Вторник, 22 Августа, 2017
   
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?
Юрий Ээльмаа

Каковы причины пристрастия детей к компьютерным играм? Насколько это вредно или полезно? Как влияет на общее развитие ребенка?

В те­че­ние дос­та­точ­но про­дол­жи­тель­но­го вре­ме­ни я сам ак­тив­но иг­рал в компь­ю­тер­ные иг­ры, так что во мно­гом дан­ная статья яви­лась по­пыт­кой пос­мот­реть на проб­ле­му из­нут­ри. Вспо­ми­на­ет­ся та­кой слу­чай.

Кто же вы­иг­рал «матч ве­ка»?

Нес­коль­ко лет на­зад, бу­ду­чи клас­сным ру­ко­во­ди­те­лем шес­то­го клас­са, я хо­дил со сво­и­ми деть­ми раз в не­де­лю в компь­ю­тер­ный клуб. Пом­ню, иг­ра­ли мы в од­ну очень по­пу­ляр­ную в ту по­ру иг­ру. Они выс­ту­па­ли про­тив ме­ня вшес­те­ром и пос­ле ча­са иг­ры счет был 184:34 в мою поль­зу. И был у ме­ня один уче­ник, ко­то­рый упор­но не хо­тел сда­вать ряд ра­бот, ка­жет­ся, по Лес­ко­ву. И тут я со­вер­шил про­фес­си­о­наль­ное «прес­туп­ле­ние» - я пред­ло­жил ему сле­ду­ю­щие ус­ло­вия: «Ес­ли я вы­иг­ры­ваю - ты мне сда­ешь все ра­бо­ты. Ес­ли ты - я те­бе их про­щаю». На оцен­ки иг­рать, ко­неч­но, нель­зя, а вот на это ре­шил­ся, тем бо­лее что ино­го пу­ти по­лу­чить тре­бу­е­мое я в той си­ту­а­ции не ви­дел (ре­бе­нок иг­но­ри­ро­вал ли­те­ра­ту­ру как пред­мет). На­до ска­зать, что это был са­мый хо­ро­ший иг­рок в клас­се и из­на­чаль­но ис­ход по­е­дин­ка не был пред­ре­шен. Он сог­ла­сил­ся. В суб­бо­ту пос­ле уро­ков ог­ром­ная тол­па зри­те­лей отп­ра­ви­лась в клуб смот­реть «матч ве­ка». Чест­но го­во­ря, приш­лось неп­рос­то, но в ито­ге я вы­иг­рал с не­боль­шим от­ры­вом. На­пос­ле­док ему ска­зал при всех: «Все бы­ло чест­но. Ты обе­щал сдать».

Че­рез две не­де­ли с ут­ра по­рань­ше встре­чаю ма­му это­го маль­чи­ка. «Юрий Вла­ди­ми­ро­вич, как здо­ро­во-хо­ро­шо-уди­ви­тель­но… (и т.д. и т.п.) Ле­ша за­по­ем стал чи­тать, уже про­чел два с по­ло­ви­ной то­ма Лес­ко­ва, нам все рас­ска­зы­ва­ет, ему так нра­вит­ся! Как вам это уда­лось, мы его ни­как не мог­ли зас­та­вить чи­тать»… Я с опас­кой от­но­шусь к ро­ди­те­лям, бро­са­ю­щим­ся мне на шею, да и что тут мож­но бы­ло объ­яс­нить? Что мы в «Quake» иг­ра­ли? А кто вы­иг­рал? Ну, ко­неч­но, Ни­ко­лай Се­ме­но­вич Лес­ков, клас­сик оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры, ве­ли­кий мас­тер рус­ско­го сло­ва.

Прош­ло уже пять лет, а этот уче­ник до сих пор вспо­ми­на­ет тот за­бав­ный эпи­зод. Так что, ка­жет­ся, он то­же не ос­тал­ся в про­иг­ры­ше.

Страх ока­зать­ся в неп­риг­ляд­ном све­те

Как толь­ко в на­шей жиз­ни по­я­ви­лись компь­ю­те­ры, прак­ти­чес­ки сра­зу встал це­лый ряд серь­ез­ных воп­ро­сов. Что та­кое компь­ю­тер­ные иг­ры? Что они с со­бой не­сут? Как от­но­сить­ся к жес­то­кос­ти на эк­ра­не? Не трав­ми­ру­ет ли это детс­кую пси­хи­ку? Что де­лать с так на­зы­ва­е­мой вир­ту­аль­ной за­ви­си­мостью де­тей? Спи­сок мож­но про­дол­жить. Воп­ро­сов действи­тель­но мно­го, но ос­нов­ным, по­жа­луй, яв­ля­ет­ся сле­ду­ю­щий: «Что прив­ле­ка­ет ре­бен­ка в компь­ю­тер­ной иг­ре, по­че­му он так к ней стре­мит­ся, не­ред­ко пол­ностью ухо­дя из ре­аль­ной жиз­ни в вир­ту­аль­ную, во­об­ра­жа­е­мую ре­аль­ность?» Дру­ги­ми сло­ва­ми, не­об­хо­ди­мо по­нять пси­хо­ло­ги­чес­кую мо­ти­ва­цию под­ро­ст­ка, си­дя­ще­го пе­ред мо­ни­то­ром. По­няв это, ста­нет воз­мож­ным оп­ре­де­лить­ся и с ос­таль­ным.

Я не бу­ду здесь ос­та­нав­ли­вать­ся на дав­но всем из­ве­ст­ных ре­ак­ци­ях со сто­ро­ны взрос­лых, ви­дя­щих скло­нив­ших­ся пе­ред мо­ни­то­ром под­ро­ст­ков. По боль­шо­му сче­ту, мне­ние всех взрос­лых тут не так и ин­те­рес­но. Но есть од­на ка­те­го­рия лю­дей, от­но­ше­ние ко­то­рых не мо­жет не бес­по­ко­ить. Это - школь­ные учи­те­ля.

Как по­ка­за­ли мои оп­ро­сы кол­лег, на­и­бо­лее ха­рак­тер­ной ре­ак­ци­ей яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ное не­по­ни­ма­ние дан­но­го фе­но­ме­на, а ведь они - та ка­те­го­рия взрос­лых, ко­то­рая по идее долж­на быть на­и­бо­лее близ­кой взгля­дам и восп­ри­я­тию под­ро­ст­ка. Не яв­ля­ют­ся иск­лю­че­ни­ем и пре­по­да­ва­те­ли ин­фор­ма­ти­ки - на­и­бо­лее пе­ре­до­вая в тех­но­ло­ги­чес­ком от­но­ше­нии учи­тельс­кая «кас­та»: для них по­доб­ное вре­мяп­реп­ро­вож­де­ние уче­ни­ков ос­та­ет­ся впус­тую по­те­рян­ным вре­ме­нем, ко­то­рое мож­но пот­ра­тить на уро­ки, чте­ние книг или дру­гое по­лез­ное за­ня­тие.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 680 гостей онлайн