Среда, 20 Сентября, 2017
   
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

Взгляд из-за рояля (отрывки из мемуаров)
Андрей Подборский

Воспоминания о русском балете и великой Екатерине Максимовой

Андрей Подборский – пианист, концертмейстер балета. Закончил московскую консерваторию
им. П.И. Чайковского. В 1994–2000 годах работал в театре «Кремлевский балет» с Екатериной Сергеевной Максимовой. В 2003–2004 гг. – концертмейстером балета в театре «Королевская опера» (Kungliga Operan)
в Стокгольме, Швеция.

Глава 1.
Великая Максимова

Зна­ко­м­ство с Мак­си­мо­вой для ме­ня на­ча­лось еще в детстве, ког­да по те­ле­ви­зо­ру пе­ре­да­ва­ли «Щел­кун­чик». Я влю­бил­ся с пер­во­го взгля­да в эту уди­ви­тель­ную ба­ле­ри­ну из те­ле­ви­зо­ра, и не мог отор­вать­ся от эк­ра­на. Кто мог знать тог­да, что мне, сту­ден­ту 4-го кур­са му­зы­каль­но­го учи­ли­ща, предс­то­ит ра­бо­тать кон­це­рт­мейс­те­ром ба­ле­та, и каж­дый день про­во­дить по 5-6 ча­сов вмес­те с лю­би­мой ба­ле­ри­ной в те­ат­ре «Крем­ле­вс­кий ба­лет».
В 1993 го­ду, пе­ре­ехав в Моск­ву и обу­ча­ясь в «Мерз­ля­ков­ке» (Ака­де­ми­чес­кое му­зы­каль­ное учи­ли­ще при Мос­ко­вс­кой кон­сер­ва­то­рии), я, как и все сту­ден­ты, имел воз­мож­ность хо­дить по про­пус­кам на спек­так­ли Боль­шо­го те­ат­ра. Об­ще­жи­тие на­хо­ди­лось на Дмит­ро­вс­ком пе­ре­ул­ке, в 5 ми­ну­тах ходь­бы от те­ат­ра, и я стал пос­те­пен­но «дне­вать и но­че­вать» там. В 1994 го­ду мне уда­лось пос­мот­реть все «Аню­ты» с Мак­си­мо­вой.Это бы­ло, ко­неч­но, не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние. Сей­час уви­деть тан­цу­ю­щую на сце­не Мак­си­мо­ву уже, к со­жа­ле­нию, нель­зя.
Как-то раз, про­хо­дя ми­мо дос­ки объ­яв­ле­ний в учи­ли­ще, мой взгляд слу­чай­но ос­та­но­вил­ся на объ­яв­ле­нии «Крем­ле­вс­ко­му ба­ле­ту тре­бу­ют­ся кон­це­рт­мейс­те­ры». «Как ин­те­рес­но!», – по­ду­мал я, «а что во­об­ще это за ра­бо­та та­кая – кон­це­рт­мейс­тер ба­ле­та?» И не­дол­го ду­мая, не имея ни­ка­ко­го опы­та ра­бо­ты в ба­ле­те, учась при этом в учи­ли­ще, я взял да и поз­во­нил ту­да. По­том при­шел пос­мот­реть класс-урок ба­ле­та, а ве­че­ром пос­ле спек­так­ля там бы­ла ОНА – Ве­ли­кая МАК­СИ­МО­ВА. Прос­тая, оба­я­тель­ная, ма­лень­кая хруп­кая жен­щи­на с уди­ви­тель­но блес­тя­щи­ми кра­си­вы­ми го­лу­бы­ми гла­за­ми, в боль­шом раз­ноц­вет­ном плат­ке на го­ло­ве. Кто-то фо­тог­ра­фи­ро­вал­ся с ней, а я же толь­ко ли­цез­рел, бо­ясь да­же по­ше­вель­нуть­ся или что-то ска­зать в ее при­су­т­ствии, та­кое ма­ги­чес­кое воз­дей­ствие ока­зы­ва­ла она.


