III
Перед продолжением размышлений о сложившейся на Украине ситуации и поиске возможного выхода из нее небесполезно ответить на один немаловажный вопрос: «Что ему Гекуба, что он Гекубе?» Иначе: «Зачем нам вообще эта Украина и что нам в ней?» Может, верна политика правящей группы, и в самом деле нечего делать РФ на Украине? Может, и вправду это два совершенно разных государства и два совершенно разных народа, и пусть украинский народ сам решает собственные проблемы?
Не станем распространяться на тему – что есть украинский народ. Такого народа как носителя единой системы смыслов, по сути, не было и нет. Были и пока есть граждане условного государства – Украина. Присутствуют также представители субэтносов – малороссийского и великороссийского, – принадлежащих к суперэтносу – русским. Имеются активные пассионарные представители заканчивающего формироваться галицийского этноса. Украинского же народа как такового нет – как нет и такой формы его существования, как нация. Она не была сформирована, но попытки ее создания продолжаются и вполне могут быть успешными. Но для русских и для России это бедственный результат. Мы также не будем сейчас рассматривать вопрос, что подразумевается под словами «пусть украинский народ сам решает собственные проблемы» и как это можно сделать в настоящей ситуации на Украине. И как это согласуется с украинской политикой США и ЕС. Мы выскажемся только по конкретному вопросу: зачем необходимо присутствие РФ на Украине и до каких пределов это присутствие необходимо и возможно распространить с точки зрения наших исконных имперских интересов.
Для внятного ответа на этот вопрос предварительно надо определить, каковы же цели РФ и основных ее противников на пространстве Украины, о чем кратко уже говорилось выше.
Мы учитываем цели только двух акторов украинской политики – России и Запада. К последнему относим в первую очередь США, а также ЕС. Мы понимаем, что интересы США и ЕС несколько различаются, а часто и существенно. Мы понимаем, что на Украине есть собственные внутренние акторы: правящий режим Киева, галицийские националистические организации, олигархические кланы, великороссы Юга и Востока Украины, малороссы Запорожья, Полесья и Подолья, русины Закарпатья и др. Но интересы большей их части на данном этапе украинского противостояния в целом совпадают с интересами соответственно России или Запада. И аборигенные акторы не самостоятельно, а лишь принимая ту или иную сторону, намереваются достигнуть своих собственных целей.
Базируясь на этих предположениях, мы ограничимся конкретизацией только целей России и Запада. Заметим также, что цели, декларируемые или даже проводимые правящими группами России и Запада, могут не совпадать с действительными целями самих обоих этих субъектов. Мы же исходим из представления, что главная цель любого государства есть максимально длительное и успешное его существование как самостоятельного целого в территориальном и смысловом отношениях.
Стало быть, ближайшие цели России на Украине кратко можно сформулировать следующим образом: создать максимально благоприятные условия на территории нынешней Украины для последующего воссоединения российских земель, разделенных в результате развала СССР, в единое государство.
Ближайшие цели Запада на Украине такие: укрепление и легитимация прозападного антироссийского и антирусского националистического режима на всей территории государства с его последующим использованием для давления на РФ.
Позволительно ли нам, Российской Федерации, как одному из многих государств и России как геополитическому образованию ставить такую цель? Несомненно. И даже необходимо! И на то есть причины.
Прежде всего активное присутствие России на Украине обусловлено значительным количеством там русскоговорящих граждан (до 80 процентов населения): великороссов и малороссов, на протяжении столетий живших в едином государстве и относящихся к русскому суперэтносу, имеющему ныне собственное государство – Российскую Федерацию. Жизненные интересы этих русскоговорящих украинских граждан уже с очевидностью собирается ущемлять февральский режим в Киеве. Поэтому защита здоровья, имущества и традиционного образа жизни русскоязычных граждан Украины является вполне веской причиной активных действий России на Украине. Такая причина существовала все 23 года «незалежности» этого государственного образования, хотя и не в столь радикальном виде. Однако правящая группа РФ ранее ничем, кроме вялых внешнеполитических заявлений, не поддерживала русскоязычных граждан этой страны. В результате попрание их интересов перестало быть латентным, приняло агрессивную форму.
Нужно также говорить и о моральном долге России как преемнице СССР и Российской империи не оставаться безучастной в отношении народа, населяющего Украину. Мы не можем не действовать там и не реагировать на происходящие там события. Отказ от русских Украины – это отказ от самих себя, что неприемлемо для России и грозит нам как целому и как нации метафизической катастрофой.
Защищенное и долгосрочное существование России как государства, как системы, обеспечивающей своим гражданам жизнь, безопасность и процветание, требует возвращения страны к ее исконной форме – империи. И Россия либо начнет силою обстоятельств и целенаправленных собственных усилий движение в этом направлении, либо рано или поздно будет развалена на кучу псевдогосударств и погибнет.
Но Россия не сможет возродиться в полной мере как самостоятельная цивилизационная целостность – империя – без Украины. Не то чтобы Россия пропадет без Украины, но то, что Россия без Украины слабая и недоделанная, – непреложная истина. Без Украины России не хватает сердца, а тело с душой, но без сердца всегда полно тоской. Интересы России и Украины как частей исконной территории империи требуют единства. Ведь именно с освоения Новороссии и началась по-настоящему имперская Россия. По сути, Украина – это случайно и временно оказавшаяся отделенной от России часть ее территории. Таковой ее воспринимали и воспринимают как граждане России и Украины, так и противники империи. Потому так истерически Запад и воспринимает возобновившееся движение по сбору земель империи, что чувствует в этом не просто «происки коварного Путина», а течение исторического естественного процесса выздоровления Хартленда, и ему становится страшно.
Сегодня, конечно, Украина может, отделившись, попытаться искать свой путь, но – как и 300, и 400, и 500 лет назад – она не в состоянии обеспечивать собственную целостность, собственную особую идентичность без опоры на Россию.
Украина (Малороссия) как метафизическая сущность сродни такой же сущности, как Россия, и, несомненно, она существует. Недаром как сами малороссы, так и их братья великороссы и белороссы чувствовали не только единство, но и особенность свою, несводимость друг к другу. Но тут необходимо отметить один очень важный момент, обычно полностью упускаемый что украинскими политиками, что российскими, а именно: как протекал процесс образования Украины-Малороссии и украинцев- малороссов?
Выросла же, сформировалась малороссийская целостность как таковая на двух основаниях и под воздействием трех сил. Основания эти суть православная вера и русский народ. Силы же, ковавшие малороссов, следующие.
Первая сила – это противостояние регулярному давлению Запада, а именно – польской шляхте, австрийским немецким баронам и Католической церкви. С этой стороны было последовательное, непрерывное, постоянное давление с целью поглотить и подчинить, переделать и вытравить. Борьба велась малороссами на выживание. У них было только два выхода: либо изменить своей сущности, своей вере, в том числе своему языку и культуре, превратиться в польских холопов, а потом просто в поляков, либо выстоять и стать достойными воли. Все войны с поляками и немцами велись малороссами за право сохранить собственное «я» – православное и русское – и велись по своей воле. Здесь земное и живое – русское православное – сражалось с регулярным и мертвым – немецким, польским, католическим. Здесь мечом земным велась война за дух, за свободу духовную.
Вторая сила – борьба с мусульманским югом. Крымское ханство было не только угрозой, но и символом противостояния малороссов как православных христиан иному врагу – Османской империи и вообще исламу как силе, повергшей Второй Рим и посягающей на Третий Рим. Но поскольку долгое время крымские ханы и не помышляли, в отличие от католического Запада, о систематическом захвате земель вдали от крымских пределов, то здесь противостояние больше напоминало игру и давало возможность показать удаль. Да, игра смертельно опасная. Но набеговая экономика Крымского ханства вполне походила на соответствующие принципы организации Запорожской Сечи. Никто не требовал ни смены веры, ни подчинения своим законам, не навязывал постоянную духовную неволю. Всё зависело от тебя и от твоих товарищей. Это была игра на терминаторе, на ничейной территории. Здесь мечом земным велась война за телесную свободу.
По сути, малороссы в своей непрерывной борьбе представлялись себе передовым отрядом православного Христова воинства, сдерживавшего натиск впавшего в ересь Запада и хаос мусульманского Юга. В этой бесконечной борьбе им необходимы были опора и тыл – оплот веры и мiра. То, за что можно быть всегда покойным в бурях и сечах, в победе и беде лихой жизни. В душах и умах простых казаков и всего малороссийского народа это место заняла третья сила – Московское царство. А с XVIII века – Российская империя. Эта сила всегда воспринималась как дружественная сила и покровитель, к которому в случае чего всегда можно обратиться. На такую силу всегда можно было положиться, отдохнуть в ней душой. Там находился и земной царь – представитель Царя Небесного. Там храмы белокаменные с золотыми куполами небес, там звон колоколов неземной… Наличие за спиной сильного и надежного товарища, единоверца, родной славянской русской души – России, – от которой точно не будет удара в спину, было важнейшим фактором формирования малороссийского субэтнического сознания. Надо отметить, что элемент воли и бесшабашности, привычка к опасности и риску не пропали втуне с оседлостью малороссов, освоением Новороссии и успокоением крымчаков. Этот элемент, эти традиции вполне впитались и передались донским и кубанским казакам.
Окончательное вхождение в XVIII веке украинских земель в состав Российской империи серьезно уменьшило опасность физического уничтожения или порабощения населения. Все силы малороссийского народа направились на освоение новых земель нижнего Днепра и Новороссии.
И вот теперь, отринув Россию, Украина лишилась тыла, уверенности и смысла, который растает, развалится, протечет как песок сквозь пальцы самолюбивых и недалеких ее политиков. Строительство новой Украины в опоре на Запад породило только слабую и никчемную галицийскую самостийность, которая в течение 10–20 лет полностью будет поглощена Западом. Она окажется удостоенной им «чести» периферийной слабой окраины, интересной только противостоянием с Россией – эдакой Прибалтики с 40 миллионным нищим населением. Интересна такая Украина может быть и полякам с их планами возрождения Речи Посполитой. Потому галицийская самостийность, построенная и питаемая одной только ненавистью к схиднякам и москалям, является, по сути, самостийностью колонии. И предлагать провинциальную убогую националистическую идеологию галицийского толка в качестве основы государственной идеологии Украины – это не просто тупик, это создание мула, годного к тяжелой работе, но неспособного от природы к продолжению рода. Следовательно, Малороссии как идейной зачинательнице России невозможно существовать без и вне нее.
К тому же России, как и любому государству, требуются – и в этом ее право – по границам дружественные – а лучше союзные – государства. Очевидно, что настоящий режим в Киеве таким не является и не будет по определению. Установление на Украине антироссийского русофобского режима чревато для РФ как государства и народов, его населяющих, многими бедами и несчастьями, а по катастрофичности своих последствий вполне сравнимо с распадом СССР в конце XX века. Происходящая потеря нами Украины есть одновременно и первый гвоздь в настоящий гроб Русского мира.