Воскресенье, 19 Ноября, 2017
   
  • 06 Октября 2014

    Ушел с «Таганки» навсегда
    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
  • 06 Июня 2014

    I Международный фестиваль русской литературы «Пушкинская горка»
    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
  • 27 Декабря 2013

    Министр культуры подвел итоги года
    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
  • 22 Марта 2013

    Люди слепнут за металл
    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
  • 13 Февраля 2013

    В Большом театре завершились гастроли Латвийской национальной оперы
    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
  • 26 Октября 2012

    Российское авторское общество требует денег за Баха и Моцарта
    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
  • 19 Октября 2012

    Массовая ностальгия: верните нам прошлое
    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
  • 15 Октября 2012

    Нобелевский сумасшедший дом
    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
  • 09 Октября 2012

    Вологодские власти издали собрание сочинений Василия Белова
    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
  • 28 Сентября 2012

    Альбомы The Beatles переиздадут на виниле
    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
  • 17 Сентября 2012

    Кино о работе под контролем
    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
  • 14 Сентября 2012

    Большой театр вступает в очередной сезон
    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
  • 14 Сентября 2012

    Меценат барон Эдуард фон Фальц-Фейн отмечает свое столетие
    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
  • 10 Сентября 2012

    «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля достался южнокорейскому режиссеру
    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
  • 07 Сентября 2012

    В Москве вышла книга «На пространствах Империи – традиция, история, культура»
    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
  • 03 Сентября 2012

    Тяжелая атлетика чтения: десятка самых сложных для восприятия книг
    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
  • 29 Августа 2012

    Что читать? 110 книг образованного человека по версии «The Daily Telegraph»
    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
  • 19 Июля 2012

    Расходы бюджета РФ на культуру и кинематографию
    в 2013 году сократятся
    на 2 млрд рублей

    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
  • 18 Июля 2012

    Культурные артефакты: вернуть нельзя оставить
    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
  • 18 Июля 2012

    Большой театр представил планы на 237-й сезон
    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
  • 22 Июня 2012

    «Тарковский ненавидел, когда его называли диссидентом»
    Подробнее...
    Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Российское авторское общество требует денег за Баха и Моцарта
26.10.2012

Источник: newsland.ru

Крупный конфликт, перешедший в фазу судебных разбирательств, разгорелся между Московской филармонией и Российским авторским обществом.

Начался он ещё несколько лет назад и касается порядка расчёта авторских вознаграждений за исполнение музыки в смешанных концертах, где звучат произведения, охраняемые и неохраняемые авторским правом. До 2010 года применялась методика расчётов, основанная на требованиях Российского авторского общества – РАО. Если в программе звучало хотя бы одно произведение, охраняемое авторским правом, концертная организация должна была отчислить Российскому авторскому обществу до 10% всей выручки с концерта.

Доходило до абсурда – даже если в программе звучали только произведения Моцарта, Бетховена или Баха, а в конце выступления солист исполнял на бис «Польку» Рахманинова (его произведения находятся под охраной авторского права до 2013 года), инспектор РАО тут же оформлял документы, на основании которых изымалось 5% сборов (малая форма) от всего сбора билетов. Такой порядок существовал и продолжает существовать сейчас.

Нетрудно догадаться, к чему это привело – современная музыка почти перестала исполняться, произведения не только ныне живущих, но и авторов, ушедших из жизни менее чем 70 лет назад, в репертуаре российских филармоний составляют сегодня существенно меньшую часть. Если в Москве, где филармония не бедствует, они ещё играются, то руководители небогатых региональных филармоний умоляют артистов ни в коем случае не играть современных авторов, даже на бис – в противном случае они мгновенно лишаются существенной части выручки.

Сознавая очевидную абсурдность требований РАО, два года назад, в августе 2010-го, Министерство культуры (которое, к слову сказать, и аккредитовала РАО) направило всем заинтересованным сторонам письмо, в котором было рекомендовано следовать принципу пропорционального звучания охраняемых и неохраняемых произведений в соответствии с 4 частью Гражданского Кодекса. Для реализации этого принципа Союз концертных организаций России разработал специальную методику, которая оказалась простой, логичной и ясной – выплачивать авторское вознаграждение, исходя из длительности произведения – поминутно.

Казалось бы, решение справедливое и очевидно грамотное. Однако РАО новую методику отвергло и предложило свой, количественный подход, поштучный. Московская филармония сочла его столь же несправедливым – получалось, что автор симфонии или оперы получал бы столько же, сколько автор миниатюры. Не найдя компромисса, с начала сезона 2010-2011 гг. Московская филармония стала производить выплаты по собственной методике, которая, к слову, получила безоговорочную поддержку профессионалов, была утверждена на съезде директоров филармоний, рассмотрена и одобрена Большим и Мариинским театрами.

Разумеется, размеры отчислений в РАО сократились – перестали выплачиваться гонорары за исполнение музыки Баха и Моцарта, что в любом случае было незаконно. Возникает, кстати, очень интересный вопрос – а кто получал эти деньги, выплачиваемые РАО в течении многих лет? Но к этим вопросам мы ещё вернёмся.

Далее события стали развиваться по конфликтному сценарию. В ответ на действие столичной концертной организации РАО обратилось в суд, тем временем прекратив выплаты композиторам. Да, вы не ошиблись, прочтя это – вот уже более двух лет общество, взявшее на себя охрану авторских прав композиторов, исправно получая деньги, ничего этим авторам не выплачивает – по крайней мере, нам подтвердили это те, кого мы опросили. Подтвердил это и ответчик РАО в уже состоявшихся судебных заседаниях.

Назревает вопрос – а почему сами авторы не протестуют и не бьют тревогу? Ответ простой – мало кто из них это заметил, поскольку и раньше авторские отчисления академическим композиторам были настолько малы, что никогда не составляли сколько-нибудь заметную часть их личного бюджета. Быть может, так было всегда? Отнюдь.

«Я был аспирантом, когда в Театре Бориса Покровского поставили мою первую оперу», рассказывает композитор Александр Чайковский. «Она шла 2 раза в месяц, и за каждую постановку мне выплачивали 25 рублей. В итоге я получал ещё 50 рублей к своей стипендии – в то время это были приличные деньги! Студентом я смог себе позволить обед с девушкой в ресторане Метрополя, где выбирал осетрину с чёрной икрой. Сегодня мой авторский гонорар от показа на телевидении фильма с моей музыкой составляет... те же пятьдесят рублей. За всю мою киномузыку – 200-300 рублей в год».

Какие суммы авторских отчислений получает сегодня Александр Чайковский, один из самых маститых российских композиторов? От трёх до пяти тысяч рублей в месяц. Нетрудно догадаться, что менее известные и реже исполняемые авторы не получают практически ничего – при том, что та же московская филармония каждый день скрупулёзно составляет отчёты и регулярно перечисляет деньги РАО.

Существенные ли это деньги? Вполне. Минимальная выручка Московской филармонии за один концерт, по сведениям, предоставленным нашему изданию её руководителем Алексеем Шалашовым, составляет 800 тысяч рублей. Средняя выручка, соответственно, выше. Одна небольшая концертная пьеса продолжительностью, скажем, около 7-8 минут – это около 10% общей продолжительности концерта. По новой методике отчисления автору за её исполнение составят 1% выручки, или около 10 тысяч рублей. Немного, но при при регулярном звучании может набежать ощутимая сумма. Если же речь идёт о крупном произведении, суммы становятся совсем другими.

Механизм, предложенный филармонией, является прекрасным инструментом, стимулирующим композиторское творчество, которое сегодня безусловно находится в кризисе. Однако он не работает, причём по вине именно той организации, которая призвана интересы композиторов защищать. РАО настаивает на возвращении к старой модели, очевидно несовершенной и выгодной только одной организации – самому РАО, стремящемуся получить большие суммы. Авторам же она идёт только во вред.

«Это тормозит развитие современной музыки, работает против композиторов» – уверен Алексей Шалашов, несколько лет занимавшийся этой проблемой в должности директора департамента Министерства культуры. «Современная академическая музыка загнана в резервации специальных фестивалей, где билеты либо не продаются, либо авторов заранее просят отказаться от авторских прав, чтобы не выплачивать существенные отчисления, непосильные для организаторов», поясняет он.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 625 гостей онлайн