Владимир Аркадьевич Кошелев,
в прошлом танцовщик Большого театра
Вско­ре пос­ле это­го я стал ра­бо­тать в те­ат­ре, обу­чил­ся по­ряд­ку имп­ро­ви­за­ции на клас­се (ба­лет­ные кла­ви­ры я и до это­го иг­рал с лис­та). Каж­дое ут­ро я при­хо­дил иг­рать урок-класс, ко­то­рый да­ва­ли на­род­ная ар­ти­ст­ка Бе­ло­рус­сии, в прош­лом при­ма Минс­ка Алев­ти­на Алек­са­нд­ров­на Кор­зен­ко­ва или Вла­ди­мир Ар­кадь­е­вич Ко­ше­лев, в прош­лом тан­цов­щик Боль­шо­го те­ат­ра, а так­же Ека­те­ри­на Все­во­ло­дов­на (от­че­ст­во бы­ло всег­да слож­но вы­го­во­рить) Ак­се­но­ва, дочь зна­ме­ни­той Ма­ри­ны Се­ме­но­вой.
Са­ма Ека­те­ри­на Сер­ге­ев­на уро­ков не да­ва­ла, толь­ко иног­да на гаст­ро­лях за ру­бе­жом, так как боль­ше лю­би­ла ре­пе­ти­ции. Но на уро­ках Кор­зен­ко­вой они с Вла­ди­ми­ром Ва­силь­е­вым за­ни­ма­лись у стан­ка пер­вые пол­го­да мо­ей ра­бо­ты. Оба сто­я­ли в са­мом кон­це за­ла, но все дви­же­ния, ис­пол­ня­е­мые ими, пом­ню до сих пор. Нас­толь­ко ощу­ща­лось от­ли­чие за­ни­ма­ю­щих­ся на уро­ке мас­те­ров от на­чи­на­ю­щих ар­тис­тов. По­жа­луй ос­нов­ное от­ли­чие бы­ло в не­о­бык­но­вен­ной чут­кос­ти к му­зы­ке, ма­не­ре ис­пол­не­ния ежед­нев­ных ру­тин­ных дви­же­ний чет­ко в такт, в со­от­ве­т­ствии с му­зы­каль­ны­ми ак­цен­та­ми.
Тог­да я еще не сов­сем «вру­бал­ся» как же все-та­ки на­до иг­рать прыж­ки и Кор­зен­ко­ва час­то пок­ри­ки­ва­ла на ме­ня пер­вое вре­мя. Та­кое слу­ча­лось поч­ти со все­ми, кто на­чи­нал иг­рать ба­лет­ные уро­ки, так как спе­ци­аль­но­го об­ра­зо­ва­ния по­лу­чить ниг­де нель­зя бы­ло. Хо­ро­шо, что Мак­си­мо­ва не пры­га­ла тог­да, а за­кан­чи­ва­ла за­ня­тия у стан­ка.
Час­то по ут­рам, са­дясь за инстру­мент, я за­ме­чал, что кто-то под ро­я­лем рас­по­ла­га­ет­ся ря­дом с пе­да­ля­ми, и, заг­ля­нув вниз, ви­дел, что это Ека­те­ри­на Сер­ге­ев­на там раз­ми­на­ет­ся. «Не уда­рить бы но­гой слу­чай­но, не дай бог за­деть», – ду­мал я. Она при­хо­ди­ла с ка­ким-то ва­ли­ком и на нем рас­ка­ты­ва­ла ступ­ни. По­том на­чи­на­лись ре­пе­ти­ции. Всег­да веж­ли­вая, ин­тел­ли­ге­нт­ная, тер­пе­ли­вая Мак­си­мо­ва про­си­ла сыг­рать с то­го или ино­го мес­та или с на­ча­ла. Те ком­мен­та­рии, ко­то­рые она да­ва­ла ба­ле­ри­нам, впи­ты­ва­лись и мной, не тан­цу­ю­щим в ба­ле­те – ав­то­ма­ти­чес­ки, в кровь, нас­толь­ко вы­ра­зи­тель­но бы­ло все ска­за­но, хоть пре­по­да­вай пос­ле это­го.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 906 гостей онлайн