Солдаты афганской армии
Кроме того, Евразийский союз – группа стран с «унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы» (Владимир Путин) – должен иметь надежную границу с Центральной Азией – границу, совпадающую на данном участке с государственной границей Республики Казахстан. И если в условиях полноценного функционирования ЕЭП, как отмечал Путин, «не потребуется техническое обустройство 7 тысяч километров российско-казахстанской границы», то совершенно необходимо должным образом обустроить и превратить в высокоэффективный защитный кордон типа знаменитого римского лимеса границу Казахстана с Узбекистаном, Киргизией и Туркменистаном – и чем быстрей, тем лучше. Эта граница нужна из-за тех вызовов, с которыми уже сейчас сталкивается ЕЭП и с которыми оно столкнется в самом ближайшем будущем. Речь прежде всего идет о наркотрафике из Центральной Азии – «Великом героиновом пути», начинающемся на территории крупнейшего в мире производителя опиатов – Афганистана, а также о транзите оттуда же и из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии радикального ислама. Обстановка в этих странах имеет долгоиграющую тенденцию к обострению. А после близкого уже вывода из Афганистана войск западной коалиции (он должен завершиться не позже конца 2014 г.) ЕЭП может столкнуться с качественно новым уровнем тесно связанных, подпитывающих друг друга наркотической и исламистской угроз, которые могут превратиться в мощную волну, способную захлестнуть и Россию, и Казахстан, и Украину, и Белоруссию. Своим географическим положением, а также природными условиями (пустыни и полупустыни, сравнительно малое количество труднодоступных горных участков) южная граница Казахстана достаточно удобна для того, чтобы превратить ее в труднопреодолимый рубеж для наркокурьеров и салафитских шакалов любого происхождения. Контролировать ее гораздо удобнее, нежели бывшую границу СССР, проходившую по высокогорным районам Центральной Азии. На южноказахстанском рубеже, помимо традиционной системы пограничного контроля и охраны, усиленной подразделениями быстрого реагирования, было бы целесообразно создать службу постоянного наблюдения, слежения и патрулирования ударными беспилотными летательными аппаратами, способными оперативно уничтожить целый караван или же отдельного нарушителя сразу по обнаружении оных.
Необходимо должным образом обустроить и превратить в высокоэффективный
защитный кордон границу Казахстана с Узбекистаном, Киргизией и Туркменистаном.
Эта граница нужна из-за наркотрафика из Центральной Азии, а также транзита
оттуда же радикального ислама.
Безусловно, крайне желательным было бы подключение к Таможенному союзу и к Единому экономическому пространству Украины, которая сегодня смотрит в сторону ЕС, надеясь, в частности, на создание с ним «зоны свободной торговли». На этом настаивают влиятельные украинские деятели – политики и олигархи, чьи счета и семьи находятся в других странах. К тому же среди простых граждан Украины, особенно в западных ее областях, относящихся к лимитрофу между российско-евразийской и европейской цивилизациями, очень сильны иллюзии, связанные со встраиванием в Европу. Украина проникнута этими наивными сиропно-розовыми «евромечтами». К тому же евразийская интеграция введет Киев в клуб сильно зависящих от мировой конъюнктуры сырьевых экспортеров, а не передовых держав с высокоразвитыми инновационными наукой, технологиями и производствами. Политически же евразийский проект втянет Украину в сообщество авторитарных государств, в то время как уровень парламентской демократии в ней заметно выше, нежели в России, не говоря уже о Казахстане и Белоруссии.
Все это мешает Украине перестать смотреть на Запад и на ЕС как на вожделенную панацею. Однако уже в нынешнем 2012 году Евросоюз может «посыпаться» – начнутся банкротства и дефолты на уровне государств, уменьшится «еврозона». На таком фоне принятие в европейские структуры в целом виде страны, которая по площади превосходит Францию, а по числу жителей близка к ней, но при этом обладает несовершенной и расстроенной экономикой, неразвитой и отсталой, по европейским меркам, инфраструктурой, станет просто нереальным. И если к тому времени к северо-востоку от Украины будет успешно развиваться интеграционный проект – остров стабильности и развития в море беспросветного кризиса, – тогда наш юго-западный сосед может «сменить вехи» и сделать ставку на вхождение не в Европейский, а в Евразийский союз. Правда, скорее всего, подобная ситуация приведет к расколу Украины. Восточные и южные регионы этой страны (Слобожанщина, Новороссия, Крым, Донбасс) потянутся в Единое экономическое пространство, а западные попытаются усилить «евроориентацию», причем Галичина образует некое самостоятельное государство, а Закарпатье войдет в состав Словакии – в качестве автономной области воссоединится с землями местных русинов, специфического лимитрофного этноса, или попытается создать Русинскую республику.