(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
Вячеслав Лупачев: «Музыка – зеркало современного мира»

Вячеслав Иванович Лупачев – руководитель подразделения Государственного академического Мариинского театра по развитию и реализации инновационных программ.

Источник: альманах «Развитие и экономика», №1, сентябрь 2011, стр. 77

Сергей Белкин: Вя­чес­лав Ива­но­вич, я хо­тел бы в на­шем с ва­ми об­ще­нии кос­нуть­ся как об­ще­те­о­ре­ти­чес­ких, фи­ло­со­фс­ких сто­рон проб­ле­м раз­ви­тия, так и прак­ти­чес­кой сто­ро­ны де­ла, тем бо­лее, что для вас раз­ви­тие – раз­ви­тие те­ат­ра – яв­ля­ет­ся прос­то-нап­рос­то пря­мой слу­жеб­ной обя­зан­ностью. Ес­ли поз­во­ли­те, я бы пред­ло­жил дви­гать­ся «от те­о­рии к прак­ти­ке». Мой пер­вый воп­рос от­но­сит­ся к сфе­ре фун­да­мен­таль­но­го зна­ния и очень бли­зок к зна­ко­мо­му со сту­ден­чес­кой скамьи «ос­нов­но­му воп­ро­су фи­ло­со­фии». Сфор­му­ли­ру­ем его бо­лее при­зем­ле­нно,  ста­ра­ясь на­щу­пать вер­ный тон на­ше­го аль­ма­на­ха: «Что – как те­ма и нап­рав­ле­ние дис­кус­сии –  важ­нее: «куль­ту­ра и раз­ви­тие» или «эко­но­ми­ка и раз­ви­тие?».

Вячеслав  Лупачев: Бе­зус­лов­но, куль­ту­ра яв­ля­ет­ся при­о­ри­те­том, ибо де­я­тель­ность в сфе­ре «эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия» пред­по­ла­га­ет при­ня­тие мно­же­ст­ва от­ве­т­ствен­ных ре­ше­ний, обос­но­ван­ность, не­об­хо­ди­мость и ка­че­ст­во ко­то­рых  не­пос­ре­д­ствен­но за­ви­сят от об­ще­го уров­ня куль­ту­ры при­ни­ма­ю­щих их субъ­ек­тов.

С. Б.: Я сог­ла­сен с ва­ми, но хо­тел бы кое-что уточ­нить. Тот ас­пект ро­ли куль­ту­ры в об­ще­ст­ве, на ко­то­рый вы ука­за­ли, не­сом­нен­но, ва­жен и за­час­тую яв­ля­ет­ся оп­ре­де­ля­ю­щим по­ве­де­ние и це­ли лю­дей, в том чис­ле и лиц, при­ни­ма­ю­щих ре­ше­ние. Я бы наз­вал его инстру­мен­таль­ным ас­пек­том или фак­то­ром. Я за­дам ри­то­ри­чес­кий, как мне ка­жет­ся, воп­рос: ис­чер­пы­ва­ет­ся ли роль и функ­ция куль­ту­ры этим? Или же куль­ту­ра са­ма по се­бе яв­ля­ет­ся, или же долж­на яв­лять­ся цен­ностью и целью вся­ко­го раз­ви­тия, а эко­но­ми­ка – все­го лишь и толь­ко инстру­мент, сред­ство?

В. Л.: Эко­но­ми­ка – это ба­зис, про­из­во­дя­щий ма­те­ри­аль­ную сос­тав­ля­ю­щую куль­ту­ры. В иде­а­ле все про­ис­хо­дя­щее в сфе­ре эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия долж­но спо­со­б­ство­вать гар­мо­нич­но­му раз­ви­тию и при­ра­ще­нию ду­хов­ных цен­нос­тей как вто­рой сос­тав­ля­ю­щей куль­ту­ры.

С. Б.: Да­вай­те зат­ро­нем близ­кую вам сфе­ру – му­зы­ку.  При этом я хо­тел бы  кос­нуть­ся со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких проб­лем об­ще­ст­ва, в част­нос­ти, проб­ле­мы пот­ре­би­тель­ства. Ме­ха­низм сов­ре­мен­ной эко­но­ми­ки, так на­зы­ва­е­мо­го «сво­бод­но­го рын­ка» тре­бу­ет неп­ре­рыв­ной за­ме­ны од­но­го то­ва­ра или ус­лу­ги на неч­то но­вое, приз­ван­ное его вы­тес­нить. На это ра­бо­та­ет ог­ром­ный инс­ти­тут мо­ды, рек­ла­мы, ис­ку­с­ствен­ной сти­му­ля­ции спро­са и т.д. Это важ­ней­ший фак­тор и инстру­мент неп­ре­рыв­но­го раз­го­на ми­ро­вой эко­но­ми­ки, ве­ду­щий, по-ви­ди­мо­му, в про­пасть.  Та часть му­зы­ки, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся масс-куль­ту­рой, «поп­сой» и т.п., жи­вет имен­но по та­ким за­ко­нам. Пос­то­ян­ная сме­на имен ис­пол­ни­те­лей, их одежд, плас­ти­ки и ма­нер соз­да­ет у нев­зыс­ка­тель­ной час­ти пуб­ли­ки ощу­ще­ние не­ко­е­го неп­ре­рыв­но­го дви­же­ния впе­ре­д и фор­ми­ру­ет пот­реб­ность пот­реб­лять «но­вое». Од­на­ко па­рал­лель­но с этим су­ще­ст­ву­ет дру­гой мир и дру­гая жизнь. Я имею в ви­ду «клас­си­чес­кую» или «ака­де­ми­чес­кую» му­зы­ку. Она, в от­ли­чие от «поп­сы», не ме­ня­ет­ся де­ся­ти­ле­ти­я­ми и да­же сто­ле­ти­я­ми. Мо­царт уже 250 лет не из­ме­ня­ет­ся...  Раз­ви­ва­ем­ся ли мы, слу­шая «од­но­го и то­го же Мо­цар­та» на про­тя­же­нии сто­ле­тий?

В. Л.: Бе­зус­лов­но, раз­ви­ва­ем­ся.




В. Гергиев и оркестр Мариинского театра в новом Концертном зале

С. Б.: По­че­му?

В. Л.: Спе­ци­фи­ка ака­де­ми­чес­кой му­зы­ки (не толь­ко Мо­цар­та) в том, что она спо­соб­на воз­дей­ство­вать на восп­ри­я­тие мно­го­ас­пе­кт­но, дос­тав­ляя од­нов­ре­мен­но и чувствен­ное (мож­но да­же ска­зать, фи­зи­о­ло­ги­чес­кое) удо­воль­ствие, и вы­зы­вая эмо­ци­о­наль­ный, ду­шев­ный отк­лик, и про­буж­дая, ак­ти­ви­зи­руя в го­раз­до боль­шей сте­пе­ни, чем иные жан­ры, ин­тел­лек­ту­аль­ную сфе­ру. 
Каж­дая лич­ность  раз­ви­ва­ет­ся, пос­ти­гая му­зы­ку Мо­цар­та. Сум­мар­ным ито­гом раз­ви­тия мно­же­ст­ва лич­нос­тей ста­но­вят­ся оп­ре­де­лен­ные из­ме­не­ния в оп­ре­де­лен­ных час­тях со­ци­у­ма. (Кста­ти, восп­ри­я­тие му­зы­ки, как и лю­бо­го ис­ку­с­ства, в ди­ах­ро­ни­чес­ком раз­ре­зе ме­ня­ет­ся: впе­чат­ле­ния сов­ре­мен­ни­ков и по­том­ков мо­гут чрез­вы­чай­но раз­нить­ся).

С. Б.: Как быть с жан­ра­ми сов­ре­мен­ной не ака­де­ми­чес­кой му­зы­ки? Яв­ля­ет­ся в действи­тель­нос­ти ли «поп­са» со­ци­аль­ным «де­би­ли­за­то­ром»?

В. Л.: Ес­ли го­во­рить об иных, не ака­де­ми­чес­ких жан­рах, то и здесь по­рой про­ис­хо­дят та­кие «по­па­да­ния». Так что огуль­но на­зы­вать все это раз­но­об­ра­зие «де­би­ли­за­то­ром», ве­ро­ят­но, не сто­ит. Ско­рее, это зер­ка­ло,  в ко­то­ром от­ра­жа­ет­ся сов­ре­мен­ный мир, дви­жу­щий­ся во все бо­лее убыст­ря­ю­щем­ся тем­пе, во все бо­лее нерв­ных и рва­ных рит­мах. Кста­ти, нес­лу­чай­но, ко­ли уж мы го­во­рим о раз­лич­ных нап­рав­ле­ни­ях по­пу­ляр­ной не ака­де­ми­чес­кой му­зы­ки, по­яв­ле­ние на­и­бо­лее силь­ных, вы­ра­зи­тель­ных ав­то­ров и ис­пол­ни­те­лей бы­ва­ет свя­за­но с раз­но­го ро­да про­те­ст­ны­ми дви­же­ни­я­ми. Ко­неч­но, под­лин­ные уда­чи дос­та­точ­но ред­ки, но под­лин­ное ис­ку­с­ство ни­ког­да не рож­да­ет­ся прос­то, ведь ака­де­ми­чес­ких му­зы­кан­тов мно­же­ст­во, а Мо­царт толь­ко один.

С. Б.: Ве­ли­чай­шие об­раз­цы ми­ро­вой му­зы­ки очень час­то соз­да­ва­лись в неб­ла­гоп­ри­ят­ных ис­то­ри­чес­ких ус­ло­ви­ях. В чем проб­ле­ма, есть ли в этом за­ко­но­мер­ность?

В. Л.: Неб­ла­гоп­ри­ят­ные ис­то­ри­чес­кие ус­ло­вия мо­гут на­ла­гать от­пе­ча­ток на твор­чес­кий про­цесс, но от собствен­ных лю­бов­ных пе­ре­жи­ва­ний, к при­ме­ру, ком­по­зи­тор за­ви­сит ни­чуть не мень­ше, а то и боль­ше. И, ко­неч­но, по­иск смыс­ла жиз­ни, ду­хов­ные ис­ка­ния, ко­то­рые каж­до­му при­хо­дит­ся прой­ти в за­ви­си­мос­ти от сте­пе­ни ода­рен­нос­ти.
Су­ди­те са­ми: Бет­хо­вен жил в эпо­ху Ве­ли­кой фран­цу­зс­кой ре­во­лю­ции и на­по­ле­о­но­вс­ких войн, а жизнь Чай­ко­вс­ко­го приш­лась на ред­ко­ст­ную в рус­ской ис­то­рии эпо­ху спо­кой­ствия (от­но­си­тель­но­го, кон­еч­но, как всег­да в Рос­сии). Да и Глин­ка с Дар­го­мы­жс­ким как-то в сто­ро­не от ка­так­лиз­мов ос­та­лись. И Му­со­р­гский с Бо­ро­ди­ным…



С. Б.:
Мо­гут ли в сов­ре­мен­ных рос­сийс­ких ре­а­ли­ях осу­ще­с­твлять­ся ком­мер­чес­ки ус­пеш­ные му­зы­каль­ные про­ек­ты?

В. Л.: Да, ко­неч­но, мо­гут, но при соб­лю­де­нии не­ко­то­рых ус­ло­вий: фи­нан­со­вые зат­ра­ты на ор­га­ни­за­цию долж­ны пол­ностью пок­ры­вать­ся сто­и­мостью би­ле­тов. Это воз­мож­но при ор­га­ни­за­ции ка­мер­ных кон­цер­тов дос­та­точ­но по­пу­ляр­ных со­лис­тов и/или не­боль­ших кол­лек­ти­вов. Ведь не при­дет в го­ло­ву счи­тать убы­точ­ным соль­ный кон­церт пе­ви­цы Ан­ны Нет­реб­ко и пи­а­ни­ст­ки Еле­ны Баш­ки­ро­вой в Крем­ле­вс­ком двор­це съ­ез­дов.
А вот при пос­та­нов­ке ваг­не­ро­вс­ко­го «Коль­ца» без спон­со­ров уже не обой­тись…
Кста­ти, мно­гие опер­ные пев­цы, вы­хо­дя на эст­ра­ду с по­пу­ляр­ны­ми пес­ня­ми, мо­гут обог­нать по до­хо­дам ве­те­ра­нов тя­же­ло­го ро­ка, кро­пот­ли­во го­да­ми за­пи­сы­ва­ю­щих в сту­дии свои аль­бо­мы. Так что и здесь не все так од­ноз­нач­но…

С. Б.: Вот мы и по­дош­ли в на­шей бе­се­де к прак­ти­ке дня се­год­няш­не­го. Рас­ска­жи­те, по­жа­луйс­та, как раз­ви­ва­ет­ся ве­ли­кий  Ма­ри­инс­кий (Ки­ро­вс­кий) те­атр? Что уже сде­ла­но, ка­ко­вы даль­ней­шие пла­ны?

В. Л.: Ма­ри­инс­кий те­атр во гла­ве с Ва­ле­ри­ем Гер­ги­е­вым за пос­лед­ние два де­ся­ти­ле­тия стал од­ним из ли­де­ров ми­ро­во­го му­зы­каль­но-те­ат­раль­но­го про­цес­са, ши­ро­ко разд­ви­нув рам­ки при­выч­но­го ре­пер­ту­а­ра. Ко­лос­саль­ная прос­ве­ти­тельс­кая ра­бо­та, ко­то­рую кол­лек­тив ве­дет и в род­ном Пе­тер­бур­ге, и по всей Рос­сии, поз­во­ли­ла сот­ням ты­сяч пре­дан­ных пок­лон­ни­ков и толь­ко на­чи­на­ю­щих зна­ко­м­ство с ми­ром те­ат­ра и му­зы­ки зри­те­лей при­кос­нуть­ся к под­лин­ным ше­дев­рам ми­ро­во­го му­зы­каль­но­го нас­ле­дия. И здесь ли­де­р­ство Ма­ри­инс­ко­го те­ат­ра бес­спор­но. Гран­ди­оз­ные фес­ти­ва­ли: «Звез­ды бе­лых но­чей», Пас­халь­ный фес­ти­валь, фес­ти­валь ба­ле­та «Ма­ри­инс­кий» и др. – по­лу­чи­ли ши­ро­чай­шее приз­на­ние в Рос­сии и за ру­бе­жом.
Се­год­ня кро­ме ис­то­ри­чес­ко­го зда­ния Ма­ри­инс­кий те­атр рас­по­ла­га­ет уни­каль­ным кон­це­рт­ным за­лом, вхо­дя­щим, без пре­у­ве­ли­че­ния, в трой­ку луч­ших по акус­ти­ке за­лов ми­ра, где в 2009 го­ду был ус­та­нов­лен не ме­нее уни­каль­ный по сво­им ка­че­ст­вам ор­ган.
Бли­зит­ся к за­вер­ше­нию стро­и­тель­ство вто­рой сце­ны.
Еще в прош­лом ве­ке, в ию­не 1999 го­да, Ма­ри­инс­ким те­ат­ром бы­ла про­ве­де­на пер­вая в ми­ре ин­тер­нет-транс­ля­ция опе­ры «Пи­ко­вая да­ма».
В ап­ре­ле 2010 сос­то­я­лась пер­вая в ми­ре 3-D транс­ля­ция и за­пись ба­лет­но­го предс­тав­ле­ния.
Ма­ри­инс­кий те­атр име­ет собствен­ный зву­ко­за­пи­сы­ва­ю­щий лейбл. Дис­ки, вы­пус­ка­е­мые им, ре­гу­ляр­но удос­та­и­ва­ют­ся са­мых вы­со­ких оце­нок му­зы­каль­ной кри­ти­ки.
И, на­ко­нец, Ма­ри­инс­кий те­атр ор­га­ни­зо­вал собствен­ный ин­тер­нет-ка­нал mariinsky.tv. В пла­нах ру­ко­во­д­ства те­ат­ра его рас­ши­ре­ние в са­мом бли­жай­шем бу­ду­щем, как и соз­да­ние собствен­но­го ра­дио Ма­ри­инс­ко­го те­ат­ра.

С. Б.: То, что Вы рас­ска­за­ли – впе­чат­ля­ет. Ма­ри­инс­кий те­атр не­сом­нен­но раз­ви­ва­ет­ся. А вот ка­кой пе­ри­од сей­час пе­ре­жи­ва­ет Рос­сия?

В. Л.: Слож­но от­ве­тить од­ноз­нач­но. Од­на­ко, нес­мот­ря на на­ли­чие раз­лич­ных, по­рой раз­но­нап­рав­лен­ных тен­ден­ции, Рос­сия идет впе­ред...

С. Б.: Спа­си­бо вам, Вя­чес­лав Ива­но­вич, за бе­се­ду. На­де­юсь, мы с ва­ми смо­жем про­дол­жить раз­го­вор «на те­му  раз­ви­тия» в пос­ле­ду­ю­щих но­ме­рах аль­ма­на­ха.

Беседовал Сергей Белкин


Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com