Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

Во-пер­вых, пос­ле раз­ва­ла Со­ю­за Чин­гиз Айт­ма­тов стал прок­ли­нать рус­ских и Рос­сию на всех уг­лах, так же как до это­го ла­кей­ство­вал пе­ред со­ве­тс­ки­ми влас­тя­ми. Во-вто­рых, да­ли бы Айт­ма­то­ву, а не Бродс­ко­му, мы бы име­ли лишь че­ты­рех но­бе­ле­вс­ких ла­у­ре­а­тов. Айт­ма­тов к Рос­сии уже не имел бы ни­ка­ко­го от­но­ше­ния. Да и пи­сать, став гло­ба­ли­с­тским кос­мо­по­ли­ти­чес­ким пи­са­те­лем, он на­чал все ху­же и ху­же. Пе­рес­тал быть пи­са­те­лем.

Но вот прош­ло но­вых 25 лет, а у шведс­ких ака­де­ми­ков есть и чис­то со­ве­тс­кая пла­ни­ро­воч­ка по го­дам и пя­ти­лет­кам: как расп­ре­де­лять Но­бе­ле­вс­кие пре­мии. Не ху­же, чем в об­ко­ме пар­тии в свое вре­мя: да­дим сей­час ки­тай­цам, за­тем аф­ри­кан­цам, сво­ей Ев­ро­пе, но по­ра бы уже дать и Рос­сии? Мы в ожи­да­нии… В со­ве­тс­кое вре­мя с про­ме­жут­ком в семь-во­семь лет, но обя­за­тель­но да­ва­ли бы пре­мию то про­со­ве­тс­ким, то ан­ти­со­ве­тс­ким ав­то­рам. Уже бы за это вре­мя пре­мий 5 бы по­лу­чи­ли. По­оче­ред­но, от Шук­ши­на до Дов­ла­то­ва.

Бы­ло­го ува­же­ния и за­ви­си­мос­ти от ве­ли­кой дер­жа­вы нет, но где-то ря­дом с Аф­ри­кой сто­им в спи­соч­ке и мы. Ко­му же в бли­жай­шие го­ды мо­гут из рус­ских дать Но­бе­ле­вс­кую пре­мию по ли­те­ра­ту­ре? И, уве­рен, в бли­жай­шие го­ды точ­но да­дут!

Как ни па­ра­док­саль­но зву­чит, про­за­пад­ным, кос­мо­по­ли­ти­чес­ким, ев­ро­пе­и­зи­ро­ван­ным пи­са­те­лям ни­че­го не све­тит. Ни Анд­рею Би­то­ву, ни Вла­ди­ми­ру Ма­ка­ни­ну, ни Люд­ми­ле Пет­ру­ше­вс­кой. На­зы­ваю са­мых яр­ких и та­ла­нт­ли­вых из на­ших ли­бе­ра­лов, под­хо­дя­щих к пре­мии по воз­рас­ту. Ибо рань­ше 55-60 лет на Но­бе­ля да­же не рас­смат­ри­ва­ют. У них в Ев­ро­пе та­ких ев­ро­пе­и­зи­ро­ван­ных пи­са­те­лей сво­их хва­та­ет, а Рос­сию они Ев­ро­пой не счи­та­ют. На­шим за­пад­ни­кам ни­че­го и ни­ког­да не све­тит. По­то­му не да­ва­ли и рань­ше ни Вла­ди­ми­ру На­бо­ко­ву, ни Ев­ге­нию За­мя­ти­ну, ев­ро­пейс­ких рус­ских им не на­до. Сре­ди сво­их ев­ро­пей­цев они вы­би­ра­ют все ча­ще та­кое труд­но чи­та­е­мое ин­тел­лек­ту­аль­ное чти­во, ко­то­рое са­ми же за­бы­ва­ют на дру­гой день. А вот из аф­ри­кан­цев, ази­а­тов, рус­ских – они вы­би­ра­ют тех, кто отк­ры­ва­ет ду­шу чу­жих им на­ро­дов. И час­то очень удач­но. Жаль, не до­жил Вик­тор Ас­тафь­ев, впол­не по­до­шел бы на роль Но­бе­ле­вс­ко­го ла­у­ре­а­та. В от­ли­чие от Ва­си­лия Ак­се­но­ва, ко­то­ро­му бы не да­ли пре­мии ни­ког­да. Че­рес­чур свой.

По­э­то­му зря су­е­тит­ся Ев­ге­ний Алек­са­нд­ро­вич Ев­ту­шен­ко, уже пя­тый год выд­ви­га­е­мый друзь­я­ми на Но­бе­ля. Ни за что не да­дут. Жи­вет в Аме­ри­ке, пре­по­да­ет в ка­ком-то тех­ни­ку­ме. Ка­кой он рус­ский по­эт? К то­му же лоб­би, ко­то­рое в свое вре­мя мощ­но под­дер­жа­ло Ио­си­фа Бродс­ко­го, от­ри­цать не бу­дем, под­дер­жи­вать Ев­ту­шен­ко не же­ла­ет. Нес­мот­ря на все его «Бабьи Яры». Сво­их кан­ди­да­тов у них хва­та­ет. Ев­ту­шен­ко бы под ко­нец жиз­ни по Рос­сии по­шу­меть, тут па­ру скан­да­лов гром­ких учи­нить, по­э­ти­чес­ких воз­зва­ний на­пи­сать, а он по­лез в аме­ри­ка­нс­кую глушь. Ко­му он там ну­жен?

Ес­ли и да­дут в бли­жай­шие го­ды Но­бе­ля рус­ско­му пи­са­те­лю, толь­ко не ему. Как пи­сал еще Ва­дим Ко­жи­нов: «Од­на­ко Шведс­кая ака­де­мия из­би­ра­ла в Рос­сии толь­ко впол­не оче­вид­ных «дис­си­ден­тов» и прош­ла ми­мо, не­сом­нен­но, очень ве­со­мых (каж­дое по-сво­е­му) имен, не имев­ших та­кой ре­пу­та­ции: Ми­ха­ил Приш­вин, Мак­сим Горь­кий, Вла­ди­мир Ма­я­ко­вс­кий, Алек­сей Толс­той, Ле­о­нид Ле­о­нов, Алек­сандр Твар­до­вс­кий (ко­то­ро­го, кста­ти, еще в 1940-х го­дах иск­лю­чи­тель­но вы­со­ко оце­нил ла­у­ре­ат Иван Бу­нин) и др.». Упо­мя­нул о пре­неб­ре­же­нии слав­ных рус­ских имен и Ио­сиф Бродс­кий в сво­ей Но­бе­ле­вс­кой ре­чи, за­я­вив, что он ис­пы­ты­ва­ет чувство не­лов­кос­ти, выз­ван­ное «не столь­ко мыслью о тех, кто сто­ял здесь до ме­ня, сколь­ко па­мятью о тех, ко­го эта честь ми­но­ва­ла», и пе­ре­чис­лил нес­коль­ко имен, сре­ди них: «Осип Ман­дельш­там, Ма­ри­на Цве­та­е­ва, Ан­на Ах­ма­то­ва»…

Ес­ли сле­до­вать ки­тайс­ко­му ва­ри­ан­ту, ког­да пре­мию да­ли са­мо­му поч­вен­но­му, глу­бо­ко на­ци­о­наль­но­му пи­са­те­лю, то долж­ны бы сей­час дать пре­мию ко­му-то из чис­ла та­ких же на­род­ных рус­ских пи­са­те­лей, как Ва­си­лий Бе­лов, или Ва­лен­тин Рас­пу­тин, или Вла­ди­мир Ли­чу­тин. И ма­ги­чес­ко­го ре­а­лиз­ма у них хва­та­ет, и глу­бин на­род­ной жиз­ни. Но бе­да в том, что все свя­зи меж­ду Ев­ро­пой и Рос­си­ей жест­ко конт­ро­ли­ру­ет ли­бе­раль­ная ли­те­ра­тур­ная груп­пи­ров­ка, и она выс­тав­ля­ет на­ших ве­ду­щих на­род­ных пи­са­те­лей как чер­но­со­тен­цев и чуть ли не фа­шис­тов. Это чер­ная мет­ка для той же Шве­ции. Ни в Тур­ции, ни в Ин­дии, ни в Ки­тае та­кой гос­по­д­ству­ю­щей груп­пи­ров­ки нет и быть не мо­жет. И по­э­то­му ни тур­ка Па­му­ка, ни ки­тай­ца Мо Яня, ни япон­ца Кэнд­за­бу­ро Оэ ни­как в фа­шис­ты не воз­ве­дешь, они прос­то зна­то­ки на­ци­о­наль­ной жиз­ни сво­е­го на­ро­да. У нас же – на­ци­о­наль­ный рус­ский пи­са­тель-пат­ри­от, ав­то­ма­ти­чес­ки зна­чит фа­шист. Ще­пе­тиль­ны они и к рос­сийс­ким ле­вым. Это у се­бя они мо­гут поз­во­лить дать пре­мию Гюн­те­ру Грас­су, но в Рос­сии дать Эду­ар­ду Ли­мо­но­ву – это зна­чит под­дер­жать рос­сийс­кий экстре­мизм. Не ре­шат­ся. А ведь дав­но зас­лу­жи­ва­ет мой друг Эдич­ка боль­шой и ува­жа­е­мой ли­те­ра­тур­ной пре­мии. Что­бы шля­пу пе­ред ним сни­ма­ли чи­нов­ни­ки. По этой же при­чи­не не под­пус­тят и близ­ко к пре­мии яр­чай­ше­го ме­та­фо­рис­та ми­ро­во­го клас­са на­шей жут­кой жиз­ни Алек­са­нд­ра Про­ха­но­ва. Как чет­ко мне при встре­че ска­зал Алек­сандр Сол­же­ни­цын (меж­ду про­чим, блес­тя­щий кри­тик): «Алек­сандр Про­ха­нов – при­род­ный ме­та­фо­рист, а Вла­ди­мир Ли­чу­тин – зла­тос­лов». Не да­ли бы ее и пос­лед­не­му ве­ли­ко­му по­э­ту Рос­сии Юрию Куз­не­цо­ву. Его рус­ские уг­лы тор­ча­ли во все сто­ро­ны. За­пад­ни­ки дер­жа­ли жест­кую обо­ро­ну. Как в той по­го­вор­ке «сам - не гам и дру­го­му не дам». Не мне, но и не вам.

Как пре­о­до­леть эту за­ве­су от­чуж­де­ния ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры от сов­ре­мен­ной рус­ской на­ци­о­наль­ной ли­те­ра­ту­ры, ког­да же гос­по­да ли­бе­ра­лы пой­мут, что в Рос­сии важ­нее все­го на­ци­о­наль­ная рус­ская ли­те­ра­ту­ра? Пи­са­ла же На­деж­да Ман­дельш­там о той сре­де чис­то рус­ской ин­тел­ли­ген­ции, с ко­то­рой она соп­ри­ка­са­лась, ко­то­рой она вос­хи­ща­лась, но ко­то­рая ис­чез­ла на ее гла­зах.

Ев­ро­пе­и­зи­ро­ван­ным рус­ским пи­са­те­лям шве­ды не да­дут пре­мию са­ми, за­чем им кло­ни­ро­ван­ные рус­ские? На­ци­о­наль­ным рус­ским пи­са­те­лям не поз­во­лят к пре­мии приб­ли­зить­ся на­ши ли­бе­ра­лы. Что де­лать? По­до­шел бы раз­ве что позд­ний ан­ти­со­ве­тс­кий Ас­тафь­ев. Вот кто был бы кан­ди­да­том но­мер один. Но умер.

Дать пре­мию ко­му-ни­будь из ста­рых та­лан­тов: Ев­ге­нию Рей­ну, Алек­са­нд­ру Куш­не­ру, Юн­не Мо­риц? Но Юн­на Мо­риц пу­га­ет всех ев­ро­пей­цев сво­ей ан­ти­на­то­востью и ан­ти­а­ме­ри­ка­низ­мом, Куш­нер че­рес­чур обык­но­ве­нен в сво­ем не­ок­лас­си­циз­ме, а Же­ня Рейн – друг Бродс­ко­го и его учи­тель. Тог­да на­до бы­ло сра­зу же ему и да­вать.

Но ес­ли не го­дят­ся ев­ро­пе­и­зи­ро­ван­ные рус­ские пи­са­те­ли ти­па Би­то­ва и Ма­ка­ни­на, ес­ли за­нес­ли в чер­ный спи­сок всех яр­чай­ших зна­то­ков рус­ской жиз­ни, от Ва­си­лия Бе­ло­ва до Алек­са­нд­ра Про­ха­но­ва, ес­ли не го­дят­ся ста­рые ли­бе­ра­лы, ес­ли мо­ло­дые еще не под­хо­дят по воз­рас­ту, ко­го же мож­но выд­ви­нуть в на­шей Рос­сии на Но­бе­ле­вс­кую пре­мию?

Мы слег­ка за­бы­ли, что жи­вем не в ев­ро­пейс­ком, а в ев­ро­а­зи­а­тс­ком прост­ра­н­стве, и ес­ли не ду­шу дру­гих на­ро­дов, то ду­шу ев­ра­зийс­ких прос­то­ров, сов­ме­ща­ю­щих и рус­ский, и мно­гие дру­гие на­ро­ды, на том же рус­ском язы­ке вы­ра­жа­ли и вы­ра­жа­ют и дру­гие на­ши та­ла­нт­ли­вей­шие пи­са­те­ли. Я бы вы­де­лил Фа­зи­ля Ис­кан­де­ра, Ана­то­лия Ки­ма и Ти­му­ра Зуль­фи­ка­ро­ва. Кста­ти, не по­ни­маю ра­си­с­тский наст­рой шведс­ких ака­де­ми­ков. Еще в со­ве­тс­кие вре­ме­на Но­бе­ле­вс­кой пре­мии яв­но зас­лу­жи­ва­ли гру­зи­ны Ча­буа Ами­ред­жи­би и Но­дар Дум­бад­зе, ар­мя­нин Грант Ма­те­во­сян, мол­да­ва­нин Ион Дру­це, ка­зах Ол­жас Су­лей­ме­нов, бе­ло­рус Ва­силь Бы­ков, та­та­рин Ра­виль Бу­ха­ра­ев. А их да­же ни­ког­да не рас­смат­ри­ва­ли как воз­мож­ных кан­ди­да­тов. Но сей­час, уже от име­ни Рос­сии, имен­но из рус­ско­я­зыч­ных ев­ра­зийс­ких пи­са­те­лей впол­не шве­ды мо­гут сде­лать свой вы­бор.

Мо­жет быть, я и вы­пус­тил ка­кую-ни­будь из ува­жа­е­мых фа­ми­лий, но все рав­но они де­ли­лись бы или на ев­ро­пе­и­зи­ро­ван­ных рус­ских, ев­рейс­ких пи­са­те­лей, на­ци­о­наль­ных рус­ских и ев­ра­зий­цев. Из них и вы­бе­рут шве­ды дос­той­но­го кан­ди­да­та.

На вся­кий слу­чай, пе­ре­ве­ду эту статью на шведс­кий язык и пош­лю в Шведс­кую ака­де­мию. Вдруг и прис­лу­ша­ют­ся к мне­нию рус­ско­го кри­ти­ка.

Я толь­ко что вни­ма­тель­но и с ув­ле­че­ни­ем про­чи­тал кни­гу Мо Яня «Стра­на ви­на», уве­ряю чи­та­те­лей, что «Бел­ка» или «Отец-лес» Ана­то­лия Ки­ма ни­чем не сла­бее и не ме­нее мис­тич­ны. «Санд­ро из Че­ге­ма» Фа­зи­ля Ис­кан­де­ра яв­но ин­те­рес­нее поч­ти всех пос­лед­них ев­ро­пейс­ких ла­у­ре­а­тов. Ска­зоч­ный и ле­ген­дар­ный мир ев­ра­зий­ца Ти­му­ра Зуль­фи­ка­ро­ва за­во­ра­жи­ва­ет бо­лее, чем сти­хи то­го же Тран­стре­ме­ра.

Как толь­ко по­я­вит­ся пер­вый слу­шок об этом ев­ра­зийс­ком вы­бо­ре, ес­те­ст­вен­но, ли­бе­ра­лы ки­нут­ся под­дер­жи­вать Фа­зи­ля Ис­кан­де­ра, ко­то­рый, ко­неч­но же, сво­им Че­ге­мом дав­но зас­лу­жил все пре­мии, но на­до учи­ты­вать и его дрях­ле­ю­щее сос­то­я­ние и дру­гие при­чи­ны, ко­то­рые не поз­во­лят ему ни по­е­хать в Сток­гольм, ни выс­ту­пить там с Но­бе­ле­вс­кой речью. Ис­кан­де­ру Но­бе­ля на­до бы­ло да­вать лет де­сять на­зад. На за­ре пе­ре­ст­рой­ки, вос­лед за Бродс­ким.

Хо­ро­шо мне зна­ко­мая про­за Ана­то­лия Ки­ма с од­ной сто­ро­ны пог­ру­жа­ет нас в ря­за­нс­кие ле­са, в рус­ские ре­ки и озе­ра, по­ка­зы­ва­ет чуд­ные рус­ские ха­рак­те­ры, но при этом, она, не­сом­нен­но, на­пол­не­на ду­хом древ­не­го Вос­то­ка, вос­точ­ны­ми пре­да­ни­я­ми, язы­чес­ки­ми пре­об­ра­же­ни­я­ми лю­дей в бе­лок, де­ревь­ев в на­ро­ды. Един­ствен­ный ми­нус, по­ка еще кни­ги Ана­то­лия Ки­ма не пе­ре­ве­ли на анг­лийс­кий и шведс­кий язы­ки, как спра­вят­ся с этим шведс­кие ака­де­ми­ки?

У Ти­му­ра Зуль­фи­ка­ро­ва и пе­ре­во­ды на все ев­ро­пейс­кие язы­ки есть, и да­же пре­мии ев­ро­пейс­кие, прав­да, я пло­хо предс­тав­ляю, как мож­но пе­ре­вес­ти его тя­гу­чие сла­до­ст­но-мис­ти­чес­кие бор­мо­та­ния на­ше­го дер­ви­ша на иные язы­ки? Он че­рес­чур ори­ги­на­лен в сво­ем сти­ле и не­под­ра­жа­ем. Раз­ве что его на­до пос­лать в са­му шведс­кую Ака­де­мию, пусть пос­лу­ша­ют его сти­хи в его ис­пол­не­нии. И пе­ре­во­да не по­на­до­бит­ся.

По­ра шведс­ким ака­де­ми­кам учить по­нем­но­гу рус­ский язык. И де­лать свой пра­виль­ный вы­бор.

Источник: svpressa.ru

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS