Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Пос­лед­ним об­ра­ще­ни­ем к та­ко­му под­хо­ду стал пер­вый док­лад Римс­ко­му клу­бу «Пре­де­лы рос­та». В 1972 г., сле­дуя иде­ям аме­ри­ка­нс­ко­го уче­но­го Фор­рес­те­ра о ма­те­ма­ти­чес­ком мо­де­ли­ро­ва­нии слож­ных сис­тем, ав­то­ры это­го док­ла­да под ру­ко­во­д­ством Ден­ни­са Ме­до­у­за, про­а­на­ли­зи­ро­вав об­шир­ную ба­зу дан­ных, сде­ла­ли по­пыт­ку опи­сать те­ку­щее раз­ви­тие че­ло­ве­че­ст­ва. В ос­но­ве док­ла­да ле­жа­ло мо­де­ли­ро­ва­ние гло­баль­но­го про­цес­са рос­та как сум­мы сла­га­ю­щих его сос­тав­ля­ю­щих. Так бы­ло прив­ле­че­но вни­ма­ние к гло­баль­ным проб­ле­мам, в чем сос­то­ит боль­шая зас­лу­га ав­то­ров пер­во­го док­ла­да Римс­ко­му клу­бу. Од­на­ко их ре­зуль­та­ты, ос­но­ван­ные на ре­дук­ци­о­низ­ме при сум­ми­ро­ва­нии фак­то­ров рос­та, по­ка­за­ли всю ог­ра­ни­чен­ность ли­ней­ных мо­де­лей и кон­цеп­ций ре­су­рс­но­го ог­ра­ни­че­ния рос­та че­ло­ве­че­ст­ва. В этом от­но­ше­нии предс­тав­ля­ет ин­те­рес за­ме­ча­ние аме­ри­ка­нс­ко­го эко­но­мис­та Гер­бер­та Сай­мо­на:

Со­рок лет опы­та мо­де­ли­ро­ва­ния слож­ных сис­тем на компь­ю­те­рах, ко­то­рые с каж­дым го­дом ста­но­ви­лись все боль­ше и быст­рее, на­у­чи­ли, что гру­бая си­ла не по­ве­дет нас по царс­кой тро­пе к по­ни­ма­нию та­ких сис­тем... Тем са­мым мо­де­ли­ро­ва­ние пот­ре­бу­ет об­ра­ще­ния к ос­нов­ным прин­ци­пам, ко­то­рые при­ве­дут нас к раз­ре­ше­нию это­го па­ра­док­са слож­нос­ти.

Дан­ная ра­бо­та – от­вет на этот вы­зов. Действи­тель­но, це­ло­ст­ное опи­са­ние че­ло­ве­че­ст­ва при­во­дит нас к вы­во­ду, что со­ци­аль­ные про­цес­сы раз­ви­тия не­пос­ре­д­ствен­но свя­за­ны с рос­том на­се­ле­ния. Од­на­ко это не­ли­ней­ная связь, в ко­то­рой нет прос­той при­чин­но-след­ствен­ной за­ви­си­мос­ти рос­та и раз­ви­тия. По­э­то­му та­кой под­ход воз­мо­жен толь­ко, ес­ли рас­смат­ри­вать все че­ло­ве­че­ст­во как це­лое.

Так, боль­ши­н­ство круп­ных сов­ре­мен­ных ис­то­ри­ков – Фер­нан Бро­дель, Карл Яс­перс, Им­ма­ну­ил Вал­ле­рш­тейн, Ни­ко­лай Кон­рад, Игорь Дь­я­ко­нов – ут­ве­рж­да­ли, что под­лин­ное по­ни­ма­ние раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва воз­мож­но толь­ко на гло­баль­ном уров­не. В зна­чи­тель­ной ме­ре ими был раз­вит це­ло­ст­ный взгляд на ми­ро­вую ис­то­рию, что ста­ло су­ще­ст­вен­ным фак­то­ром для дан­ных ис­сле­до­ва­ний, в ко­то­рых с са­мо­го на­ча­ла рас­смат­ри­ва­лось раз­ви­тие все­го че­ло­ве­че­ст­ва. Не­да­ром ака­де­мик Кон­рад в ито­го­вом сбор­ни­ке ста­тей «За­пад и Вос­ток» (1972) пи­сал:

Та­ким об­ра­зом, име­ю­щи­е­ся у нас зна­ния прош­ло­го в со­е­ди­не­нии с тем, что нам отк­ры­ва­ет на­ша сов­ре­мен­ная на­у­ка по от­но­ше­нию как к прош­ло­му, так и к бу­ду­ще­му, поз­во­ля­ют нам ос­мыс­лить ход ис­то­ри­чес­кой жиз­ни че­ло­ве­че­ст­ва и тем са­мым на­ме­тить фи­ло­со­фс­кую кон­цеп­цию ис­то­рии. Сде­лать это мож­но, од­на­ко, толь­ко при­ни­мая во вни­ма­ние ис­то­рию все­го че­ло­ве­че­ст­ва, а не ка­кой-ли­бо груп­пы на­ро­дов или стран...

Фак­тов, сви­де­тель­ству­ю­щих, что ис­то­рия че­ло­ве­че­ст­ва есть ис­то­рия имен­но все­го че­ло­ве­че­ст­ва, а не от­дель­ных изо­ли­ро­ван­ных на­ро­дов и стран, что по­нять ис­то­ри­чес­кий про­цесс мож­но, толь­ко об­ра­ща­ясь к ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва, та­ких фак­тов мож­но при­вес­ти сколь­ко угод­но и во всех об­лас­тях. Вся ис­то­рия пол­на ими.

Не­мец­кий ис­то­рик и фи­ло­соф Карл Яс­перс в кни­ге «Смысл и наз­на­че­ние ис­то­рии» (1948) пер­вую часть «Ми­ро­вая ис­то­рия» на­чи­на­ет сло­ва­ми:

По ши­ро­те и глу­би­не пе­ре­мен во всей че­ло­ве­чес­кой жиз­ни на­шей эпо­хе при­над­ле­жит ре­ша­ю­щее зна­че­ние. Лишь ис­то­рия че­ло­ве­че­ст­ва в це­лом мо­жет дать масш­таб для по­ни­ма­ния то­го, что про­ис­хо­дит в нас­то­я­щее вре­мя .

Яс­перс под­роб­но ар­гу­мен­ти­ру­ет не­об­хо­ди­мость рас­смот­ре­ния ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва как гло­баль­но­го про­цес­са, ког­да все че­ло­ве­че­ст­во в це­лом ста­но­вит­ся объ­ек­том ис­сле­до­ва­ния. Им вы­де­ля­ют­ся еди­ные про­цес­сы раз­ви­тия, ко­то­рые ох­ва­ты­ва­ют весь мир. Од­на­ко ис­то­ри­чес­кая на­у­ка прош­ла дол­гий путь в поз­на­нии об­щих за­ко­но­мер­нос­тей, ко­то­рые оп­ре­де­ля­ют рост и раз­ви­тие че­ло­ве­че­ст­ва. На­до от­ме­тить, что эти по­ис­ки бы­ли не­лег­ки­ми, пос­коль­ку, как и в де­мог­ра­фии, по­пыт­кам уло­вить об­щие за­ко­но­мер­нос­ти ме­ша­ла раз­роз­нен­ность фак­тов и обс­то­я­тельств в пос­то­ян­но уве­ли­чи­ва­ю­щем­ся мно­же­ст­ве част­нос­тей. Не­да­ром вид­ный эко­но­мист Фрид­рих фон Хайек от­ме­чал:

Де­ле­ние ис­сле­до­ва­ний об­ще­ст­ва на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные дис­цип­ли­ны при­ве­ло к то­му, что все на­и­бо­лее су­ще­ст­вен­ные воп­ро­сы пре­неб­ре­жи­тель­но от­но­си­лись к мар­ги­на­ли­ям не­яс­ной фи­ло­со­фии раз­ви­тия об­ще­ст­ва.

При­ве­ден­ные взгля­ды ис­то­ри­ков ста­ли су­ще­ст­вен­ным подт­ве­рж­де­ни­ем идеи, что не­об­хо­дим под­ход к рос­ту на­се­ле­ния ми­ра и раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва как к еди­но­му це­ло­му, как к раз­ви­ва­ю­щей­ся ди­на­ми­чес­кой сис­те­ме. Од­на­ко та­кой взгляд тра­ди­ци­он­но от­ри­цал­ся в де­мог­ра­фии, пос­коль­ку за­да­чу де­мог­ра­фии ви­де­ли в том, что­бы в рам­ках от­дель­ной стра­ны или ре­ги­о­на свя­зать рост на­се­ле­ния с конк­рет­ны­ми со­ци­аль­ны­ми и эко­но­ми­чес­ки­ми ус­ло­ви­я­ми и на этой ос­но­ве дать ре­ко­мен­да­ции по де­мог­ра­фи­чес­кой по­ли­ти­ке. Имен­но это тор­мо­зи­ло при­ня­тие гло­баль­но­го и фе­но­ме­но­ло­ги­чес­ко­го под­хо­да и вы­те­ка­ю­щих из не­го вы­во­дов как для де­мог­ра­фов, так и для об­ще­ст­во­ве­дов, кон­цеп­ту­аль­но по­вя­зан­ных гра­ни­ца­ми стран.

Сле­ду­ет под­че­рк­нуть, что фе­но­ме­но­ло­ги­чес­кий под­ход по­ни­ма­ет­ся на­ми так, как это при­ня­то в фи­зи­ке, а не в фи­ло­со­фии. Ины­ми сло­ва­ми, мы об­ра­ща­ем­ся к об­щим прин­ци­пам са­мо­по­доб­но­го раз­ви­тия, при­чин­нос­ти, вы­ра­жен­ной в ста­тис­ти­чес­ких предс­тав­ле­ни­ях, и на этой ос­но­ве стро­им те­о­ре­ти­чес­кие мо­де­ли. По­э­то­му мы и не об­ра­ща­ем­ся к так на­зы­ва­е­мым эле­мен­тар­ным яв­ле­ни­ям, час­тич­но опи­сы­ва­ю­щим свой­ства сос­тав­ля­ю­щих сис­те­му ком­по­нент, сум­ми­руя ко­то­рые мож­но предс­та­вить це­лое. Опыт по­ка­зы­ва­ет, что да­же для бо­лее прос­тых, чем че­ло­ве­че­ст­во, сис­тем та­кой путь пост­ро­е­ния мо­де­ли час­то прак­ти­чес­ки не­о­су­ще­ст­вим.

Пер­вый и на­и­бо­лее ус­пеш­ный опыт фе­но­ме­но­ло­ги­чес­ко­го под­хо­да был раз­вит в тер­мо­ди­на­ми­ке, ког­да газ рас­смат­ри­вал­ся как сис­те­ма из мно­гих вза­и­мо­дей­ству­ю­щих час­тиц. Бла­го­да­ря столк­но­ве­ни­ям мо­ле­кул, на­хо­дя­щих­ся в тер­мо­ди­на­ми­чес­ком рав­но­ве­сии, их сос­то­я­ние ме­ня­лось мед­лен­но и об­ра­ти­мо. В этом слу­чае мож­но ввес­ти та­кие по­ня­тия, оп­ре­де­ля­ю­щие тер­мо­ди­на­ми­чес­кое сос­то­я­ние сис­те­мы, как тем­пе­ра­ту­ра и дав­ле­ние, а так­же об­ра­тить­ся к предс­тав­ле­нию об энер­гии и энт­ро­пии, не вхо­дя в де­таль­ное по­ни­ма­ние свойств ато­мов или мо­ле­кул, сос­тав­ля­ю­щих газ.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS