Печать


Скрипка и немножко дорого
Илья Овчинников

Достаточно захотеть послушать классическую музыку в Москве, чтобы понять, чем западный капитализм отличается от российского

Се­зон ед­ва на­чал­ся, а в Моск­ву уже со­би­ра­ют­ся име­ни­тые гаст­ро­ле­ры: толь­ко в сен­тяб­ре у нас выс­ту­пят ди­ри­же­ры Шарль Дю­туа и Вла­ди­мир Юровс­кий, пи­а­нис­ты Анд­раш Шифф и Ма­рия Жо­ао Пи­реш, соп­ра­но Ми­рей Де­ленш, не го­во­ря уже о та­ких оте­че­ст­вен­ных звез­дах, как Ва­ле­рий Гер­ги­ев, Ми­ха­ил Плет­нев и Алек­сей Лю­би­мов. Осо­бый блеск это­му соз­вез­дию долж­ны при­дать гаст­ро­ли те­ат­ра Ла Ска­ла, ко­то­рые про­ве­дет Да­ни­эль Ба­рен­бойм, и един­ствен­ный кон­церт Лю­це­р­нско­го фес­ти­валь­но­го ор­ке­ст­ра под уп­рав­ле­ни­ем Кла­у­дио Аб­ба­до.

Ка­за­лось бы, му­зы­каль­ная жизнь рос­сийс­кой сто­ли­цы при­об­ре­та­ет впол­не ев­ро­пейс­кий ха­рак­тер. Толь­ко за пос­лед­ние пол­го­да в Моск­ве по­бы­ва­ли Чи­ка­гс­кий сим­фо­ни­чес­кий, Лон­до­нс­кий фи­лар­мо­ни­чес­кий и дру­гие — все­го не ме­нее по­лу­дю­жи­ны су­пе­рор­ке­ст­ров, не го­во­ря уже о яр­ких со­лис­тах и ан­са­мб­лях ста­рин­ной и но­вой му­зы­ки. Но по­пасть на эти кон­цер­ты мо­жет да­ле­ко не каж­дый.

Возь­мем то­го же Аб­ба­до — ве­ро­ят­но, на­и­бо­лее вы­да­ю­ще­го­ся из ны­не жи­ву­щих ди­ри­же­ров. О его кон­цер­те ста­ло из­ве­ст­но в кон­це вес­ны, объ­яв­лен­ная це­на би­ле­тов на­чи­на­лась с 1500 руб­лей (око­ло 40 ев­ро). Но очень быст­ро в отк­ры­том дос­ту­пе ос­та­лись би­ле­ты по це­не от 5000 до 15 000 руб­лей (от 125 до 375 ев­ро со­от­ве­т­ствен­но) — сум­ма, ко­то­рая ма­ло ко­му по кар­ма­ну.

Ес­ли об­ра­тить­ся к об­лас­ти по­пу­ляр­ной му­зы­ки, то зна­чи­тель­ная часть би­ле­тов на кон­церт По­ла Мак­ка­рт­ни — фи­гу­ры, впол­не со­пос­та­ви­мой с Аб­ба­до, — еще за па­ру ме­ся­цев до со­бы­тия на­хо­ди­лась в об­ще­дос­туп­ной про­да­же по це­не 4000 руб­лей. Спо­ру нет, 100 ев­ро — то­же сум­ма не ма­лень­кая; и все же аб­со­лют­ная уни­каль­ность фи­гу­ры Мак­ка­рт­ни зас­та­ви­ла бит­ло­ма­нов рас­ко­ше­лить­ся ра­ди глав­но­го шоу в их жиз­ни. По­чи­та­те­ли же ака­де­ми­чес­кой му­зы­ки, увы, ча­ще при­над­ле­жат к ме­нее обес­пе­чен­ной час­ти пуб­ли­ки; сре­ди мос­ко­вс­ких ме­ло­ма­нов, всю жизнь меч­тав­ших ус­лы­шать Кла­у­дио Аб­ба­до, вряд ли мно­го тех, кто спо­со­бен вы­ло­жить за би­ле­ты 5000–7000 руб­лей.

На по­доб­ные ла­мен­та­ции обыч­но от­ве­ча­ют: дес­кать, хо­ти­те в Ев­ро­пу — так по­лу­чай­те ев­ро­пейс­ких ар­тис­тов по ев­ро­пейс­ким же це­нам. Так лю­бят го­во­рить предс­та­ви­те­ли рос­сийс­ких кон­це­рт­ных ор­га­ни­за­ций, ко­то­рым прек­рас­но из­ве­ст­но ре­аль­ное по­ло­же­ние дел. Они лу­ка­вят: нап­ри­мер, би­ле­ты на кон­цер­ты Бер­ли­нс­ко­го фи­лар­мо­ни­чес­ко­го ор­ке­ст­ра — от бли­жай­ших до но­ябрьс­ких — в его род­ном за­ле мож­но ку­пить по це­не от 25 до 90 ев­ро. На кон­цер­ты и спек­так­ли Бер­ли­нс­кой опе­ры, ко­то­рую возг­лав­ля­ет Да­ни­эль Ба­рен­бойм, мож­но по­пасть, зап­ла­тив от 15 до 220 ев­ро (и это са­мые-са­мые до­ро­гие).

Впро­чем, Бер­лин из­вес­тен сво­и­ми де­мок­ра­тич­ностью и от­но­си­тель­ной де­ше­виз­ной; заг­ля­нем в бо­лее до­ро­гую Ве­ну. За счи­тан­ные дни до выс­туп­ле­ния в Моск­ве тот же Лю­це­р­нский фес­ти­валь­ный ор­кестр под уп­рав­ле­ни­ем Аб­ба­до предс­тав­ля­ет иден­тич­ную прог­рам­му: би­ле­ты сто­ят от 30 до 125 ев­ро. В трех ча­сах ез­ды от Ве­ны — Зальц­бург, где толь­ко что за­кон­чил­ся лет­ний фес­ти­валь, счи­та­ю­щий­ся од­ним из на­и­бо­лее до­ро­гих во всем ми­ре. Здесь би­лет на опер­ный спек­такль мо­жет сто­ить до 300 ев­ро, но есть би­ле­ты и по 40, и да­же по 15 — на сто­я­чие мес­та для на­и­ме­нее обес­пе­чен­ных. А в Ве­не на то­го же Ба­рен­бой­ма или Аб­ба­до всег­да мож­но ку­пить сто­я­чий би­лет за 8 ев­ро. Та­кая це­на по кар­ма­ну лю­бо­му — да­же ря­до­во­му мос­ко­вс­ко­му пен­си­о­не­ру. Прав­да, и сто­ять це­лый час на но­гах ему неп­рос­то, но в Ве­не или Бер­ли­не раз­ре­ша­ет­ся брать с со­бой по­душ­ки и склад­ные стулья.

Ис­ку­с­ство долж­но быть дос­туп­но всем — это ак­си­о­ма пов­сю­ду, кро­ме Моск­вы.

У нас би­ле­ты на гаст­ро­ли Ла Ска­ла в Боль­шом те­ат­ре пред­ла­га­ют­ся по це­не от 3500 до 25000 руб­лей (от 88 до 625 ев­ро со­от­ве­т­ствен­но). До­ба­вим аб­со­лют­ную неп­роз­рач­ность как це­но­об­ра­зо­ва­ния, так и про­цес­са про­да­жи би­ле­тов. Их нель­зя ку­пить на сай­те Боль­шо­го те­ат­ра — толь­ко в од­ном из мно­го­чис­лен­ных би­лет­ных агентств. И ес­ли на сай­тах Бер­ли­нс­кой фи­лар­мо­нии или опе­ры ссыл­ка «Tickets» на­хо­дит­ся на са­мом вид­ном мес­те, то на сай­те Боль­шо­го вы най­де­те лишь раз­дел «Ви­зит в те­атр»: там на са­мом вид­ном мес­те кра­су­ет­ся ссыл­ка «Гра­фик пред­ва­ри­тель­ной про­да­жи би­ле­тов на де­кабрь 2012 г.». Са­ма про­це­ду­ра по­куп­ки не­о­бык­но­вен­но слож­на: не­об­хо­ди­мо прис­лать пред­ва­ри­тель­ную за­яв­ку с ука­за­ни­ем но­ме­ра пас­пор­та и фа­ми­лии. Пред­по­ла­га­ет­ся, что так сде­ла­но в це­лях борь­бы с пе­ре­куп­щи­ка­ми, но по­че­му тог­да би­ле­ты на Ла Ска­ла по­па­ли к ним прак­ти­чес­ки в пол­ном объ­е­ме?

Ны­неш­нее ру­ко­во­д­ство Мос­ко­вс­кой фи­лар­мо­нии, ор­га­ни­зу­ю­щей кон­церт Аб­ба­до, на­хо­дит­ся у ру­ля чуть ме­нее де­ся­ти лет. За это вре­мя уда­лось сде­лать очень мно­гое: вдох­нуть жизнь в по­лу­ме­рт­вую ор­га­ни­за­цию, рас­ши­рить и раз­но­об­ра­зить ее кон­це­рт­ную афи­шу, при­вез­ти в Моск­ву це­лый ряд гаст­ро­ле­ров, о ко­то­рых рань­ше не при­хо­ди­лось и меч­тать. Но вмес­те с тем в соз­на­нии пуб­ли­ки и жур­на­лис­тов изо всех сил ста­ра­ют­ся уко­ре­нить предс­тав­ле­ние об ака­де­ми­чес­кой му­зы­ке как о биз­не­се, ко­то­рый дол­жен при­но­сить день­ги. По ми­ро­вым стан­дар­там эта сом­ни­тель­ная ак­си­о­ма — в луч­шем слу­чае по­луп­рав­да. Это хо­ро­шо по­ни­ма­ют в Ев­ро­пе, где к ор­га­ни­за­ции фес­ти­ва­лей и кон­цер­тов прив­ле­ка­ют спон­со­ров, поз­во­ляя пуб­ли­ке по­ку­пать би­ле­ты хоть за 300 ев­ро, хоть за 15. И не хо­тят по­ни­мать в Моск­ве, ус­та­нав­ли­вая не­подъ­ем­ные це­ны на би­ле­ты.

Ака­де­ми­чес­кая му­зы­ка на­хо­дит путь к слу­ша­те­лю труд­нее, чем по­пу­ляр­ная; имен­но по­э­то­му се­год­ня по все­му ми­ру ста­ра­ют­ся этот путь сок­ра­тить — сде­лать клас­си­ку дос­туп­ной и ин­те­рес­ной для пуб­ли­ки. Она дав­ным-дав­но пе­рес­та­ла от­но­сить­ся к сфе­ре эли­тар­но­го пот­реб­ле­ния: сту­ден­ты и ста­ри­ки, до­мо­хо­зяй­ки и де­ти с удо­воль­стви­ем хо­дят на та­кие кон­цер­ты. У нас же буд­то на­роч­но все де­ла­ет­ся для то­го, что­бы но­вый слу­ша­тель не при­шел в фи­лар­мо­нию или Боль­шой те­атр: слиш­ком мно­гое вок­руг го­во­рит ему о том, что эта об­ласть куль­ту­ры не толь­ко скуч­на, но и не­дос­туп­на.

Кто имен­но за это в от­ве­те: об­щая эко­но­ми­чес­кая си­ту­а­ция, чья-то жад­ность, по­ли­ти­ка Мин­куль­та — оп­ре­де­лен­но ска­зать труд­но. Но все вмес­те выг­ля­дит как важ­ный пункт в не­объ­яв­лен­ной го­су­да­р­ствен­ной прог­рам­ме кон­сер­ви­ро­ва­ния не­ве­же­ст­ва на­ции.

Источник: openspace.ru