Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

В 2000-е годы телесериалы стали участвовать в номинациях российских телевизионных премий и кинофестивалей. ТЭФИ—2005, например, получили «Моя прекрасная няня» (Анастасия Заворотнюк за лучшее исполнение женской роли в телефильме), «Брежнев» (Сергей Шакуров за лучшее исполнение мужской роли в телефильме и продюсерская компания «Слово» за лучший телефильм), «Штрафбат» (как лучший телевизионный художественный сериал).[62] Сериал «Маргоша» на Сочинском кинофестивале в 2010 году получил премию «За лучшую женскую роль», а в 2011 году — «За лучшую режиссёрскую работу» и «Самый успешный сериал на российском телевидении».[63] И т. д.

Проблемы

Среди российских сериальных проблем специалисты в первую очередь называют засилье их упрощённости,[8] создатели сериалов говорят о приоритете рентабельности в условиях, в том числе, обособленности национального российского кинорынка,[9] социологи и эстеты указывают на позитивный эффект от применения театральных приёмов и принципов,[4] профессионалы и прочие неравнодушные зрители критикуют поверхностность.[64]

Упрощённость

Сценарист Михаил Угаров обращает внимание на то, что сегодня высокой скоростью и, соответственно, низким качеством характеризуется работа всех основных звеньев производственного процесса — в большинстве своём сценарист быстрее и проще пишет, режиссёр так же снимает, актёр так же играет. И режиссёр, и актёры уже знают, как всё должно быть, они знают «формат», «они сами держат эту работу не за творчество». В идеале, считает Угаров, такого не должно быть, сериальные актёры должны играть лучше, чем в кино.[8]

Отвечая на вопрос, почему российские сериалы плохого качества, снявший сериал «Ликвидация» режиссёр Сергей Урсуляк выделил несколько причин:[10]

  1. Слишком много режиссёров, качество их работы очень низкое.
  2. Режиссёр не смотрит свой продукт сам и не рекомендует делать это близким. Он снимает для некоего виртуального провинциального зрителя, который, по мнению режиссёра, будет рад сериалу только за то, что он (сериал) есть.
  3. «Отсутствие стыда» — у режиссёров нет цели роста, но есть завышенная самооценка.
  4. Нет профессиональных, творческих критериев качества телесериала.
  5. Зритель всё равно смотрит — и пока он будет смотреть, ему будут показывать.

Поверхностность

Если упрощённость можно толковать как отсутствие содержательной глубины, то поверхностность — это наличие неточностей, искажённая гиперболизация и шаблонизация действительности. За подобные недостатки порции критики получили, в частности, два известных российских сериала 2000-х годов — «Ликвидация» (эфир на телеканале «Россия») и, в значительно бо́льшей степени, «Школа» (эфир на «Первом канале»).

Авансовые похвалы в целом полюбившемуся российским зрителям сериалу «Ликвидация» (2007)[65][66] по прошествии премьеры на телеканале «Россия» обернулись критикой массы исторических несоответствий.[64] Сериал «Школа», названный его продюсером Игорем Толстуновым «удачным», был также воспринят неоднозначно в российском обществе.[67] СМИ и различные общественные организации уделили разбору сериала много внимания, несмотря на то, что, по данным «Левада-центра», его смотрели лишь 10 % россиян, из которых 65 % назвали его правдивым.[68] Сериал «Школа» был даже выдвинут на соискание премии ТЭФИ 2010 года по четырём номинациям,[69] в одной из которых — «Лучший продюсер телефильма/сериала» — победил.[70]

Опыт театра

По мнению сценариста и руководителя «Театра.doc» Елены Греминой, сериал больше, чем кино, похож на театр. В сериале важны актёр и текст, в сериале важны репризы.[8] Социолог Вера Зверева пишет, что массовый успех сериалов «Бригада» (2002, «Аватар-фильм»)[71] и «Идиот» (2003, кинокомпания «Телефильм»)[72] в значительной степени объясняется использованием режиссёрами театральных приёмов, правильной расстановке интонаций и отточенности актёрской игры:

  • относительно длительная продолжительность каждой сцены;
  • минимальное число участников каждой сцены;
  • большое внимание актёрской игре в эпизоде;
  • минимальное внимание визуальным эффектам.

Таким образом, проблемой большинства сериалов Вера Зверева называет стремление производителей к буквальности, желание избежать условных форм:[4]

Одна их характерных черт постсоветского кино — стремление выстраивать реальность методами её буквального воспроизведения, — остаётся самым слабым местом современных сериалов.

— Вера Зверева, социолог. «Критическая масса», № 3, 2003 года

Рентабельность

Сами производители сериалов предпочитают говорить не о качестве своей продукции, а об её рыночной успешности, экономическим показателем которой является рекламный доход, а также интерес рекламодателей к размещению рекламы внутри (продакт-плейсмент) или в паузах сериального действа.[4] Ради достижения максимальной выручки создатели как можно дольше продляют число эпизодов. Продюсер Сергей Сельянов разъясняет: телеканал платит производителю не за сериал, а за каждую его серию, поэтому чем больше серий продаст производитель, тем лучшую рентабельность он себе обеспечит. Отсюда и искусственное растягивание телепродукта.[9]

Обособленность

Российский рынок сериалов не интегрирован в общемировой, поэтому Россия пока почти не имеет возможности зарабатывать дополнительные деньги от продажи своего телепродукта за рубежом. Рынок российских сериалов — это в основном Россия, поскольку страны СНГ как правило оказываются малоплатёжеспособными. Кроме того, убеждён Виталий Муругов («СТС»), для успешной конкуренции на западных рынках россиянам нужно собрать качественную библиотеку.[26] Всё это с точки зрения потенциального зарубежного покупателя увеличивает риски при приобретении российского телепродукта. Но есть и фильмы-исключения, например, сериал «Бедная Настя» с успехом прошёл в нескольких странах мира.[6] Однако, по словам Сергея Сельянова, «правило — то, что российское кино не является частью мирового кинопроцесса».[9]

Российская реальность сложна не только тем, что американские и европейские нормы и ценности не переносятся на неё «как есть», но и тем, что у российского зрителя отсутствует устоявшееся стереотипное восприятие современных российских культурных реалий. Поэтому производители российских сериалов каждый раз стараются угадать, каким российский зритель готов и хотел бы видеть окружающий его мир. Как правило, в итоге продюсеры следуют здравому смыслу.[4]

Разница в восприятии сериалов российскими и зарубежными зрителями хорошо понятна на примере ситкомов — комедийных сериалов, использующих закадровый смех. Российского зрителя закадровый смех раздражает, поэтому устойчивого отношения к ситкому пока не выработано. Но закадровый смех, как объяснил порталу Cinemotion_lab Константин Наумочкин, — это не подложка, а зрители в студии. Правда, американцы уже во многом отказались от использования закадрового смеха — в 70 % случаев они стали снимать сериалы вне павильонов, и закадрового смеха в них нет. Этого же ждёт и российский зритель.[50]

 

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS