Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

{div width:385|float:left}{module 2_Mehmet_VI_Vahidettin}{/div}«Пуш­кин, – пи­шет Томп­сон, – ци­ти­ру­ет ту­рец­кую по­э­му, ко­то­рая срав­ни­ва­ет на­бож­ный (и по­э­то­му, ве­ро­ят­но, не­по­бе­ди­мый) Арз­рум со Стам­бу­лом, ко­то­рый об­ре­чен на па­де­ние, по­то­му что не при­дер­жи­ва­ет­ся пре­дос­те­ре­же­ний Ко­ра­на. Ав­тор этой по­э­мы ошиб­ся: Арз­рум пал пе­ред рос­си­я­на­ми». По­лу­ча­ет­ся, Томп­сон по­па­да­ет­ся в рас­став­лен­ные Пуш­ки­ным «ко­ло­ни­аль­ные» се­ти ли­те­ра­тур­ной мис­ти­фи­ка­ции. Дав­но ус­та­нов­ле­но, что яны­чар Амин-Ог­лу, са­ти­ри­чес­кую по­э­му ко­то­ро­го яко­бы ци­ти­ру­ет Пуш­кин в «Пу­те­ше­ст­вии в Арз­рум в 1829 го­ду», – ли­цо вы­мыш­лен­ное, эле­мент ли­те­ра­тур­ной иг­ры (это не пе­ре­вод, а ори­ги­наль­ные сти­хи).

Од­на­ко да­же ес­ли при­нять всерь­ез по­сыл «пе­ре­во­да», вряд ли сто­ит этот опыт про­ник­но­ве­ния вглубь «вос­точ­но­го» мыш­ле­ния трак­то­вать как при­ми­тив­ное тор­же­ст­во по­бе­ди­те­ля. Во вклю­чен­ном Пуш­ки­ным в «Пу­те­ше­ст­вие в Арз­рум» от­рыв­ке «Стам­бул гя­у­ры нын­че сла­вят» со­дер­жит­ся не столь­ко ус­мот­рен­ное Томп­сон мел­ко­ва­тое ули­че­ние сво­е­го пер­со­на­жа в оши­боч­нос­ти, сколь­ко по­э­ти­чес­кая со­ли­дар­ность с ним по­верх си­ю­ми­нут­ных со­бы­тий. Опи­са­ние Стам­бу­ла во мно­гом на­по­ми­на­ет опи­са­ние Пе­тер­бур­га из «Ев­ге­ния Оне­ги­на» – сто­ли­цы, жи­ву­щей по об­раз­цу Па­ри­жа. Арз­рум, не спя­щий в «рос­ко­ши по­зор­ной» и не чер­па­ю­щий «ча­шей не­по­кор­ной в ви­не разв­рат, огонь и шум», впол­не со­пос­та­вим с ма­туш­кой-Моск­вой, ко­то­рая встре­ча­ет пу­те­ше­ст­вен­ни­ков сво­и­ми бе­ло­ка­мен­ны­ми хра­ма­ми и ко­ло­коль­ня­ми: «Но вот уж близ­ко. Пе­ред ни­ми уж бе­ло­ка­мен­ной Моск­вы, как жар, крес­та­ми зо­ло­ты­ми го­рят ста­рин­ные гла­вы». Ес­ли в Арз­ру­ме до сих пор «стро­ги за­ко­ны», то лейт­мо­ти­вом в изоб­ра­же­нии Моск­вы ста­но­вит­ся тра­ди­ци­он­ность и се­мей­ствен­ность.

У Византии не нашлось своего запасного «Арзрума», так как, строго говоря,
Византия сыграла свою роль «Арзрума» для Римской империи, выработала
ее до конца и уступила Оманской империи, именно с распадом которой распад
СССР соотносим в большей мере, чем с летальным исходом Византии.

При этом Пуш­кин ин­ту­и­тив­но пос­тиг глу­бин­ные про­цес­сы, наз­ре­вав­шие в обе­их им­пе­ри­ях – и Рос­сийс­кой, и Ос­ма­нс­кой – и раз­вер­нув­ши­е­ся в сле­ду­ю­щем ве­ке имен­но в от­ме­чен­ных им фор­мах (Стам­бул «раз­да­вят», но «не та­ков Арз­рум»), то есть па­де­ние Ос­ма­нс­кой им­пе­рии ис­то­ри­чес­ки не­из­беж­но, как и ис­хо­дя­щее из глу­би­ны стра­ны воз­рож­де­ние но­вой Тур­ции (не­важ­но, что ее сто­ли­цей стал не Эр­зе­рум, а Ан­ка­ра).  Эта фор­му­ла не по­те­ря­ла ак­ту­аль­нос­ти для по­ни­ма­ния сов­ре­мен­ных со­бы­тий в ис­ла­мс­ком ми­ре. В ко­неч­ном сче­те, это все­об­щая фор­му­ла им­пе­рс­кой судь­бы. В том чис­ле, и судь­бы Ви­зан­тии, у ко­то­рой не наш­лось сво­е­го за­пас­но­го «Арз­ру­ма», так как, стро­го го­во­ря, Ви­зан­тия сыг­ра­ла свою роль «Арз­ру­ма» для Римс­кой им­пе­рии, вы­ра­бо­та­ла ее до кон­ца и ус­ту­пи­ла Оманс­кой им­пе­рии, имен­но с рас­па­дом ко­то­рой рас­пад СССР со­от­но­сим в боль­шей ме­ре, чем с ле­таль­ным ис­хо­дом Ви­зан­тии.

Мес­то уку­са

Наш до­мо­ро­щен­ный ори­ен­та­лизм – ны­неш­няя вер­сия ви­зан­тиз­ма. Не мо­гу пре­тен­до­вать на ори­ги­наль­ность об­щих впе­чат­ле­ний от хра­ма Со­фии в ны­неш­нем Стам­бу­ле. На ее мес­те, как не­ред­ко бы­ва­ет с хрис­ти­а­нс­ки­ми свя­ты­ня­ми, в язы­чес­кие вре­ме­на то­же бы­ло ка­пи­ще – по всей ве­ро­ят­нос­ти, храм Ар­те­ми­ды. Что же ка­са­ет­ся Со­фии, то сох­ра­нив­ша­я­ся до на­ших дней Цер­ковь Бо­же­ст­вен­ной Муд­рос­ти – третья по сче­ту. Пер­вую за­ло­жил око­ло 330 го­да сам ос­но­ва­тель но­вой сто­ли­цы Конс­тан­тин Ве­ли­кий (от нее не ос­та­лось ни од­но­го бес­спор­но­го фраг­мен­та). Она бы­ла ос­вя­ще­на в 360 го­ду, но че­рез 44 го­да сго­ре­ла. В 415 го­ду Фе­о­до­сий II пост­ро­ил на этом же мес­те но­вый храм. Но и тот был раз­ру­шен в 532 го­ду во вре­мя вос­ста­ния «Ни­ка». Жес­то­ко по­да­вив это вос­ста­ние, за де­ло взял­ся тот, при ко­то­ром Ви­зан­тия на­хо­ди­лась на пи­ке сво­е­го мо­гу­ще­ст­ва, – Юс­ти­ни­ан, не жа­лев­ший ни­ка­ких средств на пост­рой­ку. Со­фия ста­ла в раз­ных смыс­лах хра­мом-со­би­ра­те­лем. Для стро­и­тель­ства бы­ли при­ве­зе­ны ос­тат­ки мно­гих мо­ну­мен­таль­ных со­ору­же­ний древ­нос­ти Гре­ции и Ри­ма. Из хра­ма Ар­те­ми­ды в Эфе­се (то­го, ко­то­рый не­ког­да был по­дож­жен Ге­ро­ст­ра­том) при­вез­ли ко­лон­ны. Мра­мор­ные пли­ты дос­та­ви­ли из древ­них ка­ме­но­ло­мен Фес­са­лии, Ла­ко­нии, Ка­рии, Ну­ми­дии и со зна­ме­ни­той го­ры Пен­те­ли­кон близ Афин, из мра­мо­ра ко­то­рой за де­сять ве­ков до Айя-Со­фии был пост­ро­ен на Ак­ро­по­ле Пар­фе­нон – храм Де­вы-Афи­ны. Цент­раль­ные – им­пе­ра­то­рс­кие – две­ри, по пре­да­нию, сде­ла­ны из ос­тат­ков Но­е­ва ков­че­га. Юс­ти­ни­ан в тщес­лав­ном по­ры­ве ре­шил бы­ло вы­мос­тить пол пли­та­ми ко­ва­но­го зо­ло­та. И да­же все сте­ны внут­ри хра­ма на­ме­ре­вал­ся пок­рыть зо­ло­том же, но его все же от­го­во­ри­ли от это­го. Из­весть для хра­ма раз­во­ди­ли на яч­мен­ной во­де, в це­мент до­бав­ля­ли мас­ло, а для верх­ней дос­ки пат­ри­ар­ше­го прес­то­ла был соз­дан ма­те­ри­ал, ко­то­ро­го до то­го не су­ще­ст­во­ва­ло: в расп­лав­лен­ное зо­ло­то бро­са­ли дра­го­цен­ные кам­ни – ру­би­ны, сап­фи­ры, аме­тис­ты, жем­чу­га, то­па­зы, оник­сы. Пол­ностью сек­ре­ты стро­и­тель­но­го раст­во­ра раз­га­дать не уда­лось, но на­ли­цо ве­ще­ст­вен­ное вы­ра­же­ние ис­то­ри­чес­ко­го рит­ма – сна­ча­ла ви­зан­тийс­кая плоть впи­ты­ва­ет зо­ло­то и дра­го­цен­нос­ти, по­том их от­ту­да вар­ва­рс­ки вы­ко­вы­ри­ва­ют за­во­е­ва­те­ли.

Ра­бо­та, на­ча­тая 23 фев­ра­ля 532 го­да, про­дол­жа­лась 5 лет и 10 ме­ся­цев. «Я прев­зо­шел те­бя, Со­ло­мон!» – воск­лик­нул Юс­ти­ни­ан по окон­ча­нии ра­бот (кста­ти, он на­зы­вал свою сто­ли­цу Но­вым Ие­ру­са­ли­мом, а не Ри­мом). 916 лет Со­фия бы­ла глав­ной цер­ковью пра­вос­лав­но­го ми­ра. В 1453 го­ду взяв­ший Конс­тан­ти­но­поль сул­тан Мех­мед II За­во­е­ва­тель по­ве­лел прев­ра­тить со­бор в ме­четь, ка­ко­вой Айя-Со­фия бы­ла 481 год. В 1934 го­ду по ука­зу вож­дя но­вой светс­кой Тур­ции Ке­ма­ля Ата­тюр­ка Айя-Со­фия бы­ла се­ку­ля­ри­зо­ва­на и прев­ра­ще­на в му­зей. На­ча­лась не ли­шен­ная иде­о­ло­ги­чес­ких кол­ли­зий рес­тав­ра­ция. Для то­го что­бы об­на­ру­жить и вос­ста­но­вить ис­пор­чен­ную или зак­ра­шен­ную хрис­ти­а­нс­кую мо­за­и­ку и ико­ны, рес­тав­ра­то­ры шли и на раз­ру­ше­ние не­ко­то­рых ис­то­ри­чес­ки важ­ных эле­мен­тов ис­ла­мс­ко­го ис­ку­с­ства, в це­лом пы­та­ясь сох­ра­нить ба­ланс меж­ду обе­и­ми ми­ро­вы­ми куль­ту­ра­ми.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS