Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

В связи с 140-летием С.Н. Булгакова в 2001 г. были осуществлены два важных международных мероприятия: в Париже совместно со Свято-Сергиевским Православным богословским институтом был проведен научный симпозиум «Русская мысль в Париже: С.Н. Булгаков» а в Москве, в МГУ, состоялась научная конференция «Философско-хозяйственное осмысление современной и исторической реальности», итогом которых стал выход в свет коллективной монографии «Ренессанс философии хозяйства» (2011), посвященной С.Н. Булгакову.

В 2012 г. по случаю ста лет со времени опубликования С.Н. Булгаковым своего труда «Философия хозяйства» и фактически столетнего юбилея отечественной, а может, и мировой, философии хозяйства в МГУ была проведена международная научная конференция «Философско-хозяйственная мысль: София, софийность, софиология», следствием которой стали подготовка и выход в свет оригинальной коллективной монографии «София. 100 лет русской философии хозяйства» (2012).

Возрождение философии хозяйства произошло не в силу опубликования, к примеру, той же «Философии хозяйства» С.Н. Булгакова в 1990 г., а в силу объективной необходимости, толкавшей живую мысль на тот же или сходный путь, на который когда-то вступил Булгаков. Пришло время аналогичных забот и притязаний, выхода за пределы политической экономии и науки вообще, вхождения в сферу философии, да не просто философии, а метафизической философии, соединения вновь философии и хозяйства, т. е. пришло время нового созидания философии хозяйства, а в чем-то уже и новой философии хозяйства.

Так случилось, может, и провидчески, что философия хозяйства была возрождена в последней четверти XX в. в том же самом Московском университете, в котором она и зарождалась.

Интерес к философии хозяйства – не просто исследовательский интерес к мало изученной области реальности; такой интерес появляется как ответ на драму человеческого познания вообще, во всяком случае, его европейской парадигмы, на кризис научного познания, на неразрешимость массы проблем на основе и в пределах сциентизированных экономии и философии. Философия хозяйства рождается как попытка заглянуть в иные смысловые сферы, чем это может сделать наука как таковая; поместить размышляющее и переживающее сознание в такое смысловое пространство, которое доступно только метафизически философствующему сознанию (не уму только, но и сердцу); ответить на такие вопросы, на которые наука вообще, экономическая наука и политическая экономия даже не стремятся ответить, а по существу и не могут. И среди этих вопросов доминируют вполне родственные вечным вопросам: что есть человек и его жизнь, почему, зачем и куда устремлен человек хозяйствующий, какие цели и последствия имеет человеческое хозяйство, к какому общему результату оно может привести? Разумеется, философия хозяйства не ограничивается этими и им подобными вопросами, но главное состоит в том, что она способна ставить такие вопросы и предлагать на них ответы.

Философия хозяйства – мировоззренческое знание, и никаким другим оно быть не может. Это не функциональное, не технологическое, не операциональное знание, а потому напряженный диалог, в котором находится философия хозяйства с той же экономической наукой, имеет отношение в первую очередь и по преимуществу к мировоззренческой стороне дела. Философия хозяйства не дает практических советов, но это не означает, что она не практична, ибо философия хозяйства дает мировоззрение и созидает через него и в его рамках человека хозяйствующего.

Без философии хозяйства – это один человек хозяйствующий, но совсем другой – с философией хозяйства.

Философия хозяйства не заменяет собою ни экономической науки вообще, ни даже политической экономии. У философии хозяйства свой размыслительный подход и своя размыслительная задача. Это не одна из экономических наук, как и не одна из отраслей философии (хотя условно так можно в определенных контекстах говорить), это в общем-то самостоятельная область мысли и знания, что, быть может, не так просто осознать, но осознать все-таки надо. Философия хозяйства, безусловно, соприкасается и даже пересекается с экономией и философией, но исток свой она берет не в них, а потому это не только не отрасль экономии или философии, но даже и не их соединение (нельзя взять и перемешать экономию с философией, чтобы получить философию хозяйства, как нельзя в экономию просто добавить философию, а в философию – экономию, чтобы достигнуть того же результата; надо развивать именно философию хозяйства, т. е. философию хозяйствующего человека).

Философия хозяйства рассматривает хозяйство как жизнь, а жизнь как хозяйство. Это важнейшее исходное положение, определяющее сразу все: объект когнитивного интереса, субъекта этого интереса, масштаб и глубину познания и осмысления, его разнообразие и возможности (как и невозможности). Предмет философии хозяйства настолько объемен и одновременно бесконечен, что этого предмета как бы и нет, во всяком случае, он сколько-нибудь строго не определен. Лучше исходить из того, что предмет более неопределенен, чем определенен. И ничего страшного здесь нет, ибо, повторяем, философия хозяйства – не собственно наука, хотя она и не чужда научных подходов (где это необходимо и возможно). Вряд ли стоит стараться определить предмет философии хозяйства, во всяком случае, точнее, чем это сделано в двух вышеприведенных выражениях: «хозяйство как жизнь» и «жизнь как хозяйство». Разумеется, мы можем уточнять направление интереса философии хозяйства, ее главный когнитивный аспект, вводя, к примеру, мотив организации – того же хозяйства, той же жизни, т. е. жизни-хозяйства, хозяйства-жизни. Но это уже оказывается не строго обусловленным актом, а лишь чьим-то личным предпочтением.

Можно сказать, что философия хозяйства в общих чертах, но в необходимой целостности, как знание уже сложилось, хотя, быть может, не в той степени завершенности и ясности, которая потребна для, так сказать, представительного образа. Вообще философия хозяйства – не столько завершенное знание, сколько специфическая область мысли и размышлений, имеющая, конечно, свои смысловые опоры, но не претендующая на свойственную теоретической мысли конструкционную завершенность (философия хозяйства – не теория в буквальном смысле слова, хотя и относится к той знаниевой сфере, которая обычно квалифицируется как теоретическая; теории философии хозяйства нет и быть не может, хотя может быть вдохновляемая, в частности, философией хозяйства теория хозяйства).

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS