Тем не менее, кризис не разрешён, долги висят, безработица имеет очень высокий уровень (по неофициальным данным – 23%, по официальным – лишь 8%). Чтобы раскрутить маховик экономики, нужны новые масштабные инвестиции в экономику, но кто их сделает? Рузвельт решал такие проблемы масштабными стройками за государственный счёт – все федеральные хайвэи были построены в Великую депрессию. Но тогда государство почти не имело долгов! Сейчас государственный долг США сам создаёт уже угрозу экономике – государство США вынуждено сокращать даже социальные расходы на фоне общего кризиса. Государство потеряло возможность стимулирования экономики имея триллионный дефицит бюджета, где половина дефицита создаётся за счёт оплаты процентов по накопленному долгу. Это ещё один военный бюджет. Идёт накопление долга с ускорением, точка возврата давно пройдена. Что это означает? Только необходимость масштабных реформ финансовой системы. Они неизбежны, ибо ёмкость долгового рынка для государственных бумаг не бесконечна. Конец близок. Вопрос только – когда? И какие именно будут реформы? Собрались ехать на пмж в Белорусь, тогда вам нужно позаботиться о дипломе о высшем образовании и купить диплом Белорусского образца, с Белорусским дипломом вам будет проще искать работу!
Некий запас времени у США и мировой экономики пока есть. Это время предоставлено за счёт нулевых ставок центральных банков. И пример экономики Японии, которая на 10 лет опережает США по своим долговым проблемам, говорит, что процесс “зависания» может длится довольно долго – более 10 лет. Это в принципе. Но на практике времени меньше – ёмкость рынка для госбумаг США исчерпается раньше. Далее – гиперинфляция или дефолт, который полностью изменит мир. Ёмкость рынка пока позволяет увеличивать долг США в течении ближайших 3-5 лет. Срок этот сильно зависит от поведения центральных банков стран экспортёров, которые накапливают в своих ЗВР американские трежерис. От поведения ЦБ России – в том числе.
3. Как эта ситуация отражается на экономике России? Это самый интересный вопрос. Экономика России кредитуется западными банками, так определено политикой нашего ЦБ, действующего в рамках колониальной системы валютного комитета – “currency board”. Денежная масса страны определяется размерами накопленного ЗВР, эмиссия рублей сверх заработанной экспортом сырья валюты исключена. И что же получается, если западные банки начинают испытывать проблемы и перестают выдавать кредиты? Это значит, что нет рефинансирования уже накопленных долгов, их возврат превращается в масштабный отток капитала. А это, в свою очередь, вызывает сжатие денежной рублёвой массы в стране. Падение экономики в 2009 году вслед за рецессией в США и Европе привёл к острой нехватке денег в стране, к резкому сжатию денежной массы и росту кредитных ставок в банковской сфере. Экономика резко снизила свою рентабельность и погрузилась в долги. Долговой кризис 2009 года привёл к массовым банкротствам и падению производства на 20% – больше чем в США, инициировавшей кризис.
Российские проблемы имеют другие механизмы, чем в США, они увязаны с проблемой финансовой зависимости страны. И без её решения все проблемы западных банков будут иметь умноженный эффект в российской экономике, полностью финансируемой из-за рубежа. Выход из системы “currency board» может отвязать российскую экономику от западной и дать ей возможность роста за счёт снижения стоимости оборотных средств, за счёт снижения банковских ставок. Такие инициативы рассматриваются сейчас в Госдуме, принятие поправок к закону о ЦБ имеет шанс вывести страну из числа финансовых колоний. Если они, конечно, будут приняты. Важно правильное понимание ситуации как депутатами Думы, так и Правительством страны. И тут будет очень серьёзная информационная битва. Её результат и решит будущее России в длительной перспективе.
В краткосрочном же плане, видно, что руководство учло уроки 2009 года и пытается компенсировать новый отток капитала за счёт денежной эмиссии в обход рамок валютного комитета. Уже 1,5 трлн рублей эмитировано сверх размеров ЗВР. Это положительный фактор, дающий надежду на стабильность в ближайшей перспективе. Нового витка кризиса можно избежать, если ЦБ будет продолжать эту политику не смотря на давление со стороны МВФ и Мирового Банка, очевидно пытающихся загнать Россию обратно в рамки “currency board”.
4. Какие факторы ослабляют позиции России? Частично на этот вопрос я уже ответил – это финансовая зависимость от западной финансовой системы в рамках “currency board». Это политика ЦБ на сдерживание роста денежной массы, вызывающее хроническое недофинансирование экономики, недостаточные размеры оборотных фондов и высокая их стоимость. Низкий уровень монетизации – результат такой политики и он сдерживает экономический рост. При оптимальном развитии событий, эта политика ЦБ будет изменена и деньги в экономику пойдут. Это может вызвать взрывной рост промышленности. Потенциал роста очень велик, по сути низкий 40%-ый уровень монетизации замедляет экономику в 3-4 раза. И вместо 4-6% роста можно будет увидеть 16-24% роста. Только за счёт увеличения нагрузки на уже ИМЕЮЩИЕСЯ промышленные мощности. Это возврат промышленности на уровень полной нагрузки. Дальнейший рост будет обеспечен вводом в строй новых мощностей, которые тоже зависят от масштаба инвестиций. И это должно быть сделано уже в рамках каких-то стратегических программ развития. Которых пока просто нет.
5. О готовности к “катаклизмам.” В принципе – да, готовы. Я не пессимист и я вижу, что ЦБ что-то наконец делает правильно. Я о компенсации оттока иностранного капитала рублёвой эмиссией. Другое дело, насколько решительно он это делает. Пока всё хорошо, но форс-мажорные обстоятельства очень легко выводят наше руководство из равновесия. Оно вообще реагирует замедленно и слабо. История показывает, насколько реакция нашего Правительства может быть запоздалой и неадекватной резко изменившимся обстоятельствам. Возможно новая конфигурация власти как-то повлияет на эффективность принимаемых решений, но прогнозировать тут ещё более сложно – это субъективные факторы.
6. Какие основные меры против кризиса на западе? В принципе, это следует из природы самой главной проблемы – финансовой зависимости страны. Ликвидация зависимости вернёт стране возможность ускоренного экономического роста, сравнимым даже с ростом китайской экономики. И это необходимо, если мы не хотим стать в конце концов её придатком. Ситуация в мире с кризисом изменилась – из-за кризиса именно эта экономика становится мировым флагманом, а геополитическая карта связывает нас в единый экономический регион. Мы станем колонией не США и Европы, а Китая, если не ускоримся, не побежим с ним на равных. В конце концов запад давно исчерпал себя, и мы должны понимать, что фактически уже идёт смена мирового лидера. И нужно к этой ситуации быть готовым более, чем к каким-то катаклизмам на Западе. В практическом плане нам просто необходимо вернуть ЦБ роль конечного кредитора и начать масштабные инвестиции в экономику. ЦБ должен начать кредитовать российскую экономику, дать ей дешёвые и “длинные» деньги, и начать выпуск денег именно для этого.
Проблема ВТО стоит в этом плане второй по важности. Для защиты отечественного производителя в рамках ВТО есть лишь один механизм – девальвация национальной валюты. Решение может быть не популярным, но очевидным для экономистов – снижение курса национальной валюты снизит удельные затраты отечественных производителей в сравнении с затратами импортёров. Это увеличит конкурентоспособность отечественного производителя. Поэтапное снижение курса рубля в 1.5-2 раза даст России шансы конкурировать с товарами из Китая. Экономика России начинала свою историю роста после дефолта 1998 года. Что дало ей импульс? Именно девальвация рубля! Эту историю нужно повторить без дефолта. Но не резко, чтобы избежать дефолтов российских банков из-за набранных в валюте долгов, а поэтапно в течении 3-4 лет вместе с замещением иностранного долга внутренним.
Конечно, список мер по защите отечественного производителя можно продолжить. Их может быть много, тут нет предела фантазии. Разные государственные программы инвестиций, снижение налогов, какие-то целевые фонды и т.д. Но ограничимся пока главными, связанными с самим устройством финансовой системы страны. Она требует ремонта прежде всего.
Источник: oko-planet.su