новое, не предопределенное никакими существующими схемами и картинами мира.

Пе­ре­ход к но­вой точ­ке опо­ры че­ло­ве­чес­ко­го су­ще­ст­во­ва­ния тре­бу­ет раз­ра­бот­ки осо­бых тех­но­ло­гий це­ле­нап­рав­лен­но­го фор­ми­ро­ва­ния струк­тур че­ло­ве­чес­ко­го соз­на­ния. Тво­ря­щая во­ля ста­но­вит­ся та­ким же фор­ми­ру­ю­щим фак­то­ром, ка­ким до сих пор яв­ля­лась куль­ту­ра. Но та­кой про­ект не мо­жет ре­а­ли­зо­вать­ся толь­ко в ре­зуль­та­те бла­гих по­же­ла­ний. Нуж­но в про­ект соз­да­ния СГУ вклю­чить пси­хо­тех­ни­чес­кие раз­ра­бот­ки, нап­рав­лен­ные на про­буж­де­ние во­ле­во­го на­ча­ла и фор­ми­ро­ва­ние со­от­ве­т­ству­ю­щей это­му осо­бо­му ста­ту­су соз­на­ния то­таль­ной он­то­ло­гии. По­яв­ле­нию СГУ-тех­но­ло­гий долж­на пред­ше­ст­во­вать раз­ра­бот­ка тех­но­ло­гий транс­фор­ма­ции, во­люн­та­ри­за­ции соз­на­ния и обес­пе­че­ния функ­ци­о­ни­ро­ва­ния СГУ-со­об­ществ. И та­кие тех­но­ло­гии су­ще­ст­ву­ют уже сей­час.

Все пре­ды­ду­щие про­ек­ты «но­во­го че­ло­ве­ка» бы­ли нап­рав­ле­ны на за­ме­ну со­ци­о­куль­тур­ной ре­гу­ля­ции чем-то бо­лее приб­ли­жен­ным к «ис­тин­ной при­ро­де» че­ло­ве­ка (ком­му­нис­ты под этим по­ни­ма­ли сис­те­му об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, на­ци­о­нал-со­ци­а­лис­ты – ра­со­вое са­мо­соз­на­ние). «Но­вый че­ло­век» со­ци­о­гу­ма­ни­тар­но­го ук­ла­да – не иск­лю­че­ние в пла­не пре­о­до­ле­ния за­ви­си­мос­ти от куль­тур­ных фак­то­ров, но это пре­о­до­ле­ние по-нас­то­я­ще­му ра­ди­каль­ное: не за­ме­на од­ной обус­лов­лен­нос­ти дру­гой, бо­лее «ес­те­ст­вен­ной», а вы­ход за рам­ки де­тер­ми­ни­ру­ю­щих фак­то­ров во­об­ще, прев­ра­ще­ние куль­тур­ных и со­ци­аль­ных ме­ха­низ­мов из внеш­не-нор­ма­тив­ных в це­ле­нап­рав­лен­но со­зи­да­е­мые. Не куль­ту­ра фор­ми­ру­ет че­ло­ве­ка СГУ, а сам че­ло­век, его во­ле­вое со­зи­да­ю­щее яд­ро. Речь идет о вос­пи­та­нии спо­соб­нос­ти к тво­ре­нию не толь­ко но­вых форм в рам­ках су­ще­ст­ву­ю­щих куль­тур­ных нор­ма­ти­вов, но и са­мих нор­ма­ти­вов, что предс­тав­ля­ет­ся ша­гом го­раз­до бо­лее ра­ди­каль­ным, чем пред­ше­ст­во­вав­шие это­му по­пыт­ки.

4

Для СГУ нуж­на фи­ло­со­фс­кая ос­но­ва, нуж­на своя осо­бая он­то­ло­гия. Вла­ди­мир Лепс­кий со­от­но­сит СГУ с фи­ло­со­фс­ким конструк­ти­виз­мом, а Сер­гей Да­цюк го­во­рит о конструк­тив­ной он­то­ло­ги­чес­кой по­зи­ции, то есть не о по­ис­ке то­го, что ле­жит в ос­но­ве ми­ра, а о том, ка­ки­ми про­це­ду­ра­ми ак­тив­ное соз­на­ние стро­ит этот са­мый мир.

