Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 


Школа Рафаэля. Видение креста («Сим победиши»). 1520–1524

Православная империи на самом деле пришла не из Ветхого Завета
и не от еврейского народа, а от язычников и была именно воцерковлена
вся целиком, в ее языческих формах, как воцерковляется после Святого
Крещения весь человек, а не только какая-то часть его телесно-душевного состава.

Весь­ма по­пу­ляр­но, осо­бен­но в пос­лед­нее вре­мя, вы­ве­де­ние хрис­ти­а­нс­ко-де­мок­ра­ти­чес­ких идей из Вет­хо­го За­ве­та. В част­нос­ти, игу­мен Фи­липп (Ря­бых), ос­но­вы­ва­ясь на Кни­ге Су­дей и Пер­вой Кни­ге Царств, пи­шет: «В Пер­вой Кни­ге Царств рас­ска­зы­ва­ет­ся о том, что в древ­нем Из­ра­и­ле бо­го­ус­та­нов­лен­ным прав­ле­ни­ем бы­ла те­ок­ра­тия. Она су­ще­ст­во­ва­ла без инс­ти­ту­тов го­су­да­р­ствен­ной влас­ти. Сам Бог за­бо­тил­ся о древ­нем ев­рейс­ком на­ро­де. Про­вод­ни­ком Бо­жи­ей во­ли бы­ли судьи, ко­то­рые су­ди­ли и ор­га­ни­зо­вы­ва­ли на­род в слу­чае не­об­хо­ди­мос­ти. Но сла­бость ве­ры ев­рейс­ко­го на­ро­да в за­бо­ту Бо­га при­ве­ла к то­му, что он за­хо­тел иметь ви­ди­мое про­яв­ле­ние влас­ти в ли­це ца­ря: “Мы бу­дем как про­чие на­ро­ды: бу­дет су­дить нас царь наш, и хо­дить пред на­ми, и вес­ти вой­ны на­ши” (1 Цар. 8: 20). Та­ким об­ра­зом, Биб­лия нам со­об­ща­ет, что мо­нар­хия да­же не бы­ла изоб­ре­те­ни­ем бо­го­и­зб­ран­но­го на­ро­да, но бы­ла за­им­ство­ва­на им от языч­ни­ков». В нес­коль­ко смяг­чен­ном ви­де эту же по­зи­цию вы­ра­жа­ет Анд­рей Дес­ниц­кий в статье «Свя­ще­н­ство и Царство в рос­сийс­ком об­ще­ст­вен­ном соз­на­нии (из ис­то­рии од­но­го ар­хе­ти­па)»: «Так и в са­мых “про­мо­нар­хи­чес­ких” от­рыв­ках Вет­хо­го За­ве­та Царство изоб­ра­жа­ет­ся как инс­ти­тут, раз­ре­шен­ный Бо­гом, но ус­та­нов­лен­ный все­це­ло по во­ле лю­дей. Ие­рар­хия цен­нос­тей впол­не по­нят­на: иде­а­лом об­ще­ст­вен­но­го уст­рой­ства слу­жит те­ок­ра­тия, но пос­коль­ку она, как вся­кий иде­ал, не мо­жет пос­то­ян­но ос­та­вать­ся прак­ти­чес­кой нор­мой об­ще­ст­вен­но­го уст­рой­ства, на­род, что­бы из­бе­жать анар­хии, вы­би­ра­ет мо­нар­хию. Ха­рак­тер­но, что Вет­хий За­вет во­об­ще ниг­де не со­дер­жит чет­ких пред­пи­са­ний от­но­си­тель­но форм го­су­да­р­ствен­но­го уст­рой­ства, в от­ли­чие от де­таль­но ого­во­рен­ных форм куль­та. Гос­подь из­би­ра­ет конк­рет­ных лю­дей (су­дей, ца­рей, про­ро­ков) и че­рез них уп­рав­ля­ет Сво­им на­ро­дом, но ниг­де и ни­ког­да не вы­во­дит Он иде­аль­ную фор­му­лу влас­ти для это­го на­ро­да».

При­ве­ден­ная точ­ка зре­ния име­ет про­тес­та­н­тское про­ис­хож­де­ние, и ее кри­ти­ко­вал еще Лев Ти­хо­ми­ров в «Мо­нар­хи­чес­кой го­су­да­р­ствен­нос­ти»: «В про­тес­та­н­т­стве очень расп­ро­ст­ра­не­на мысль, буд­то бы в Биб­лии царс­кая власть не одоб­ря­ет­ся и сос­тав­ля­ет, по вы­ра­же­нию Биб­лии, “грех пе­ред Гос­по­дом”. У ис­то­ри­ка, во­об­ще точ­но­го и безп­ри­ст­ра­ст­но­го, как Шлос­сер, пря­мо го­во­рит­ся, буд­то бы уч­реж­де­ние Царства “рез­ко про­ти­во­ре­чи­ло за­ко­но­да­тель­ству Мо­и­сея, по ко­то­ро­му гла­вою го­су­да­р­ства приз­на­вал­ся один толь­ко Бог. Труд­но по­нять, как пов­то­ря­ют по­доб­ные ве­щи лю­ди, чи­тав­шие Биб­лию”. Но мож­но пой­ти даль­ше и за­дать еще один воп­рос: как пов­то­ря­ют по­доб­ные ве­щи лю­ди, чи­тав­шие всю Биб­лию? Ис­то­рия Вет­хо­го За­ве­та и бо­го­и­зб­ран­но­го на­ро­да аб­со­лют­но за­вер­ше­на рож­де­ни­ем Гос­по­да Ису­са Хрис­та и мо­жет быть рас­смот­ре­на толь­ко че­рез Не­го и ни­как не оп­ре­де­ля­ет пра­вос­лав­ную ис­то­ри­о­со­фию, раз­ве что про­об­ра­зо­ва­тель­но или во­об­ще “ана­го­ги­чес­ки”, как го­во­ри­ли от­цы-кап­па­до­кий­цы, че­рез “об­ре­за­ние Пи­са­ний”. Пос­лед­ним про­ро­ком был свя­той Ио­анн Пре­до­те­ча, на ко­то­ром и за­вер­шил­ся “про­ро­чес­кий ряд” и во­об­ще все “ли­ца из­ра­ил­тес­тии”. Труд­но по­нять, как во­об­ще мо­жет быть ис­поль­зо­ван Вет­хий За­вет в эк­зе­ге­зе Им­пе­рии, хо­тя это и про­ис­хо­ди­ло (с раз­ных сто­рон) на про­тя­же­нии всей ис­то­рии».

Вик­тор Сер­ге­ев (его неп­ри­я­тие пра­вос­ла­вия и од­нов­ре­мен­но по­пыт­ка бо­гос­ло­вс­ко­го «оп­рав­да­ния» де­мок­ра­тии оче­вид­ны) со­вер­шен­но спра­вед­ли­во ука­зы­ва­ет в сво­ей мо­ног­ра­фии «Де­мок­ра­тия как пе­ре­го­вор­ный про­цесс»: «Имен­но Вет­хий За­вет, и имен­но че­рез текс­ты про­ро­ков, стал ос­нов­ным ис­точ­ни­ком идей у ра­ди­каль­ных про­тес­та­н­тских сект. Ин­те­рес­но от­ме­тить, что в рус­ском пра­вос­ла­вии, где роль Вет­хо­го За­ве­та во­об­ще зна­чи­тель­но скром­нее (кур­сив мой. – В.К.), чем в за­пад­ных хрис­ти­а­нс­ких Церк­вях, где роль выс­ше­го су­да по от­но­ше­нию к влас­ти за­мет­но приг­лу­ше­на, а не­об­хо­ди­мость тер­петь власть, в ду­хе пос­ла­ния свя­то­го Пав­ла к рим­ля­нам, рас­смат­ри­ва­ет­ся как им­пе­ра­тив, со­дер­жа­ща­я­ся в Вет­хом За­ве­те идея бо­гов­дох­но­вен­но­го про­ро­че­ст­ва и воз­мож­ность выз­вать власть на суд пе­ред Бо­гом все же яс­но про­я­ви­ла се­бя в од­ном из на­и­бо­лее инт­ри­гу­ю­щих эпи­зо­дов рус­ской ис­то­рии – пе­ре­пис­ке меж­ду Ива­ном Гроз­ным и кня­зем Анд­ре­ем Курбским. Курбский со­вер­шен­но яс­но об­ви­ня­ет Гроз­но­го в отс­туп­ле­нии от хрис­ти­а­нс­ких за­ко­нов и гро­зит Божь­им су­дом, опи­ра­ясь на вет­хо­за­вет­ные ци­та­ты, Гроз­ный же от­ве­ча­ет ему сло­ва­ми свя­то­го апос­то­ла Пав­ла о бо­же­ст­вен­ной при­ро­де влас­ти».

Имен­но так. Идеи хрис­ти­а­нс­кой де­мок­ра­тии, действи­тель­но впер­вые выс­ка­зан­ные в Рос­сии кня­зем Анд­ре­ем Курбским в по­ле­ми­ке с ца­рем Ио­ан­ном Гроз­ным, суть от­ри­ца­ние преж­де все­го зре­ло­го пра­вос­ла­вия со вре­мен Все­ле­нс­ких со­бо­ров. Пра­вос­лав­ная им­пе­рии на са­мом де­ле приш­ла не из Вет­хо­го За­ве­та и не от ев­рейс­ко­го на­ро­да, а от языч­ни­ков и бы­ла имен­но во­цер­ков­ле­на вся це­ли­ком, в ее язы­чес­ких фор­мах, как во­цер­ков­ля­ет­ся пос­ле Свя­то­го Кре­ще­ния весь че­ло­век, а не толь­ко ка­кая-то часть его те­лес­но-ду­шев­но­го сос­та­ва.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS