(1 голос, среднее 5.00 из 5)


Особенности российского производства телесериалов

Особенности российского производства телесериалов — совокупность характерных черт процессов создания и распространения многосерийных телевизионных фильмов в постсоветской России.

Сериалы — телевизионные фильмы с продолжением — появились в мире в начале телевизионной эпохи, став развитием идеи радиосериалов.[1] В Советском Союзе первым отечественным телесериалом стала 4-серийная военная приключенческая драма «Вызываем огонь на себя» (1964),[2] первым зарубежным сериалом — показанная Центральным телевидением СССР в 1971 году 26-серийная британская теленовелла «Сага о Форсайтах» (1967).[3]

В перестроечные годы страна познакомилась с латиноамериканскими и американскими «мыльными операми». В 1990-е годы российский зритель начал проявлять настойчивый интерес к показу отечественной действительности, и телеэкраны наполнили вначале адаптированные, а затем и оригинальные российские телепостановки разных жанров и продолжительности.[4]

Рынок сериалов в России стремительно рос вплоть до второй половины 2000-х годов,[5] к российским продюсерским компаниям и некоторым (немногим) сериалам проявили интерес зарубежные рынки.[6][7] Ведущим трендом российского сериала 2000-х годов стало упрощенчество, что с неудовлетворением отмечали сами кинопроизводители.[8][9][10] Во второй половине 2000-х годов российский рынок телесериалов достиг пика и замедлил рост. Процессы стагнации усилил экономический кризис 2008—2009 годов.[11]

В России второго десятилетия XXI века специалисты ожидают увеличения доли зарубежных фильмов, роста так называемых «вертикальных показов» (одна серия-фильм показывается в определённое время определённого дня единожды в неделю), появления качественных по содержанию и исполнению сериалов. Ожидается также, что продюсерские центры и телеканалы в процессе пополнения собственных библиотек прав на показ телеконтента не смогут избежать споров. В целом же спрос на телесериалы в России не изменится.[12][13][14]

Жанр

Причины успеха

Телесериалы развлекают зрителя, в этом основная причина массового успеха жанра. Руководитель продюсерского центра «Амедиа» Александр Акопов отмечает, что человек у телевизора — это человек, ожидающий развлечений, это человек отдыхающий, человек вне возраста.[14] Тем более обречённым на успех жанр становится в эпоху перемен, когда, по убеждению немецкого философа Вальтера Беньямина, человеческая психика ожидает не созерцания, а развлечений.[15]

Привязанности зрителя к сериалам способствует и быстро формирующаяся привычка к просмотру понравившегося фильма. Социологи объясняют, что сериал как феномен массовой культуры представляет собой упорядоченный в требуемой последовательности набор клише: сюжетных ходов, ситуаций, реплик. Это делает телепродукт комфортным для просмотра, а обязательная интрига в сюжете удерживает зрителя у экрана.[4] По словам Александра Акопова, зрительская аудитория в принципе всегда и везде одинакова, вне зависимости от своих характеристик. Главное её требование — если ей что-то нравится, она хочет это ещё и ещё, снова и снова, она желает, чтобы действо не заканчивалось.[14]

Наконец, популярности сериалов способствует не только зрительский интерес, но и те возможности, что открываются перед социальными инженерами и политиками. PR-теоретик Геннадий Почепцов в книге «Информационные войны» объясняет механизмы использования сериалов в целях политической разведки и пропаганды — здесь при помощи сериалов можно изучать представления и стереотипы массового национального сознания, формировать стиль жизни и личные потребности как конкретного человека, так и социальных групп.[16]

Автор книги «Психическое телевидение» Дуглас Рашкофф, не заглядывая так глубоко в политику, обращает внимание на то, что при помощи сериалов можно распространять в социуме трансформирующие культуру идеи-директивы, и в этом, на взгляд Рашкоффа, заключается главная задумка и главный интерес создателей телесериалов.[17][18] Предметом же интереса исследователей, по словам социолога Веры Зверевой, становится конструируемая сериалами реальность, динамика этой конструкции, содержание транслируемых публике посланий.[4]

История

Жанр сериалов появился в 1930-е годы в США, когда радиостанции стали ежедневно в одно и то же время транслировать радиопостановки, прерывающиеся на самом интересном месте, что заставляло слушателя включать радио на следующий день. А поскольку первыми крупными рекламодателями во время сериального эфира стали производители стиральных порошков и мыла, «многосерийные» радиоспектакли были прозваны «мыльными операми».[1]

С появлением массового телевидения за рубежом сериал немедленно перекочевал на телеэкраны. В январе 1937 года на радио NBC появился сериал «Путеводный свет» (Guiding Light). С 1952 года он стал выходить в дневном эфире телеканала CBS. Сериал попал в «Книгу рекордов Гиннеса» как самая длинная «мыльная опера» в мире, он был закрыт в сентябре 2009 года из-за снижения рейтингов.[19] В 2006 году зрительская аудитория всех сериалов мира оценивалась приблизительно в 2 млрд человек, а ежегодные инвестиции в создание сериалов — в $800 млн.[20]

Советские зрители не были знакомы с длившимися не один год телеэпопеями, но в СССР с 1964 года[4] существовало популярное у зрителей многосерийное телевизионное художественное кино — фильмы с завершённой логикой сюжета и ограниченным числом серий.[3][21] Первая «мыльная опера», 100-серийная бразильская мелодрама «Рабыня Изаура» (1976—1977), появилась на советских телеэкранах в сокращённом варианте в 1988—1989 году.[1][22]

Спустя несколько лет, уже в постсоветской России, возник зрительский спрос на показ не зарубежной, но собственной жизни — и на экране стали появляться сериалы российского производства. Вначале были перемонтированы любимые зрителями советские многосерийные телефильмы («Тени исчезают в полдень», «Вечный зов») и сняты первые короткие современные («Мелочи жизни», «Горячев и другие») и исторические («Графиня де Монсоро», «Королева Марго», «Петербургские тайны») сериалы.

В 1997/1998 году на экраны вышел ставший популярнейшим первый российский детективный сериал «Улицы разбитых фонарей». Стали появляться компании по производству телесериалов, а сами сериалы стали одним из козырей в конкурентной борьбе российских телеканалов. В начале 2000-х годов, с расцветом развлекательного телевидения в стране, российские сериалы начали вытеснять зарубежные.[4]

 


 

Тренды

К 2010 году, пишет «Огонёк», изменилась сериальная политика зарубежных производителей: всё более популярным становится не только ежедневный показ (так называемое «горизонтальное программирование» или «горизонтальный показ»), но и показ «вертикальный», когда одна серия представляет собой законченную историю и выходит в эфир один раз в неделю. Вертикальные сериалы дороже при покупке прав на их показ, они также дороже и сложнее в адаптации.[11]

Директор по кино- и телепроизводству «Централ Партнершип» Арам Мовсесян считает, что за вертикальным программированием будущее — когда сериал выходит раз в неделю в один и тот же день недели в одно и то же время, это удобно для занятых, работающих людей.[13] Глава «Амедиа» Александр Акопов выделяет ещё один зародившийся тренд — развития интеллектуальных сериалов. В США уже поняли, что серьёзное кино ушло из кинотеатров и никогда не вернётся в них, роль интеллектуальной площадки перешла к телевидению. Поэтому, наряду со всегда популярным развлекательным ТВ, за рубежом уже началось развитие жанра серьёзных интеллектуальных, исследующих человека, сериалов:[14]

Я не имею в виду артхаус, не чисто художественные эксперименты, а какую-нибудь бермановскую традицию серьёзного, театрального исследования человеческого характера подробного, с психологизмом. И это всё появилось на телевидении в последние годы, и думаю, что будет только развиваться. Наряду с тем, что останется в мире чёрно-белое в смысле характеров телевидение, то есть простое, понятное, где есть хорошие и плохие. Наверное, останется в каких-то вещах и в России.

— Александр Акопов, продюсер, гендиректор компании «Амедиа». Радио «Свобода», 26 апреля 2011 года.

Рынок

Игроки

Продюсерские центры

По данным «Коммерсанта», в 2008 году в России производством сериалов занимались 150—200 продюсерских центров и компаний. 10—15 % можно было назвать демперами (торговцами по заниженным ценам), но их доля постепенно снижалась, так как демперы не могли обеспечить требуемый телеканалам качественный контент. Крупнейшими российскими производителями телесериалов по количеству часов эфира на шести федеральных каналах по итогам 2007 года были «Леан-М», Star Media, «Амедиа», «ТелеРоман», «Киноконстанта» (принадлежит «СТС Медиа»), «Централ Партнершип», «Студия 2В», «Феникс-фильм», «НТВ-Кино» и RWS.[12] По данным TNS Gallup Media, крупнейшими российскими производителями коротких, до 26 серий, телесериалов по количеству часов эфира на федеральных каналах «Первый» и «Россия» по итогам 2008 года были «Централ Партнершип», «Форвард-фильм», «НТВ-Кино», «Рекун ТВ», «Про Синема Продакшн», «Фильм Про», «Феникс-фильм», «Президент-фильм», «Арт-Базар» и «Мамаду».[23]

«Амедиа»

Компания основана в 2002 года экс-гендиректором телеканала «Россия» Александром Акоповым.[24] Он владеет 37 % компании, 63 % находится у Леонида Блаватника.[12] Основные сериалы: «33 квадратных метра», «Адъютанты любви», «Бедная Настя» (продюсирование), «Дорогая Маша Березина», «Закрытая школа», «Кто в доме хозяин?», «Моя прекрасная няня», «Не родись красивой», «Талисман любви», «Татьянин день» и др.[25] Владелец одной из крупнейших в России библиотек прав показа сериалов.[26] Основные телеканалы-партнёры: «Первый канал», «СТС». По собственным данным «Амедиа», доходы компании в 2001 году составили $8 млн, в 2006 году $100 млн.[12]

В 2008 году «Амедиа» из-за экономического кризиса сократила к 2009 году штат сотрудников со 150 до 30 человек и заморозила на неопределённый срок 70 проектов, в которые уже было вложено $14 млн.[12] В июне 2011 года «Амедиа» запустила одноимённый круглосуточный телеканал, показывающий фильмы и сериалы собственного производства и производства других компаний. До сентября 2011 года этот канал ведёт тестовое вещание в пакете спутникового телевидения «Континент ТВ», после этого начинает коммерческое вещание.[27]

«Интра-фильм»

Компания Intra Communications, Inc. образована в 2001 году и действует на рынках стран СНГ и Прибалтики.[28] Владелец одной из крупнейших в России библиотек прав показа сериалов.[26]

«Леан-М»

Продюсерский центр образован в 2000 году. Сериалы: «Бешеная», «ГИБДД и т. д.», «Петя великолепный», «Прапорщик», «Провинциалка», «Солдаты», «Студенты», «Счастливы вместе», «Туристы» и другие. В 2007 году 51 % акций компании приобрела голливудская Sony Pictures Television International, являющаяся подразделением компании Sony Pictures Television Entertainment.[7] Сделка была оценена в $30 млн. 49 % принадлежали Тимуру Вайнштейну, Олегу Осипову и Вячеславу Муругову.[12] Осипов позднее вышел из состава учредителей, Муругов в апреле 2009 года продал свой пакет (16 %) Sony. В 2008 году объём производства составил 600 часов, оборот — $80 млн.[29] Основные телеканалы-партнёры: НТВ, РЕН-ТВ, СТС, ТНТ.[12]

«НТВ-Кино»

Компания образована в 1997—1998 годах. Руководители заявляют, что «НТВ-Кино» снимает кино (мини-сериалы качества кинофильма), а не «мыльные оперы».[30] Сериалы: «В ритме танго», «Дальнобойщики», «Синие ночи», «След саламандры», «Слепой», «Хозяйка тайги» и др.[31] Компания находится в структуре «Газпром-медиа». Основные телеканалы-партнёры: «Первый канал», НТВ.[12]

RWS

Производственная компания Russian World Studios (RWS) образована в 1998 году. С 2007 года вошла в состав управляющей медийными активами АФК «Система» компании ОАО «Система Масс-медиа» и была переименована во «Всемирные русские студии».[32] «Системе» принадлежит 51 % компании, 49 % находится у Андрея Смирнова и Юрия Сапронова.[12] Сериалы: «Бедная Настя» (производство), «Вербное воскресенье», «Зона», «Индус», «Кобра», «Маросейка, 12» и др.[33] Владелец одной из крупнейших в России библиотек прав показа сериалов,[26] по состоянию на август 2011 года оцененную в $60 млн, с планами обрести 2,5 тыс. часов к 2013 году.[34] [32] Основной телеканал-партнёр: «СТС».[12]

«Рекун ТВ»

Киностудия основана в 1996 году. Генеральный продюсер Илья Неретин.[35] Сериалы: «Каменская», «Мужчины не плачут», «Семейные тайны» и др.[36]

Star Media

Группа основана Владиславом Ряшиным.[37] Сериалы: «Котовский», «Небо в огне», «Смерть шпионам!», «За всё тебя благодарю» и др.[38] Основные телеканалы-партнёры: «Первый канал», «Россия».[12]



 

«Студия 2В»

Снимает сериалы с 2001 года. Сериалы: «Возвращение Мухтара», «Закон и порядок», «Кодекс чести», «Леди Бомж», «Леди Босс», «Леди Мэр», «Марш Турецкого», «Русские амазонки» и др.[39] Контрольный пакет находится в собственности фонда Mint Capital. Основные телеканалы-партнёры: НТВ, РЕН-ТВ.[12]

«Студия Арт-базар»

Компания основана в 2004 году. Гендиректор и продюсер — Давид Кеосаян.[40] Сериалы: «Возвращение Турецкого», «Любовница», «Оплачено смертью», «Самая красивая», «Счастье по рецепту», «Три полуграции» и др.[41]

«ТелеРоман»

Компания в структуре российско-шведского холдинга ЗАО «Телеальянс медиа групп» образована в 2006 году, на базе продюсерского центра «Мелочи жизни». Сериалы: «Огонь любви», «Обручальное кольцо», «Принцесса цирка» и др.[42] Основной телеканал-партнёр: «Первый канал».[12]

«Феникс-фильм»

Кинокомпания основана в 2001 году. Собственники — президент кинокомпании Сергей Скворцов и генеральный продюсер Ольга Манеева.[12][43] Сериалы: «Всегда говори всегда», «Линия защиты», «Опера́. Хроники убойного отдела», «По имени Барон…» и др.[44] Собирает библиотеку прав показа сериалов.[26] Основные телеканалы-партнёры: РЕН-ТВ, НТВ.[12]

«Форвард-фильм»

Продюсерская компания основана в 2006 году.[45] Сериалы: «Агент особого назначения», «Дорожный патруль», «Ментовские войны», «Тайны следствия», «Таксистка», «Улицы разбитых фонарей» и др.[46]

«Централ Партнершип»

Компания основана в 1995 году. В ноябре 2005 года контрольный пакет приобрёл медиахолдинг «Профмедиа» Владимира Потанина.[47] С апреля 2011 года президент компании — Марк Лоло, пост покинул Рубен Дишдишян.[48] Сериалы: «Апостол», «Ермоловы», «Исаев», «Ликвидация», «Мастер и Маргарита» и др.[49]

Основные телеканалы-партнёры: «Первый канал», «Россия», НТВ.[12] Владелец одной из крупнейших в России библиотек прав показа сериалов,[26] самостоятельно оцениваемую в несколько сотен миллионов долларов.[34] Компания собирает библиотеку с 2007 года. В 2011 году в библиотеке находятся 4 тыс. часов сериальной продукции.[47]

Телеканалы

Крупнейшими ведущими показ телесериалов телеканалами являются «Первый канал», «Россия», НТВ, СТС, РЕН-ТВ и ТНТ.[11] По данным рекламной группы «Видео Интернешнл», с 2001/2002 года по 2005/2006 год суммарная доля сериалов в эфире основных федеральных каналов выросла с 24 % до 62 %, а за сезон 2005/2006 года суммарный объём сериального показа на этих площадках вырос на 12 %, с 8312 до 9303 часов.

В 2008 году телеканалы платили производителям за один час показа сериала: РЕН-ТВ — $90—120 тыс., СТС и ТНТ — $200—250 тыс., НТВ — $300 тыс., «Первый канал» и «Россия» — до $500—600 тыс. За один эпизод мини-сериала (до 10 серий) телеканалы выплачивали производителям от $150 тыс. до $700 тыс. Доля премьерной сериальной продукции в прайм-тайм (наиболее востребованные вечерние часы показа) ведущих каналов приблизилась в 2008 году к 100 %.[12]

Обладателями крупнейших сериальных библиотек прав в России являются телеканалы «Первый», «Россия», НТВ и РЕН-ТВ. Своя библиотека, но меньшего размера, есть и у телеканала СТС.[26]

Деньги

Российские и зарубежные бюджеты сериалов значительно различаются. Исполнительный продюсер телеканала СТС Константин Наумочкин приводит следующие сравнительные данные: один эпизод снятого в партнёрстве с Голливудом ситкома «Моя прекрасная няня» стоил производителям в среднем $1,3 млн, в то время как один эпизод российского сериала вне зависимости от его жанра и продолжительности обходится создателям в среднем в $100 тыс.[50][12] Бюджет снятой в 2003—2004 году 127-серийной мелодрамы «Бедная Настя» оценивался в $12 млн,[51][6] или, в среднем, $94,5 тыс. за один эпизод. Тем не менее, за десятилетие 2000-х годов финансирование значительно выросло — в 1999 году один эпизод обходился создателям в среднем в $10—12 тыс.[12]

Доходы производителей сериалов ограничиваются телеканалами, не покупающими сериалы, которые параллельно с телепоказом можно купить на DVD. DVD-версия обычно выходит спустя полгода—год после окончания премьерного показа по ТВ. В том числе и это ограничение пока мешает российским производителям согласиться на вертикальный, более длительно распределённый во времени, показ сериальной продукции.[13]

К концу 2000-х годов российские продюсеры осознали, что собственный продукт даёт возможность зарабатывать на правах показа, обеспечивая таким образом свои доходы на несколько лет вперёд. Премьерные два—три показа стоят в России 50—100 % себестоимости производства, в СНГ 20—50 %, повторные показы — 30—50 %.[11] Как следствие, крупнейшие продюсерские компании и телеканалы начали собирать библиотеки прав показа.[26]

С началом экономического кризиса 2008—2009 годов российские телеканалы почти на 30 % снизили закупочные цены на сериальную продукцию и стали настаивать на закреплении за собой 100 % прав на неё. Продюсерские компании приостановили производство, гарантировав тем самым телеканалам скорый дефицит востребованной зрителями российской продукции. На телеканалах в 2009 году в 1,2—1,5 раза выросла доля новых зарубежных сериалов, но российский зритель не дал им высоких рейтингов.[11]

Динамика

Российские сериалы стали завоёвывать всё бо́льшую популярность у зрителей, начиная с сезона 1999/2000 года: 60 % зрителей посмотрели тогда сериал «Убойная сила»[52] на ОРТ (нынешний «Первый канал»), 40 % — сериал «Улицы разбитых фонарей»[53][54] также на ОРТ, 34 % — «Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского»[55] на НТВ.[12] В 2002 году в России было снято 800 часов сериалов, ёмкость сериального рынка оценивалась тогда не менее чем в 2,1 тыс. часов. На книжных прилавках появились романы-рефераты только что показанных в эфире телеисторий. В 2003 году сформировался главный идеологический тренд российских сериалов — оптимистичное кино, показ позитивного общества, общества без проблем.[4]

В 2004 году в России появились ситуационные комедии, так называемые «ситкомы»,[50] и к 2006 году сериалы обогнали по популярности развлекательные программы, по сравнению с началом 2000-х годов поменявшись с ними местами в телерейтингах. В короткий срок сериалы «Моя прекрасная няня»[56] и «Не родись красивой»[57] подняли рейтинг, выручку и операционную прибыль нового телеканала СТС.[12]

 


 

В 2005/2006 году проявились две сериальные тенденции в России. Во-первых, упрощенчество. Эксперты указывают, что тогда не было ни новых образов, ни новых лиц, создатели эксплуатировали три испытанных жанра — любовный роман, боевик и мелодрама. Во-вторых, в угоду распространению сериалов телеэфир постепенно покидали политическая и социально-культурная аналитика, интерактивные программы, дебаты и злободневная сатира. Сериалы же, особенно рассказывающие о буднях правоохранительных органов, стали активно продвигать в массы государственные приоритеты.[5] Кандидат философских наук Виталий Куренной, однако, полагает, что порядок в царящем развлекательном хаосе способно навести не государство, а «консолидированный интерес экономической и политической элиты».[58]

В 2007 году оборот сериальной индустрии составил в России $400—600 млн.[12] К 2008/2009 году доля российских сериалов в эфире достигла 70—80 %.[11] По версии совладельца и генпродюсера «Леан-М» Тимура Вайнштейна, с 2004/2005 по 2007/2008 годы российский рынок сериалов рос на 20—25 % ежегодно. Первый замгендиректора телеканала «Россия» Александр Любимов, напротив, в любых цифрах сомневался. По его мнению, объёмов сериального рынка не знает никто:[12]

Не хочу оскорблять экспертов, но, скорее всего, это люди, которые больше заинтересованы в том, чтобы их процитировали на страницах вашего издания, чем в том, чтобы прояснить реальное положение дел. Его [объёма российского рынка телесериалов] не знает никто, никто не фиксирует, никаких нет на сериальном рынке ассоциаций, которые подводят объективные итоги за год.

— Александр Любимов, первый замгендиректора ТК «Россия». «Коммерсантъ», 3 октября 2008 года.

В 2008 году ёмкость сериального рынка оценивалась игроками в 3 тыс. часов, и в стремлении полностью покрыть потребности телеканалов продюсерские компании пошли на максимальное («до неприличия», по выражению продюсера Сергея Сельянова) снижение требований к сценариям, режиссуре и актёрскому мастерству.[9] В результате к сезону 2008/2009 года рынок оказался перегрет, игроки стали ожидать замедления роста, а «Видео Интернешнл» спрогнозировало в 2008 году падение темпов роста от 26 % в 2007 году до 8 % в 2012 году.[12]

Процесс

Процесс работы над сериалом идёт по одному из трёх основных бизнес-сценариев. Во-первых, сериал может создаваться по заказу телекомпании. Так работают, например, «Студия 2В» и «Киноконстанта». Во-вторых, для создания сериала продюсерская компания может нанимать производителей-подрядчиков. Так работают «Централ Партнершип» и «Профит». В-третьих, продюсерская компания может самостоятельно создать сериал, причём такие сериалы, как показывает практика, становятся наиболее рейтинговыми. По этому производственному сценарию работают «Леан-М», «Амедиа» и «Феникс-фильм».[12]

«Леан-М», например, начинает работу подготовкой индивидуального по цене, содержанию и качеству исполнения предложения для каждого телеканала, обсуждает его с телеканалом, а затем совместно с ним воплощает проект. Первый заместитель гендиректора телеканала «Россия» Александр Любимов указывает, что технология производства телесериала подразумевает совместную работу телеканала и компании-производителя: производитель создаёт продукт, а каналы поставляют данные об аудитории.[12] Основными действующими лицами в процессе создании современного российского сериала являются продюсер, сценарист, режиссёр, актёры и зритель.

Продюсер. По мнению продюсера Сергея Сельянова, процесс сериального производства стал в России продюсерским — не режиссёр несёт идею продюсеру, а продюсер под собственную идею ищет режиссёра.[9] При этом популярность сюжетов, по словам главы «Амедиа» Александра Акопова, хотя и подвержена моде, но «сюжеты актуальны всегда и все».[14] На практике дело оказывается не в количестве сюжетов, а в их содержании, качестве. Так, в работе телеканала «Россия» постоянно находятся 2—3 тысячи идей, из них оригинальными, по словам Александра Любимова, оказываются около 20.[12] Телеканал СТС ежегодно рассматривает около 300—500 сценариев сериалов всех жанров. Для сравнения, в Голливуд ежегодно поступает около 10 тыс. новых сериальных сценариев, причём до стадии прочитывания доходит лишь около тысячи.[50]

Сценарист. Активно работающие сценаристы, спрос на услуги которых во второй половине 2000-х годов стал со стороны телеканалов повысился, способны ежемесячно зарабатывать $2—7 тыс.[59] При этом процессы глобализации привели к тому, что сценарии для российского телевидения вполне могут писать и зарубежные авторы, чем уже пользуются российские продюсеры.[14]

Основной проблемой для сценаристов стали требуемые продюсерами сжатые сроки подготовки сценариев, что породило упрощенчество — продюсеры желают и получают более простые, более «серые», по выражению сценариста Михаила Угарова, тексты.[8] Для сравнения, в США, как рассказывает исполнительный продюсер СТС Константин Наумочкин, пилотные сценарии пишутся 2—3 месяца за круглым столом несколькими авторами, с обсуждением всех деталей. В России один автор пишет сценарии для 2—3 телепроектов, в дополнение подрабатывая редакторством, ведением блогов и написанием статей для СМИ.[50]

Другая проблема для сценариста — фактическое завершение своей работы над фильмом после сдачи готового сценария, в то время как, например, в США драматург контролирует идею вплоть до завершения съёмочного процесса, что и рождает детальную скрупулёзность, а как следствие — и достаточно высокое качество телесериала.[8]

Режиссёр. Современные режиссёры телесериалов профессиональны с точки зрения технологии создания фильма, но, по мнению продюсера Сергея Сельянова, им не хватает жизненного опыта.[9] Сериал, говорит Елена Гремина, больше похож на театр. Если в кино можно снимать эпизоды в любой последовательности, то в сериале так не происходит.[8] А в соответствии с американской моделью съёмки телесериал вообще может сниматься параллельно с эфиром.[9] Так, например, снималась «Бедная Настя».[6] Начиная со студенчества во ВГИКе, молодых режиссёров начинают привлекать к съёмкам сериалов, и соглашающиеся на это молодые люди становятся успешными профессионалами-технологами, однако уже не способны стать режиссёрами игрового художественного кино.[9]

Актёры. В отличие от кино, в телефильмах зритель ищет прежде всего привычные лица, конкретных знакомых актёров, поэтому в сериалы приглашают тех, кто уже стал известным и полюбившимся лицедеем. Однако в силу того, что в России нет разделения (и, соответственно, обучения) профессий кино- и телеактёра, многие исполнители ощущают неудовлетворённость от игры в телесериалах.[9] Чтобы предотвратить вызываемую потоковой съёмкой профессиональную выхолощенность и, в конечном итоге, творческую гибель, многие киноактёры либо сразу отказываются сниматься в телесериалах, либо находят в себе силы вовремя остановиться, как это сделал, например, исполнитель главной роли в телесериале «Глухарь» Максим Аверин:[60]

Можно было играть лет десять в сериалах, но мне уже это неинтересно.

— Максим Аверин, актёр. «Комсомольская правда — Ростов-на-Дону», 9 февраля 2011 года

Зритель. Аудитория каждого сериала конкретна, её можно описать и измерить. Как правило, каждый сериал ориентирован на социальную группу зрителей определённого пола, возраста, рода занятий, стиля жизни. Зритель должен легко — частично или более-менее полно — отождествлять себя с героями сериала, в свою очередь являющими собой типичного стереотипного зрителя, участника целевой аудитории.[4] Аудиторию, зрителя придумывают себе продюсер вместе с телеканалом. По опыту Александра Акопова, создание имиджа зрительской аудитории представляет собой творческий процесс, результат которого выражается одним словом — «попал» или «не попал». Например, «попал» СТС — сериалы «Светофор», «Папины дочки» и «Закрытая школа» стали не только высокорейтинговыми, но и вновь сформировали аудиторию канала.[14] В 2011 году СТС, по словам гендиректора телеканала Вячеслава Муругова, решил изменить профиль аудитории, но уже не спонтанно, а целенаправленно, вместо зрителей 6—54-летнего возраста сосредоточившись на более компактных возрастных границах 14—44 лет.[61]

 


 

В 2000-е годы телесериалы стали участвовать в номинациях российских телевизионных премий и кинофестивалей. ТЭФИ—2005, например, получили «Моя прекрасная няня» (Анастасия Заворотнюк за лучшее исполнение женской роли в телефильме), «Брежнев» (Сергей Шакуров за лучшее исполнение мужской роли в телефильме и продюсерская компания «Слово» за лучший телефильм), «Штрафбат» (как лучший телевизионный художественный сериал).[62] Сериал «Маргоша» на Сочинском кинофестивале в 2010 году получил премию «За лучшую женскую роль», а в 2011 году — «За лучшую режиссёрскую работу» и «Самый успешный сериал на российском телевидении».[63] И т. д.

Проблемы

Среди российских сериальных проблем специалисты в первую очередь называют засилье их упрощённости,[8] создатели сериалов говорят о приоритете рентабельности в условиях, в том числе, обособленности национального российского кинорынка,[9] социологи и эстеты указывают на позитивный эффект от применения театральных приёмов и принципов,[4] профессионалы и прочие неравнодушные зрители критикуют поверхностность.[64]

Упрощённость

Сценарист Михаил Угаров обращает внимание на то, что сегодня высокой скоростью и, соответственно, низким качеством характеризуется работа всех основных звеньев производственного процесса — в большинстве своём сценарист быстрее и проще пишет, режиссёр так же снимает, актёр так же играет. И режиссёр, и актёры уже знают, как всё должно быть, они знают «формат», «они сами держат эту работу не за творчество». В идеале, считает Угаров, такого не должно быть, сериальные актёры должны играть лучше, чем в кино.[8]

Отвечая на вопрос, почему российские сериалы плохого качества, снявший сериал «Ликвидация» режиссёр Сергей Урсуляк выделил несколько причин:[10]

  1. Слишком много режиссёров, качество их работы очень низкое.
  2. Режиссёр не смотрит свой продукт сам и не рекомендует делать это близким. Он снимает для некоего виртуального провинциального зрителя, который, по мнению режиссёра, будет рад сериалу только за то, что он (сериал) есть.
  3. «Отсутствие стыда» — у режиссёров нет цели роста, но есть завышенная самооценка.
  4. Нет профессиональных, творческих критериев качества телесериала.
  5. Зритель всё равно смотрит — и пока он будет смотреть, ему будут показывать.

Поверхностность

Если упрощённость можно толковать как отсутствие содержательной глубины, то поверхностность — это наличие неточностей, искажённая гиперболизация и шаблонизация действительности. За подобные недостатки порции критики получили, в частности, два известных российских сериала 2000-х годов — «Ликвидация» (эфир на телеканале «Россия») и, в значительно бо́льшей степени, «Школа» (эфир на «Первом канале»).

Авансовые похвалы в целом полюбившемуся российским зрителям сериалу «Ликвидация» (2007)[65][66] по прошествии премьеры на телеканале «Россия» обернулись критикой массы исторических несоответствий.[64] Сериал «Школа», названный его продюсером Игорем Толстуновым «удачным», был также воспринят неоднозначно в российском обществе.[67] СМИ и различные общественные организации уделили разбору сериала много внимания, несмотря на то, что, по данным «Левада-центра», его смотрели лишь 10 % россиян, из которых 65 % назвали его правдивым.[68] Сериал «Школа» был даже выдвинут на соискание премии ТЭФИ 2010 года по четырём номинациям,[69] в одной из которых — «Лучший продюсер телефильма/сериала» — победил.[70]

Опыт театра

По мнению сценариста и руководителя «Театра.doc» Елены Греминой, сериал больше, чем кино, похож на театр. В сериале важны актёр и текст, в сериале важны репризы.[8] Социолог Вера Зверева пишет, что массовый успех сериалов «Бригада» (2002, «Аватар-фильм»)[71] и «Идиот» (2003, кинокомпания «Телефильм»)[72] в значительной степени объясняется использованием режиссёрами театральных приёмов, правильной расстановке интонаций и отточенности актёрской игры:

Таким образом, проблемой большинства сериалов Вера Зверева называет стремление производителей к буквальности, желание избежать условных форм:[4]

Одна их характерных черт постсоветского кино — стремление выстраивать реальность методами её буквального воспроизведения, — остаётся самым слабым местом современных сериалов.

— Вера Зверева, социолог. «Критическая масса», № 3, 2003 года

Рентабельность

Сами производители сериалов предпочитают говорить не о качестве своей продукции, а об её рыночной успешности, экономическим показателем которой является рекламный доход, а также интерес рекламодателей к размещению рекламы внутри (продакт-плейсмент) или в паузах сериального действа.[4] Ради достижения максимальной выручки создатели как можно дольше продляют число эпизодов. Продюсер Сергей Сельянов разъясняет: телеканал платит производителю не за сериал, а за каждую его серию, поэтому чем больше серий продаст производитель, тем лучшую рентабельность он себе обеспечит. Отсюда и искусственное растягивание телепродукта.[9]

Обособленность

Российский рынок сериалов не интегрирован в общемировой, поэтому Россия пока почти не имеет возможности зарабатывать дополнительные деньги от продажи своего телепродукта за рубежом. Рынок российских сериалов — это в основном Россия, поскольку страны СНГ как правило оказываются малоплатёжеспособными. Кроме того, убеждён Виталий Муругов («СТС»), для успешной конкуренции на западных рынках россиянам нужно собрать качественную библиотеку.[26] Всё это с точки зрения потенциального зарубежного покупателя увеличивает риски при приобретении российского телепродукта. Но есть и фильмы-исключения, например, сериал «Бедная Настя» с успехом прошёл в нескольких странах мира.[6] Однако, по словам Сергея Сельянова, «правило — то, что российское кино не является частью мирового кинопроцесса».[9]

Российская реальность сложна не только тем, что американские и европейские нормы и ценности не переносятся на неё «как есть», но и тем, что у российского зрителя отсутствует устоявшееся стереотипное восприятие современных российских культурных реалий. Поэтому производители российских сериалов каждый раз стараются угадать, каким российский зритель готов и хотел бы видеть окружающий его мир. Как правило, в итоге продюсеры следуют здравому смыслу.[4]

Разница в восприятии сериалов российскими и зарубежными зрителями хорошо понятна на примере ситкомов — комедийных сериалов, использующих закадровый смех. Российского зрителя закадровый смех раздражает, поэтому устойчивого отношения к ситкому пока не выработано. Но закадровый смех, как объяснил порталу Cinemotion_lab Константин Наумочкин, — это не подложка, а зрители в студии. Правда, американцы уже во многом отказались от использования закадрового смеха — в 70 % случаев они стали снимать сериалы вне павильонов, и закадрового смеха в них нет. Этого же ждёт и российский зритель.[50]

 


 

Перспективы

Спрос

По мнению игроков, спрос на телесериалы в ближайшие годы не понизится. Тимур Вайнштейн («Леан-М») уверен, что заказ телеканалов на сериалы останется на прежнем уровне или будет расти. Александр Любимов (телеканал «Россия») прогнозирует, что с переходом на цифровое вещание сериалы дифференцируются по качеству, а до того времени объём сериального вещания останется на прежнем уровне.[12]

Тем не менее, телеканалы в погоне за зрительскими симпатиями придумывают новые развлекательные форматы и усиленно продвигают их. Всё это увеличивает рекламные расходы в структуре затрат телеканалов, вынужденных тем самым усиленно лоббировать снижение цен на показы сериалов.[73]

Цифровое ТВ

С ожидаемым в 2010-е годы переходом российского телевидения на цифровое вещание, рассказывает Александр Любимов, оплата зрителями телесериальной продукции может стать дифференцированной, в зависимости от размера абонентской платы за пользование каналом. Сериалы массового спроса останутся на телеканалах общественного телевидения, а более дорогие каналы станут стимулировать создание более качественной телепродукции.

Появится на российских экранах и вертикальное программирование: «оно будет», говорит глава «Амедиа» Александр Акопов. К этому, в частности, стремится «Первый канал». Акопов считает, что отсутствие вертикального показа — это ошибка российского телевидения, которую нужно исправить хотя бы на федеральных каналах. Однако при этом, по его мнению, не следует повторять и ошибку американских телевизионщиков, совсем отказавшихся от горизонтального показа: «Эти два типа программирования равновозможные». Остаётся лишь показать и доказать это российской зрительской аудитории.[14]

Библиотеки прав

Сериальная библиотека (архив сериалов) — один из важнейших факторов рыночной конкуренции.[26] Тенденция такова, что себестоимость кинопроизводства и расходы на рекламу растут.[9] Растут также расходы телеканалов на покупку и адаптацию западных сериалов в условиях снижения объёмов российского производства сериалов и борьбы игроков за формирование библиотек.

Задача создания библиотек стала стратегической целью продюсерских компаний, рассчитывающих в дальнейшем на доходы от продажи прав на показы ранее отснятых телесериалов.[32] Телеканалы же сопротивляются и сами создают аналогичные библиотеки. В этих условиях специалисты считают, что телеканалы должны каким-то образом вернуть производителям стимулы к производству, иначе в конце концов российского зрителя вынудят смотреть новые порции недорогих латиноамериканских «мыльных опер».[11]

Последнее обновление этой статьи 18 марта 2013 года.

Мнения

Поддержка

Если сериал смотрит больше людей, чем какую-нибудь утончённую драму из числа серьёзных жанров, то что же лучше — драма с рейтингом 6 % или приземлённая постановка с рейтингом 25 %? Два миллиарда людей в 100 странах смотрят телесериалы по несколько часов в день. Это единственный способ, каким можно их оценивать.

Надав Палти, исполнительный директор компании по производству телесериалов Dori Media (Израиль). The Daily Telegraph, 10 октября 2006 года.

К вопросу о том, вредит сериал драматургу, актёру или нет. Можно вспомнить пословицу Боккаччо о том, что «уста от поцелуя не умаляются, а как месяц обновляются». Чем больше человек работает с сюжетом, тем он лучше потом пишет своё. Я вот сейчас свои вещи пишу гораздо лучше, чем до того, как я начала работать на сериале. Но то же самое говорит Ворожбит, которая год работала автором в Киеве, сейчас в потрясающе хорошей форме находится. Какие-то авторские вещи пишет, я сейчас читаю её новую повесть. Сериал — это очень хорошая школа, и я бы не советовала её недооценивать. Тут важно не халтурить, даже если от тебя этого требуют.

Елена Гремина, драматург, сценарист, руководитель «Театра.doc». «Станиславский», № 26, ноябрь 2008 года.

Мы всегда ищем новые ситкомы. Хороший ситком экономически выгоден: его можно повторить несколько раз, и он принесёт прибыль. Скетчкомы — тоже интересный жанр, но их уже много на СТС, поэтому вероятность появления нового скетчкома практически равна нулю. Интересуют проекты в жанре инфотеймент, всегда готовы рассмотреть и заявку на многосерийное драмеди. В принципе, всё понятно из сетки канала — все жанры, с которыми канал работает в этом году, там представлены.

Константин Наумочкин, исполнительный продюсер телеканала СТС. Cinemotion_lab, 29 апреля 2010 года.

Я считаю, что горизонтально нужно смотреть сериалы и ситкомы, а вертикально — проекты, по качеству сопоставимые с кино.

Вячеслав Муругов, гендиректор телеканала СТС. «РБК Daily», 22 апреля 2011 года.

Сериалы не надо недооценивать. Сериал — это практическая школа жизни. Зритель, глядя на экран, адаптируется к огромному количеству новых социальных понятий, которые очень быстро и резко входят в повседневную жизнь. Других источников для этого у нас нет.

Елена Зелинская, вице-президент «Медиа-союза». «Росбалт», 27 мая 2011 года.

Критика

Что такое телесериал. По сути это телеспектакль — пограничная между кино и театром зона. А что в нём делают актёры? Они играют почти непрерывно — судя по результату, дублей делается немного. При этом они не имеют реакции зала — её корректирующего воздействия. При смешении двух полюсных противоположностей, какими являются театр и кино, получается жанр, успех которого зависит от представления актёром самого себя (как в кино) или другого (как в театре), перед долгим (как в театре) взглядом — камера движется мало, но движется (как в кино).

Когда актёр имеет дело с ролью Макбета в театре, он играет всё-таки Макбета — личность в её собственном «там-и-тогда». Когда актёр играет в кино по его законам — он примешивает к роли собственную органику, так как вынужден делать это, — и может спастись от содержания жанровыми же амортизаторами: прерывностью игры, дающей возможность отвлечься. Когда же он стоит перед камерой без всякой защиты — он вынужден делать зверское или идиотское лицо (ёрничать), потому что ему страшно, — и тогда нам с вами не страшно, актёр амортизирует воздействие своей реакцией на содержание. Но когда он стоит перед камерой и не защищается — он нагоняет на нас ужас.

Андрей Коряковцев, обозреватель. «Знамя», № 6, 2001 год.

 


 

Телевизионный, как нынче принято говорить, трэш делится на женский и мужской. Первый преимущественно забугорного производства, второй — здешний. Робкие попытки снять что-нибудь отечественно-душещипательное оказались неубедительны, у наших лучше получается отечественно-зубодробительное, в жанре экшн, но это малоподходящий для сериала жанр. В нём надо стрелять в лоб максимум во второй серии. Сериал же по природе своей имеет единственную тему — любовные коллизии, приключения и разочарования. Ибо сведение в могилу противника — жест одноразовый, любовь же бессмертна.

Николай Климонтович, обозреватель. «Независимая газета», 8 июля 2003 года.

В условиях, когда ответы на вопрос «Кто мы такие?» редко обсуждаются в СМИ, достаточно сложно выстраивать горизонтальные связи между отдельными группами и сообществами. Одновременно такое незнание о себе создаёт почву для страхов перед неизвестным Другим. Телевизионные программы, в которых могла бы ставиться подобная задача, — сериалы, ток-шоу и информационные передачи — на практике чаще всего создаются в расчёте на желание зрителей видеть привычное.

Вера Зверева, социолог. «НЛО», № 78, 2006 год.

Российское кино становится всё более и более продюсерским. Не могу сказать, что меня это радует, наоборот — некая пассивность со стороны режиссёров огорчает. Они сидят и ждут, что придёт продюсер и скажет: вот тебе сценарий, иди снимай. Это, к сожалению, объективный процесс. Нет идей, нет сценариев, режиссёров не хватает катастрофически.

Это связано, как я понял, с возрастом. Всё-таки профессия режиссёра предполагает некую зрелость. Сейчас, как я говорил, совсем молоденькому парнишке кино снять легче лёгкого. При этом они не понимают, что такое родина, земля, добро и зло, даже не понимают, что такое деньги. Понимают, что такое гонорар, но как вести себя с деньгами, не представляют.

Не знают, что такое власть денег, сила денег, тёмные силы человеческого существования, известные не по триллерам и хоррорам, а из себя. Им, к сожалению, нечего из себя преподнести. А даже для самых простых жанровых историй необходимо знать, что такое добро и зло и как с ним обращаться.

Сергей Сельянов, продюсер, основатель компании СТВ. «Независимая газета», 16 апреля 2008 года.

Мне очень неловко и обидно, что сейчас все вспоминают именно этот сериал [«Маргоша»]. Рядом с «Маргошей» у меня было несколько интересных, ярких и характерных ролей: «Две стороны одной Анны», «Савва Морозов», где я играю его 90-летнюю тётку, и многие другие. С «Маргошей» ситуация несколько другая — это заработок. Я не стыжусь и не скрываю этого, мне нужно помогать своим близким. […]

Я нафантазировала себе о том, что моя героиня занимается фитнесом, йогой и интересуется всем, чем можно. Не бабушка, которая занимается только внуками. Всё, что хотите, сказали мне. Начались съёмки, по 12—14 часов в день. Я не успела сыграть не только то, что запланировала, но и многое другое. Иногда не было времени даже переодеться. Это издержки таких сериалов.

Людмила Чурсина, народная артистка СССР. «Комсомольская правда — Казань», 30 апреля 2010 года.

Источники

  1. 1.0 1.1 1.2 Павленко-Бахтина, Л. Как сериалы повлияли на нашу жизнь. «Комсомольская правда — Санкт-Петербург» (24 мая 2007 года).
  2. «Вызываем огонь на себя». Информация о фильме. «Кино-театр».
  3. 3.0 3.1 Светенко, А. 40 лет назад СССР «подсадили» на сериалы. «Вести ФМ» (8 июля 2011 года).
  4. 4.00 4.01 4.02 4.03 4.04 4.05 4.06 4.07 4.08 4.09 4.10 Зверева, В. Телевизионные сериалы: Made in Russia. «Критическая масса» № 3 (2003 год).
  5. 5.0 5.1 Зверева, В. Закон и кулак: «„родные” милицейские телесериалы». «НЛО» № 78 (2006 год).
  6. 6.0 6.1 6.2 6.3 Ларина, Ю. Победная Настя. «Огонёк» № 43 (2008 год).
  7. 7.0 7.1 О компании «Леан-М». Официальный сайт компании «Леан-М».
  8. 8.0 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 Гремина, Е.; Угаров, М. Где был роман, сегодня — сериал. «Станиславский» № 26 (ноябрь 2008 года).
  9. 9.00 9.01 9.02 9.03 9.04 9.05 9.06 9.07 9.08 9.09 9.10 Барабаш, Е. Особенности спинного мозга Сергея Сельянова. «Независимая газета» (16 апреля 2008 года).
  10. 10.0 10.1 Когда в России станут снимать хорошие сериалы?. «Лента.ру» (23 ноября 2010 года).
  11. 11.0 11.1 11.2 11.3 11.4 11.5 11.6 Панкратова, Н. По ком богатые плачут. «Коммерсантъ» № 4 (5113) (1 февраля 2010 года).
  12. 12.00 12.01 12.02 12.03 12.04 12.05 12.06 12.07 12.08 12.09 12.10 12.11 12.12 12.13 12.14 12.15 12.16 12.17 12.18 12.19 12.20 12.21 12.22 12.23 12.24 12.25 12.26 12.27 Гончарова, О.; Соболев, С.; Бордюг, Т. Закадровый кризис. «Коммерсантъ Украина» № 179 (3 октября 2008 года).
  13. 13.0 13.1 13.2 Борисова, Ю. Вертикаль телевидения. «Огонёк» № 10 (5088) (20 июля 2009 года).
  14. 14.0 14.1 14.2 14.3 14.4 14.5 14.6 14.7 Качкаева, А. Новые телегерои, умные сериалы и любители сериального зрелища. Радио «Свобода» (26 апреля 2011 года).
  15. Коряковцев, А. Директория смерти. «Знамя» № 6 (2001 год).
  16. Почепцов, Г. Информационные войны. «АДЕФ-Украина» (1998 год). — ISBN 966-95153-6-Х.
  17. Рашкофф, Д. Психическое телевидение. Глава из книги. Ультра. Культура (2003 год).
  18. Рашкофф, Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. Ozon.ru (2003 год). — ISBN 5-98042-012-6.
  19. Самый старый сериал в мире закроют из-за низкого рейтинга. «Лента.ру» (2 апреля 2009 года).
  20. Мыльные оперы для двух миллиардов телезрителей. The Daily Telegraph (10 октября 2006 года).
  21. Секиринский, С. Самопознание путём просмотра телесериала. «Независимая газета» (23 августа 2002 года).
  22. «Рабыня Изаура». Информация о фильме. «Кино-театр».
  23. Топ-10 производителей коротких сериалов. «Коммерсантъ» № 95 (3912) (4 июня 2008 года).
  24. О компании «Амедиа». Официальный сайт компании «Амедиа».
  25. Телевизионные сериалы компании «Амедиа». Официальный сайт компании «Амедиа».
  26. 26.0 26.1 26.2 26.3 26.4 26.5 26.6 26.7 26.8 Куликова, Ю. Сериальный сектор экономики. «Коммерсантъ» № 97 (3673) (6 июня 2007 года).
  27. Создатель «Бедной Насти» запустил круглосуточный канал. «Лента.ру» (1 июля 2011 года).
  28. О компании Intra Communications, Inc. (ICI). Официальный сайт компании Intra Communications, Inc. (ICI).
  29. Гендиректор СТС продал Sony Pictures Television акции производителя сериалов. «Лента.ру» (13 апреля 2009 года).
  30. О компании «НТВ-кино». Официальный сайт компании «НТВ-кино».
  31. Проекты компании «НТВ-кино». Официальный сайт компании «НТВ-кино».
  32. 32.0 32.1 32.2 О компании ЗАО «Всемирные Русские Студии». Официальный сайт компании ЗАО «Всемирные Русские Студии».
  33. Телевизионные сериалы компании ЗАО «Всемирные Русские Студии». Официальный сайт компании ЗАО «Всемирные Русские Студии».
  34. 34.0 34.1 Соболев, С. «В социальном заказе нет ничего предосудительного». «Первый канал» (15 марта 2011 года).
  35. Рекун–синема. Официальный сайт компании «Рекун».
  36. Фильмография компании «Рекун». Официальный сайт компании «Рекун».
  37. Тютюненко, Н.; Миронова, И. Звёздный мальчик. РБК (февраль 2011 года).
  38. О группе компаний Star Media. Официальный сайт группы компаний Star Media.
  39. О «Студии 2В». Официальный сайт компании «Студия 2В».
  40. Арт-Базар. Официальный сайт «Студии Арт-Базар».
  41. Проекты «Студии Арт-Базар». Официальный сайт «Студии Арт-Базар».
  42. О компании «ТелеРоман». Официальный сайт компании «ТелеРоман».
  43. О компании «Феникс-фильм». Официальный сайт компании «Феникс-Фильм».
  44. Сериалы компании «Феникс-Фильм». Официальный сайт компании «Феникс-Фильм».
  45. О компании «Форвард-фильм». Официальный сайт компании «Форвард-фильм».
  46. Каталог телепродукции компании «Форвард-фильм». Официальный сайт компании «Форвард-фильм».
  47. 47.0 47.1 История компании «Централ Партнершип». Официальный сайт компании «Централ Партнершип».
  48. Одна из крупнейших кинокомпаний России сменила президента. «Лента.ру» (12 апреля 2011 года).
  49. Телевизионный каталог прав «Централ Партнершип» на Россию. Официальный сайт компании «Централ Партнершип».
  50. 50.0 50.1 50.2 50.3 50.4 Наумочкин, К. «У нас нет устойчивого отношения к ситкому». Cinemotion_lab (29 апреля 2010 года).
  51. «Бедная Настя». Информация о фильме. «Кино-театр».
  52. «Убойная сила — 1». Информация о фильме. «Кино-театр».
  53. «Улицы разбитых фонарей — 1». Информация о фильме. «Кино-театр».
  54. «Улицы разбитых фонарей — 2». Информация о фильме. «Кино-театр».
  55. «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского». Информация о фильме. «Кино-театр».
  56. «Моя прекрасная няня». Информация о фильме. «Кино-театр».
  57. «Не родись красивой». Информация о фильме. «Кино-театр».
  58. Куренной, В. Медиа: средства в поисках целей. «Отечественные записки» № 4 (2003 год).
  59. Великанов, А. Хлеб и зрелище. «Большой город» № 26 (197) (19 декабря 2007 года).
  60. Иванова, Е. Максим Аверин: «Сериал „Глухарь” перестали снимать по моей инициативе! В роли милиционера я себя исчерпал!». «Комсомольская правда — Ростов-на-Дону» (9 февраля 2011 года).
  61. «У нас накопилось огромное число форматов. Одних только „Папиных дочек” — 300 оригинальных серий». «РБК Daily» (22 апреля 2011 года).
  62. Ирена Лесневская получила ТЭФИ. «Грани.ру» (18 ноября 2005 года).
  63. Маргоша. «Северный Кавказ» (3 августа 2011 года).
  64. 64.0 64.1 Барабаш, Е. Подводная лодка в степях Украины. «Независимая газета» (21 декабря 2007 года).
  65. «Ликвидация». Информация о фильме. «Кино-театр».
  66. «Ликвидация» на канале «Россия». «Независимая газета» (28 декабря 2007 года).
  67. Игорь Толстунов, продюсер: Должно ли искусство показывать всю правду жизни?. «Лента.ру» (11 февраля 2011 года). — Пресс-конференция.
  68. «Левада-Центр»: сериал «Школа» безразличен 70 % опрошенных россиян. «Полит.ру» (11 февраля 2010 года).
  69. Альперина, С. «ТЭФИ» оценит «Школу». «Российская газета» № 5274 (195) (1 сентября 2010 года).
  70. Национальный телевизионный конкурс «ТЭФИ-2010» (doc). «ТЭФИ», официальный сайт.
  71. «Бригада». Информация о фильме. «Кино-театр».
  72. «Идиот». Информация о фильме. «Кино-театр».
  73. Севрюкова, Е. Телеканалы тратят всё больше бюджетов на рекламу проектов. «РБК Daily» (30 июня 2011 года).

Источник: www.memoid.ru

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com