Ка­че­ст­вен­ный сдвиг оче­ви­ден – речь не о том, как ис­поль­зо­вать су­ще­ст­ву­ю­щий мир, а о том, как де­лать но­вые ми­ры. Ес­ли мир ста­би­лен, то и со­ци­о­куль­тур­ная жизнь долж­на стре­мить­ся к ста­биль­нос­ти. Ста­биль­но­му ми­ру, в ко­то­рый по­ко­ле­ние за по­ко­ле­ни­ем при­хо­дит че­ло­век, со­от­ве­т­ству­ет и ста­биль­ная куль­ту­ра, не­за­ви­си­мая от от­дель­ных лю­дей. Ес­ли же мир констру­и­ру­ет­ся, воз­ни­ка­ет каж­дый раз за­но­во в соз­на­нии чле­нов СГУ-со­об­ще­ст­ва, то и куль­ту­ра стро­ит­ся как ре­зуль­тат внут­рен­ней ак­тив­нос­ти «но­вых лю­дей». Но это уже мно­го­мер­ная куль­ту­ра, ме­та­куль­ту­ра, от­дель­ны­ми сре­за­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся из­ве­ст­ные нам куль­ту­ры.

Это не сме­ше­ние куль­тур, не эк­лек­тич­ное при­ня­тие чу­жих куль­тур, не урав­ни­ва­ние с ни­ми сво­ей собствен­ной. Это фор­ми­ру­ю­щий взгляд, поз­во­ля­ю­щий при­дать собствен­ной куль­ту­ре мно­го­мер­ный слож­ный ди­на­мич­ный ха­рак­тер. Вы приехали в Москву за дипломом училища,и к покупке диплому нужно подойти серьёзно, а для того чтобы купить диплом в Москве , для покупки диплома не надо особо суетиться, а достаточно зайти к нам, и диплом по вашей специальности будет у вас в руках! Ак­цент сме­ща­ет­ся от го­то­вых форм к воз­мож­нос­ти и про­цес­су их со­зи­да­ния. От то­го слоя ре­аль­нос­ти, где жи­вут го­то­вые фор­мы, под­чи­ня­ю­щие соз­на­ние, к слою соз­на­ния, по­рож­да­ю­ще­му фор­мы и под­чи­ня­ю­ще­му их се­бе.

5

СГУ – это иной тип вза­и­мо­от­но­ше­ний с со­ци­аль­ной струк­ту­рой и фор­ми­ру­ю­щи­ми ее людь­ми.

Сов­ре­мен­ная кор­по­ра­ция, НИИ или уп­рав­лен­чес­кая инс­тан­ция сос­то­ят из оп­ре­де­лен­ной сис­те­мы мест – сис­те­мы, оп­ре­де­ля­ю­щей функ­ци­о­на­лы и чис­лен­ность ра­бот­ни­ков. Со­ци­аль­ная струк­ту­ра про­ек­ти­ру­ет­ся в той же ло­ги­ке, что и лю­бая дру­гая ма­ши­на: сис­те­ма ро­лей, функ­ций, штат­ное рас­пи­са­ние. Это пре­доп­ре­де­ля­ет воз­мож­нос­ти ор­га­ни­за­ции. Ес­ли ак­цент де­ла­ет­ся на сис­те­ме мест и ро­лей, то вво­дят­ся ус­ред­нен­ные нор­ма­тив­ные тре­бо­ва­ния к тем, ко­то­рые эти мес­та за­пол­ня­ют. Ор­га­ни­зо­ван­ные струк­ту­ры та­ко­го ти­па спо­соб­ны се­бя восп­ро­из­во­дить и дост­ра­и­вать по за­ра­нее за­дан­но­му пла­ну, но пе­ре­ход на но­вую тра­ек­то­рию раз­ви­тия соп­ро­вож­да­ет­ся лом­кой пре­ды­ду­щей струк­ту­ры и пов­то­ре­ни­ем цик­ла: сис­те­ма мест – ро­ли – нор­ма­ти­вы.


 

{div width:385|float:left}{module 3_Mikalojus_Konstantinas}{/div}В СГУ-ор­га­ни­за­ци­ях иной прин­цип уст­рой­ства. Оп­ре­де­ля­ет­ся ко­леб­лю­ща­я­ся по чис­лен­нос­ти груп­па лю­дей, про­из­во­дя­щих но­вые идеи, схе­мы и их тех­но­ло­ги­чес­кие воп­ло­ще­ния. Но­вое не выст­ра­и­ва­ет­ся, а «вы­ра­щи­ва­ет­ся»: ор­га­ни­за­ция идет не по за­ра­нее за­дан­ной це­ле­вой тра­ек­то­рии, а по­рож­да­ет це­ли в хо­де сво­е­го раз­ви­тия. «Вы­ра­щи­ва­ет­ся» в том чис­ле и са­ма ор­га­ни­за­ция, под­виж­ная струк­ту­ра ко­то­рой от­ра­жа­ет по­тен­ци­ал «вы­ра­щи­ва­ю­ще­го» со­об­ще­ст­ва.

Жизнь СГУ-ор­га­ни­за­ции тре­бу­ет ко­ор­ди­на­ции со­вер­шен­но ино­го ти­па, не­же­ли су­ще­ст­ву­ю­щие уп­рав­лен­чес­кие тех­но­ло­гии. Ро­ли, ти­пы по­ве­де­ния и вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду чле­на­ми ор­га­ни­за­ции из фик­си­ро­ван­ных свойств конк­рет­ных лю­дей ста­но­вят­ся це­ле­нап­рав­лен­но фор­ми­ру­е­мы­ми инстру­мен­та­ми эф­фек­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия. Ха­рак­тер­ная для жиз­ни сов­ре­мен­ной кор­по­ра­ции борь­ба за мес­та от­хо­дит на зад­ний план – за мес­та те­перь не нуж­но бо­роть­ся, они лег­ко соз­да­ют­ся под воз­ни­ка­ю­щие за­да­чи и так же лег­ко раст­во­ря­ют­ся. По­доб­ной куль­ту­ры внут­рен­них вза­и­мо­от­но­ше­ний в ор­га­ни­за­ции сей­час нет. Шко­ла, вуз, кор­по­ра­тив­ная ие­рар­хия ори­ен­ти­ру­ют лю­дей на за­ня­тие мест, а не на их соз­да­ние. Нуж­ны осо­бые тех­ни­ки, поз­во­ля­ю­щие из­ме­нить эту со­ци­аль­ную ори­ен­та­цию у ны­не жи­ву­щих. И осо­бая сис­те­ма вос­пи­та­ния для тех, ко­то­рые рож­да­ют­ся сей­час.

Культура является господином человеческого сознания, но в глубине сознания дремлет ничем не обусловленная созидающая воля. Творящая воля становится таким же формирующим фактором, каким до сих пор являлась культура.

6

Про­ти­во­пос­тав­ляя сов­ре­мен­ность и СГУ, мы соз­да­ем сис­те­му нап­ря­же­ний меж­ду тем, что есть, и тем, что бу­дет. Не­о­бя­за­тель­но все бу­дет так, как опи­са­но. На са­мом де­ле про­ек­ти­ро­ва­ние в СГУ-кон­те­кс­те есть лишь вспо­мо­га­тель­ный инстру­мент констру­и­ро­ва­ния но­во­го об­ще­ст­ва. Сис­те­ма нап­ря­же­ний меж­ду ре­аль­ностью и вир­ту­аль­ным об­ра­зом бу­ду­ще­го по­рож­да­ет и энер­гию, и це­ле­нап­рав­лен­ность действий. Те­ку­щая ре­аль­ность очень да­ле­ка от про­ек­та СГУ, и нуж­но най­ти пер­вые сфе­ры при­ме­не­ния, то пер­вое зве­но, ко­то­рое су­ме­ет вы­вес­ти на по­ве­рх­ность весь про­ект СГУ.

Со­ци­о­гу­ма­ни­тар­ная ре­во­лю­ция тре­бу­ет по­ли­ти­чес­кой во­ли, ко­то­рой яв­но не дос­та­ет власт­ным эли­там Рос­сии. Гос­по­д­ству­ю­щая тен­ден­ция – встро­ить­ся в фар­ва­тер сов­ре­мен­но­го тех­но­ло­ги­чес­ки раз­ви­то­го ми­ра, до­го­нять его. А СГУ-ре­во­лю­ция – это соз­да­ние но­вых куль­тур­ных, со­ци­аль­ных и по­ли­ти­чес­ких ре­аль­нос­тей, на­хо­дя­щих­ся за пре­де­ла­ми су­ще­ст­ву­ю­щих тен­ден­ций, тех ре­аль­нос­тей, ко­то­рые еще толь­ко мо­гут воз­ник­нуть по за­вер­ше­нии шес­то­го ук­ла­да.

Есть по мень­шей ме­ре три ос­но­ва­ния для осу­ще­с­твле­ния СГУ-ре­во­лю­ции, три фак­то­ра обес­пе­че­ния пе­ре­хо­да – ак­тив­ный, кон­ку­ре­нт­ный и де­мог­ра­фи­чес­кий.

В ие­рар­хии этих фак­то­ров на­и­боль­шей цен­ностью об­ла­да­ет ак­тив­ный фак­тор: пе­ре­ход к СГУ осу­ще­с­твля­ет­ся по­то­му, что это на­и­бо­лее со­от­ве­т­ству­ю­щий су­ти че­ло­ве­ка ук­лад. В глу­би­не че­ло­ве­чес­ко­го соз­на­ния жи­вет предс­тав­ле­ние о на­и­боль­шей цен­нос­ти в его зем­ной жиз­ни сво­бод­ной во­ли, ни­чем не обус­лов­лен­ной ак­тив­нос­ти.

Од­на­ко про­ще и эко­но­мич­нее уп­рав­лять но­си­те­ля­ми обу­сло­влен­но­го соз­на­ния. В пост­тра­ди­ци­он­ном об­ще­ст­ве власть стре­мит­ся под­ме­нить куль­ту­ру со­ци­аль­ны­ми сти­му­ла­ми, в том чис­ле и пря­мым на­си­ли­ем. Пе­ре­ход к «сво­бод­но­му об­ще­ст­ву сво­бод­ных лю­дей» всег­да бу­дет же­лан­ной целью для оп­ре­де­лен­но­го про­цен­та лю­дей, хо­тя энер­гия дви­же­ния к по­доб­ной перс­пек­ти­ве час­то ис­поль­зу­ет­ся для дос­ти­же­ния пря­мо про­ти­во­по­лож­но­го ре­зуль­та­та.

Ес­ли ак­тив­ный фак­тор не­дос­та­то­чен для ор­га­ни­за­ции действий, ве­ду­щих к пе­ре­хо­ду, в си­лу всту­па­ет фак­тор кон­ку­рен­ции. За­нять дос­той­ное мес­то в ми­ре в рам­ках шес­то­го ук­ла­да, до­го­няя ушед­шие впе­ред стра­ны, для Рос­сии бу­дет зат­руд­ни­тель­но не толь­ко в си­лу раз­ру­ше­ния инф­ра­ст­рук­ту­ры на­уч­но-тех­ни­чес­ких раз­ра­бо­ток, но и по при­чи­не слиш­ком ма­лой чис­лен­нос­ти на­се­ле­ния по срав­не­нию с сов­ре­мен­ны­ми и бу­ду­щи­ми ли­де­ра­ми – 300-мил­ли­он­ной Аме­ри­кой и поч­ти по­лу­то­ра­мил­ли­а­рд­ным Ки­та­ем. Но раз нель­зя дог­нать – сле­ду­ет опе­ре­дить.

И на­ко­нец, у это­го пла­на есть со­юз­ник – де­мог­ра­фи­чес­кая проб­ле­ма Рос­сии.

7

Клю­че­вой пункт лю­бой прог­рам­мы пре­об­ра­зо­ва­ний рос­сийс­кой действи­тель­нос­ти – ре­ше­ние де­мог­ра­фи­чес­кой проб­ле­мы. Па­де­ние рож­да­е­мос­ти – про­цесс, ко­то­рый еще ник­то и ниг­де не смог ос­та­но­вить сти­му­ли­ру­ю­щи­ми ме­ра­ми. Тем не ме­нее для Рос­сии важ­ней­шим фак­то­ром ее даль­ней­ше­го су­ще­ст­во­ва­ния яв­ля­ет­ся не прос­то рост рус­ско­го на­се­ле­ния, а ин­тен­сив­ный рост – рост, пре­вы­ша­ю­щий ес­те­ст­вен­ные воз­мож­нос­ти. Не­об­хо­ди­мо не прос­то ста­би­ли­зи­ро­вать чис­лен­ность рус­ско­го на­ро­да, но стре­ми­тель­но на­се­лить пус­те­ю­щие прос­то­ры. Здесь по­не­во­ле сле­ду­ет об­ра­тить­ся к за­да­че вне­се­мей­но­го «про­из­во­д­ства лю­дей» – их рож­де­ния и пос­ле­ду­ю­ще­го вос­пи­та­ния.

По­доб­ные мыс­ли уже не­од­нок­рат­но выс­ка­зы­ва­лись в пе­ча­ти. Нап­ри­мер, идея Иго­ря Бес­ту­же­ва-Ла­ды о соз­да­нии спе­ци­аль­ных за­ве­де­ний для де­ву­шек, где они мог­ли бы и по­лу­чить хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, и ро­дить нес­коль­ких де­тей, за­бо­ту о ко­то­рых час­тич­но взя­ло бы на се­бя го­су­да­р­ство. Дру­гой взгляд выс­ка­зал Ви­та­лий Треть­я­ков. Он пред­ло­жил зап­ре­тить не­мо­ти­ви­ро­ван­ные абор­ты и приз­нать за лю­бой ро­див­шей жен­щи­ной пра­во сво­бод­но (без объ­яс­не­ния при­чин) от­ка­зать­ся от ро­див­ше­го­ся мла­ден­ца и офи­ци­аль­но пе­ре­дать его в детс­кий вос­пи­та­тель­ный дом.


 


Николай Чюрлёнис. Сотворение мира (VII). 1906

Социогуманитарный уклад – это иной тип взаимоотношений с социальной
структурой и формирующими ее людьми. Новое не выстраивается,
а «выращивается»: организация идет не по заранее заданной целевой
траектории, а порождает цели в ходе своего развития.

Но да­же при­ве­ден­ные ини­ци­а­ти­вы не мо­гут обес­пе­чить ин­тен­сив­но­го рос­та на­ро­до­на­се­ле­ния. Оче­вид­но, что в Рос­сии де­мог­ра­фи­чес­кий при­рост в 1 мил­ли­он че­ло­век в год не­дос­та­то­чен для дос­ти­же­ния в те­че­ние 40–50 лет оп­ти­маль­ной для стра­ны чис­лен­нос­ти в 500–600 мил­ли­о­нов че­ло­век. Ну­жен при­рост, как ми­ни­мум, в 2–3 мил­ли­о­на че­ло­век в год. Ус­пеш­ная раз­ра­бот­ка эф­фек­тив­ных тех­но­ло­гий вне­се­мей­но­го вос­пи­та­ния соз­даст пот­реб­ность и в осо­бой го­су­да­р­ствен­ной прог­рам­ме – ис­поль­зо­ва­нии ме­то­дов, обес­пе­чи­ва­ю­щих и вне­се­мей­ное рож­де­ние. Су­ще­ст­ву­ю­щие тех­но­ло­гии (сур­ро­гат­ное ма­те­ри­н­ство) весь­ма гру­бы (оче­вид­но, что им на сме­ну при­дут дру­гие), но да­же и они го­дят­ся на пер­вое вре­мя. Труд­но ска­зать, как в ре­аль­нос­ти бу­дет раз­ре­ше­на эта за­да­ча, но ли­бо она бу­дет ре­ше­на, ли­бо Рос­сия как го­су­да­р­ство рус­ских прек­ра­тит свое су­ще­ст­во­ва­ние. В ка­ком-то смыс­ле эта проб­ле­ма – фун­да­мен­таль­ный, хо­тя и жес­то­кий по­да­рок. Судь­ба бук­валь­но зас­тав­ля­ет нас со­вер­шить СГУ-ска­чок, ос­но­вой ко­то­ро­го и яв­ля­ет­ся обес­пе­че­ние ин­тен­сив­но­го раз­ви­тия мо­ло­до­го по­ко­ле­ния.

Для это­го есть все – кон­цеп­ция СГУ, ко­то­рая ро­ди­лась в Рос­сии, ин­тел­лек­ту­аль­ный по­тен­ци­ал, дос­та­точ­ный для раз­ра­бот­ки пси­хо­ло­ги­чес­ких и пе­да­го­ги­чес­ких тех­но­ло­гий, прин­ци­пи­аль­ная воз­мож­ность ав­тар­ки­чес­ко­го су­ще­ст­во­ва­ния, опыт осу­ще­с­твле­ния ме­гап­ро­ек­тов (ядер­но­го и кос­ми­чес­ко­го). Фор­ми­ро­ва­ние СГУ – это, бе­зус­лов­но, ме­гап­ро­ект, тре­бу­ю­щий край­не­го нап­ря­же­ния сил и тща­тель­но­го ис­пол­не­ния.

8

Все это тре­бу­ет но­вых пе­да­го­ги­чес­ких тех­но­ло­гий, при­чем бо­лее мощ­ных, чем ме­то­ды се­мей­но­го вос­пи­та­ния де­тей. Впро­чем, се­мей­ное вос­пи­та­ние уже и так при­хо­дит в упа­док. Ре­ли­ги­оз­ной и куль­тур­ной ос­нов се­мей­но­го вос­пи­та­ния для ши­ро­ких масс уже нет, и не­из­беж­но вста­ет воп­рос о спе­ци­аль­ных ме­то­дах, вы­хо­дя­щих за рам­ки ис­пор­чен­ной тра­ди­ции. Нуж­но по­нять – это оз­на­ча­ет фун­да­мен­таль­ную ре­во­лю­цию в ор­га­ни­за­ции че­ло­ве­чес­ких со­об­ществ. Воз­ни­ка­ет иной ме­ха­низм пе­ре­да­чи куль­тур­ных форм – пе­ре­да­чи не форм куль­ту­ры, а спо­соб­нос­ти соз­да­вать куль­тур­ные фор­мы.

Но че­ло­век в его сов­ре­мен­ной фор­ме тре­бу­ет жест­ких внеш­них ра­мок для сво­ей «вы­дел­ки». В этом зак­лю­чен еще один па­ра­докс СГУ – вос­пи­та­ние лю­дей с про­буж­ден­ной во­лей тре­бу­ет су­ро­вой внут­рен­ней дис­цип­ли­ны.

Мы не мо­жем сей­час предс­та­вить се­бе в пол­ной ме­ре, как бу­дут ра­бо­тать но­вые тех­но­ло­гии и к ка­ко­му ре­зуль­та­ту они при­ве­дут. Но от­дель­ные штри­хи СГУ-пе­да­го­ги­ки предс­тав­ля­ют­ся оче­вид­ны­ми.

Вне­се­мей­ное рож­де­ние и вос­пи­та­ние де­тей долж­ны обес­пе­чить бо­лее эф­фек­тив­ное ов­ла­де­ние на­вы­ка­ми ори­ен­та­ции в су­ще­ст­ву­ю­щем мас­си­ве зна­ний, не­же­ли то, ко­то­рое да­ет сов­ре­мен­ное об­ра­зо­ва­ние.

Но­вый че­ло­век вы­со­ко­субъ­ек­тен, он сам соз­да­ет куль­тур­ные нор­ма­ти­вы и куль­тур­ные фор­мы. Ру­ко­во­дить со­об­ще­ст­вом та­ких лю­дей, опи­ра­ясь на су­ще­ст­ву­ю­щие власт­ные тех­но­ло­гии – ма­ни­пу­ля­тив­ные или на­силь­ствен­ные по сво­ей при­ро­де, – не­воз­мож­но. Это иные фор­мы уп­рав­ле­ния, и для их раз­ра­бот­ки не­об­хо­ди­мо ра­зоб­рать и за­но­во соб­рать ос­нов­ные кон­цеп­ции ор­га­ни­за­ции че­ло­ве­чес­ких со­об­ществ. Бо­лее то­го, сос­та­вить пе­ре­чень кон­цеп­ций, ко­то­рые мо­гут ко­ор­ди­ни­ро­вать дви­же­ние Рос­сии в сто­ро­ну СГУ. Играй на vulkanstars-gaming.com онлайн.

Ме­ня­ют­ся от­но­ше­ния че­ло­ве­ка и эт­но­са. Эт­нос дост­ра­и­ва­ет­ся, соз­да­ет­ся со­во­куп­ны­ми уси­ли­я­ми СГУ-со­об­ще­ст­ва. Но­вый на­ци­о­на­лизм ока­зы­ва­ет­ся не столь­ко сре­дой транс­ля­ции тра­ди­ци­он­ных цен­нос­тей, сколь­ко энер­ги­ей раз­ви­тия и со­зи­да­ния но­вых форм. То же са­мое ждет и язык. Бу­дет про­ис­хо­дить не пос­те­пен­ная вуль­га­ри­за­ция язы­ка, а его но­вое раз­ви­тие в сто­ро­ну соз­да­ния все бо­лее мощ­ных и слож­ных средств ком­му­ни­ка­ции.


 


Николай Чюрлёнис. Молния. 1909

Социогуманитарная революция требует политической воли, которой явно не достает властным элитам России. Такая революция предполагает создание новых культурных, социальных и политических реальностей, находящихся за пределами существующих тенденций.

9

То есть ли­бо Рос­сия пе­рей­дет к прог­рам­мам вне­се­мей­но­го восп­ро­из­во­д­ства и вы­ра­щи­ва­ния на­се­ле­ния, ли­бо ис­чез­нет в той фор­ме, в ко­то­рой мы восп­ри­ни­ма­ем ее имен­но как Рос­сию. Сле­ду­ет раз­ли­чать ак­ту­аль­но су­ще­ст­ву­ю­щую Рос­сию и по­тен­ци­аль­ную Пост-Рос­сию.  Транс­фор­ма­ция Рос­сии в Пост-Рос­сию слу­чит­ся при прев­ра­ще­нии го­су­да­р­ство­об­ра­зу­ю­ще­го эт­но­са – рус­ских – в мень­ши­н­ство. В этом слу­чае из го­су­да­р­ства как фор­мы ор­га­ни­за­ции рус­ско­го на­ро­да Рос­сия прев­ра­тит­ся в иной тип го­су­да­р­ства – ор­га­ни­за­то­ра миг­ра­ци­он­но­го ант­ро­по­по­то­ка. Ис­чез­нет куль­ту­ра в при­выч­ном для нас смыс­ле, ос­та­нет­ся лишь ги­га­н­тская «про­из­во­д­ствен­ная ячей­ка», ко­то­рую уже не­воз­мож­но бу­дет наз­вать собствен­но рус­ской. При этом нап­рав­лен­ность ант­ро­по­по­то­ка бу­дет оп­ре­де­лять­ся не Рос­си­ей.

Вне­се­мей­ное восп­ро­из­во­д­ство на­се­ле­ния тре­бу­ет раз­ра­бот­ки пе­да­го­ги­чес­ких тех­но­ло­гий не ме­нее со­вер­шен­ных, чем тра­ди­ци­он­ное вос­пи­та­ние. Та­кая раз­ра­бот­ка – су­гу­бо ин­тел­лек­ту­аль­ный про­цесс, не тре­бу­ю­щий вло­же­ний в до­ро­гос­то­я­щую тех­ни­ку. Вло­же­ния пот­ре­бу­ют­ся по­том – для ре­а­ли­за­ции про­ек­та.

Пе­ри­од, в те­че­ние ко­то­ро­го действу­ет про­ект, дол­жен быть дос­та­точ­ным для фор­ми­ро­ва­ния двух по­ко­ле­ний, то есть сос­тав­лять при­мер­но 40 лет. На про­тя­же­нии все­го это­го пе­ри­о­да пот­ре­бу­ет­ся неп­рек­ра­ща­ю­щий­ся эко­но­ми­чес­кий рост, обес­пе­чи­ва­ю­щий стре­ми­тель­но уве­ли­чи­ва­ю­ще­еся на­се­ле­ние, что воз­мож­но лишь при ус­ло­вии по­ли­ти­чес­кой ста­биль­нос­ти и пре­ем­ствен­нос­ти. А это, в свою оче­редь, ста­вит за­да­чу раз­ра­бот­ки и ре­а­ли­за­ции про­ек­та дли­тель­но­го раз­ви­тия, вклю­ча­ю­ще­го в се­бя и зап­ла­ни­ро­ван­ные не­из­беж­ные транс­фор­ма­ции ре­жи­ма. Для ре­ше­ния та­кой слож­ней­шей за­да­чи нуж­на эли­та осо­бо­го ти­па.

10

Что же это за эли­та, ко­то­рая смо­жет уп­рав­лять СГУ-об­ще­ст­вом? В пер­вую оче­редь ей долж­но быть свой­ствен­но по­ни­ма­ние не­из­беж­нос­ти ис­ка­же­ния пер­во­на­чаль­ных за­мыс­лов и вла­де­ние тех­но­ло­ги­я­ми пре­о­до­ле­ния по­доб­ных ис­ка­же­ний. А по­то­му та­кой эли­те долж­на быть при­су­ща спо­соб­ность к гиб­кой сме­не клю­че­вых иде­о­ло­ги­чес­ких нор­ма­ти­вов.

Каж­дое но­вое по­ко­ле­ние стре­мит­ся соз­дать свой собствен­ный мир и, сле­до­ва­тель­но, от­вер­га­ет ста­рый. Дос­та­точ­но пос­мот­реть на ис­то­рию раз­ру­ше­ния СССР, что­бы уви­деть сме­ну ос­но­во­по­ла­га­ю­щих цен­нос­тей у на­и­бо­лее ак­тив­ной час­ти мо­ло­де­жи. Ана­ло­гич­ный про­цесс от­но­си­тель­но не­дав­но в со­вер­шен­но мир­ное вре­мя на фо­не рас­ту­ще­го бла­го­сос­то­я­ния и инс­ти­ту­ци­о­наль­но ус­лож­ня­ю­щей­ся за­щи­ты прав че­ло­ве­ка шел и на За­па­де. Дос­та­точ­но вспом­нить по­пыт­ки мо­ло­деж­ной ре­во­лю­ции 1968 го­да и пос­ле­ду­ю­щие тер­ро­рис­ти­чес­кие дви­же­ния в Гер­ма­нии (RAF) и Ита­лии (BR).

Уп­рав­ля­ю­щая эли­та СГУ и осо­бен­но пе­ри­о­да его фор­ми­ро­ва­ния долж­на на­у­чить­ся вов­ре­мя ар­ти­ку­ли­ро­вать но­вые иде­о­ло­ге­мы, прев­ра­щать ка­та­ст­ро­фи­чес­кий фак­тор из­ме­не­ния иде­о­ло­ги­чес­ко­го век­то­ра в фак­тор ин­тен­сив­но­го раз­ви­тия. Быть не ра­ба­ми иде­о­ло­гем, а их соз­да­те­ля­ми и гос­по­да­ми.

То, что яв­ля­ет­ся экстре­ми­с­тской иде­о­ло­ги­ей се­год­ня, ста­нет иде­о­ло­ги­чес­ким нор­ма­ти­вом завт­ра. Что­бы уп­рав­лять по­доб­ной сме­ной иде­о­ло­ги­чес­ких карт, эли­те не­из­беж­но над­ле­жит прев­ра­тить­ся в ме­та­э­ли­ту, не ру­ко­во­д­ству­ю­щу­ю­ся иде­о­ло­ги­чес­ки­ми нор­ма­ти­ва­ми, а эф­фек­тив­но их соз­да­ю­щую. Это не зна­чит, что ди­на­мич­ные иде­о­ло­ге­мы долж­ны обс­лу­жи­вать низ­мен­ные ин­те­ре­сы – са­ми та­кие ин­те­ре­сы уже предс­тав­ля­ют со­бой ста­биль­ный нор­ма­тив. Нап­ро­тив, иде­о­ло­ге­мы долж­ны по­рож­дать­ся из бо­лее вы­со­ких – надстро­ен­ных над иде­о­ло­ги­чес­ким по­лем – инс­тан­ций соз­на­ния.


 


Николай Чюрлёнис. Потоп. 1904

Трансформация России в Пост-Россию случится при превращении государствообразующего этноса – русских – в меньшинство. В этом случае из государства как формы организации русского народа Россия превратится в иной тип государства – организатора миграционного антропопотока.

В ка­ком-то смыс­ле за­ро­дыш та­ко­го взгля­да су­ще­ст­ву­ет в ис­то­ри­ко-эт­ни­чес­кой иден­ти­фи­ка­ции – сво­и­ми приз­на­ют­ся раз­ные пе­ри­о­ды ис­то­рии на­ро­да и го­су­да­р­ства, при­чем пе­ри­о­ды, про­хо­див­шие при са­мых раз­ных иде­о­ло­ги­чес­ких нор­ма­ти­вах.

Рос­сия предс­тав­ля­ет­ся в этом от­но­ше­нии по­ка­за­тель­ной пло­щад­кой: сов­мес­тить в еди­ном соз­на­нии цен­нос­ти эпох Ки­евс­кой Ру­си, Треть­е­го Ри­ма, уни­вер­саль­ной Рос­сийс­кой им­пе­рии, СССР и РФ и оз­на­ча­ет об­рес­ти ме­та­ис­то­ри­чес­кое соз­на­ние. Ос­та­ет­ся толь­ко при­дать ему ак­ту­аль­ный и конструк­тив­ный ха­рак­тер – не толь­ко восп­ри­ни­мать столь раз­лич­ные эпо­хи как ва­ри­а­ции од­но­го прин­ци­па, но и иметь спо­соб­ность тво­рить но­вые – столь же раз­лич­ные – эпо­хи в пре­де­лах од­но­го и то­го же конструк­тив­но­го эт­ни­чес­ко­го соз­на­ния.

11

Та­ких тех­но­ло­гий нет и ни­ког­да не бы­ло. Та­кой эли­ты нет и ни­ког­да не бы­ло. Есть толь­ко за­рож­да­ю­ще­еся по­ни­ма­ние не­об­хо­ди­мос­ти их по­яв­ле­ния. Су­дя по все­му, это по­ни­ма­ние ут­вер­дит­ся бли­же к кон­цу шес­то­го ук­ла­да. Но нам это не­об­хо­ди­мо сей­час. Зна­чит, те, ко­то­рые это по­ни­ма­ют, долж­ны действо­вать вне го­су­да­р­ствен­ных инс­ти­ту­тов, опи­ра­ясь на соз­да­ва­е­мые ими со­об­ще­ст­ва, вер­буя се­бе сво­их аген­тов вли­я­ния во власт­ных струк­ту­рах. Вла­ди­мир Лепс­кий прав: СГУ не мо­жет быть про­дук­том сов­ре­мен­но­го го­су­да­р­ства, он спо­со­бен воз­ник­нуть лишь как ре­зуль­тат ак­тив­нос­ти ори­ен­ти­ро­ван­ных на его фор­ми­ро­ва­ние со­об­ществ. Не­об­хо­ди­мо свер­ху­си­лие – ин­тел­лек­ту­аль­ное, во­ле­вое, жерт­вен­ное. Уси­лие, ко­то­рое рож­да­ет­ся толь­ко в глу­би­нах на­ше­го соз­на­ния, а не на по­ве­рх­нос­ти ми­ра сцеп­лен­ных и па­ра­ли­зу­ю­щих друг дру­га страс­тей.

Ког­да-то На­по­ле­он ска­зал, что для ве­де­ния вой­ны ему не­об­хо­ди­мы три ве­щи: во-пер­вых – день­ги, во-вто­рых – день­ги, на­ко­нец, и в-треть­их – день­ги. Нам то­же нуж­ны три ве­щи, но со­вер­шен­но иные: во­ля, во­ля и еще раз во­ля.