Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

{div width:285|float:left}{module Talcott Parsons}{/div}Быст­рые эко­но­ми­чес­кие из­ме­не­ния, ко­неч­но, при­во­дят к кри­зи­су иден­тич­нос­ти, кри­зи­су то­го, кто я, ку­да я иду, где на­хо­дит­ся на­род, на ка­ком эта­пе. По­э­то­му лю­бые мо­мен­ты быст­рых транс­фор­ма­ций очень силь­но на­чи­на­ют обост­рять связь эко­но­ми­чес­ких и со­ци­аль­ных па­ра­мет­ров. Се­год­ня уже Олег Ти­мо­фе­евич под­ни­мал воп­рос о том, что Маркс счи­тал эко­но­ми­ку ба­зи­сом, а все ос­таль­ное надстрой­кой, со­от­ве­т­ствен­но, чуть ме­нее зна­чи­мой с точ­ки зре­ния и эко­но­ми­чес­ко­го ус­пе­ха, и раз­ви­тия. Но ес­ли мы возь­мем с ва­ми, нап­ри­мер, со­ци­о­ло­га, ко­то­ро­го зо­вут Т. Пар­сонс, то о чем он го­во­рит? Он вы­де­ля­ет ряд под­сис­тем об­ще­ст­ва, каж­дая из ко­то­рых вы­пол­ня­ет свою осо­бую функ­цию. Эти функ­ции вно­сят вклад в це­ло­ст­ную жизнь об­ще­ст­ва, и все они важ­ны. Но схе­ма у не­го нем­но­го дру­гая. Вни­зу на­хо­дит­ся эко­но­ми­ка. Эко­но­ми­ка за что от­ве­ча­ет? Ка­кую функ­цию она вы­пол­ня­ет? Функ­цию адап­та­ции. Че­го? Об­ще­ст­ва. К че­му? К ок­ру­жа­ю­щей сре­де. Что­бы у нас бы­ло, что есть, что пить, и про­чее. Сле­ду­ю­щая под­сис­те­ма но­сит наз­ва­ние «по­ли­ти­чес­кая». За что она от­ве­ча­ет? Она от­ве­ча­ет за це­ле­дос­ти­же­ние, за пос­та­нов­ку це­ли, мо­би­ли­за­цию ре­сур­сов и дви­же­ние в эту сто­ро­ну. Две верх­ние под­сис­те­мы – это под­сис­те­мы со­ци­аль­но-куль­тур­ные, ко­то­рые вы­пол­ня­ют функ­ции ин­тег­ра­ции об­ще­ст­ва и восп­ро­из­во­д­ства об­раз­цов, обес­пе­че­ние ус­той­чи­вос­ти, ста­биль­нос­ти, предс­ка­зу­е­мос­ти об­ще­ст­ва. На­ли­чие как раз об­щих цен­нос­тей, об­щей иден­тич­нос­ти – это все на­вер­ху. Ло­ги­ка Пар­сон­са сво­ди­лась к то­му, что ес­ли при кри­зи­се неп­ра­виль­но ра­бо­та­ет эко­но­ми­чес­кая функ­ция, но нор­маль­но ра­бо­та­ют функ­ция це­ле­дос­ти­же­ния и верх­ние две функ­ции (ин­тег­ра­ции и фор­ми­ро­ва­ния куль­тур­но­го об­ра­за), то об­ще­ст­во вы­дер­жит. По­то­му что оно це­ло­ст­но, оно спо­соб­но мо­би­ли­зо­вать­ся, у не­го есть кон­сен­сус по по­во­ду ба­зо­вых цен­нос­тей.

Ес­ли до­бав­ля­ет­ся кри­зис в сфе­ре по­ли­ти­ки, си­ту­а­ция ус­лож­ня­ет­ся – уже це­лые две сис­те­мы ох­ва­че­ны кри­зи­сом. Но опять же, ес­ли име­ет­ся оп­ре­де­лен­ный кон­сен­сус в от­но­ше­нии цен­нос­тей и норм, то мож­но из не­го вый­ти. Но ес­ли кри­зис ухо­дит в верх­нюю часть (со­ци­аль­ной ин­тег­ра­ции и восп­ро­из­ве­де­ния куль­тур­но­го об­раз­ца), то эко­но­ми­ка и по­ли­ти­ка вряд ли вы­та­щат об­ще­ст­во из это­го сос­то­я­ния. Это схе­ма, про­ти­во­по­лож­ная Марк­су. Это пер­вый мо­мент, на ко­то­рый я хо­те­ла об­ра­тить вни­ма­ние.

Сле­ду­ю­щий мо­мент – ког­да мы на­чи­на­ем го­во­рить о важ­нос­ти по­ня­тия иден­тич­нос­ти, есть опас­ность уй­ти в дру­гую край­ность. И вос­пе­вать отс­та­лость, ка­кие-то эле­мен­ты, ко­то­рые бу­дут на­зы­вать се­бя тра­ди­ци­он­ны­ми, на са­мом де­ле яв­ля­ясь эле­мен­та­ми уже чу­жо­го прош­ло­го. Что­бы из­бе­жать по­доб­ных ве­щей, хо­те­лось бы об­ра­тить­ся к по­ня­тию мяг­кой мо­щи, раз­ра­бо­тан­но­му Дж. На­ем, так на­зы­ва­е­мой soft power. Что это та­кое? Мяг­кая мощь – это не­ко­то­рая куль­тур­ная си­ла, не эко­но­ми­чес­кая, не во­ен­ная, а имен­но куль­тур­ная си­ла, ко­то­рая по­то­му и мощь, что мо­жет ока­зы­вать воз­дей­ствие, рав­но­цен­ное в не­ко­то­рых слу­ча­ях эко­но­ми­чес­ко­му и во­ен­но­му. Как это осу­ще­с­твля­ет­ся? В со­ве­тс­кое вре­мя, у СССР, – он го­во­рит, – бы­ла ог­ром­ная мяг­кая мощь. В чем она зак­лю­ча­лась? Имен­но в куль­ту­ре. Ба­лет: кто ли­дер? СССР. Это же ка­са­ет­ся ве­ли­кой рус­ской ли­те­ра­ту­ры. В кос­ми­чес­кой сфе­ре: кто по­ле­тел пер­вый в кос­мос? Все это да­ло нам мно­го оч­ков. Об­ра­зо­ва­ние: там бы­ли свои не­дос­тат­ки, но, тем не ме­нее, ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во вь­ет­нам­цев и про­чих лю­дей счи­та­ли за счастье при­е­хать к нам и, со­от­ве­т­ствен­но, учить­ся у нас. На­ши спе­ци­а­лис­ты име­ли глу­бо­кие фун­да­мен­таль­ные зна­ния. Зна­ние язы­ка – это фак­ти­чес­ки эле­мент вли­я­ния, эле­мент убеж­де­ния, эле­мент при­об­ще­ния, прив­ле­че­ния дру­го­го че­ло­ве­ка на свою сто­ро­ну. И это очень важ­ный ас­пект, ко­то­рый нель­зя иг­но­ри­ро­вать.

У нас, к со­жа­ле­нию, не бы­ло дос­ти­же­ний в об­лас­ти мас­со­вой куль­ту­ры в со­ве­тс­кий пе­ри­од, – счи­та­ет Най. Та­ких дос­ти­же­ний, ко­то­рые бы в со­че­та­нии с эко­но­ми­чес­ки­ми ус­пе­ха­ми де­ла­ли бы на­шу стра­ну, или ди­ас­по­ру, или лю­бую груп­пу лю­дей бо­лее прив­ле­ка­тель­ной для дру­гих. Важ­но, что­бы кро­ме эко­но­ми­чес­ко­го рос­та осу­ще­с­твля­лись про­цес­сы, свя­зан­ные с иден­тич­ностью лю­дей, с уче­том их куль­тур­ных осо­бен­нос­тей, что­бы на­ши власть пре­дер­жа­щие по­ни­ма­ли, что мяг­кая мощь – это имидж. А имидж – это очень важ­ная вещь. То есть мяг­кая мощь – это воз­мож­ность вли­ять, не при­нуж­дая, а прив­ле­кая ко­го-то. В со­че­та­нии с эко­но­ми­чес­ки­ми дос­ти­же­ни­я­ми она да­ет подъ­ем и прив­ле­ка­тель­нос­ти, и же­ла­ния сле­до­вать цен­нос­тям, и же­ла­ния при­со­е­ди­нить­ся к ус­пе­ху. Хо­те­лось бы, что­бы мы опять ста­ли прив­ле­ка­тель­ны. Прив­ле­ка­тель­ны с точ­ки зре­ния ин­тег­ра­ции в об­ще­ст­ве и в уси­ле­нии меж­дис­цип­ли­нар­но­го син­те­за на­ук.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS