Об участии латышского легиона СС в военных преступлениях в 1941-1945 гг. и попытках пересмотра в Латвии приговора Нюрнбергского трибунала

Одновременно латвийскими властями отстаивается тезис о том, что латышский легион СС использовался исключительно в целях ведения боевых действий на фронте в борьбе за независимость Латвии и не имеет-де никакого отношения к карательным операциям на оккупированных нацистской Германией территориях. 29 октября 1998 года латвийский Сейм принял Декларацию «О латышских легионерах во Второй мировой войне», имеющую целью «восстановление исторической справедливости и доброй памяти латышских воинов». Декларация подчёркивала, что «целью призванных, а также добровольно вступивших в легион латышей была защита Латвии от восстановления сталинского режима» и что «они (легионеры) никогда не участвовали в карательных акциях гитлеровцев, проводимых в отношении мирных жителей». Сейм при этом вменял в обязанность правительству «заботиться об устранении посягательств на честь и достоинство латышских воинов в Латвии и за её пределами».

Вслед за принятием упомянутой «Декларации о легионерах» Сейм внёс в том же 1998 году в календарь праздников и памятных дат «День памяти латышских воинов», приуроченный к крупному боестолкновению легиона с Красной Армией на реке Великая в районе Опочки 16 марта 1944 года (территория Российской Федерации). Однако состоявшиеся в этот день в 1999 году официальные торжества и шествие бывших эсэсовцев в центре Риги вызвали столь негативную реакцию со стороны жертв фашизма в самой Латвии и за рубежом, что власти, озабоченные международным имиджем страны, поспешили снять на следующий 2000 год с этой даты официальный статус «памятного дня». При этом формат мероприятия, ставшего «частным делом граждан», остался прежним, из года в год сопровождается богослужением в Домском соборе и возложением венков к памятнику «Отчизне и свободе». Формально же «поминовение» легионеров было перенесено на отмечаемый 11 ноября «День Лачплесиса», легендарного героя латышского эпоса. Тем самым легионеры были фактически приравнены к «народным героям».

Сдержанность официальных лиц Латвии в плане публичной демонстрации своего особого отношения к бывшим легионерам после полученного Ригой приглашения вступить в ЕС и НАТО сменилась на решимость завершить начатый процесс превращения эсэсовцев уже официально в «героев сопротивления» и «борцов за свободу Латвии». Поводом для придания легионерам этого «статуса» стало официальное открытие мемориала латышским легионерам в поселке Лестене под г.Тукумсом, в котором принимали участие бывший президент страны Г.Улманис, министр культуры И.Рибане, исполнительный секретарь министерства обороны Р.Граубе, занимающийся интеграцией латвийской армии в НАТО.

Таким образом в Латвии с середины 90-х годов на официальном уровне на фоне попыток переписать итоги Второй мировой войны проводится линия на реабилитацию и прославление военных преступников. «Воинский и патриотический опыт» латышского легиона СС используется в воспитательной работе с подрастающим поколением в школах и в латвийской армии, в том числе в воссозданной в виде ополчения организации «айзсаргов». К этой работе активно привлекаются бывшие легионеры и их нынешние поклонники, объединённые в Обществе национальных латышских воинов, организации «Соколы Даугавы» и Объединении национальных латышских партизан («лесных братьев»).

Возрождение националистической идеологии способствовало и активизации в Латвии экстремистских организаций. Так, последователи «Перконкруста» возобновили в 90-е годы деятельность своей организации, объявив целью свержение «не оправдавшей себя власти» и построение «латышской Латвии». На счету «Перконкруста» уже три попытки подрыва Памятника Освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков в Риге и взрыв теплотрассы «Ригас силтумс». В начале 2000 года наиболее активные члены этой организации были арестованы. Однако приговор экстремистам оказался на редкость мягким: троих из них освободили прямо в зале суда, а другие получили либо условные, либо символические сроки.

Немаловажен исторический аспект и сохраняющегося в Латвии массового безгражданства. По сути дела признание навязываемой обществу концепции истории Латвии во Второй мировой войне ставится властями в качестве одного из главных условий прохождения экзамена по натурализации в рамках натурализации, что, естественно, неприемлемо для подавляющего большинства русских, белорусов, украинцев, евреев, жителей Латвии других национальностей. Такое отношение к проблемным вопросам истории усугубляет раскол латвийского общества.
@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS