Понедельник, 23 Июля, 2018
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

«Друг, Дельвиг...»
Владимир Бондаренко

Родилась еще одна литературная премия – «За верность Слову и Отечеству», премия име-ни Антона Дельвига, одного из основателей первой «Литературной газеты».

В ат­ри­у­ме Го­су­дар­ст­вен­но­го му­зея А.С.Пуш­ки­на – там, где обыч­но пля­шут по те­ле­ви­де­нию обе­зь­я­ны Швыд­ко­го, на этот раз за­ни­ма­лись ку­да бо­лее се­рь­ез­ным де­лом. Вос­ста­нов­ле­ни­ем ис­тин­ных кри­те­ри­ев рус­ской на­ци­о­наль­ной куль­ту­ры.

При­шло мно­го го­су­дар­ст­вен­ных чи­нов­ни­ков, из­ве­ст­ных ма­с­те­ров ли­те­ра­ту­ры и куль­ту­ры, ар­ти­с­тов, по­этов, ре­жис­се­ров. При­шел и сам Ан­тон Дель­виг со сво­им дру­гом Алек­сан­д­ром Пуш­ки­ным: убе­дить­ся, что ос­но­ван­ная ими «Ли­те­ра­тур­ная га­зе­та» и рус­ская ли­те­ра­ту­ра жи­вы.

Пусть ро­ли пи­са­те­лей на сце­не ат­ри­у­ма иг­ра­ли ак­те­ры (на­род­ные ар­ти­с­ты Рос­сии из МХА­Та им. Горь­ко­го Ми­ха­ил Ка­ба­нов и Ва­лен­тин Кле­мен­ть­ев) – глав­ное, что са­ма пре­мия, в от­ли­чие от лоп­нув­шей «Боль­шой кни­ги», про­кис­ше­го «Бу­ке­ра» и мно­же­ст­ва дру­гих око­ло­ли­те­ра­тур­ных пре­мий, бы­ла по­свя­ще­на рус­ско­му Сло­ву и рус­ско­му Оте­че­ст­ву. Пусть и пе­ре­ина­чи­ли ини­ци­а­то­ры пре­мии дав­ний при­зыв «За вер­ность Ца­рю и Оте­че­ст­ву», но в рус­ской ли­те­ра­ту­ре и впрямь ца­рем яв­ля­ет­ся рус­ское Сло­во. Тот, кто им вла­де­ет, тот и вер­но слу­жит Оте­че­ст­ву. Ког­да-то, еще в 2005 го­ду, эта пре­мия бы­ла за­ду­ма­на Юри­ем По­ля­ко­вым как пре­мия вну­т­ри­га­зет­ная, для ав­то­ров «Ли­те­ра­тур­ки». Но бла­го­да­ря под­держ­ке пра­ви­тель­ст­ва РФ и «Рос­неф­ти» пре­мия с 2012 го­да, по су­ти, пре­об­ра­зо­ва­лась в на­ци­о­наль­ную и да­же меж­ду­на­род­ную ли­те­ра­тур­ную пре­мию. Де­сять но­ми­на­ций: со­вре­мен­ная про­за, ис­то­ри­че­с­кая про­за, по­эзия (ма­лые фор­мы), по­эзия (боль­шие фор­мы), пуб­ли­ци­с­ти­ка, кри­ти­ка и ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние, ху­до­же­ст­вен­ный пе­ре­вод, са­ти­ра, дет­ская и юно­ше­с­кая ли­те­ра­ту­ра, ли­те­ра­тур­ный де­бют... К то­му же, пре­ми­аль­ный фонд «Зо­ло­то­го Дель­ви­га» и впрямь – зо­ло­той: семь мил­ли­о­нов руб­лей. А трем ла­у­ре­а­там пер­вой сте­пе­ни до­ста­лось по мил­ли­о­ну. Для на­ших обед­нев­ших от «ры­ноч­ных ре­форм» пи­са­те­лей та­кая сум­ма оз­на­ча­ет не­сколь­ко лет сво­бод­но­го твор­че­ст­ва. Да и шесть ла­у­ре­а­тов вто­рой сте­пе­ни то­же бы­ли ра­ды и ор­де­ну Ан­то­на Дель­ви­на, и пя­ти­стам ты­ся­чам руб­лей. А к то­му еще и че­ты­ре пре­мии «Де­бют» для мо­ло­дых ли­те­ра­то­ров по 250 ты­сяч руб­лей.

Наш друг и по­сто­ян­ный ав­тор Вла­ди­мир Ли­чу­тин из рук еще од­но­го на­ше­го дру­га, ве­ли­кой ак­т­ри­сы и ре­жис­се­ра Та­ть­я­ны До­ро­ни­ной, по­лу­чил пер­вую пре­мию за кни­гу очер­ков «Ду­ша не­изъ­яс­ни­мая». Ли­чу­тин ра­до­ст­но вос­клик­нул «Ну вот, по­лу­чил Ан­то­на на шею» в то вре­мя, ког­да Та­ть­я­на До­ро­ни­на ве­ша­ла ему на грудь этот знак «Зо­ло­то­го Дель­ви­га».

Рек­тор Ли­те­ра­тур­но­го ин­сти­ту­та Бо­рис Та­ра­сов наградил «Антоном на шею» да­ге­с­тан­ского по­эта Ма­го­ме­да Ах­ме­до­ва, а ре­жис­сер Ста­ни­слав Го­во­ру­хин та­ко­го же «Зо­ло­то­го Дель­ви­га» вручил Ма­рии Се­ме­но­вой за её ис­то­ри­ко-ге­ро­и­че­с­кий цикл в стиле «фэнтэзи» «Вол­ко­дав».

Сре­ди ла­у­ре­а­тов вто­рой пре­мии – не ме­нее та­лант­ли­вые пи­са­те­ли. «Се­ре­б­ря­ный Дель­виг» до­стал­ся Юрию Коз­ло­ву за но­вый ро­ман «sВО­бо­да», даль­не­во­с­точ­но­му по­эту Юрию Ка­бан­ко­ву, про­за­и­ку Юрию Не­чи­по­рен­ко, пе­ре­вод­чи­ку и кри­ти­ку, вы­да­ю­ще­му­ся гер­ма­ни­с­ту Юрию Ар­хи­по­ву и кри­тику Сер­гею Бе­ля­кову. Еще одним лауреатом, коллективным, стала ан­то­ло­гия «По­эты «Си­бир­ских ог­ней», ко­то­рую представлял глав­ный ре­дак­то­р жур­на­ла Вла­ди­ми­р Бе­ря­зе­в.

Таким образом, награждалась не столичная либеральная «тусовка», а та­лант­ли­вая, самородная про­вин­ци­аль­ная Рос­сия: от Даль­не­го Вос­то­ка до Кав­ка­за. Ес­ли бы каж­дая фе­де­раль­ная пре­мия вы­ст­ра­и­ва­лась по схо­жим прин­ци­пам, мы име­ли бы сов­сем иное пред­став­ле­ние о со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ре.

Бу­дем на­де­ять­ся, что «Зо­ло­той Дель­виг» ука­жет пра­виль­ное на­прав­ле­ние и всем дру­гим из­ве­ст­ным фе­де­раль­ным ли­те­ра­тур­ным пре­ми­ям. Из­ме­нит­ся и сам смысл ли­те­ра­тур­ных пре­мий. Как ска­зал один из ла­у­ре­а­тов, про­за­ик Юрий Коз­лов: « Бла­го­да­ря этой пре­мии у всех пи­са­те­лей Рос­сии по­явил­ся до­пол­ни­тель­ный сти­мул жить, тво­рить и на­де­ять­ся на по­лу­че­ние на­гра­ды».

Источник: zavtra.ru

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2018 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 610 гостей онлайн