Вторник, 23 Июля, 2019
   
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)


«Чиполлино» – балет для детей и взрослых
Иног­да эти са­мые «мес­та» зву­чат для не­пос­вя­щен­но­го че­ло­ве­ка очень да­же стран­но или же смеш­но. Во­об­ще речь ба­лет­ных под­ле­жит осо­бой за­пи­си. Вот толь­ко не­ко­то­рые фра­зы, ко­то­рые по­се­ля­ют­ся в ре­чи пи­а­нис­тов пос­ле ба­лет­ных за­ня­тий. «Повтoрим» – с уда­ре­ни­ем на вто­рое «о» не­по­нят­но по­че­му. «Кон­чай в угол» – име­ет­ся вви­ду что пи­ру­эт тан­цов­щик дол­жен за­кан­чи­вать по нап­рав­ле­нию к уг­лу. Или «Ты кон­ча­ешь в угол, а на­до на Све­ту» – име­ет­ся вви­ду, что пи­ру­эт дол­жен за­кан­чи­вать­ся ту­да, где си­дит пи­а­ни­ст­ка Све­та за ро­я­лем, а не в угол. Ли­бо же: «А те­перь, маль­чи­ки, все кон­ча­ем на Све­ту». Или та­кие: «А те­перь, де­воч­ки, все хо­дим по яй­цу» – име­ет­ся вви­ду, что они идут по кру­гу в фор­ме яй­ца. Мно­гие сло­ва ти­па «рыб­ка», «стуль­чик», «гро­бик» так­же приз­ва­ны обоз­на­чать ка­кие-то ба­лет­ные дви­же­ния. Так для прос­то­ты им лег­че объ­яс­нять­ся. Но тем пи­а­нис­там, кто толь­ко на­чи­на­ет в ба­ле­те, сра­зу это ка­жет­ся ди­ким. По­том уже, ко­неч­но, все при­вы­ка­ют. Иног­да бы­ва­ют и ка­зу­сы, ког­да ты не зна­ешь с ка­ко­го мес­та взять, а по­яс­не­ния пе­да­го­гов зву­чат как: «Возь­мем с поп­ки, возь­мем с нож­ки и т.д.» В об­щем, ба­лет­ный язык очень спе­ци­фи­чен в этом смыс­ле, осо­бен­но ког­да этот язык сос­то­ит на 99% из рус­ско­го, че­го не ска­жешь, нап­ри­мер, ког­да ра­бо­та­ешь заг­ра­ни­цей.
Ека­те­ри­на Сер­ге­ев­на час­то на­чи­на­ла ре­пе­ти­ро­вать в 12.00 и обыч­но при­хо­ди­ла за 15 ми­нут до окон­ча­ния клас­са. Так, иног­да я мог да­же ин­ту­и­тив­но по ша­гам по­чу­в­ство­вать, что это она идет по ко­ри­до­ру и вско­ре по­я­вит­ся в за­ле, и ско­рее на­чи­нал иг­рать что-ни­будь из «Аню­ты». Хо­ро­шо, ес­ли она при­хо­ди­ла как раз в тот мо­мент, ког­да де­ла­ет­ся ада­жио на се­ре­ди­не. Я ус­пе­вал сыг­рать ада­жио из 1-го ак­та «Аню­ты», вспо­ми­ная, как они с Ани­си­мо­вым тан­це­ва­ли, и как од­наж­ды в ант­рак­те она по­дош­ла к Ани­си­мо­ву и ска­за­ла: «Ва­ле­роч­ка, из­ви­ни, я те­бе там на но­гу слу­чай­но нас­ту­пи­ла.»
Ека­те­ри­на Сер­ге­ев­на не бы­ла очень мно­гос­лов­на и об­ща­лась со все­ми нейт­раль­но, да­бы не соз­да­вать лю­бим­чи­ков. Или прос­то у нее та­кой ха­рак­тер? Но од­наж­ды, как раз в тот мо­мент, ког­да она вхо­ди­ла в зал, и я иг­рал ада­жио из «Аню­ты», она по­дош­ла ко мне, об­ня­ла и ска­за­ла:»Ког­да ты иг­ра­ешь, я оп­ре­де­ляю это еще из ко­ри­до­ра. Пи­а­ни­ст­ка «N» иг­ра­ет так: «тю-тю-тю», а ты как ор­кестр раз­ли­ва­ешь­ся на весь Кремль». В эти ми­ну­ты мож­но бы­ло уме­реть от счастья и кри­чать: «Я вас люб­лю!», «Я вас люб­лю!», «Да я же для вас это все иг­раю, из-за вас толь­ко и при­шел сю­да ра­бо­тать, я же ваш фа­нат, толь­ко не мо­гу ска­зать об этом, так как мы вмес­те ра­бо­та­ем!!!»
Ок­ры­лен­ный всем этим, на нерв­ной поч­ве за­иг­рал «Та­ран­тел­лу» из «Аню­ты» для сле­ду­ю­ще­го дви­же­ния на се­ре­ди­не, на что удив­лен­ная Кор­зен­ко­ва (пе­да­гог, да­вав­шая урок) ос­та­но­ви­ла ме­ня, так как это сов­сем не под­хо­ди­ло к дви­же­нию, и ска­за­ла: «Да­вай чё-нить дру­гое. Эта му­зы­ка из «Чи­пол­ли­но» не под­хо­дит!»

Гла­ва 6.
Вальс на две чет­вер­ти

За­да­ча пи­а­нис­та ба­ле­та сос­то­ит не толь­ко в том, что­бы иг­рать на ре­пе­ти­ци­ях. Са­мый слож­ный вид ра­бо­ты – это класс или урок ба­ле­та. Нуж­но под­би­рать му­зы­ку очень точ­но к то­му дви­же­нию, ко­то­рое по­ка­зал пе­да­гог. Ма­ло прос­то по­доб­рать и сымп­ро­ви­зи­ро­вать точ­но му­зы­ку, не­об­хо­ди­мо еще варь­и­ро­вать ее, ведь уро­ки иг­ра­ешь каж­дый день, и ар­тис­ты ус­та­ют слу­шать од­но и то­же. Так вот ин­те­рес­но то, что ког­да я действи­тель­но имп­ро­ви­зи­ро­вал на собствен­ные те­мы, ни­ка­ко­го эф­фек­та не бы­ло, но ког­да ис­поль­зо­вал для дви­же­ний му­зы­ку из ки­но­филь­мов или ба­ле­тов, ко­то­рые не идут в это вре­мя в те­ат­ре, то ба­лет­ные под­хо­ди­ли с бла­го­дар­ностью и со сло­ва­ми: «Ну, вот се­год­ня ты прек­рас­но имп­ро­ви­зи­ро­вал».
Не­ко­то­рые ар­тис­ты ба­ле­та, к со­жа­ле­нию, или прос­то глу­хие или аб­со­лют­но не му­зы­каль­ные. Очень час­то при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся с этим. Ведь они счи­та­ют «про се­бя» -1,2,3,4. Иног­да до­хо­ди­ло до аб­сур­да. Ког­да на уро­ке один из пе­да­го­гов тре­бо­вал сыг­рать вальс на две чет­вер­ти, и бы­ло очень слож­но объ­яс­нить ему, что валь­сов на две чет­вер­ти не су­ще­ст­ву­ет! На то они и валь­сы, а не мар­ши. Но пе­да­гог не уни­мал­ся и на­чи­нал на­пе­вать нап­ри­мер ка­кой-ни­будь вальс Штра­у­са, счи­тая при этом на раз -два. По­пыт­ка объ­яс­нить ему, что он фак­ти­чес­ки счи­та­ет каж­дую пер­вую до­лю так­та и так мож­но лю­бую му­зы­ку пос­чи­тать, ус­пе­хом не увен­ча­лась. То есть ес­ли в 1-2-3, 1-2-3 на пер­вый «раз» счи­тать «раз», а на вто­рой «раз» счи­тать «два», то так и по­лу­ча­ет­ся счет на «раз-два». Но он это­го не хо­тел по­нять.
Пи­а­нист ба­ле­та на­хо­дит­ся всег­да меж­ду нес­коль­ких ог­ней. С од­ной сто­ро­ны – мне­ния пе­да­го­гов (ко­то­рые со­вер­шен­но раз­ные). Нап­ри­мер, один пе­да­гог счи­та­ет, что по­мо­гать ар­тис­ту в тем­пе (ус­ко­рять или за­мед­лять для его удоб­ства) не на­до, а на­до иг­рать ров­но, а дру­гой пе­да­гог всег­да про­сит: «Смот­ри на них!». С дру­гой сто­ро­ны – ба­лет­ный ар­тист. Нап­ри­мер, ес­ли во­семь раз­ных ба­ле­рин с со­вер­шен­но раз­ны­ми но­га­ми, рос­том и воз­мож­нос­тя­ми де­ла­ют од­ну и ту же ва­ри­а­цию из «Ле­бе­ди­но­го», то и но­ги у всех под­ни­ма­ют­ся или ус­пе­ва­ют по-раз­но­му. А это зна­чит, что ес­ли ты сыг­ра­ешь быст­рее, то на те­бя кри­чит уже ба­ле­ри­на, ко­то­рая счи­та­ет, что ты ви­но­ват в том, что она не ус­пе­ла но­гу под­нять. Ес­ли ты за­мед­лил для ее удоб­ства, то на те­бя уже в свою оче­редь кри­чит пе­да­гог, что ты иг­ра­ешь не ров­но. Са­мый удоб­ный ва­ри­ант – ког­да ста­вишь за­пись, и они уже му­ча­ют­ся, кто как мо­жет. Тог­да уже на те­бя со­бак ник­то спус­кать не бу­дет. В за­пи­си-тем­пы, иду­щие на спек­так­ле. Хо­чешь, не хо­чешь – ус­пе­вай или не тан­цуй во­об­ще.
В ра­бо­те с Ека­те­ри­ной Сер­ге­ев­ной слу­ча­лись за­ме­ча­ния к пи­а­нис­ту по по­во­ду тем­пов, но она ни­ког­да не поз­во­ля­ла об­ви­нять пи­а­нис­та в чем-ли­бо, всег­да пы­та­лась най­ти суть проб­ле­мы в ар­тис­те.
Мно­гие пи­а­нис­ты, ко­то­рые при­хо­ди­ли в те­атр, не ужи­ва­лись дол­го. Они при­хо­ди­ли из кон­сер­ва­то­рии и на­чи­ня­ли иг­рать Ба­ха, Рах­ма­ни­но­ва или Шу­ма­на на уро­ке. Да, ко­неч­но, су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во кра­си­вой клас­си­чес­кой му­зы­ки, но она,к со­жа­ле­нию, сов­сем не под­хо­дит для уро­ка ба­ле­та. Один пи­а­нист, ко­то­рый про­ра­бо­тал все­го нес­коль­ко не­дель, так до­вел Ека­те­ри­ну Сер­ге­ев­ну, что она выс­ка­за­ла стар­шей пи­а­ни­ст­ке: «Твой Во­ло­дя прос­то не­вы­но­сим!» И бы­ла пра­ва, так как тот пы­тал­ся «объ­яс­нить» Мак­си­мо­вой, что это, мол, Чай­ко­вс­кий и так мед­лен­но его нель­зя иг­рать.



НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2019 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1447 гостей онлайн