В. Гергиев и оркестр Мариинского театра в новом Концертном зале
С. Б.: Почему?
В. Л.: Специфика академической музыки (не только Моцарта) в том, что она способна воздействовать на восприятие многоаспектно, доставляя одновременно и чувственное (можно даже сказать, физиологическое) удовольствие, и вызывая эмоциональный, душевный отклик, и пробуждая, активизируя в гораздо большей степени, чем иные жанры, интеллектуальную сферу.
Каждая личность развивается, постигая музыку Моцарта. Суммарным итогом развития множества личностей становятся определенные изменения в определенных частях социума. (Кстати, восприятие музыки, как и любого искусства, в диахроническом разрезе меняется: впечатления современников и потомков могут чрезвычайно разниться).
С. Б.: Как быть с жанрами современной не академической музыки? Является в действительности ли «попса» социальным «дебилизатором»?
В. Л.: Если говорить об иных, не академических жанрах, то и здесь порой происходят такие «попадания». Так что огульно называть все это разнообразие «дебилизатором», вероятно, не стоит. Скорее, это зеркало, в котором отражается современный мир, движущийся во все более убыстряющемся темпе, во все более нервных и рваных ритмах. Кстати, неслучайно, коли уж мы говорим о различных направлениях популярной не академической музыки, появление наиболее сильных, выразительных авторов и исполнителей бывает связано с разного рода протестными движениями. Конечно, подлинные удачи достаточно редки, но подлинное искусство никогда не рождается просто, ведь академических музыкантов множество, а Моцарт только один.
С. Б.: Величайшие образцы мировой музыки очень часто создавались в неблагоприятных исторических условиях. В чем проблема, есть ли в этом закономерность?
В. Л.: Неблагоприятные исторические условия могут налагать отпечаток на творческий процесс, но от собственных любовных переживаний, к примеру, композитор зависит ничуть не меньше, а то и больше. И, конечно, поиск смысла жизни, духовные искания, которые каждому приходится пройти в зависимости от степени одаренности.
Судите сами: Бетховен жил в эпоху Великой французской революции и наполеоновских войн, а жизнь Чайковского пришлась на редкостную в русской истории эпоху спокойствия (относительного, конечно, как всегда в России). Да и Глинка с Даргомыжским как-то в стороне от катаклизмов остались. И Мусоргский с Бородиным…