Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Так, в главном документе по национальной безопасности, исходящем от Президента США, Стратегии национальной безопасности 2010 г., открыто говорится о том, что доступ к источникам энергии является жизненным интересом США. Для достижения этой цели США намереваются диверсифицировать источники энергии и направления экспорта энергоресурсов.

Несмотря на провозглашение цели уменьшения зависимости от углеводородов, очевидно, что в ближайшие 30-50 лет отказаться о них не удастся. Поэтому за такой благородной формулировкой скрывается конкретный узконаправленный национальный интерес США – поиск новых регионов, богатых энергоресурсами и любыми средствами обеспечение бесперебойной поставки нефти и газа по наиболее выгодным ценам.

Общие идеологические установки, представленные в «Стратегии национальной безопасности», нашли более глубокое и конкретное отражение в «Четырехлетнем обзоре оборонной политики», изданном в феврале 2010 г. Министерством обороны США. В документе четко представлены четыре области, на которые нацелено повышенное внимание Минобороны и которые требуют активной разработки: помощь в обеспечении безопасности, усиление обороны, защита промышленной базы страны и союзников и обеспечение энергетической безопасности. Именно последний пункт заслуживает особого внимания.

Постепенно вооруженные силы США начинают переориентироваться на обеспечение ресурсной безопасности. Критическое значение приобретает не сама по себе территория, а ее экономический и, в частности, энергетический потенциал с крайне уязвимой энергетической инфраструктурой. Это становится заметно при анализе Внешнеполитического Обращения Государственного секретаря США Хиллари Клинтон на заседании Совета по международным отношениям 15 июля 2009 г., которая подчеркнула, что одной из четырех задач, решением которых занимаются вооруженные силы США на Ближнем Востоке, является обеспечение энергетической безопасности.

Тем не менее, все эти формулировки, приведенные в официальных политических документах и речах, достаточно обтекаемы и заключены в относительно благодушную фразеологическую оболочку. Гораздо дальше идет разведывательное сообщество США, вводя термин «энергетическое противостояние» или «энергетическое соперничество» (energy competition). Управление Директора национальной разведки в «Национальной разведывательной стратегии» 2009 г. пишет о том, что назревающее энергетическое соперничество может нанести серьезный урон национальной безопасности США, так как множество стран будут искать новые источники энергии, транспортные маршруты и т.д. В этой связи разведсообщество США будет всеми силами пытаться не допустить ущемления национальных интересов в данной сфере, активно работать в направлении воспитания аналитиков в области энергетической безопасности и получения информации по ее критически важным аспектам.

Завершая рассмотрение концептуальных взглядов нынешнего американского военно-политического руководства США на проблему использования военной силы для обеспечения энергетической безопасности, стоит обратиться к документу «Global Trends 2025: A Transformed World» («Глобальные тенденции 2025: Измененный мир»), разработанному совместно Национальным разведывательным советом и Управлением Директора национальной разведки.

Прогнозируя вероятные сценарии развития мировой ситуации в кратко– и среднесрочной перспективах, авторы доклада признают, что конфликт за обладание и доступ к энергоресурсам вполне возможен. Это может быть крупный межгосударственный конфликт, спровоцированный странами, активно стремящимися получить доступ к новым богатым в ресурсном отношении регионам или сохранить свой политический режим. Авторы справедливо отмечают возросшую военно-экономическую активность таких стран, как Китай и Индия, а именно по наращиванию объемов торговли вооружениями и строительством океанских флотов. Для Китая такой флот критически необходим для осуществления национальной идеи – экспортно-ориентированной экономической экспансии и охраны путей, по которым страна импортирует сырье.

Несмотря на смену целого ряда идеологических установок, после прихода демократического президента Б. Обамы в Белый дом, постулат о доминировании в энергетической сфере остался практически неизменным. Так, в своем выступлении на политическом форуме, организованном Сэмом Нанном в Технологическом институте Джорджии 16 апреля 2012 г., заместитель министра обороны США Эштон Картер прямо заявил о том, что «США несут тяжелую ношу и огромные обязательства по обеспечению как национальной, так и глобальной энергетической безопасности». Вполне закономерно предположить, что в большей степени США заинтересованы в обеспечении национальной энергетической безопасности, однако и ресурсная безопасность союзников для них имеет весьма существенное значение. Это доказывается тем фактом, что непосредственно с Ближнего Востока, который считается традиционным приоритетом военной политики США, Америка получает лишь 10-15% от своего импорта углеводородов. В гораздо большей степени от ближневосточной нефти и газа зависят Европа и, конечно, Китай.

Тем не менее, это обстоятельство не только не снижает интерес США к региону, но скорее наоборот – привлекает их внимание. Б. Обаме в наследство от его предшественника досталась очень серьезная ситуация как в Ираке, так и Афганистане. И несмотря на то, что в декабре 2011 г. состоялся вывод американского воинского контингента из Ирака, США отнюдь не потеряли преимуществ в контроле над нефтеносными зонами.

Начиная военную операцию в этой стране в марте 2003 г., Президент Д. Буш-мл. руководствовался не только идеями избавления мира от недемократического режима Саддама Хусейна, предположительно разрабатывавшего оружие массового уничтожения. Нельзя исключать, что иракская кампания США была связана с желанием Вашингтона закрепиться в зоне месторождений нефти, с учетом неблагоприятной перспективы в обеспечении мира этим видом топлива. Ирак обладает третьими по величине нефтяными запасами в мире, и контроль над ним стал центральным пунктом американской энергетической стратегии, разработанной в 2003 г. вице-президентом Ричардом Чейни и его сподвижниками по Республиканской партии.

Президент Б. Обама, руководствующийся интересами национальной безопасности своего государства, оказался перед дилеммой, когда напрямую столкнулся с необходимостью решать «иракскую» проблему. С одной стороны, необходимо было выполнить предвыборное обещание по выводу войск из Ирака, а с другой – не допустить выхода Ирака из сферы своих интересов, в том числе энергетических. И в этой ситуации Президент Обама принял правильное решение – объявил о выводе американских войск из этой страны. Вместе с тем, стратегическое преимущество США в Ираке совершенно не ослабло. Был достигнут один колоссальный политико-экономический результат, закрепить который Президент Обама пытается с помощью других стран региона, а именно – повышение энергетической уязвимости Китая в виду его сильной зависимости от ближневосточных углеводородов. Таким образом, в настоящее время все шаги Вашингтона в этом большом регионе в той или иной мере направлены на сдерживание энергетических амбиций Китая и усиление собственного влияния и даже лидерства: контроль над Ираком, попытки закрепиться в Афганистане, Центральной Азии, контроль пролива Ормуз и т.д.

Отношения США и Ирана также развиваются с учетом энергетического фактора. На первый взгляд, ситуация очень проста, и основным мотивом негативного восприятия Вашингтоном иранской политики является стремление Ирана поставить на службу некоторым традиционным и иногда даже воинственным исламским ценностям современные ракетно-ядерные технологии и вооружение. Однако не только это является причиной пока непримиримых противоречий США и Ирана.

Исламская республика обладает пятыми по размеру нефтяными запасами в мире (после Саудовской Аравии, Ирака, Кувейта и ОАЭ), однако из-за санкций выйти на пиковый уровень 1974 г. в 6 млн. баррелей в день Тегеран не может.

Эти санкции также тормозят международные усилия по разработке недр Каспийского бассейна. Поскольку Каспийское море внутреннее и не имеет выхода в Мировой океан, любой экспорт нефти и газа может осуществляться только через трубопроводные системы, либо путем доставки углеводородов в порты с доступом к международным водам.

В настоящее время энергетические компании могут использовать лишь «старую», времен СССР, трубопроводную систему по транспортировке Каспийской нефти и газа в Россию, а затем в Восточную Европу, или два более «новых» трубопровода по доставке нефти и газа в порты на Черном море.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS