Понедельник, 23 Октября, 2017
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Ария Далилы как солнечный удар
Сергей Белкин

Нерецензия

Источник: devec.ru

Недавно представилась приятная возможность несколько раз прослушать фрагменты арии Далилы из оперы Сен-Санса: по телеку показали новую работу Никиты Михалкова.

Я человек старомодный и дисциплинированный. Если я считаю Никиту Михалкова талантливым кинорежиссером – а я так считаю – я буду смотреть его фильмы, несмотря на то, что они, на мой взгляд, все хуже и хуже. И этот фильм собирался посмотреть в кинотеатре, да вот подфартило – показали по телевизору.

Посмотрел…

Мы живем в очень политизированное время, и Никита Михалков – тоже гражданин политически активный, со своими взглядами, которые он хочет высказать.

Я увидел симптомы болезни – свойственной очень многим творческим работникам самых разных жанров: от живописи до литературы – желание в своих произведениях  «откликнуться на» или «художественно выразить» некую политическую или философско-религиозную доктрину. И у меня есть эта болезнь: пытаюсь написать «нечто художественное» и довольно скоро замечаю, что мои персонажи начинают читать друг другу лекции по философским или политическим проблемам. И я себя останавливаю и говорю сам себе: если хочешь написать философский трактат или политический памфлет – так его и пиши, а не пытайся втиснуть это в роман. Внутренний голос тогда начинает вспоминать Толстого, Достоевского и еще кое-кого из тех, у кого получалось и то и другое в одном произведении… Я тогда пою свой внутренний голос чаем с чем-нибудь сладеньким и он на время умолкает.

Поскольку это не рецензия на фильм, а рефлексия в связи с фильмом и его автором, я могу предастся воспоминаниям…

Наверное, это было в конце семидесятых… В Московском Доме архитектора – тогда уже/еще не в Гранатном переулке, а на улице Щусева состоялся вечер-встреча с режиссером Никитой Михалковым. Как же я его тогда любил-уважал! И фильмы его нравились, и сам он нравился, и семья Михалковых-Кончаловских нравилась! А эпиграмма Гафта «Россия, слышишь этот зуд: три Михалкова по тебе ползут!» – казалась хоть и талнтливо-смешной, но совершенно глупой, неуместной. Теперь Гафт ничего подобного написать не сможет: запнется на попытке исчислить количество Михалковых…

Ну, да и бог с ними – пусть живут, размножаются.

Встреча была живой, интересной. Мне кажется, что именно там я впервые увидел Адабашьяна: он пришел вместе с Михалковым в качестве его близкого друга и соратника и вместе с ним сидел на сцене, активно участвовал во всех разговорах.

Концовка встречи очень запомнилась: стройный, гибкий Никита в голубых джинсах, в трикотажной рубашечке «поло» с коротким рукавом, в кроссовках «Адидас», садится с серебристо-серый «Мерседес» (напоминаю: конец 70-х, СССР), рядом с ним взгромождается оттеняющий любую элегантность как таковую Александр Адабашьян, и машина плавно, бесшумно отплывает от входа в «Дом архитектора», а взору остается вновь выстроенный «дом Брежнева», в котором он так и не жил и где теперь живет Хасбулатов…

Из самой встречи мне почему-то более всего запомнилось то, как Михалков (и Адабашьян) поносили, просто издевались над «поэтическим кинематографом», отказывая кино – как способу фиксации реальности на пленку – в самой возможности поэтического языка, каковой принципиально не есть отражение реальности, а есть ее преломление в образах, эмоциях и прочем… В мэтра «поэтического кино» тогда вырастал Эмиль Лотяну, впрочем, именно о нем в ходе творческого вечера не упоминалось. Но – о чем речь – было понятно.

Посмотрел бы тот 35-летний Никита тогда кино «Солнечный удар» – в экран бы, поди, плеваться стал… Уж такое «поэтическое» кино, такое «поэтическое»… Почти опера.

В опере не только допустимо, но и широко распространено, когда герой или героиня минут пять-десять пропевают фразу «я люблю тебя» или даже «я умираю!». Потому что это не передача информации, а игра эмоций, это музыка, а не сводка генштаба. Это – опера – жанр в высшей степени условный.

Может ли себе такое позволить кино? Даже если оно «поэтическое»? Кино – нет, а Михалков – может. А чё? – Вот и Сен-Санс тоже…

Впрочем, есть вещи поважнее: политика, идеология. Если Никита Сергеевич хочет снять фильм о любви (пусть и с примесью политики – для тех, кто хочет ее усмотреть где угодно), он снимает «Пять вечеров», или совсем уж инопланетную среду – «Урга». А если Никита Сергеевич хочет снять фильм политический (пусть и с примесью любви – потому что кино, это, как ни крути – зрелище, зрителю должно быть хоть что-то интересно), он снимает «Сибирский цирюльник» или вот «Солнечный удар».

Говорухин тот просто взял и сработал документальное кино «Россия, которую мы потеряли». Никаких тебе фигли-мигли и шуры-муры…

Здесь (в «Солнечном ударе») – мысль та же: какая же распрекрасная была страна, какие красивые люди в ней жили… И – на тебе! Революсьон! Даже два революсьона в один год с гражданской войной на закуску! Ну, не суки?!

Я тоже люблю Россию. И дореволюционную, и послереволюционную. Даже современную, можно сказать, люблю. А гражданскую войну – ненавижу! И Розу Самойловну Землячку совсем никак не уважаю. Все авторитеты говорят, что она была сволочь, садистка, а писатель Леонов – лично знавший покойную – говорит, что еще и нимфоманка. В мою жизнь эта дама входила дважды. Первый раз, когда на нас обрушилась гласность и стали печатать «правду о революции». Второй раз, когда Александр Смоленский обанкротил свой банк «СБС-агро» и, тем самым, спер у меня 20 тысяч долларов, которые я там разместил. Причем тут это? – Расскажу, если вы никуда не торопитесь.

Когда этот банк накрылся, установили дневной лимит выдачи наличных через банкоматы. Поэтому к банкомату я ходил каждый день, выцеживая свои деньги по капельке. Один из относительно надежно наполняемых банкоматов был в том офисе банка, который располагался в знаменитом «Доме со львами» на Пятницкой – бывший особняк фон Рекк, построенный по проекту Шервуда.  Так вот… На стене этого особняка висела – да и сейчас, наверное, висит – мемориальная доска следующего содержания: «В этом доме в 1921-1924 годах работала выдающийся деятель Советского государства Р.С. Землячка». То есть аккурат сразу после той садистской бойни, которую она с «товарищем Белой Куном» (и «товарищем Георгием Пятаковым») учинили в Крыму в 1920 году. Стоя в очередях к банкомату за своей дневной порцией рублей, я размышлял о сволочи Землячке и о сволочи Смоленском, сознавая, что второй-то не в пример гуманнее…

А слабо Никите Сергеевичу кино про «семибанкирщину» снять? – Слабо, конечно…



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 775 гостей онлайн