Какие предварительные выводы можно сделать из визита Томислава Николича в Москву? Обращает на себя внимание сдержанность нового сербского президента в оценках по сравнению с более четкими характеристиками российско-сербского сотрудничества, данными В.Путиным. Последний напомнил, что Россия еще в 2010 году предоставила сербской стороне кредит в размере 200 миллионов долларов и готова сейчас выдать второй транш в размере 800 миллионов долларов. «Кредит должен быть предоставлен на развитие инфраструктурных проектов. Российская сторона готова к реализации. Мы ждем от наших партнеров в Сербии конкретных предложений по технико-экономическому обоснованию предлагаемых к реализации проектов в Сербии. Просил бы Вас, уважаемый господин Президент, дать соответствующий импульс вновь создаваемым управленческим, исполнительным структурам», – подчеркнул В.Путин.19
Ответ Николича был довольно обтекаемым. «Мы сделаем, – пообещал он, – все необходимое для того, чтобы Сербия предоставила хорошие проекты для реализации кредита, который дает Россия», но не упомянул в связи с этим ни об участии своей страны в реализации проекта «Южный поток», ни о других проектах, ранее уже согласованных и утвержденных на межгосударственном уровне.
Еще более осторожными выглядят заявления, прозвучавшие из уст Томислава Николича по ключевой для судеб сербской национальной государственности косовской проблеме. В ходе встречи с российским президентом он поблагодарил за «поддержку, которую Россия предоставила Сербии, особенно что касается сохранения суверенитета Сербии в Косово и Метохии». Однако Николич тут же дал понять, что не считает, что переговоры Сербии с ЕС имеют какое-то отношение к косовскому вопросу. Он подчеркнул, что намерен «выстраивать страну по тем правилам, которые есть в Европейском союзе». «Я до сих пор еще не слышал, что есть такое условие, что мы должны признать независимость Косово и Метохии», – заявил избранный президент.
Развивая последний спорный тезис, противоречащий многочисленным заявлениям официальных представителей Германии и других государств-членов ЕС, Николич в интервью российским СМИ пообещал прояснить данный вопрос в ходе визита в Брюссель, запланированного на 13 июня. Кроме того, он заявил, что намерен лично принимать участие в переговорах, проходивших при его предшественнике между Белградом и Приштиной под эгидой Евросоюза. «Что касается настоящих переговоров между Сербией и институтами власти в Приштине, я, еще будучи в оппозиции, требовал, чтобы они велись на высшем уровне. Чтобы президент и премьер не прятались за министерскими чиновниками», – подчеркнул Т. Николич. А его ссылка на то, что «Конституция не позволяет вести речь о независимости Косово и Метохии без того, чтобы узнать мнение граждан страны на референдуме», сопровождалась словами о том, что «очевидно, что мы уже не можем править в Приштине, но очевидно также и то, что и Приштина не может править в Косовской Митровице».20 Подобная констатация означает не что иное, как завуалированное согласие на раздел сербского края, хотя в поддержке такого решения лидер прогрессистов ранее замечен не был.
Наряду с тем, безусловно, отрадным фактом, что избранный президент Сербии вопреки своим прежним планам совершил свой первый визит в новом качестве все-таки в Москву, а не в Берлин, надо констатировать, что прежние заявления о приоритетном развитии новым сербским лидером стратегических отношений с Россией пока не находят соответствующего продолжения. В обещаниях Николича, скорее, присутствует стремление соблюсти максимальный баланс во взаимоотношениях между Россией и Европейским союзом – при несомненном сохранении в качестве ключевой задачи унаследованного от своего предшественника курса на интеграцию в ЕС. Ссылки же на волю народа в вопросе о территориальной целостности Сербии размываются обещанием «выстраивать страну» по правилам Евросоюза. А, как известно, одним из важнейших правил Брюсселя в отношении Сербского государства является его регионализация, открывающая прямой путь к сецессии не только Косово и Метохии, но и Воеводины, и Прешевской долины, и Санджака.
Анализируя содержание переговоров Томислава Николича в Москве, можно прийти к неожиданному выводу, что Владимир Путин является «бОльшим сербом», чем избранный президент Сербии. Теперь уже только от самого Николича зависит объективная оценка западных геополитических сценариев, отводящих его стране весьма незавидную роль. В противном случае его патриотические обещания рискуют плавно перерасти в продолжение политики Бориса Тадича – к вящему удовольствию Вашингтона и Брюсселя и разочарованию проявивших 20 мая редкостную принципиальность сербских избирателей.