В свете всех этих событий нельзя исключить, что момент, выбранный для предостережения президента Каримова о «войне за воду», был тщательно рассчитан по времени. Оглашая своё предупреждение перед визитами президента Путина в Кыргызстан и, позднее, в Таджикистан, президент Каримов хотел убедить своих коллег действовать разумно. Но ощущая за своей спиной поддержку Путина, президент Атамбаев был довольно прямолинеен, когда сказал, что «Россия защитит нас в случае агрессивных действий другой страны или террористов в отношении Кыргызстана». С одной стороны, этим высказыванием президент Атамбаев полностью подчиняет свою страну оборонному потенциалу российского командования. С другой стороны, единственной страной, к которой могло быть обращено послание президента Атамбаева, является Узбекистан. Из всех четырёх соседей Кыргызстана только Узбекистан может иметь мотивы для «агрессивных действий» по причинам изложенным выше: Китай не станет искать ненужных проблем на свою голову, нападая на крохотную страну, в чьей столице когда-то находился контртеррористический центр ШОС; Таджикистан сидит в одной лодке с Кыргызстаном (и президент Путин посещает эту страну в начале октября); а Казахстан слишком близок к России политически и экономически, чтобы позволить себе такие акты.
Если подойти к вопросу под другим углом, то становится понятно, что Кыргызстан и Таджикистан не просто хотят помощи России – они в ней нуждаются. Верхненарынский каскад будет производить достаточное количество энергии для того, чтобы Бишкек мог обеспечить электричеством своё население, которое страдало от нехватки электроэнергии и отключений во время президентства Курманбека Бакиева, пришедшего к власти в результате революции 2005 года. Кроме того, Бишкек активно лоббировал вопрос продажи электричества Казахстану при предыдущем правительстве Бабанова. Излишки электричества можно также использовать для компенсации нехватки природного газа, покупаемого у Узбекистана. Вторая сторона, желающая поставить гидроэлектроэнергию себе на службу, – это Таджикистан, чьё впавшее в нищету население предпочитает жить и работать в России, а не у себя дома. Находясь в непосредственной близости к нестабильному Афганистану, Таджикистан является элементом предложенного Госдепартаментом США проекта Нового Шёлкового пути. Проект предполагает доставку продукции и товаров из Центральной Азии в Юго-Восточную Азию через Афганистан, вовлекая тем самым последний в процесс. Принимая это во внимание, киргизская часть проекта обойдётся примерно в 6-8 млрд. долларов США, а Рогун будет стоить около 4-6 млрд. долларов, которые Россия готова предоставить в кредит. Таким образом, и Кыргызстан, и Таджикистан, получат от этого огромную экономическую выгоду, а также обзаведутся кое-какими политическими рычагами.
Поэтому неудивительно, что президент Каримов пытается отбить у Атамбаева и президента Таджикистана Имомали Рахмона охоту к реализации указанных проектов, поскольку те убыточны для экономики его страны, а значит, ослабляют его контроль над страной. Но у России тоже есть свои планы на счёт «ближнего зарубежья». Президент Каримов предпочёл Москве Вашингтон, когда в июне 2012 года Узбекистан приостановил своё членство в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которой первую роль играет Россия,. Антитеррористическая коалиция с США во главе должна свернуть свою миссию в Афганистане через два года и активно сотрудничает с Узбекистаном в вопросе транспортировки (вывода) войск и военного имущества. На фоне ухудшения отношений с Пакистаном роль основного канала снабжения афганской группировки Пентагон по разным причинам возлагает на Северную сеть поставок (ССП). Узбекистан является жизненно важным элементом ССП благодаря своей близости к Афганистану и маршрутам доступа к нему, которые однажды уже использовались Советской Армией сначала для ввода войск в Афганистан, а затем для их вывода из него. Чтобы иметь возможность оставить у себя часть перевозимого военного имущества НАТО, Ташкент был вынужден освободить себя от обязанности консультироваться с Москвой, т.е. выйти из ОДКБ. Кремль проглотил пощёчину, но, разумеется, не забыл её.
Поэтому он пытается вернуть своё прежнее военное присутствие и влияние в регионе. Россия стремится к укреплению своих позиций в этой части мира, в том числе и при помощи 201-й дивизии в Таджикистане (с 2004 года – 201-я военная база; прим. mixednews.ru), переговоры о продолжении пребывания в стране которой ведутся в настоящий момент (5 октября срок аренды продлён до 2042 года; прим.). Учитывая оказание Россией время от времени содействия Душанбе с Рогунской ГЭС, президент Путин, кажется, полон решимости «отвоевать» Центральную Азию по частям. И если принять во внимание будущий вывод войск НАТО, невмешательство Пекина и потребность стран региона во внешней помощи, у России есть все причины заново утвердить своё полное преобладание в регионе. А непостоянная текучая вода производит впечатление очень твёрдого и надёжного основания для таких действий.
Источник: