Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма


Скромная эпопея («Орда»)
Роман Волохов

На­до приз­нать, та­та­ро-мон­гольс­кое иго и пра­вос­ла­вие (точ­нее ис­тин­ная ве­ра) в пос­лед­нее вре­мя не осо­бен­но вол­ну­ют умы на­ших ки­но­де­лов. К луч­ше­му ли, к худ­ше­му – каж­до­му ре­шать для се­бя, но, ви­ди­мо, пос­ле та­ких филь­мов, как «Мон­гол» и «Царь» ник­то не ре­ша­ет­ся всерь­ез зат­ра­ги­вать эти те­мы. Точ­нее, не ре­шал­ся. Анд­рей Прош­кин, не са­мый из­ве­ст­ный ав­тор шес­ти кар­тин, от­ва­жил­ся скрес­тить эти два яв­ле­ния, пе­ре­не­ся на эк­ран ис­то­рию ис­це­ле­ния Тай­ду­лы, ма­те­ри ха­на Зо­ло­той Ор­ды (7-ого) мит­ро­по­ли­том Алек­си­ем.

«Ор­да» Прош­ки­на есть не что иное, как вы­со­ко­бюд­жет­ный арт-ха­ус. Это мод­ное нын­че сло­веч­ко здесь как нель­зя кста­ти: нес­мот­ря на от­су­т­ствие не­о­быч­ных ра­кур­сов съ­ем­ки, ди­а­ло­гов или спо­со­бов пос­та­нов­ки, это ки­но яв­но не для всех. Для нем­но­гих – сов­сем нем­но­гих, так что лишь мо­лит­ва «Это все из-за идеи, а не де­нег ра­ди» спо­соб­на оп­рав­дать его не­ма­лень­кий (по рос­сийс­ким мер­кам) бюд­жет.

В то же вре­мя, спра­вед­ли­вос­ти ра­ди, нель­зя не от­ме­тить фи­лиг­ран­ную и оче­вид­но гран­ди­оз­ную ра­бо­ту де­ко­ра­то­ров и сти­лис­тов. Бла­го­да­ря этой ра­бо­те ат­мос­фе­ра той эпо­хи бы­ла вос­соз­да­на пу­га­ю­ще дос­то­вер­но: грязь, пыль, кровь, ба­ла­хо­ны, ук­ра­ше­ния, ря­сы, ору­жие, зда­ния и под­ва­лы, ба­ни и пе­чи – все это за­во­ра­жи­ва­ет и от­тал­ки­ва­ет од­нов­ре­мен­но. Слов­но на­чи­на­ешь ощу­щать от­го­лос­ки все­го то­го, че­рез что приш­лось прой­ти мит­ро­по­ли­ту. А за­од­но и не­под­дель­ную ра­дость от осоз­на­ния то­го, в ка­кую, нес­мот­ря на все ее не­дос­тат­ки, ци­виль­ную эпо­ху мы жи­вем. Мы счаст­лив­чи­ки.

Но, ра­зу­ме­ет­ся, это не ос­нов­ной по­сыл ки­но­лен­ты (ско­рее по­боч­ный). Рас­поз­на­ва­ние ос­нов­но­го нап­ря­мую за­ви­сит от ми­ро­во­з­зре­ния каж­до­го зри­те­ля. К при­ме­ру, ваш по­кор­ный без­бож­ный слу­га без­мо­лв­ные раз­мыш­ле­ния о чу­де­сах, ис­пы­та­ни­ях ве­рой и мо­раль­ных воп­ро­сах ес­ли и разг­ля­дел, то да­ле­ко не так яр­ко и яв­но, как ожи­дал. Вмес­то это­го он уви­дел, как ре­жис­сер, сни­мая ис­то­рию о са­мо­по­же­рт­во­ва­нии и са­мо­от­ре­че­нии, вне­зап­но свел все стра­да­ния свя­то­го че­ло­ве­ка на нет. При­чем сам то­го не по­доз­ре­вая.

Ли­бо очень да­же по­доз­ре­вая, от­че­го ему хоть сей­час мож­но наз­на­чать епи­тимью за та­кое ко­щу­н­ство. А де­ло все в том, что пос­ле всех не­у­дач це­ли­те­лей и ле­ка­рей, пос­ле ра­зоб­ла­че­ния всех Гуд­ви­нов в воз­мож­ное чу­до ве­рить прос­то пе­рес­та­ешь. Ког­да же оно все-та­ки про­ис­хо­дит, го­лос ра­зу­ма мо­мен­таль­но ста­но­вит­ся по стой­ке смир­но и ра­пор­ту­ет о том, что су­ще­ст­ву­ют та­кие ве­щи, как, нап­ри­мер, снеж­ная оф­таль­мия. И что нез­ря­чий проз­рел не­о­бя­за­тель­но по во­ле Гос­по­да, но ско­рее все­го по во­ле веч­но-сле­по­го слу­чая.

Но са­мое ин­те­рес­ное зак­лю­ча­ет­ся в том, Как все это Прош­кин нам пре­под­но­сит. Ат­мос­фе­ра Сред­ней Азии Тем­ных ве­ков – это од­но, дру­гое де­ло, что ре­жис­сер, на па­ру с опе­ра­то­ром, и са­ми ока­за­лись без ума от ви­зу­аль­но­го ре­зуль­та­та ра­бо­ты их по­до­печ­ных. Как след­ствие: действие раз­ви­ва­ет­ся очень (Caps lock при­ме­нять бес­смыс­лен­но – ма­ло­ва­то бу­дет) нес­пеш­но. Ду­эт сей сма­ку­ет каж­дую сце­ну, каж­дый кадр, каж­дое дви­же­ние каж­до­го ге­роя. По­ка про­ис­хо­дит действие, ус­пе­ва­ешь разг­ля­деть бук­валь­но каж­дую ме­лочь. Что вдвой­не обид­но, учи­ты­вая то, что ни од­на из них ни­ко­им об­ра­зом на сю­жет не вли­я­ет.

Это, ра­зу­ме­ет­ся, вы­ли­ва­ет­ся в об­щую за­тя­ну­тость лен­ты. В иных кар­ти­нах по­доб­ная ис­то­рия прек­рас­но, в пол­ном объ­е­ме про­хо­дит фо­ном, здесь же вся­кая пыт­ка рас­тя­ги­ва­ет­ся не­и­мо­вер­но, прев­ра­щая са­мо вре­мя – в еще од­но ору­дие му­чи­те­лей. Толь­ко му­ча­ют те­перь зри­те­лей, а не толь­ко стар­ца. Все это, бе­зус­лов­но, де­ла­ет кар­ти­ну на­сы­щен­ной и жи­вой, но обы­ден­ность есть обы­ден­ность (а то, что нам по­ка­зы­ва­ют на эк­ра­не, в те вре­ме­на не бы­ло из ря­да вон вы­хо­дя­щим) – хоть в Сред­не­ве­ковье, хоть в 41-ом ве­ке. По­доб­ная чрез­мер­ная со­зер­ца­тель­ность быст­ро при­е­да­ет­ся.

При всей сво­ей пре­тен­зии на масш­таб­ность, при всех ланд­шаф­тах, го­ро­дах и ко­ли­че­ст­ве действу­ю­щих лиц, «Ор­да» все­ми си­ла­ми стре­мит­ся к ка­мер­нос­ти. В чем ей уве­рен­но по­мо­га­ет твер­дая фик­са­ция на глав­ном ге­рое, Мит­ро­по­ли­те Алек­сии, слав­ном про­дол­жа­те­ле дел Хрис­то­вых. Здесь же, кста­ти, мож­но де­лить фильм на две не­рав­ные час­ти: за­вяз­ка, в ко­то­рой ос­нов­ные со­бы­тия кру­тят­ся в се­мей­ном кру­гу ха­на и ос­нов­ное действие, в ко­то­ром Алек­сий «со­вер­ша­ет чу­до». Гру­бо го­во­ря, «Ор­да» к се­ре­ди­не прев­ра­ща­ет­ся в фильм од­но­го ак­те­ра, Мак­си­ма Су­ха­но­ва.

К его чес­ти, спра­вил­ся он прек­рас­но. Опус­кая под­роб­нос­ти съ­е­мок (че­рез ка­кие гря­зи, кам­ни и рва­ные ба­ла­хо­ны ему приш­лось прой­ти), грех не от­ме­тить его пол­ную са­мо­от­да­чу, ко­то­рая ощу­ща­ет­ся бук­валь­но в каж­дом кад­ре, спо­соб­ном пох­вас­тать­ся его ли­цом. Ра­бо­та бы­ла про­де­ла­на ог­ром­ная, это вид­но – что по вхож­де­нию в об­раз, что по са­мой иг­ре. И ре­зуль­тат, как ока­за­лось, то­го сто­ил: нес­мот­ря на не­бо­га­тый вы­бор из сми­ре­ния и бо­ли, нес­мот­ря на внеш­ний вид, пер­со­наж по­лу­чил­ся уди­ви­тель­но жи­вой и да­же при­тя­га­тель­ный.

Не ме­нее ко­ло­рит­ным вы­шел и хан Джа­ни­бек Ино­кен­тия Да­ка­я­ро­ва. Узур­па­тор, чьи по­вад­ки и внеш­ность пол­ностью со­от­ве­т­ству­ют ха­рак­те­ру. Прав­да, Ро­зе Хай­рул­ли­ной чис­то внеш­не он в сы­новья го­дит­ся лишь с нес­ла­бой на­тяж­кой (спи­шем это на шту­ка­тур­ку, ко­то­рую бед­ной акт­ри­се при­хо­ди­лось но­сить прак­ти­чес­ки неп­ре­рыв­но), но об­щее впе­чат­ле­ние все это, сла­ва Бо­гу, не пор­тит.

На­пос­ле­док грех не от­ме­тить еще од­но­го нез­на­чи­тель­но­го, но очень ин­те­рес­но­го ге­роя – сот­ни­ка Джа­ни­бе­ка, в ис­пол­не­нии Да­у­ле­та Аб­ды­га­па­ро­ва. Ге­роя, от­те­ня­ю­ще­го яр­кие эмо­ции всех ос­таль­ных. Спо­кой­ный, мол­ча­ли­вый, внеш­не по­кор­ный. Но за лю­бо­пыт­ным, как бы ску­ча­ю­щим взгля­дом, то и де­ло прог­ля­ды­ва­ет­ся кон­тур или бун­та­ря, или муд­ре­ца. А мо­жет, и то­го и дру­го­го? Сло­вом, пер­со­наж по­лу­чил­ся иск­лю­чи­тель­но ин­те­рес­ный.

Те­ма ис­то­рии Сред­ней Азии, Чин­ги­зи­дов и их ига се­бя, ко­неч­но, не ис­чер­па­ла – как и те­ма Древ­ней Ру­си и пра­вос­ла­вия. Но «Ор­да» не ска­за­ла обо всем этом и по­ло­ви­ны. Чу­да не слу­чи­лось: при­леж­ная и ам­би­ци­оз­ная ре­жис­су­ра не смог­ла прев­ра­тить скром­ный сце­на­рий в эпос. Да и мис­ти­ки не по­лу­чи­лось. А по­се­му нам ос­та­ет­ся лишь ждать сле­ду­ю­щей по­пыт­ки, чь­ей бы то ни бы­ло.

Источник: kinonews.ru

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS