Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма
***

Я не хо­чу предс­тав­лять на­шу семью не­ким отор­ван­ным от ре­аль­ной жиз­ни ост­ров­ком «ма­те­ри­а­лис­ти­чес­ко­го иде­а­лиз­ма». Бы­ли у нас и кри­ти­чес­кий взгляд на про­ис­хо­дя­щее, и дос­та­точ­но жест­кие оцен­ки прош­ло­го, и не­у­дов­лет­во­рен­ные бы­то­вые нуж­ды, и сис­те­ма­ти­чес­кая нех­ват­ка де­нег, и неп­ри­я­тие мно­гих глу­пых им­пе­ра­ти­вов, при­ня­тых в об­ще­ст­ве. Ви­дел я вок­руг се­бя и дру­гие семьи, и дру­гие иде­а­лы. Сей­час для ме­ня имен­но эти от­ли­чия, их при­ро­да ста­ли од­ним из са­мых глав­ных «внут­рен­них дис­кур­сов». Я пы­та­юсь по­нять при­ро­ду то­го смер­тель­но опас­но­го рас­ко­ла, в ко­то­ром мы су­ще­ст­ву­ем и ко­то­рый про­дол­жа­ет с ог­ром­ной нас­той­чи­востью до­би­вать стра­ну. Я хо­тел бы мак­си­маль­но глу­бо­ко и обс­то­я­тель­но по­нять, по­че­му ро­див­ший­ся в 1902 го­ду в Кост­ро­мс­кой гу­бер­нии Бел­кин Ни­ко­лай Ива­но­вич (мой отец) и ро­див­ший­ся в 1921 го­ду в со­сед­ней Ярос­ла­вс­кой гу­бер­нии Яков­лев Алек­сандр Ни­ко­ла­е­вич (член По­лит­бю­ро ЦК КПСС, «про­раб пе­ре­ст­рой­ки») столь раз­лич­ны по сво­им глу­бин­ным прин­ци­пам, по сво­им цен­нос­тям? По­че­му пер­вый – прос­то и без па­фо­са лю­бил свою стра­ну и всю жизнь от­дал на­у­ке, вто­рой – «то­же-уче­ный» – стал ее сла­до­ст­ра­ст­ным па­ла­чом? По­че­му я, ро­див­ший­ся в Ярос­лав­ле в 1950 го­ду, люб­лю свою стра­ну во всей ее слож­ной и про­ти­во­ре­чи­вой це­ло­ст­нос­ти, а ро­див­ша­я­ся со мной в один год в Ба­ра­но­ви­чах Ва­ле­рия Иль­и­нич­на Но­вод­во­рс­кая не­на­ви­дит ее с глу­бо­кой про­фес­си­о­наль­ной са­мо­от­вер­жен­ностью са­ни­та­ра-ист­ре­би­те­ля вред­ных на­се­ко­мых? И мо­жем ли мы най­ти комп­ро­ми­с­сное со­су­ще­ст­во­ва­ние во имя об­щих для нас выс­ших цен­нос­тей?

Сетования поэта Слуцкого: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне», – были поэтической шуткой, не более. «Лирики» находились не просто «в почете», а прямо-таки в фаворе. Слава и обласканность властью наших знаменитых «стадионных» поэтов, наших «звезд советской эстрады», наших кинематографистов, писателей, художников были предельными.

***

Вос­ста­нав­ли­вая тот об­раз бу­ду­ще­го, ко­то­рый су­ще­ст­во­вал в мо­ем во­об­ра­же­нии в да­ле­ком прош­лом, мо­гу быть не­то­чен во мно­гих де­та­лях, но при этом я уве­рен, что су­ще­ст­вен­ные, ба­зо­вые чер­ты пе­ре­даю пра­виль­но. Во вся­ком слу­чае, о том, к че­му пы­та­юсь про­бить­ся – к цен­но­ст­но­му яд­ру семьи и мо­е­му лич­но­му, – ста­ра­юсь пи­сать прав­ди­во.

***

Бла­гос­ло­вен­ные шес­ти­де­ся­тые сме­ни­лись се­ми­де­ся­ты­ми – имен­но этот пе­ри­од сей­час на­зы­ва­ют зас­то­ем. В том кон­те­кс­те, о ко­то­ром я пи­шу, те го­ды – как раз не зас­той, а на­ча­ло мощ­ной тур­бу­ле­нт­нос­ти, сом­не­ний, рас­хож­де­ний в жиз­нен­ных прин­ци­пах, для мно­гих – пе­ре­о­цен­ки фун­да­мен­таль­ных взгля­дов на об­ще­ст­во и го­су­да­р­ство. Для ме­ня ос­нов­ным ис­точ­ни­ком этих «воз­му­ще­ний» бы­ла сре­да на­уч­но-тех­ни­чес­кой ин­тел­ли­ген­ции, часть ко­то­рой на­ча­ла эмиг­ри­ро­вать, что соп­ро­вож­да­лось пе­рес­мот­ром взгля­дов на «иде­а­лы ком­му­низ­ма» и на «по­ро­ки ка­пи­та­лиз­ма». Серд­це­ви­ной та­ко­го пе­рес­мот­ра и та­кой пе­ре­о­цен­ки в боль­ши­н­стве слу­ча­ев бы­ла не­у­дов­лет­во­рен­ность ма­те­ри­аль­ным по­ло­же­ни­ем и ма­те­ри­аль­ны­ми перс­пек­ти­ва­ми в срав­не­нии с та­ко­вы­ми в «раз­ви­тых стра­нах». В иных слу­ча­ях не­у­дов­лет­во­рен­ность ис­хо­ди­ла из ре­ли­ги­оз­но­го или на­ци­о­наль­но­го дис­ком­фор­та. Я, ра­зу­ме­ет­ся, на­хо­дил­ся под вли­я­ни­ем этих раз­го­во­ров, пе­ри­о­ди­чес­ки пог­ру­жал­ся в ин­фор­ма­ци­он­ный по­ток, опи­сы­вав­ший за­ме­ча­тель­ную, изо­биль­ную жизнь «там» и мрач­ную нес­во­бо­ду в ми­ре то­таль­но­го де­фи­ци­та «здесь». При этом, од­на­ко, мое цен­но­ст­ное яд­ро – как я те­перь по­ни­маю и фор­му­ли­рую – не раз­мы­ва­лось, не раз­ру­ша­лось. Я лишь ста­но­вил­ся бо­лее ин­фор­ми­ро­ван­ным, но не ут­ра­чи­вал при этом бла­го­ра­зум­ной спо­соб­нос­ти под­вер­гать сом­не­нию лю­бые све­де­ния. Во мне не про­ис­хо­ди­ла сме­на предс­тав­ле­ний о «пра­виль­ном пу­ти», не фор­ми­ро­ва­лась стра­те­гия пе­ре­беж­ки «ту­да, где луч­ше». И ес­ли я к кон­цу се­ми­де­ся­тых уже до­га­ды­вал­ся, что в вось­ми­де­ся­том го­ду ком­му­низм пост­ро­ен не бу­дет, то счи­тал это лишь не­точ­ностью прог­но­за, си­ту­а­тив­ной ошиб­кой, а не прин­ци­пи­аль­ной неп­ри­год­ностью па­ра­диг­мы. Важ­но так­же от­ме­тить, что к кон­цу се­ми­де­ся­тых мой кри­ти­цизм в от­но­ше­нии су­ще­ст­во­вав­шей по­ли­ти­чес­кой сис­те­мы и ее спра­вед­ли­вос­ти из­ряд­но воз­рос. Ве­ра в «не­отв­ра­ти­мое» свет­лое бу­ду­щее по­ду­гас­ла, а зна­чи­мость ма­те­ри­аль­но­го фак­то­ра воз­рос­ла. Раз­но­об­ра­зие су­деб и жиз­нен­ных пу­тей мо­их кол­лег, свер­стни­ков, мно­же­ст­вен­ность фак­то­ров, вли­яв­ших на это, ука­зы­ва­ли, как ми­ни­мум, на то, что не все в жиз­ни так од­ноз­нач­но и «един­ствен­но вер­но», как ду­ма­лось в юнос­ти. Я тог­да еще не мог осоз­нать «джек­сон-вэ­ни­ко­вс­кую» эмиг­ра­цию мо­их кол­лег и зна­ко­мых как «сме­ну лич­ной па­ра­диг­мы», но яс­но осоз­на­вал при­я­тие ими дру­гих «пра­вил иг­ры», дру­гих жиз­нен­ных ори­ен­ти­ров, ко­то­рые они восп­ри­ни­ма­ли не толь­ко как бо­лее вы­год­ные, но и бо­лее спра­вед­ли­вые для се­бя и сво­их де­тей. Ра­ди это­го они от­ка­зы­ва­лись от куль­тур­ной и язы­ко­вой сре­ды, не прос­то при­ни­мая не­из­беж­ность прев­ра­ще­ния их де­тей и вну­ков в иной куль­тур­но-язы­ко­вый тип, но и го­ря­чо же­лая это­го.

***

Вось­ми­де­ся­тые го­ды с оче­вид­ностью про­де­мо­н­стри­ро­ва­ли ма­раз­ма­ти­чес­кую бес­по­мощ­ность выс­шей влас­ти, не­об­хо­ди­мость пе­ре­мен, но та­ких пе­ре­мен, ко­то­рые при­ве­дут-та­ки к пост­ро­е­нию об­ще­ст­ва все­об­щей спра­вед­ли­вос­ти – об­ще­ст­ва, по-преж­не­му на­зы­ва­е­мо­го ком­му­низ­мом или «со­ци­а­лиз­мом с че­ло­ве­чес­ким ли­цом». Лю­бой пар­тий­ный ли­дер, приз­вав­ший к пе­ре­ме­нам, был об­ре­чен на ус­пех и все­на­род­ную под­де­рж­ку. Та­ко­вым ока­зал­ся Гор­ба­чев. Ко­неч­но, важ­но по­нять, кто он – ду­рак или ум­ни­ца, мер­за­вец или пра­вед­ник, пре­да­тель или ге­рой, по­ли­ти­чес­кий ди­вер­сант или кто-то еще. Важ­но – но не для мо­их рас­суж­де­ний. Для мо­их рас­суж­де­ний важ­нее, что в ре­зуль­та­те его де­я­тель­нос­ти у ме­ня бы­ло от­ня­то бу­ду­щее. То са­мое бу­ду­щее, к ко­то­ро­му я стре­мил­ся, к дос­ти­же­нию ко­то­ро­го го­то­вил се­бя и сво­их де­тей. То бу­ду­щее, за ко­то­рое я нес от­ве­т­ствен­ность пе­ред по­ко­ле­ни­я­ми сво­их сог­раж­дан.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS