Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Любой партийный лидер, призвавший к переменам, был обречен на успех
и всенародную поддержку. Таковым оказался Горбачев. Конечно, важно понять,
кто он – дурак или умница, мерзавец или праведник, предатель или герой,
политический диверсант или кто-то еще. Однако для моих рассуждений важнее,
что в результате его деятельности у меня было отнято будущее.

***

Ко­нец вось­ми­де­ся­тых для ме­ня стал пе­ри­о­дом тра­ги­чес­кой лом­ки мно­гих жиз­нен­ных ре­а­лий. Мне приш­лось окон­ча­тель­но от­ка­зать­ся от сво­ей про­фес­сии и от на­уч­ной ра­бо­ты во­об­ще. Мно­гие ока­за­лись вы­нуж­ден­ны­ми не жить и раз­ви­вать­ся, а вы­жи­вать, что­бы хо­тя бы как-то дать воз­мож­ность сво­им де­тям вы­ру­лить на до­ро­гу, где, быть мо­жет, бу­дет твор­че­ст­во, раз­ви­тие, про­фес­си­о­на­лизм, ус­пех. Пу­ти к это­му ле­жа­ли или че­рез эмиг­ра­цию, или че­рез со­у­час­тие в пог­ро­ме («сов­ков» и «ком­му­няк»), или че­рез предп­ри­ни­ма­тель­ство, ко­то­рое в слу­чае уда­чи мог­ло дать день­ги. А день­ги ста­ли с тех пор глав­ным «ре­сур­сом все­го». За­да­ча ос­лож­ня­лась тем, что я жил в од­ной из быв­ших со­юз­ных рес­пуб­лик и не от­но­сил­ся к ти­туль­ной на­ции. По­э­то­му в по­ли­ти­чес­кой жиз­ни я мог участ­во­вать толь­ко как объ­ект уни­же­ния, как но­си­тель ви­ны за «ис­то­ри­чес­кое прош­лое» и ни­как ина­че. Да­же кол­ла­бо­ра­ци­о­низм не обес­пе­чи­вал вы­хо­да из уни­жен­но­го сос­ло­вия. Жизнь в ре­жи­ме вы­жи­ва­ния отв­ра­ти­тель­на. Это осо­бен­но про­ти­во­ес­те­ст­вен­но для тех, ко­то­рые уже жи­ли иной – оду­хот­во­рен­ной – жизнью, ста­ви­ли и дос­ти­га­ли вы­со­ких це­лей, ос­ва­и­вая изощ­рен­но-слож­ные про­фес­сии, вост­ре­бо­ван­ные и оце­нен­ные об­ще­ст­вом, ко­то­рые дви­га­лись от прос­то­го ко все бо­лее и бо­лее слож­но­му. «Мо­дус ви­вен­ди» и «мо­дус опе­ран­ди» но­во­го об­ще­ст­ва ста­ли оп­ре­де­лять аван­тю­рис­ты и без­да­ри, ли­шен­ные стрем­ле­ния к раз­ви­тию. Раз­ви­тие – это неп­ре­мен­но по­иск и об­ре­те­ние но­во­го. Зах­ва­тив­шие власть эпи­го­ны не стре­ми­лись к но­во­му. Они до­воль­ство­ва­лись ко­пи­ро­ва­ни­ем, под­ра­жа­ни­ем. Их вож­де­лен­ным ре­зуль­та­том ста­ло не неч­то но­вое, а день­ги, ко­то­рые мож­но за­по­лу­чить и в жан­ре ими­та­ции.

***

Важ­но от­ме­тить фак­ти­чес­кую сме­ну су­ти па­ра­диг­мы су­ще­ст­во­ва­ния: преж­де я по­ни­мал, что дос­ти­же­ние ду­хов­но­го (про­фес­си­о­наль­но­го, на­уч­но­го и т.д.) ре­зуль­та­та вле­чет за со­бой ма­те­ри­аль­ное воз­наг­раж­де­ние. Те­перь все из­ме­ни­лось: обес­печь (не­важ­но ка­ким спо­со­бом!) ма­те­ри­аль­ный ре­зуль­тат, а уж по­том смо­жешь, ес­ли за­хо­чешь, по­пы­тать­ся при­об­щить­ся и к куль­ту­ре, и к ду­хов­нос­ти.

***

Под­во­дя итог мо­е­му рас­суж­де­нию об об­ра­зе бу­ду­ще­го (или о «ви­де­нии» – с обо­и­ми уда­ре­ни­я­ми), с ко­то­рым про­жи­та пер­вая по­ло­ви­на жиз­ни, не­об­хо­ди­мо сде­лать сле­ду­ю­щие вы­во­ды. До тех пор по­ка не нас­ту­пи­ла ско­ро­теч­ная ги­бель па­ра­диг­мы, ко­то­рой этот об­раз со­от­ве­т­ство­вал, он при­да­вал до­пол­ни­тель­ные смыс­лы, оп­рав­да­ния и уте­ше­ния в жиз­ни ре­аль­ной. Его роль бы­ла двой­ствен­ной: слу­жа подс­порь­ем для фор­ми­ро­ва­ния по­зи­тив­ных смыс­лов бы­тия, он не спо­со­б­ство­вал сво­ев­ре­мен­но­му кри­тич­но­му восп­ри­я­тию действи­тель­нос­ти, ре­ги­ст­ра­ции но­вых об­ще­ст­вен­ных про­цес­сов и яв­ле­ний, пос­ти­же­нию их су­ти, вы­ра­бот­ке за­щит­ных ме­ха­низ­мов, фор­ми­ро­ва­нию скор­рек­ти­ро­ван­ных об­ра­зов бу­ду­ще­го. Но не счи­таю, что этот об­раз на­ве­ки ис­чез: он су­ще­ст­ву­ет на скла­де идей и об­ра­зов, он еще мо­жет быть вост­ре­бо­ван как экс­пе­ри­мен­таль­ная мо­дель, как не­у­дав­ший­ся про­то­тип воз­мож­ной усо­вер­ше­н­ство­ван­ной мо­де­ли в бу­ду­щем. Об­раз ком­му­нис­ти­чес­ко­го бу­ду­ще­го не был соз­дан мною са­мим. Он был пред­ло­жен изв­не, а я лишь над­ле­жа­щим об­ра­зом его восп­ри­нял с по­мощью су­ще­ст­во­вав­шей сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния, куль­ту­ры, по­ли­ти­чес­ко­го прос­ве­ще­ния и про­па­ган­ды, се­мей­но­го вос­пи­та­ния. Сей­час ни у ме­ня, ни у всех ос­таль­ных, со­би­ра­ю­щих­ся жить в Рос­сии, нет об­ра­за бу­ду­ще­го. Во вся­ком слу­чае – нет об­ра­за по­зи­тив­но­го бу­ду­ще­го. Мрач­ных ани­ти­у­то­пий – сколь­ко угод­но, и аз мно­гог­реш­ный то­же при­ло­жил к это­му ру­ку.

***

В об­щем, мы ока­за­лись жи­ву­щи­ми в прост­ра­н­стве трил­ле­ра: по­за­ди мрак и ужас, впе­ре­ди – ужас и мрак. В та­кой сис­те­ме ко­ор­ди­нат не хо­чет­ся ис­кать пу­ти ни впе­ред, ни на­зад. От­сю­да хо­чет­ся толь­ко сбе­жать или… прос­нуть­ся. Прос­нуть­ся и осоз­нать, что прош­лое бы­ло прек­рас­ным, а бу­ду­щее ста­нет еще прек­рас­нее! Но как это сде­лать, не впа­дая из од­ной вред­ной ере­си – оп­ле­вы­ва­ния прош­ло­го и де­мо­ни­зи­ро­ва­ния бу­ду­ще­го – в дру­гую – ла­ки­ров­ку прош­ло­го и со­чи­не­ние оче­ред­ных су­саль­ных уто­пий? А для это­го нуж­на пра­виль­ная со­ци­аль­ная фи­ло­со­фия, поз­во­ля­ю­щая сох­ра­нять со­ци­аль­ное здо­ровье и раз­ви­вать­ся, раск­ры­вая свои по­тен­ци­а­лы. Се­год­ня у нас нет со­ци­аль­ной фи­ло­со­фии как ме­то­да ос­мыс­ле­ния действи­тель­нос­ти и вы­ра­бот­ки стра­те­гии дви­же­ния в бу­ду­щее. Из-за это­го мы хва­та­ем­ся за ка­кие угод­но кри­те­рии – эко­но­ми­чес­кие, по­ли­ти­чес­кие или да­же вов­се ме­та­фи­зи­чес­кие, упус­кая воз­мож­ность жить здо­ро­вой со­ци­аль­ной жизнью.

***

Пер­со­наль­ная и со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гии в этом очень близ­ки. Че­ло­век мо­жет изв­лечь по­лез­ный урок из про­и­зо­шед­ше­го с ним од­ним един­ствен­ным об­ра­зом – ос­во­е­ни­ем сов­ре­мен­ных ме­то­дов са­мо­а­на­ли­за, та­ких, нап­ри­мер, как са­но­ген­ное мыш­ле­ние. С его по­мощью мож­но не прос­то ра­зоб­рать­ся, а на­у­чить­ся уп­рав­лять сво­и­ми эмо­ци­я­ми (оби­дой, ви­ной, рев­ностью, стра­хом и т.д.), а не на­хо­дить­ся в их влас­ти или пы­тать­ся по­да­вить их в се­бе. Об­ще­ст­во то­же пе­ре­жи­ва­ет эмо­ции. И ес­ли эти пе­ре­жи­ва­ния не «раз­мыс­лить» в со­от­ве­т­ствии с эф­фек­тив­ны­ми ме­то­ди­ка­ми, ес­ли не вы­ра­бо­тать пра­виль­ную со­ци­аль­ную фи­ло­со­фию, об­ще­ст­во бу­дет бо­леть – и бо­леть смер­тель­но. Пси­хо­ло­ги­чес­кие ме­ха­низ­мы лич­ной и со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гий схо­жи. Прав­да, со­от­ве­т­ству­ю­щие ме­то­ди­ки для об­ще­ст­ва по­ка не раз­ра­бо­та­ны.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS