Среда, 20 Сентября, 2017
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)


Строительство моста, Москва, 1979

Тихое, как икона, искусство
Сергей Луконин

Юрий Иванович Рогозин – старейший художник, живописец, график. Он объездил страну вдоль и поперёк: Заполярье, Средняя Азия, Кавказ, Памир, Байкал, Вологодчина, Псковщина, Калужская земля. Итог – участие во многих всесоюзных, республиканских, московских выставках, награды. Созданные им портреты, пейзажи, натюрморты находятся как в российских – Третьяковской, так и в зарубежных галереях, музеях, частных собраниях.

Москва для него – огромный мир, в который он вошёл 26 апреля 1926 года. Хотя страна тогда была объявлена безбожной, верующие родители окрестили Юрия в храме Николы в Темниках.

Семья проживала в Марьиной роще. Шесть человек теснились в 12-метровой комнате двухэтажного дома на Стрелецкой улице. Неподалёку – Миусское кладбище.

Подросток Юра перелезал через кладбищенскую ограду с блокнотом под мышкой и рисовал старые деревья, церковь, мгновенно «схватывая» композицию (это врождённое умение сохранилось у Рогозина на всю жизнь). В каждом рисунке – такая славная чистота, ясность чувств...
С малых лет Юрий исповедовал тезис: художники – особые люди. Ради живописи отметал соблазны улицы, игры с ровесниками. Благо, матушка потворствовала страсти сына, покупала на рынке краски, картон, рамы, картины.

«Писать до предела» – любимое выражение Юрия Ивановича. Это и вправду страсть, но, в отличие от земных пороков, – страсть, рождающая красоту. На работу в типографию издательства «Правда» он отправлялся с этюдником, чтобы к вечеру уехать в Замоскворечье и стоять там, пока небосклон не окутается кобальтовой шалью. Чаще всего бродил по своей Марьиной роще, рисовал неказистые улочки, деревянные дома с фигурками взрослых и детей (рогозинская манера: фиксировать людей силуэтно – одним-двумя мазками; главное – светоносная лепка городского пейзажа). Эскизы, этюды... Они дисциплинировали, формировали характер, укореняли в душе чувство: ты – художник.

Вскоре переехали на Беговую. Юрий любил вечерами ходить по Арбату, заглядывать в окна домов, – видел там картины в позолоченных рамах и млел от восторга.

Москва в ту пору гляделась уютной, компактной. Всё вроде бы рядом – и Пушкинский на Волхонке, и Третьяковка в Замоскворечье. В Пушкинском музее стоял, как заворожённый, перед скульптурами.

Но ближе сердцу оказалась всё-таки Третьяковка. Портреты Венецианова, огромные полотна Верещагина и маленькие работы Пахитонова. Что-то сказочное, таинственное сквозило в них.

Но вот – война. Юрию 16 лет. Явился в военкомат: «Хочу на фронт». Отправили учиться на курсы снайперов, потом в автошколу. На передовую попал лишь спустя два года. Но успел-таки сбить вражеский «хенкель» – да из винтовки! Понятное дело: глаз отточен многолетним рисованием...

Когда мы оцениваем творчество художника, то непременно говорим об индивидуальности его. Это может быть манера письма, стилистика, выбранная им тема и т. д. Индивидуальность Рогозина – прежде всего в ненасытной любви к природе, особенно русской, исполняемой им поэтично, тонко. Так может передавать только богатый душой человек, который являет зрителю и близким людям свои этюды и полотна.

Мне посчастливилось с ним многие годы общаться, учиться у него, постигать азы трепетного отношения к натюрморту, чувствовать в незатейливом изгибе ручья божественную  силу.

Я много раз делал с него зарисовки, писал портреты. Глядишь на него, и тебя не покидает ощущение древней Руси. Редкое по славянскому очерку лицо, крупные кисти рук, лукавый прищур глаз. И каждый раз открываешь в этом преклонного возраста человеке непреклонное дыхание молодости.

Уже не одно поколение учеников Юрия Ивановича приходят к нему в мастерскую. И все мы, юные и ветераны, в одинаковой степени впитываем его одухотворённое и тихое, как икона, искусство.

Источник: file-rf.ru
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 923 гостей онлайн