Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма



Особенности российского производства телесериалов

Особенности российского производства телесериалов — совокупность характерных черт процессов создания и распространения многосерийных телевизионных фильмов в постсоветской России.

Сериалы — телевизионные фильмы с продолжением — появились в мире в начале телевизионной эпохи, став развитием идеи радиосериалов.[1] В Советском Союзе первым отечественным телесериалом стала 4-серийная военная приключенческая драма «Вызываем огонь на себя» (1964),[2] первым зарубежным сериалом — показанная Центральным телевидением СССР в 1971 году 26-серийная британская теленовелла «Сага о Форсайтах» (1967).[3]

В перестроечные годы страна познакомилась с латиноамериканскими и американскими «мыльными операми». В 1990-е годы российский зритель начал проявлять настойчивый интерес к показу отечественной действительности, и телеэкраны наполнили вначале адаптированные, а затем и оригинальные российские телепостановки разных жанров и продолжительности.[4]

Рынок сериалов в России стремительно рос вплоть до второй половины 2000-х годов,[5] к российским продюсерским компаниям и некоторым (немногим) сериалам проявили интерес зарубежные рынки.[6][7] Ведущим трендом российского сериала 2000-х годов стало упрощенчество, что с неудовлетворением отмечали сами кинопроизводители.[8][9][10] Во второй половине 2000-х годов российский рынок телесериалов достиг пика и замедлил рост. Процессы стагнации усилил экономический кризис 2008—2009 годов.[11]

В России второго десятилетия XXI века специалисты ожидают увеличения доли зарубежных фильмов, роста так называемых «вертикальных показов» (одна серия-фильм показывается в определённое время определённого дня единожды в неделю), появления качественных по содержанию и исполнению сериалов. Ожидается также, что продюсерские центры и телеканалы в процессе пополнения собственных библиотек прав на показ телеконтента не смогут избежать споров. В целом же спрос на телесериалы в России не изменится.[12][13][14]

Жанр

Причины успеха

Телесериалы развлекают зрителя, в этом основная причина массового успеха жанра. Руководитель продюсерского центра «Амедиа» Александр Акопов отмечает, что человек у телевизора — это человек, ожидающий развлечений, это человек отдыхающий, человек вне возраста.[14] Тем более обречённым на успех жанр становится в эпоху перемен, когда, по убеждению немецкого философа Вальтера Беньямина, человеческая психика ожидает не созерцания, а развлечений.[15]

Привязанности зрителя к сериалам способствует и быстро формирующаяся привычка к просмотру понравившегося фильма. Социологи объясняют, что сериал как феномен массовой культуры представляет собой упорядоченный в требуемой последовательности набор клише: сюжетных ходов, ситуаций, реплик. Это делает телепродукт комфортным для просмотра, а обязательная интрига в сюжете удерживает зрителя у экрана.[4] По словам Александра Акопова, зрительская аудитория в принципе всегда и везде одинакова, вне зависимости от своих характеристик. Главное её требование — если ей что-то нравится, она хочет это ещё и ещё, снова и снова, она желает, чтобы действо не заканчивалось.[14]

Наконец, популярности сериалов способствует не только зрительский интерес, но и те возможности, что открываются перед социальными инженерами и политиками. PR-теоретик Геннадий Почепцов в книге «Информационные войны» объясняет механизмы использования сериалов в целях политической разведки и пропаганды — здесь при помощи сериалов можно изучать представления и стереотипы массового национального сознания, формировать стиль жизни и личные потребности как конкретного человека, так и социальных групп.[16]

Автор книги «Психическое телевидение» Дуглас Рашкофф, не заглядывая так глубоко в политику, обращает внимание на то, что при помощи сериалов можно распространять в социуме трансформирующие культуру идеи-директивы, и в этом, на взгляд Рашкоффа, заключается главная задумка и главный интерес создателей телесериалов.[17][18] Предметом же интереса исследователей, по словам социолога Веры Зверевой, становится конструируемая сериалами реальность, динамика этой конструкции, содержание транслируемых публике посланий.[4]

История

Жанр сериалов появился в 1930-е годы в США, когда радиостанции стали ежедневно в одно и то же время транслировать радиопостановки, прерывающиеся на самом интересном месте, что заставляло слушателя включать радио на следующий день. А поскольку первыми крупными рекламодателями во время сериального эфира стали производители стиральных порошков и мыла, «многосерийные» радиоспектакли были прозваны «мыльными операми».[1]

С появлением массового телевидения за рубежом сериал немедленно перекочевал на телеэкраны. В январе 1937 года на радио NBC появился сериал «Путеводный свет» (Guiding Light). С 1952 года он стал выходить в дневном эфире телеканала CBS. Сериал попал в «Книгу рекордов Гиннеса» как самая длинная «мыльная опера» в мире, он был закрыт в сентябре 2009 года из-за снижения рейтингов.[19] В 2006 году зрительская аудитория всех сериалов мира оценивалась приблизительно в 2 млрд человек, а ежегодные инвестиции в создание сериалов — в $800 млн.[20]

Советские зрители не были знакомы с длившимися не один год телеэпопеями, но в СССР с 1964 года[4] существовало популярное у зрителей многосерийное телевизионное художественное кино — фильмы с завершённой логикой сюжета и ограниченным числом серий.[3][21] Первая «мыльная опера», 100-серийная бразильская мелодрама «Рабыня Изаура» (1976—1977), появилась на советских телеэкранах в сокращённом варианте в 1988—1989 году.[1][22]

Спустя несколько лет, уже в постсоветской России, возник зрительский спрос на показ не зарубежной, но собственной жизни — и на экране стали появляться сериалы российского производства. Вначале были перемонтированы любимые зрителями советские многосерийные телефильмы («Тени исчезают в полдень», «Вечный зов») и сняты первые короткие современные («Мелочи жизни», «Горячев и другие») и исторические («Графиня де Монсоро», «Королева Марго», «Петербургские тайны») сериалы.

В 1997/1998 году на экраны вышел ставший популярнейшим первый российский детективный сериал «Улицы разбитых фонарей». Стали появляться компании по производству телесериалов, а сами сериалы стали одним из козырей в конкурентной борьбе российских телеканалов. В начале 2000-х годов, с расцветом развлекательного телевидения в стране, российские сериалы начали вытеснять зарубежные.[4]

 

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS