К Стратегии, как к управленческому документу, должен быть предъявлен ряд требований на наличие определенных структурных компонент. Посмотрим, насколько компоненты документа государственно-управленческого получили отражение в Стратегии национальной безопасности России 2015:
ценности – отсутствуют;
цель – отсутствует;
определение базовых категорий, раскрывающих управляемую сферу – есть, но неудовлетворительно;
определение предмета управления (управляемой сферы) – отсутствует;
определение субъектов реализации – отсутствует;
перечень проблем и вызовов – есть;
сценарные прогнозы – отсутствуют;
определение имеющихся ресурсов – отсутствует;
определение коридора возможностей – отсутствует;
определение сроков реализации в различных временных развертках – отсутствует;
определение противоречий с существующей системой и с нормативно-правовой базой – отсутствует;
план действий – отсутствует;
определение мониторируемых количественных показателей для оценки эффективности – есть, но фрагментарно;
оценка рисков, связанных с реализацией Стратегии – отсутствует;
определение контролирующих инстанций – есть, но неудовлетворительно;
определение субъектов ответственности и меры ответственности за невыполнение – отсутствует. (Рис. 7).
Рис. 7. Необходимые компоненты Стратегии
Государственная модель Советского Союза была выстроена под реалии «холодной войны». Купируй этот контекст, и адекватно понять присущую ей мобилизационную систему, приоритетность тяжелого машиностроения, жесткость борьбы с инакомыслием будет невозможно. Но так и только так было возможно противостоять внешнему противнику. И не только противостоять, но и на определенной фазе противоборства одерживать верх. Государственная модель Российской Федерации была организована принципиально иначе. Она выстраивалась не под войну, а под вхождение в западноцентричную мир-систему. Но начинается развертка «новой холодной» войны и модель заподноцентричной интеграции обнаружила не только нефункциональность, но и заложенную в ней антироссийскую перспективу. Стратегия государственной безопасности России должна, соответственно, задавать вектор трансформации прежней системы.
При фиксации того, что новая «холодная война» есть реальность, под задачи военного времени требуется внесение в Стратегию следующих положений:
В финансовой сфере: введение государственной валютной монополии, переход к внедолларовым внешним расчетам, взятие ЦБ и банковской системы под контроль государства.
В экономической сфере: мобилизационная экономика, система государственного планирования и государственного заказа, государственная монополия внешней торговли, переход государству стратегически важных отраслей и объектов народного хозяйства.
В управленческой сфере: введение режима мобилизационного положения, единый штаб управления¸ наказание за должностные преступления по законам военного времени.
В научной сфере: подчинение задачам обороны страны (в том числе в гуманитарной сфере), декосмополитизация интеллектуального класса.
В образовательной сфере: подготовка кадров под задачи военного времени, ограничение притока кадров, получивших образование в иностранных вузах.
В правовой сфере: установление преобладания национального законодательства над международным правом.
В сфере культуры: культура мобилизации, а не шоу, доминация цивилизационноидентичных культурных образцов.
В социальной сфере: ограничение сверхбогатства, недопустимость роскоши, экспроприация антинационального капитала.
В когнитивной сфере: поддержка национальных обществоведческих разработок, подавление рецидивов «низкопоклонства» перед Западом, ограничение необоснованного иноцитирования.
В воспитательной сфере: патриотизм, отказ от установок на гипертрофированную толерантность, разграничение мужского и женского воспитания.
В сфере формирования идентичности населения: цивилизационная самоидентификация, мы-строительство, конкретизация образа врага.
В языковой сфере: противодействие экспансии иноязычия (на настоящее время – англоязычия).
В государственной исторической политике: акцентировка на героическом прошлом страны, представление об особом историческом пути России, российской исторической миссии, закономерность торжества утверждаемых ей принципов в будущем.
В отношении к элитам: ротация элит на основе критерия патриотичности.
В аксиологической сфере: выдвижение идентичной государственной идеологии.