Пятница, 23 Февраля, 2018
   
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?
Юрий Ээльмаа

Каковы причины пристрастия детей к компьютерным играм? Насколько это вредно или полезно? Как влияет на общее развитие ребенка?

В те­че­ние дос­та­точ­но про­дол­жи­тель­но­го вре­ме­ни я сам ак­тив­но иг­рал в компь­ю­тер­ные иг­ры, так что во мно­гом дан­ная статья яви­лась по­пыт­кой пос­мот­реть на проб­ле­му из­нут­ри. Вспо­ми­на­ет­ся та­кой слу­чай.

Кто же вы­иг­рал «матч ве­ка»?

Нес­коль­ко лет на­зад, бу­ду­чи клас­сным ру­ко­во­ди­те­лем шес­то­го клас­са, я хо­дил со сво­и­ми деть­ми раз в не­де­лю в компь­ю­тер­ный клуб. Пом­ню, иг­ра­ли мы в од­ну очень по­пу­ляр­ную в ту по­ру иг­ру. Они выс­ту­па­ли про­тив ме­ня вшес­те­ром и пос­ле ча­са иг­ры счет был 184:34 в мою поль­зу. И был у ме­ня один уче­ник, ко­то­рый упор­но не хо­тел сда­вать ряд ра­бот, ка­жет­ся, по Лес­ко­ву. И тут я со­вер­шил про­фес­си­о­наль­ное «прес­туп­ле­ние» - я пред­ло­жил ему сле­ду­ю­щие ус­ло­вия: «Ес­ли я вы­иг­ры­ваю - ты мне сда­ешь все ра­бо­ты. Ес­ли ты - я те­бе их про­щаю». На оцен­ки иг­рать, ко­неч­но, нель­зя, а вот на это ре­шил­ся, тем бо­лее что ино­го пу­ти по­лу­чить тре­бу­е­мое я в той си­ту­а­ции не ви­дел (ре­бе­нок иг­но­ри­ро­вал ли­те­ра­ту­ру как пред­мет). На­до ска­зать, что это был са­мый хо­ро­ший иг­рок в клас­се и из­на­чаль­но ис­ход по­е­дин­ка не был пред­ре­шен. Он сог­ла­сил­ся. В суб­бо­ту пос­ле уро­ков ог­ром­ная тол­па зри­те­лей отп­ра­ви­лась в клуб смот­реть «матч ве­ка». Чест­но го­во­ря, приш­лось неп­рос­то, но в ито­ге я вы­иг­рал с не­боль­шим от­ры­вом. На­пос­ле­док ему ска­зал при всех: «Все бы­ло чест­но. Ты обе­щал сдать».

Че­рез две не­де­ли с ут­ра по­рань­ше встре­чаю ма­му это­го маль­чи­ка. «Юрий Вла­ди­ми­ро­вич, как здо­ро­во-хо­ро­шо-уди­ви­тель­но… (и т.д. и т.п.) Ле­ша за­по­ем стал чи­тать, уже про­чел два с по­ло­ви­ной то­ма Лес­ко­ва, нам все рас­ска­зы­ва­ет, ему так нра­вит­ся! Как вам это уда­лось, мы его ни­как не мог­ли зас­та­вить чи­тать»… Я с опас­кой от­но­шусь к ро­ди­те­лям, бро­са­ю­щим­ся мне на шею, да и что тут мож­но бы­ло объ­яс­нить? Что мы в «Quake» иг­ра­ли? А кто вы­иг­рал? Ну, ко­неч­но, Ни­ко­лай Се­ме­но­вич Лес­ков, клас­сик оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры, ве­ли­кий мас­тер рус­ско­го сло­ва.

Прош­ло уже пять лет, а этот уче­ник до сих пор вспо­ми­на­ет тот за­бав­ный эпи­зод. Так что, ка­жет­ся, он то­же не ос­тал­ся в про­иг­ры­ше.

Страх ока­зать­ся в неп­риг­ляд­ном све­те

Как толь­ко в на­шей жиз­ни по­я­ви­лись компь­ю­те­ры, прак­ти­чес­ки сра­зу встал це­лый ряд серь­ез­ных воп­ро­сов. Что та­кое компь­ю­тер­ные иг­ры? Что они с со­бой не­сут? Как от­но­сить­ся к жес­то­кос­ти на эк­ра­не? Не трав­ми­ру­ет ли это детс­кую пси­хи­ку? Что де­лать с так на­зы­ва­е­мой вир­ту­аль­ной за­ви­си­мостью де­тей? Спи­сок мож­но про­дол­жить. Воп­ро­сов действи­тель­но мно­го, но ос­нов­ным, по­жа­луй, яв­ля­ет­ся сле­ду­ю­щий: «Что прив­ле­ка­ет ре­бен­ка в компь­ю­тер­ной иг­ре, по­че­му он так к ней стре­мит­ся, не­ред­ко пол­ностью ухо­дя из ре­аль­ной жиз­ни в вир­ту­аль­ную, во­об­ра­жа­е­мую ре­аль­ность?» Дру­ги­ми сло­ва­ми, не­об­хо­ди­мо по­нять пси­хо­ло­ги­чес­кую мо­ти­ва­цию под­ро­ст­ка, си­дя­ще­го пе­ред мо­ни­то­ром. По­няв это, ста­нет воз­мож­ным оп­ре­де­лить­ся и с ос­таль­ным.

Я не бу­ду здесь ос­та­нав­ли­вать­ся на дав­но всем из­ве­ст­ных ре­ак­ци­ях со сто­ро­ны взрос­лых, ви­дя­щих скло­нив­ших­ся пе­ред мо­ни­то­ром под­ро­ст­ков. По боль­шо­му сче­ту, мне­ние всех взрос­лых тут не так и ин­те­рес­но. Но есть од­на ка­те­го­рия лю­дей, от­но­ше­ние ко­то­рых не мо­жет не бес­по­ко­ить. Это - школь­ные учи­те­ля.

Как по­ка­за­ли мои оп­ро­сы кол­лег, на­и­бо­лее ха­рак­тер­ной ре­ак­ци­ей яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ное не­по­ни­ма­ние дан­но­го фе­но­ме­на, а ведь они - та ка­те­го­рия взрос­лых, ко­то­рая по идее долж­на быть на­и­бо­лее близ­кой взгля­дам и восп­ри­я­тию под­ро­ст­ка. Не яв­ля­ют­ся иск­лю­че­ни­ем и пре­по­да­ва­те­ли ин­фор­ма­ти­ки - на­и­бо­лее пе­ре­до­вая в тех­но­ло­ги­чес­ком от­но­ше­нии учи­тельс­кая «кас­та»: для них по­доб­ное вре­мяп­реп­ро­вож­де­ние уче­ни­ков ос­та­ет­ся впус­тую по­те­рян­ным вре­ме­нем, ко­то­рое мож­но пот­ра­тить на уро­ки, чте­ние книг или дру­гое по­лез­ное за­ня­тие.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №18, декабрь 2017

Сергей Белкин.
Революция 1917 года как цивилизационный выбор России

стр. 5

Октябрьская революция 1917 года была обусловлена историко-культурной спецификой России, особенностями развития и бытования в истории в качестве геополитического субъекта.



Вардан Багдасарян.
Похороны социализма были преждевременными

стр. 8

Социалистический эксперимент в истории: теория и замысел.



Дмитрий Андреев.
Респонсибилизация элиты

стр. 22

Изъяны и недостатки российской элиты при эффективном многоуровневом управлении этим сообществом могут оказаться полезными и даже незаменимыми для стимулирования новой мотивации элиты, ориентированной на национальные интересы.



Максим Михалёв.
Бремя ответственности, или Попытка ресакрализации элит

стр. 32

Как сделать элиты ответственными, осознающими свой исключительный статус и обращающими все имеющиеся у них возможности на служение своей стране.



Владимир Немыченков.
Культура и большие смыслы

стр. 42

Любая культура основывается на больших смыслах, то есть на тех фундаментальных ценностях, которые и предопределяют особенности социального, политического, идеологического, религиозного и иных аспектов национального бытия.



Урбанистические натюрморты Аристарха Лентулова
стр. 60

В главном здании Театрального музея имени А.А. Бахрушина прошла выставка «Мистерия-буфф Аристарха Лентулова», приуроченная к 135-летию со дня рождения мастера русского авангарда

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2018 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 799 гостей онлайн