Печать


Бардак столичного масштаба
Алексей Полубота

Идея новой Москвы трещит по швам

Вла­ди­мир Пу­тин по­ру­чил уп­рав­де­ла­ми пре­зи­ден­та раз­ра­бо­тать ва­ри­ант соз­да­ния пра­ви­тель­ствен­но­го квар­та­ла поб­ли­зос­ти от Крем­ля. Об этом сам Вла­ди­мир Ко­жин рас­ска­зал в ин­тервью «Рос­сийс­кой га­зе­те». Дес­кать, ес­ли чи­нов­ни­ков ос­нов­ных ве­домств «спрес­со­вать» в од­ном мес­те, они мень­ше бу­дут пе­ред­ви­гать­ся по сто­ли­це, ме­шая ос­таль­ным го­ро­жа­нам за­ни­мать­ся сво­и­ми де­ла­ми. Та­ким об­ра­зом, глав­ная идея «но­вой Моск­вы» – вы­се­лить чи­нов­ни­ков за МКАД, что­бы ос­таль­ные моск­ви­чи мень­ше вре­ме­ни уби­ва­ли в проб­ках, – тре­щит по швам. Ма­ло то­го, воз­ни­ка­ет за­ко­но­мер­ный воп­рос, за­чем во­об­ще был весь сыр-бор с но­вой Моск­вой? По­лу­ча­ет­ся, что те, кто уп­рав­ля­ет стра­ной, не мо­гут по­нять, че­го они хо­тят по­лу­чить в ито­ге не толь­ко на фе­де­раль­ном, но и на ре­ги­о­наль­ном уров­не…

К сло­ву ска­зать, в СМИ уже про­со­чи­лась ин­фор­ма­ция о том, что на дан­ный мо­мент рас­смат­ри­ва­ет­ся две ос­нов­ных пло­щад­ки для стро­и­тель­ства чи­нов­ничь­е­го квар­та­ла – на мес­те гос­ти­ни­цы «Рос­сия» и на Пок­лон­ной го­ре. Это ли­бо ав­то­ма­ти­чес­ки от­ме­ня­ет идею но­во­го зе­ле­но­го оа­зи­са в са­мом цент­ре Моск­вы, ко­то­рой, как слад­кой кон­фет­кой, те­ши­ли моск­ви­чей го­ро­дс­кие влас­ти пос­лед­ние ме­ся­цы, ли­бо при­ве­дет к но­вым мас­со­вым вы­руб­кам де­ревь­ев в сто­ли­це. Пос­коль­ку на Пок­лон­ной го­ре не­за­ст­ро­ен­ные тер­ри­то­рии ос­та­лись толь­ко в пар­ке.

– Си­ту­а­ция с но­вой Моск­вой глуб­же, чем проб­ле­ма пе­ре­ез­да чи­нов­ни­ков, – го­во­рит ар­хи­тек­тор, со­вет­ник ру­ко­во­ди­те­ля Де­пар­та­мен­та куль­тур­но­го нас­ле­дия Моск­вы Ни­ко­лай Пе­рес­ле­гин. – Ес­ли рас­смат­ри­вать Моск­ву с гра­до­ст­ро­и­тель­ной точ­ки зре­ния, то пе­ред на­ми клас­си­чес­кий фе­о­даль­ный го­род. Есть не­кий центр-маг­нит, ко­то­рым яв­ля­ет­ся Кремль. С пер­вых ве­ков су­ще­ст­во­ва­ния Моск­вы на­и­бо­лее вы­со­ко­пос­тав­лен­ные и ак­тив­ные ее жи­те­ли стре­ми­лись жить не­да­ле­ко от Крем­ля. Это соз­да­ва­ло со­от­ве­т­ству­ю­щую инф­ра­ст­рук­ту­ру. По­э­то­му в ито­ге мы приш­ли к си­ту­а­ции, ког­да лю­ди да­же с ок­ра­ин Мос­ко­вс­кой об­лас­ти едут ра­бо­тать на Тверс­кую ули­цу, тра­тят на до­ро­гу 4-5 ча­сов в день. В меж­ду­на­род­ной гра­до­ст­ро­и­тель­ной прак­ти­ке это на­зы­ва­ет­ся не­эф­фек­тив­ная миг­ра­ция, не­оп­рав­дан­ные зат­ра­ты че­ло­ве­чес­ко­го по­тен­ци­а­ла. Имея тот ар­се­нал гра­до­ст­ро­и­тель­ных средств, ко­то­рый есть сей­час, нес­лож­но «раз­ру­лить» эту проб­ле­му – нуж­но соз­да­вать ра­бо­чие мес­та на ок­ра­и­нах. Тем са­мым раз­ру­шая маг­не­тизм сто­лич­но­го цент­ра.

«СП»: – По­че­му же тог­да все пос­лед­ние го­ды проб­ле­ма толь­ко наг­не­та­ет­ся, и все боль­ше лю­дей вы­нуж­де­ны ехать на ра­бо­ту со сто­лич­ных ок­ра­ин и из Под­мос­ковья в центр сто­ли­цы?

– По­пыт­ка пе­ре­ме­ще­ния чи­нов­ни­ков и биз­нес­ме­нов в дру­гую точ­ку уже бы­ла. Я имею в ви­ду биз­нес-центр Моск­ва-си­ти. Те­перь уже яс­но, что это бы­ла гра­до­ст­ро­и­тель­ная ошиб­ка. Ни­ка­ких проб­лем она не ре­ши­ла, толь­ко соз­да­ла но­вые. По­то­му что ни транс­по­рт­ной, ни про­чей инф­ра­ст­рук­ту­ры для соз­да­ния та­ко­го «ан­тик­рем­ле­вс­ко­го» маг­ни­та там нет. Это до­пол­ни­тель­ная наг­руз­ка на сто­ли­цу, а не ре­ше­ние проб­ле­мы.

Мое лич­ное мне­ние, что из­на­чаль­но пе­ре­ме­ще­ние чи­нов­ни­ков из цент­ра Моск­вы на тер­ри­то­рию сов­хо­за, мяг­ко го­во­ря, стран­ная ис­то­рия, ко­то­рая не име­ет ми­ро­вых ана­ло­гов. И да­же ес­ли она бу­дет воп­ло­ще­на, ни­ка­ких проб­лем не ре­шит. По­э­то­му на­де­юсь, что это ре­ше­ние бу­дет окон­ча­тель­но от­ме­не­но. Идея боль­шой Моск­вы, в це­лом, мне и мно­гим мо­им зна­ко­мым спе­ци­а­лис­там так­же ка­жет­ся очень спор­ной. Ес­ли на то пош­ло, это гра­до­ст­ро­и­тель­ный нон­сенс. Ка­кой смысл соз­да­вать не­кую опу­холь, ко­то­рая в пол­то­ра боль­ше, чем са­ма Моск­ва? Ско­рее все­го, это ре­ше­ние бы­ло выз­ва­но ло­каль­ной эко­но­ми­чес­кой перс­пек­ти­вой и не подк­реп­ле­но серь­ез­ным гра­до­ст­ро­и­тель­ным ана­ли­зом. Соз­да­ние со­ци­аль­но­го и де­ло­во­го цент­ра в ка­кой-то од­ной точ­ке, ско­рее, соз­даст до­пол­ни­тель­ные труд­нос­ти.

«СП»: – По­че­му?

– Моск­ва всег­да бы­ла коль­це­вым го­ро­дом, а не ра­ди­аль­ным, в от­ли­чие от то­го же Пе­тер­бур­га. Вок­руг ее цент­ра при­рас­та­ли но­вые квар­та­лы, как го­до­вые коль­ца у де­ре­ва. Ког­да в коль­це­вом го­ро­де де­ла­ет­ся ог­ром­ный от­рос­ток, это го­во­рит о том, что это бы­ла не­об­ду­ман­ная, да­же аван­тюр­ная мысль. Те, кто пред­ла­гал ее, долж­ны бы­ли по­ду­мать о том, что­бы не под­вес­ти сво­их на­чаль­ни­ков, ко­то­рые им по­ве­рят. Мо­жет быть на­ру­ше­на вся ло­ги­ка раз­ви­тия Моск­вы, что при­ве­дет к боль­шо­му бар­да­ку.

«СП»: – Ес­ли же бу­дет воп­ло­ще­на идея о стро­и­тель­стве осо­бо­го квар­та­ла для чи­нов­ни­ков в цент­ре Моск­вы, это об­лег­чит или ус­лож­нит дви­же­ние по до­ро­гам сто­ли­цы?

– На чи­нов­ни­ках свет кли­ном не со­шел­ся. У нас проб­ки про­ис­хо­дят от ог­ром­но­го ко­ли­че­ст­ва фак­то­ров. Нап­ри­мер, в Рос­сии ши­ри­на по­ло­сы до­рож­но­го дви­же­ния в 1,5 ра­за ши­ре, чем в Ев­ро­пе. То есть на до­ро­ге та­кой же ши­ри­ны мог­ло быть раз­ме­ще­но боль­ше по­лос. Плюс ог­ром­ные проб­ле­мы с го­ро­дс­кой ло­гис­ти­кой. Гру­зо­вые ма­ши­ны днем ез­дят од­нов­ре­мен­но с лег­ко­вы­ми. Кро­ме то­го, ма­ло ра­бо­чих мест на ок­ра­и­нах го­ро­да и в Под­мос­ковье. Нуж­но вво­дить в го­ро­дс­кую жизнь ве­лот­ра­нс­порт. Не как анек­дот или при­кол для хипс­те­ров, а как впол­не серь­ез­ную транс­по­рт­ную сос­тав­ля­ю­щую. И не на­до ссы­лать­ся на то, что Моск­ва – се­вер­ный го­род, и для нас ез­да на ве­ло­си­пе­дах не­ак­ту­аль­на боль­шую часть го­да.


В та­ких го­ро­дах, как То­рон­то или Сток­гольм этим ви­дом транс­пор­та поль­зу­ют­ся круг­лый год, изоб­ре­та­ют зим­нюю ре­зи­ну для ве­ло­си­пе­дов, по­сы­па­ют до­рож­ки спе­ци­аль­ны­ми ща­дя­щи­ми ре­а­ген­та­ми. Я ска­жу до­воль­но кра­моль­ную мысль, но проб­ки – это да­ле­ко не са­мая слож­ная проб­ле­ма для Моск­вы. Что­бы ре­шить ее, не нуж­ны ог­ром­ные сред­ства из бюд­же­та. Ну­жен гра­мот­ный под­ход.

«СП»: – И все же, вы хо­ти­те ска­зать, что де­сят­ки ты­сяч мос­ко­вс­ких чи­нов­ни­ков ни­как не вли­я­ют на плот­ность мос­ко­вс­ко­го дви­же­ния?

– Ес­ли они бу­дут про­дол­жать вес­ти се­бя как хо­зя­е­ва до­ро­ги, пе­ред ко­то­ры­ми все долж­ны рас­сту­пить­ся, не­га­тив­ное вли­я­ние ос­та­нет­ся. На мой взгляд, ез­да с ми­гал­ка­ми, в соп­ро­вож­де­нии кор­те­жей – это приз­нак не­ко­ей вре­мен­ной бо­лез­ни на­ше­го об­ще­ст­ва пе­ре­ход­но­го пе­ри­о­да. Ведь у нас по­рой пе­рек­ры­ва­ют до­ро­ги да­же от­нюдь не из-за са­мых вы­со­ко­пос­тав­лен­ных ру­ко­во­ди­те­лей. Чи­нов­ник, как и лю­бой нор­маль­ный че­ло­век, дол­жен ез­дить на ра­бо­ту, ни­чем не от­де­ля­ясь от дру­гих. Ему са­мо­му бу­дет ком­фо­рт­нее от то­го, что в его сто­ро­ну не ты­чут паль­цем.

Вмес­те с тем, ког­да в Рос­сии об­раз­ца пос­лед­них де­ся­ти­ле­тий объ­яв­ля­ет­ся об оче­ред­ном «ам­би­ци­оз­ном» про­ек­те, сра­зу воз­ни­ка­ет воп­рос, кто и как смо­жет пог­реть на нем ру­ки? Опыт по­ка­зы­ва­ет, что без это­го прак­ти­чес­ки ни­ког­да не об­хо­дит­ся. Что мо­жет быть те­перь с зем­ля­ми Под­мос­ковья, ко­то­рые преж­де пред­наз­на­ча­лись под заст­рой­ку пра­ви­тель­ствен­ны­ми зда­ни­я­ми? Ос­та­нут­ся ли в нак­ла­де те, ко­му они при­над­ле­жат, или на­о­бо­рот озо­ло­тят­ся?

– Из­на­чаль­но бы­ло оче­вид­но, что про­ект но­вой Моск­вы был пи­ар-иде­ей, – го­во­рит ви­це-пре­зи­дент Рос­сийс­кой гиль­дии ри­эл­те­ров Конс­тан­тин Ап­ре­лев. – Ре­а­ли­за­ция этих про­ек­тов тре­бу­ет ог­ром­ных ин­вес­ти­ций, с ко­то­ры­ми мос­ко­вс­кий бюд­жет не спра­вит­ся. Прив­ле­ка­тель­ность объ­ек­тов нед­ви­жи­мос­ти в но­вых сто­лич­ных зем­лях не оп­ре­де­ля­ет­ся толь­ко тем, сде­ла­ли ли эти зем­ли тер­ри­то­ри­ей Моск­вы. Клю­че­вое ре­ше­ние воз­мож­но толь­ко ес­ли ту­да пой­дут мощ­ные фе­де­раль­ные ин­вес­ти­ции на соз­да­ние ком­му­ни­ка­ций, инф­ра­ст­рук­ту­ры.

По­ка, на мой взгляд, мож­но сде­лать вы­вод, что прив­ле­ка­тель­ность для по­ку­па­те­лей всей этой тер­ри­то­рии но­вой Моск­вы сни­зит­ся, ес­ли не бу­дет рас­смат­ри­вать­ся та кон­цеп­ция, ко­то­рая бы­ла из­на­чаль­но пред­ло­же­на. То есть, ес­ли ту­да не пе­ре­едут чи­нов­ни­ки. Но с дру­гой сто­ро­ны, нет ни ге­не­раль­но­го пла­на раз­ви­тия этой тер­ри­то­рии, ни чет­ких под­хо­дов к раз­ви­тию ин­вес­ти­ци­он­ных ре­ше­ний. Но тем, кто по­ку­пал зем­ли в но­вой Моск­ве, ник­то и не обе­щал, что они бу­дут в вы­иг­ры­ше.

Иной точ­ки зре­ния при­дер­жи­ва­ет­ся Уп­рав­ля­ю­щий парт­нер «Аген­т­ства раз­ви­тия и ис­сле­до­ва­ния в нед­ви­жи­мос­ти» Игорь Горс­кий

– Я ду­маю, что в лю­бом слу­чае те, кто вло­жил­ся в зем­лю но­вой Моск­вы, вы­иг­ра­ют. Ес­ли зем­ля бу­дет ин­те­рес­на ин­вес­то­рам, она бу­дет про­да­на по хо­ро­шей це­не. А она бу­дет ин­те­рес­на, по­то­му что стро­и­тель­ство в райо­не но­вой Моск­вы по­вы­ша­ет ин­вес­ти­ци­он­ную сто­и­мость объ­ек­та нед­ви­жи­мос­ти, уп­ро­ща­ет воп­рос сог­ла­со­ва­ний, по­лу­че­ние ин­же­нер­ных се­тей, гра­до­ст­ро­и­тель­ной раз­ре­ши­тель­ной до­ку­мен­та­ции.

Источник: svpressa.ru