Суббота, 23 Февраля, 2019
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

 

Grexit – символ «высоких отношений» Афин и Брюсселя

Греческое общество перестало верить в успешный выход из социально-экономического тупика ещё в 2010 году, когда разразился кризис. Уже тогда стали звучать предложения о выходе из зоны евро и даже из Европейского союза. Появился даже англоязычный термин Grexit - сочетание слов Greece и exit («Греция» и «выход»). Пригрозили Брюсселю и референдумом о выходе из зоны евро. В Евросоюзе тогда всячески гасили такие настроения, полагая, что издержки выхода будут для ЕС слишком тяжелыми.

Сегодня ситуация изменилась – и в самой Греции, и за её пределами.

Внутри Греции резко усилились настроения в пользу выхода страны из зоны евро. Да, первое время будет тяжело, но возвращение к драхме даёт шанс на возвращение к самостоятельной денежно-кредитной и экономической политике. Всем надоело, что страной управляют из Вашингтона (МВФ), из Брюсселя (Еврокомиссия), из Франкфурта (Европейский центральный банк) и из Берлина (правительство Германии, которая задаёт тон в зоне евро).

А «большой тройке» и Германии надоело возиться с Грецией – «коровой», которая лишь требует «корма», а «молока» в ближайшей перспективе давать не будет. К тому же еврозона за последние два года, по мнению брюссельских чиновников и госпожи Меркель, укрепилась. Конечно, уход Греции из «единой валютной Европы» будет иметь некоторые неприятные последствия для еврозоны, но развалить ее, по мнению Брюсселя и Берлина, он не сможет.

Экономическая программа СИРИЗА

Основные положения экономической программы Коалиции радикальных левых сил (СИРИЗА) - отказ от наднациональной валюты евро и возврат к драхме, которая существовала еще в древней Элладе, а после освобождения Греции от турецкого ига была вновь восстановлена в 1832 году. Такой шаг позволит выстроить национальную денежно-кредитную политику, которой Греция лишилась, вступив 1 января 2001 года в еврозону. Далее предлагается провести национализацию стратегически важных предприятий и всех банков страны.

Лидеры СИРИЗА прекрасно понимают, что даже восстановление государственного статуса Центробанка - необходимое, но недостаточное условие проведения самостоятельной денежно-кредитной политики. Поэтому предлагается ввести селективные ограничения на трансграничное движение капитала, чтобы исключить проникновение в страну финансовых спекулянтов. Вместо рекомендуемого МВФ и брюссельскими чиновниками снижения налогов предлагается, наоборот, их поднять и восстановить социальные программы, отменённые Международным валютным фондом.

Когда в стране в начале текущего десятилетия обострилась проблема государственного долга, СИРИЗА начала поиск возможных источников его покрытия. Она отвергала традиционные рецепты МВФ вроде приватизации государственной собственности. Альтернативным источником она назвала… репарации. СИРИЗА подняла вопрос о том, что Германия недоплатила Греции репарации по итогам Второй мировой войны. Да, в свое время греки получили от Германии определённые суммы репараций. Первый транш репараций был получен в конце 40-х - начале 50-х гг. ХХ века. В основном это были поставки промышленной продукции (станков, оборудования) на общую сумму 105 млн. марок (примерно 25 млн. долл.), что в современных ценах эквивалентно 2 млрд. евро. Второй транш репараций пришелся на 60-е гг. ХХ века. В 1960 году Греция и ФРГ заключили договор, согласно которому 115 миллионов марок направлялись греческим жертвам нацизма. Выплаты были привязаны к отказу греков от дополнительных требований индивидуальных компенсаций. Однако всё это – копейки на фоне реальных ущербов Греции от последней войны, говорят руководители СИРИЗА. Национальный совет по немецким военным репарациям назвал в 2013 году сумму ущерба в полтриллиона евро.

В марте 2014 года президент Греции Каролос Папульяс вновь потребовал от Германии репараций за ущерб, нанесенный стране во время войны. Греческая сторона претендует на 108 млрд. евро в качестве компенсации за разрушения и 54 млрд. евро за займы, выданные Банком Греции нацистской Германии и не возвращённые. Общая сумма репарационных требований Греции составляет 162 млрд. евро. Этой суммы хватит на покрытие половины нынешнего греческого долга.

СИРИЗА против мировых ростовщиков

И, наконец, самым радикальным решением проблемы государственного долга СИРИЗА считает списание долга. По крайней мере, наполовину. Придя к власти, коалиция планирует провести переговоры с кредиторами и основными держателями долговых бумаг Греции. Внешне это напоминает ту реструктуризацию, которая была проведена в отношении греческого долга в 2012 году, но есть существенное отличие. Тогда списание долга осуществлялось «сверху», сейчас планируется провести его по инициативе самой Греции, то есть «снизу».

В июне 2012 года на выборах победила правоцентристская партия «Новая демократия», которая соглашалась на проведение удушающей страну финансовой политики Вашингтона и Брюсселя. Уже тогда СИРИЗА ставила вопрос о списании долга или, по крайней мере, введения моратория на выплаты по нему. «Для того чтобы в дальнейшем Греция могла выполнять свои долговые обязательства, мы выступаем за пересмотр внешнего долга страны. Мы считаем, что большая часть этой суммы является в той или иной степени результатом незаконных операций с международным финансовым капиталом. Должна быть создана специальная международная комиссия, которая бы проанализировала внутреннюю экономическую ситуацию в Греции и вынесла бы свою оценку», - заявил накануне выборов 2012 года один из активистов СИРИЗА, депутат греческого парламента Вангелис Апостолу. «На остаток международного долга, с суммой которого мы будем согласны, - подчеркнул он, - СИРИЗА потребует ввести мораторий в виде приостановки выплаты по процентам долга на три-четыре года. Это единственный выход, чтобы мы могли в полной мере выполнять обязательства перед своим народом, и это единственное приемлемое решение, чтобы мы остались в еврозоне. В дальнейшем мы также намерены связывать оплату внешнего долга с развитием экономики страны. Прежде всего, деньги пойдут на социальные нужды граждан, а не на оплату процентов по долгу. Есть деньги — платим “по счетам”, нет денег — не будем оплачивать».

Судя по выступлениям других представителей СИРИЗА, кроме моратория и реструктуризации долга Греция в случае победы Коалиции радикальных левых сил может пойти и на вариант суверенного дефолта. Греческие политики вспоминают, что в истории страны случаи дефолтов по государственным долгам уже были. Например, в 1898-м и 1932 году. Впрочем, грань между мораторием, реструктуризацией и дефолтом достаточно условная. Речь идёт об упреждающем шаге, призванном предупредить объявление страной дефолта. Та же реструктуризация может предусматривать отсрочку (мораторий) по уплате процентов и/или погашению основной суммы долга.

Наиболее решительные представители СИРИЗА говорят, что если не удастся договориться с кредиторами и заимодавцами о реструктуризации долга, новое правительство пойдет на принятие одностороннего решения о моратории на выплаты и списание части долга.

Лидер СИРИЗА Алексис Ципрас в начале января 2015 года заявил, что правительство под руководством коалиции «начнет переговоры в рамках Евросоюза по новому взаимовыгодному реалистичному соглашению об обслуживании госдолга и развитии реальной экономики с тем, чтобы добиться списания большей части номинальной стоимости долга страны… при помощи технических приемов, которые не нанесут ущерб народам Европы, а будут реализованы с помощью коллективных европейских механизмов». «Списание долгов Германии было проведено в 1953 году, и для Греции это будет сделано в 2015 году», – добавил он. Лидер СИРИЗА отметил, что в соглашение о выплате госдолга «будет внесена поправка об экономическом развитии, чтобы деньги на погашение кредитов шли от экономического роста, а не из профицита госбюджета». Партия будет также “добиваться льготного периода, то есть моратория на обслуживание госдолга для немедленной экономии средств на развитие и перезагрузку экономики”.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2019 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1213 гостей онлайн