Печать


Генрих Семирадский. Светочи христианства (Факелы Нерона). 1882

Симфония священства и царства:
византийское наследие в современной практике
церковно-государственных отношений

Даниил Семикопов

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 202

Даниил Викторович Семикопов – кандидат философских наук, историк русской религиозной мысли

Один Бог на не­бе, один им­пе­ра­тор на зем­ле – вот суть ви­зан­тийс­кой им­пе­рс­кой идеи. Язы­чес­кий Рим не знал раз­де­ле­ния сфе­ры влас­ти на ду­хов­ную и светс­кую сос­тав­ля­ю­щие. Им­пе­ра­тор был не толь­ко выс­шей граж­да­нс­кой властью, но и ду­хов­ной. Нес­лу­чай­но он но­сил ти­тул pontificus maximus – глав­ный жрец. Но по­ми­мо то­го, что он был глав­ным жре­цом, он еще и об­ла­дал бо­же­ст­вен­ным ге­ни­ем (дай­мон, греч.). Имев­шее вос­точ­ные и эл­ли­нис­ти­чес­кие па­рал­ле­ли обо­же­с­твле­ние римс­ких им­пе­ра­то­ров бы­ло од­ной из глав­ных при­чин го­не­ний на хрис­ти­ан, не приз­на­вав­ших бо­же­ст­вен­ность ке­са­ря и от­ка­зы­вав­ших­ся при­но­сить жерт­вы его де­мо­ну-пок­ро­ви­те­лю.

Пер­вые три ве­ка ис­то­рии хрис­ти­а­н­ства Римс­кая им­пе­рия уст­ра­и­ва­ла го­не­ния на хрис­ти­ан, при­чем на впол­не за­кон­ных ос­но­ва­ни­ях. Но в эпо­ху им­пе­ра­то­ра Конс­тан­ти­на она приз­на­ла Цер­ковь. Это бы­ло ис­то­ри­чес­ким чу­дом. Вмес­то Pax Romana приш­ло вре­мя Pax Christiana. Нам сей­час слож­но предс­та­вить весь масш­таб тех со­бы­тий. Им­пе­рия, объ­е­ди­няв­шая весь мир, язы­чес­кая по сво­ей сущ­нос­ти, вдруг по­да­ла ру­ку Церк­ви. Это не мог­ло не при­вес­ти к за­рож­де­нию в хрис­ти­а­нс­кой сре­де те­ок­ра­ти­чес­ких на­дежд.

Сов­ре­мен­ни­ки тех со­бы­тий восп­ри­ни­ма­ли об­ра­ще­ние им­пе­ра­то­ра как тор­же­ст­во хрис­ти­а­н­ства и транс­фор­ма­цию им­пе­ра­то­рс­кой влас­ти в ору­дие про­мыс­ла. Ведь из­на­чаль­но, со вре­мен Ав­гус­та, им­пе­рия действи­тель­но под­дер­жи­ва­ла мир, соз­да­вая тем са­мым ус­ло­вия для хрис­ти­а­нс­кой про­по­ве­ди. Еди­ный язык, раз­ве­тв­лен­ная сеть до­рог и срав­ни­тель­ная бе­зо­пас­ность пу­те­ше­ст­вий поз­во­ля­ли раз­ви­вать­ся не толь­ко тор­гов­ле, но и хрис­ти­а­нс­ко­му мис­си­о­не­р­ству. Это бы­ло яс­но еще до им­пе­ра­то­ра Конс­тан­ти­на, и хрис­ти­а­нс­кие апо­ло­ге­ты уже во II ве­ке, на­ря­ду с кри­ти­кой язы­чес­кой им­пе­рии, го­во­ри­ли и о про­ви­ден­ци­аль­ной бо­го­ус­та­нов­лен­нос­ти влас­ти римс­ких им­пе­ра­то­ров.

Толь­ко ве­ка спус­тя ви­зан­тийс­кое нас­ле­дие в хрис­ти­а­н­стве по­лу­чит не­од­ноз­нач­ную оцен­ку. Как в про­тес­та­н­тской, так и ка­то­ли­чес­кой сре­де ви­зан­тизм бу­дет оце­ни­вать­ся в ос­нов­ном не­га­тив­но. Да­же в вос­точ­нох­рис­ти­а­нс­кой тра­ди­ции вов­се не все мле­ют от это­го сло­ва. В век Прос­ве­ще­ния об­щеп­ри­ня­тым ста­ло ут­ве­рж­де­ние, что в Ви­зан­тии Цер­ковь бы­ла по­ра­бо­ще­на го­су­да­р­ством, а власть им­пе­ра­то­ров бы­ла обо­же­с­твле­на. Эта кон­цеп­ция по­лу­чи­ла наз­ва­ние це­за­ре­па­пиз­ма. Воз­ник­нув в про­тес­та­н­тской сре­де, она об­ви­ня­ла пра­вос­лав­ный Вос­ток в на­ру­ше­нии за­по­ве­ди от­да­вать ке­са­рю ке­са­ре­во, а Бо­жие Бо­гу (Мф. 22: 21).

Меж­ду тем им­пе­ра­то­ры иг­ра­ли в Церк­ви со­вер­шен­но осо­бую роль, и ви­зан­тийс­кая эк­кле­си­о­ло­гия (уче­ние о Церк­ви) прос­то не­по­нят­на без ана­ли­за ро­ли им­пе­ра­то­ров в Церк­ви. А роль эта бы­ла со­вер­шен­но осо­бой, так как в пре­де­лах Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии имен­но им­пе­ра­тор обес­пе­чи­вал един­ство Церк­ви. Да и тер­мин «все­ле­нс­кий» был тес­но свя­зан с им­пе­ра­то­рс­кой властью, ведь гра­ни­цы все­лен­ной (Ой­ку­ме­ны) фак­ти­чес­ки сов­па­да­ли с гра­ни­ца­ми им­пе­рии.

Ког­да мы го­во­рим о том, что Цер­ковь – все­ле­нс­кая, то не сов­сем яс­но, что же обес­пе­чи­ва­ет эту все­ле­нс­кость на ис­то­ри­чес­ком зем­ном уров­не. У нас нет ви­ди­мой и ося­за­е­мой струк­ту­ры, ко­то­рая за­да­ва­ла бы по­доб­ное един­ство. А тог­да она бы­ла – та­кой струк­ту­рой яв­ля­лась власть ви­зан­тийс­ко­го им­пе­ра­то­ра. Им­пе­ра­тор имел впол­не конк­рет­ное слу­же­ние в Церк­ви. Он был за­щит­ни­ком хрис­ти­а­нс­кой Ой­ку­ме­ны и про­по­вед­ни­ком хрис­ти­а­н­ства вне ее. Та­ким об­ра­зом, мис­сия им­пе­ра­то­ра сос­то­я­ла в за­щи­те и расп­ро­ст­ра­не­нии ис­тин­ной хрис­ти­а­нс­кой ве­ры.

Уже им­пе­ра­тор Конс­тан­тин осоз­на­вал собствен­ную мис­сию и на­зы­вал се­бя «епис­ко­пом внеш­них дел Церк­ви», с чем и свя­зан его ти­тул рав­но­а­пос­толь­но­го. Имен­но он предп­ри­нял пер­вую по­пыт­ку сог­ла­со­вать хрис­ти­а­нс­кий и им­пе­ра­то­рс­кий куль­ты, что наш­ло на­и­бо­лее пол­ное вы­ра­же­ние в стро­и­тель­стве мав­зо­лея свя­тых апос­то­лов. В этом мав­зо­лее на­хо­ди­лись сим­во­ли­чес­кие гроб­ни­цы две­над­ца­ти апос­то­лов, а ре­аль­ная гроб­ни­ца им­пе­ра­то­ра Конс­тан­ти­на ста­ла три­над­ца­той, рас­по­ло­жен­ной по цент­ру пос­ре­ди ос­таль­ных, на­хо­див­ших­ся по пе­ри­мет­ру мав­зо­лея. Та­ким об­ра­зом, им­пе­ра­тор Конс­тан­тин по­зи­ци­о­ни­ро­вал се­бя в ро­ли три­над­ца­то­го апос­то­ла, ко­то­рым в цер­ков­ной тра­ди­ции яв­ля­ет­ся апос­тол Па­вел, прос­ве­ти­тель языч­ни­ков.

Един­ство ве­ры фор­ми­ру­ет един­ство им­пе­рии, а по­то­му ве­ро­у­чи­тель­ные воп­ро­сы на­ча­ли при­об­ре­тать для Ви­зан­тии жиз­нен­ную важ­ность, стрем­ле­ние к ус­та­нов­ле­нию един­ства ста­ло ос­нов­ным мо­ти­вом ре­ли­ги­оз­ной по­ли­ти­ки им­пе­ра­то­ров пос­ле Конс­тан­ти­на. Ес­те­ст­вен­но, что на этом пу­ти конф­лик­ты бы­ли не­из­беж­ны­ми. По­пыт­кой их из­бе­жать яви­лась те­о­рия сим­фо­нии Церк­ви и им­пе­рии, пред­ло­жен­ная им­пе­ра­то­ром Юс­ти­ни­а­ном, но ей не уда­лось стать па­на­це­ей от всех опас­нос­тей в этой сфе­ре. Мож­но вспом­нить ис­то­рию римс­ко­го па­пы Ви­ги­лия, пос­тав­лен­но­го Юс­ти­ни­на­ном, но не оп­рав­дав­ше­го цер­ков­но-по­ли­ти­чес­ких на­дежд им­пе­ра­то­ра. Че­го сто­ит один толь­ко из­ве­ст­ный эпи­зод, ког­да по­са­жен­ный под до­маш­ний арест в Пла­ци­ди­а­нс­ком двор­це Конс­тан­ти­но­по­ля па­па Ви­ги­лий бе­жал в цер­ковь апос­то­ла Пет­ра в Конс­тан­ти­но­по­ле, что са­мо по се­бе сим­во­лич­но. От­ту­да его пы­тал­ся вы­та­щить взвод пре­то­ри­ан­цев. Ух­ва­тив­ше­го­ся за ко­лон­ну се­ни над прес­то­лом па­пу тя­ну­ли за бо­ро­ду и но­ги, по­ка не под­ло­ми­ли ко­лон­ну и не об­ру­ши­ли сень на прес­тол. В ре­зуль­та­те па­па чуть не по­гиб, но был ос­во­бож­ден воз­му­тив­шим­ся на­ро­дом. Впро­чем, это не спас­ло его от даль­ней­ше­го дав­ле­ния со сто­ро­ны им­пе­ра­то­ра. Так что сам свя­той Юс­ти­ни­ан, не за­ду­мы­ва­ясь, на­ру­шал гра­ни­цы сим­фо­нии, ес­ли счи­тал это не­об­хо­ди­мым для ми­ра им­пе­рии.


 

Со времен Августа Римская империя действительно поддерживала мир, создавая
тем самым условия для христианской проповеди. Христианские апологеты уже
во II веке, наряду с критикой языческой империи, говорили и о провиденциальной
богоустановленности власти римских императоров.

Пе­чаль­ным и пе­ре­лом­ным мо­мен­том в ис­то­рии цер­ков­но-го­су­да­р­ствен­ных от­но­ше­ний в Ви­зан­тии ста­ло воз­ник­но­ве­ние ре­ли­ги­оз­ных уче­ний мо­но­фе­ли­т­ства и ико­но­бор­че­ст­ва. Ес­ли до VII ве­ка но­вые уче­ния воз­ни­ка­ли в цер­ков­ной сре­де, то мо­но­фе­ли­т­ство бы­ло изоб­ре­те­ни­ем им­пе­ра­то­ра Ирак­лия и пат­ри­ар­ха Сер­гия и не при­ве­ло к един­ству, а толь­ко уси­ли­ло раз­де­ле­ние сре­ди хрис­ти­ан. Еще страш­нее для Церк­ви ока­за­лось ико­но­бор­че­ст­во. Его ро­до­на­чаль­ник, им­пе­ра­тор Лев III, уже отк­ры­то про­во­зг­ла­сил се­бя од­нов­ре­мен­но ие­ре­ем и ца­рем. Осо­бый ужас сов­ре­мен­ни­ков вы­зы­ва­ло то, что в дан­ном слу­чае ересь ис­хо­ди­ла от им­пе­ра­то­ров, на ко­то­рых ле­жа­ла обя­зан­ность сох­ра­не­ния хрис­ти­а­нс­ко­го ми­ра. Так, ано­ним­ный ви­зан­тийс­кий ис­то­рик в IX ве­ке взи­рал на ико­но­бор­че­ст­во как на осо­бен­но гу­би­тель­ную ересь, «ибо она раз­ру­ша­ет до­мо­ст­ро­и­тель­ство Бо­жие». Он воск­ли­цал: «Поз­най­те раз­ни­цу меж­ду им­пе­ра­то­ром и ие­ре­ем! Древ­ние ере­си про­ис­хо­дят из спо­ров о дог­ма­тах и выз­ре­ва­ли пос­те­пен­но, тог­да как эта изош­ла из са­мо­го им­пе­ра­то­рс­ко­го мо­гу­ще­ст­ва».

Но в ис­то­рии Ви­зан­тии бы­ли не толь­ко пе­ри­о­ды це­за­ре­па­пиз­ма, встре­ча­лись и про­ти­во­по­лож­ные тен­ден­ции па­па­це­за­риз­ма, ко­то­рые, впро­чем, ни­ког­да не раз­рас­та­лись до за­пад­ных масш­та­бов, но тем не ме­нее бы­ли весь­ма симп­то­ма­тич­ны­ми.

В пе­ри­од ико­но­бор­че­ст­ва (на­ча­ло VIII – се­ре­ди­на IX ве­ков) в борь­бе им­пе­ра­то­ров и мо­на­хов вы­иг­ра­ли пос­лед­ние, и в ре­зуль­та­те про­и­зош­ло уси­ле­ние влас­ти цер­ков­ной ие­рар­хии. Сим­фо­ни­чес­кие ка­че­ли по­ме­ня­ли свое по­ло­же­ние, воз­но­ся власть пат­ри­ар­ха и при­ни­жая власть им­пе­ра­то­ра. Глав­ным предс­та­ви­те­лем но­вой фор­ма­ции в эту эпо­ху был конс­тан­ти­но­польс­кий пат­ри­арх Фо­тий, ак­тив­но участ­во­вав­ший в по­ли­ти­чес­кой борь­бе. Од­ним из глав­ных ре­зуль­та­тов его де­я­тель­нос­ти бы­ло не­ви­дан­ное воз­вы­ше­ние Конс­тан­ти­но­польс­ко­го пат­ри­ар­ха­та. На Вос­то­ке су­ще­ст­во­ва­ли еще три пат­ри­ар­ха­та – Алек­са­нд­рийс­кий, Ан­ти­о­хийс­кий и Ие­ру­са­ли­мс­кий. До се­ре­ди­ны V ве­ка за пер­ве­н­ство в цер­ков­ной сфе­ре с Конс­тан­ти­но­по­лем бо­ро­лась Алек­са­нд­рия. Вплоть до на­ча­ла арабс­ких за­во­е­ва­ний в VII ве­ке Конс­тан­ти­но­поль всег­да счи­тал­ся с властью дру­гих по­ме­ст­ных Церк­вей. Арабс­кие за­во­е­ва­ния, отор­вав­шие тер­ри­то­рию вос­точ­ных пат­ри­ар­ха­тов от хрис­ти­а­нс­кой Римс­кой им­пе­рии, вку­пе с ос­лаб­ле­ни­ем влас­ти им­пе­ра­то­ров соз­да­ли поч­ву для уси­ле­ния влас­ти конс­тан­ти­но­польс­ких пат­ри­ар­хов.

Ито­гом это­го про­цес­са ста­ло при­ня­тие на Со­фийс­ком со­бо­ре 879–880 го­дов пер­во­го ка­но­на, про­во­зг­ла­шав­ше­го, что не толь­ко римс­кие кли­ри­ки, от­лу­чен­ные или осуж­ден­ные цер­ков­ным су­дом, не долж­ны при­ни­мать­ся Конс­тан­ти­но­по­лем, но и на­о­бо­рот – вос­точ­ные кли­ри­ки не мо­гут апел­ли­ро­вать к па­пе. Игровые слоты сейчас заполучили великое распространение для всех. Шумиха различной категории казино знакома каждому из любителей поглядеть телесериалы. Наличных требуется? Играй в франк казино (играть онлайн). Нет ничего трудоемкого с тем, что просто полудить лишнюю копеечку от аванса, да получить выигрыш хороший jack pot и также сотворить новый русский занос, совсем как тот же ludojop! Заскакивай на вебсайт казино франк, и далее получай кассу средств! Этот ка­нон, от­вер­гая то пра­во апел­ля­ции, ко­то­рым Рим час­то зло­у­пот­реб­лял, вмес­те с тем прев­ра­щал Конс­тан­ти­но­поль во вто­рой ду­хов­ный центр, рав­ноз­нач­ный пер­во­му. Конс­тан­ти­но­поль и Рим по­де­ли­ли хрис­ти­а­нс­кий мир, что и ста­ло ос­нов­ной при­чи­ной раз­де­ле­ния За­пад­ной и Вос­точ­ной церк­вей.

Ха­рак­тер­на в этом от­но­ше­нии лич­ность конс­тан­ти­но­польс­ко­го пат­ри­ар­ха Ми­ха­и­ла Ке­ру­ла­рия, при ко­то­ром офи­ци­аль­но и про­и­зош­ло это раз­де­ле­ние в 1054 го­ду. До то­го как стать пат­ри­ар­хом, он ак­тив­но участ­во­вал в по­ли­ти­чес­кой жиз­ни, из­ве­ст­но, что его брат по­кон­чил с со­бой из-за не­у­дав­ше­го­ся пе­ре­во­ро­та 1043 го­да. За­няв пат­ри­ар­ший прес­тол, он по­пы­тал­ся взять ре­ванш. Уже пос­ле пе­чаль­ных со­бы­тий 1054 го­да он уст­ро­ил го­су­да­р­ствен­ный пе­ре­во­рот, отп­ра­вил им­пе­ра­то­ра в мо­нас­тырь и по­са­дил на его мес­то сво­е­го став­лен­ни­ка, ко­то­рый, в свою оче­редь, низ­верг пат­ри­ар­ха. Но в пе­ри­од апо­гея собствен­но­го мо­гу­ще­ст­ва Ми­ха­ил Ке­ру­ла­рий все же до­бил­ся для се­бя пра­ва но­ше­ния пур­пур­ных сан­да­лий, зна­ка им­пе­ра­то­рс­кой влас­ти, к не­ма­ло­му шо­ку ви­зан­тий­цев, не при­вык­ших к по­доб­но­му «па­пиз­му».


 


Апостолы Петр и Павел являются во сне императору Константину. XIII век

Константин предпринял первую попытку согласовать христианский
и императорский культы, что нашло выражение в строительстве мавзолея
святых апостолов. Он позиционировал себя в роли тринадцатого апостола,
которым в церковной традиции является апостол Павел.

Та­ким об­ра­зом, сим­фо­ния на­ру­ша­лась в сто­ро­ну не толь­ко це­за­ре­па­пиз­ма, но и па­па­це­за­риз­ма. Из это­го как раз сле­ду­ет, что нор­мой ре­ли­ги­оз­но­го ви­зан­тиз­ма яв­ля­лась имен­но сим­фо­ния, а все ос­таль­ное ока­зы­ва­лось на­ру­ше­ни­ем нор­ма­тив­ных от­но­ше­ний. Но та­кие на­ру­ше­ния ис­то­ри­чес­ки не­из­беж­ны. Ос­лаб­ле­ние од­ной из сто­рон не­ми­ну­е­мо ве­дет сна­ча­ла к уси­ле­нию дру­гой, но по­том к кру­ше­нию всей сис­те­мы в це­лом.

Это и про­и­зош­ло с Ви­зан­ти­ей. В даль­ней­шей ис­то­рии им­пе­рии наб­лю­да­лась все та же ди­на­ми­ка: ос­лаб­ле­ние влас­ти им­пе­ра­то­ров и уси­ле­ние влас­ти пат­ри­ар­хов. Это прев­ра­ти­ло ви­зан­тийс­ко­го им­пе­ра­то­ра из «епис­ко­па внеш­них дел Церк­ви» в по­мощ­ни­ка и за­щит­ни­ка влас­ти пат­ри­ар­ха. В позд­ней пе­ри­од в Ви­зан­тии им­пе­ра­тор час­тич­но ут­ра­тил свой свя­щен­ни­чес­кий ста­тус. Та­кая пе­ре­ме­на от­ра­жа­ла и объ­ек­тив­ную ис­то­ри­чес­кую ре­аль­ность: Ви­зан­тийс­кая им­пе­рия сжи­ма­лась, как шаг­ре­не­вая ко­жа, а власть пат­ри­ар­ха Конс­тан­ти­но­по­ля по-преж­не­му расп­ро­ст­ра­ня­лась на весь Вос­ток. Впро­чем, ос­лаб­ле­ние влас­ти им­пе­ра­то­ра не­из­беж­но ума­ля­ло и ре­аль­ный ста­тус пат­ри­ар­ха, пусть но­ми­наль­но и сох­ра­няв­ше­го пер­ве­н­ство, но с па­де­ни­ем Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии прев­ра­тив­ше­го­ся в чи­нов­ни­ка при ис­ла­мс­ком дво­ре, что пос­та­ви­ло его в край­не уни­зи­тель­ное по­ло­же­ние.

***

Русь ока­за­лась пре­ем­ни­цей Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии, что от­ра­зи­лось в зна­ме­ни­той кон­цеп­ции «Моск­ва – Тре­тий Рим». При этом Моск­ва яви­лась нас­лед­ни­цей Ви­зан­тии преж­де все­го в ре­ли­ги­оз­ном ас­пек­те – она пе­ре­ня­ла не им­пе­ра­то­рс­кую власть, а ста­тус хра­ни­тель­ни­цы ис­тин­ной ве­ры. Та­ким об­ра­зом, рус­ский царь ока­зал­ся в пер­вую оче­редь хра­ни­те­лем ре­ли­ги­оз­ной ис­ти­ны.

Но уже в XVII ве­ке, в прав­ле­ние ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча, им­пе­рс­кие идеи ви­та­ли в воз­ду­хе. В прин­ци­пе еще изб­ра­ние пер­во­го рус­ско­го пат­ри­ар­ха в 1589 го­ду яви­лось ха­рак­тер­ным симп­то­мом рос­та са­мо­соз­на­ния рус­ских ца­рей – ста­тус мос­ко­вс­ко­го ца­ря тре­бо­вал на­ли­чия пат­ри­ар­ха. Изб­ра­ние пат­ри­ар­ха бы­ло имен­но го­су­да­р­ствен­ной ини­ци­а­ти­вой, из че­го вид­но, что сим­фо­ния хо­тя и дек­ла­ри­ро­ва­лась на Ру­си, но ни­ког­да не име­ла пол­но­цен­но­го воп­ло­ще­ния. Царь, бе­зус­лов­но, иг­рал в этом ор­ке­ст­ре пер­вую скрип­ку.

Толь­ко пат­ри­арх Ни­кон по­пы­тал­ся пос­та­вить ца­ря на мес­то, вдох­но­вив­шись ти­пич­но за­пад­ной мо­делью за­ви­си­мос­ти светс­кой влас­ти от влас­ти ду­хов­ной. Но «па­пи­с­тские» на­чи­на­ния пат­ри­ар­ха Ни­ко­на не наш­ли под­де­рж­ки и бы­ли глав­ной при­чи­ной его па­де­ния. Бо­лее то­го, они име­ли од­ним из сво­их след­ствий цер­ков­ные ре­фор­мы Пет­ра Ве­ли­ко­го, уп­ра­зд­нив­ше­го пат­ри­ар­ше­ст­во. Пат­ри­арх Ни­кон вдох­нов­лял­ся ка­то­ли­чес­кой по су­ти иде­ей пре­вос­хо­д­ства ду­хов­ной влас­ти над светс­кой, упо­доб­ляя власть пат­ри­ар­ха Солн­цу, а власть ца­ря – Лу­не, си­я­ю­щей от­ра­жен­ным сол­неч­ным све­том. Не­у­да­ча Ни­ко­на ста­ла ро­ко­вой для инс­ти­ту­та пат­ри­ар­ше­ст­ва, ко­то­рый был уст­ра­нен Пет­ром, стре­мив­шим­ся к ут­ве­рж­де­нию аб­со­лют­ной влас­ти в го­су­да­р­стве. Про­ти­во­по­лож­ное дви­же­ние сим­фо­ни­чес­ких ка­че­лей при­ве­ло к сак­ра­ли­за­ции царс­кой влас­ти – сак­ра­ли­за­ции, до­хо­див­шей до аб­сур­да.

Си­но­даль­ная эпо­ха бы­ла тор­же­ст­вом влас­ти рос­сийс­ких го­су­да­рей, став­ших им­пе­ра­то­ра­ми. Но это бы­ла не столь­ко ре­во­лю­ция, сколь­ко впол­не за­ко­но­мер­ная эво­лю­ция. Узнать, как сорвать куш с первой игры, ты можешь здесь . Си­но­даль­ная эпо­ха и сей­час удос­та­и­ва­ет­ся про­ти­во­по­лож­ных оце­нок. Од­ни счи­та­ют ее эпо­хой расц­ве­та цер­ков­ной жиз­ни, дру­гие – пе­ри­о­дом по­ра­бо­ще­ния Рус­ской пра­вос­лав­ной церк­ви го­су­да­р­ством. Обе оцен­ки предс­тав­ля­ют­ся не­вер­ны­ми из-за сво­ей ка­те­го­рич­нос­ти.

Так, ес­ли пле­не­ние и бы­ло, то оно ока­за­лось для Церк­ви очень пло­дот­вор­ным – при­ве­ло к рос­ту ду­хов­но­го прос­ве­ще­ния, по­яв­ле­нию ори­ги­наль­ной бо­гос­ло­вс­кой мыс­ли. Рус­ская зем­ля в XVIII–XIX ве­ках да­ла все­ле­нс­кой Церк­ви мно­же­ст­во ве­ли­ких свя­тых – пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ро­вс­ко­го, свя­ти­те­ля Ти­хо­на За­до­нс­ко­го, оп­ти­нс­ких стар­цев и мно­гих дру­гих свя­тых. То есть с этой точ­ки зре­ния си­но­даль­ная эпо­ха мень­ше все­го по­хо­жа на упа­док.

В то же вре­мя за­силье им­пе­ра­то­рс­кой влас­ти бы­ло. Петр Ве­ли­кий при­нял ти­тул им­пе­ра­то­ра и от­ца Оте­че­ст­ва (pater patriae), но­си­мый римс­ки­ми ке­са­ря­ми. А от­сю­да бы­ло уже не­да­ле­ко и до гла­вы Церк­ви на про­тес­та­н­тский ма­нер, ко­то­рым он фор­маль­но и стал в 1721 го­ду. То, что этот шаг был яв­ным на­ру­ше­ни­ем прин­ци­па ви­зан­тийс­кой сим­фо­нии, сом­не­ния не вы­зы­ва­ет. Власть им­пе­ра­то­ра иск­лю­чи­ла власть пат­ри­ар­ха, и вся­кое не­за­ви­си­мое цер­ков­ное прав­ле­ние ста­ло восп­ри­ни­мать­ся как по­по­лз­но­ве­ние на еди­но­дер­жав­ную власть ца­ря. По­доб­ные аб­со­лю­ти­с­тские ус­та­нов­ки усу­губ­ля­лись не­ви­дан­ной до­то­ле сак­ра­ли­за­ци­ей влас­ти.


 

Попыткой избежать конфликты явилась теория симфонии Церкви и империи,
предложенная императором Юстинианом, но ей не удалось стать панацеей
от всех опасностей в этой сфере. Сам святой Юстиниан нарушал границы
симфонии, если считал это необходимым для мира империи.

Пра­вая ру­ка им­пе­ра­то­ра Пет­ра по ду­хов­ным де­лам, ар­хи­е­пис­коп Фе­о­фан Про­ко­по­вич, то и де­ло на­зы­вал Пет­ра «Хрис­тос» и «Бог». Из­вес­тен анек­дот, ког­да он встре­тил Пет­ра, шед­ше­го позд­но ве­че­ром на оче­ред­ную пь­ян­ку, возг­ла­сом: «Се Же­них гря­дет в по­лу­но­чи!» Но по­ми­мо анек­до­тов, эта тен­ден­ция наш­ла свое воп­ло­ще­ние и в ли­тур­ги­чес­ких текс­тах, в част­нос­ти, в служ­бе по слу­чаю по­бе­ды под Пол­та­вой, сос­тав­лен­ной Фе­о­фи­лак­том Ло­па­ти­нс­ким. В ней Петр срав­ни­вал­ся с Хрис­том, а Ма­зе­па – с Иу­дой. Ма­зе­па был вклю­чен в чис­ло ере­ти­ков, ана­фе­ма­т­ство­вав­ших­ся в чи­не Тор­же­ст­ва пра­вос­ла­вия на пер­вой не­де­ле Ве­ли­ко­го пос­та, и был иск­лю­чен от­ту­да уже пос­ле 1917 го­да. Симп­то­ма­тич­но для си­но­даль­ной эпо­хи и то, что го­су­да­р­ствен­ное прес­туп­ле­ние Ма­зе­пы рас­смат­ри­ва­лось как ре­ли­ги­оз­ная ересь.

Весь XVIII век ука­зан­ная тен­ден­ция толь­ко уси­ли­ва­лась. Дос­та­точ­но об­ра­тить­ся к ба­роч­ной прид­вор­ной по­э­зии той эпо­хи. Так, Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов, не стес­ня­ясь, вос­пе­вал Пет­ра Ве­ли­ко­го сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

Он Бог, он Бог твой был, Рос­сия,
Он чле­ны взял в те­бя плотс­кия,
Со­шед к те­бе от горь­них мест.

Из­ве­ст­но, что в на­род­ной сре­де порт­ре­ты им­пе­рат­ри­цы Ека­те­ри­ны II по­чи­та­лись, как ико­ны, и пе­ред ни­ми воз­жи­га­лись све­чи. К чес­ти им­пе­рат­ри­цы Ека­те­ри­ны сле­ду­ет за­ме­тить, что она са­ма соп­ро­тив­ля­лась собствен­но­му обо­же­с­твле­нию.

Ко­неч­но, сле­ду­ет пом­нить о том, что куль­ту­ра ба­рок­ко пред­по­ла­га­ла ме­та­фо­ри­чес­кую иг­ру, что сло­во «бог» мог­ло иг­ри­во упот­реб­лять­ся с от­сыл­кой к ан­тич­ным бо­же­ст­вам. Но как тог­да быть с им­пе­ра­то­ром Пав­лом I, ко­то­рый, в от­ли­чие от сво­ей ма­те­ри, восп­ри­нял та­кую иг­ру очень серь­ез­но? Ес­ли им­пе­ра­тор Петр I уп­ра­зд­нил пат­ри­ар­ше­ст­во, то им­пе­ра­тор Па­вел I ре­шил сам стать пат­ри­ар­хом. Сра­зу же пос­ле ко­ро­на­ции он хо­тел лич­но слу­жить ли­тур­гию, на­ме­ре­вал­ся стать ду­хов­ни­ком собствен­ной семьи и выс­ших го­су­да­р­ствен­ных са­нов­ни­ков. Ес­ли Петр Ве­ли­кий се­бя гла­вой Церк­ви все-та­ки не на­зы­вал, то им­пе­ра­тор Па­вел при­нял по­доб­ное на­и­ме­но­ва­ние. Бо­лее сто­ле­тия спус­тя мит­ро­по­лит Ан­то­ний (Хра­по­виц­кий) наз­вал это од­ним из ве­ли­чай­ших гре­хов рус­ской мо­нар­хии и од­ной из при­чин ее па­де­ния. Но тог­да сов­ре­мен­ные им­пе­ра­то­ру ие­рар­хи пош­ли дру­гим пу­тем. Они ука­за­ли, что ка­но­ны пра­вос­лав­ной Церк­ви зап­ре­ща­ют со­вер­шать свя­тые та­ин­ства свя­щен­ни­ку, ко­то­рый же­нил­ся во вто­рой раз, то есть фак­ти­чес­ки приз­на­ли за ним свя­ще­н­ство.

В ре­зуль­та­те про­и­зош­ло не прос­то уп­ра­зд­не­ние пат­ри­ар­ше­ст­ва, но пе­ре­не­се­ние на ца­ря свя­щен­ных функ­ций пат­ри­ар­ха. Бо­лее то­го, по­чи­та­ние ца­ря ста­ви­лось ря­дом с по­чи­та­ни­ем свя­тых, и культ ца­ря ока­зал­ся не­отъ­ем­ле­мой частью ре­ли­ги­оз­но­го куль­та. Это был яв­ный пе­ре­бор, ко­то­рый стал за­ме­чать­ся са­ми­ми предс­та­ви­те­ля­ми Рус­ской церк­ви в XIX ве­ке. Осо­бен­но си­ту­а­ция обост­ри­лась к кон­цу XIX ве­ка. От­но­ше­ния меж­ду пос­лед­ним им­пе­ра­то­ром и чле­на­ми Си­но­да нель­зя наз­вать бе­зоб­лач­ны­ми. В сре­де ду­хо­ве­н­ства в на­ча­ле XX ве­ка сло­жи­лось предс­тав­ле­ние о том, что лю­бая по­ли­ти­чес­кая фор­ма в рав­ной ме­ре при­ем­ле­ма для Церк­ви. Да­же в сре­де епис­ко­па­та пош­ли раз­го­во­ры о це­за­ре­па­пиз­ме и о пле­не­нии Рус­ской церк­ви го­су­да­р­ством. При этом оче­вид­но, что с са­мо­го на­ча­ла не­ко­то­рые из при­дер­жи­вав­ших­ся по­доб­но­го мне­ния ар­хи­е­ре­ев пре­бы­ва­ли в заб­луж­де­нии, счи­тая, что действи­тель­но воз­мож­на та­кая фор­ма цер­ков­но-го­су­да­р­ствен­ных от­но­ше­ний, ког­да го­су­да­р­ство не толь­ко ни­че­го не тре­бу­ет от Церк­ви, но и под­дер­жи­ва­ет ее и по­ли­ти­чес­ки, и ма­те­ри­аль­но.

В воз­ду­хе на­ча­ли ви­тать меч­ты о вос­ста­нов­ле­нии пат­ри­ар­ше­ст­ва. Сей­час воп­рос о том, что бы­ло бы, ес­ли бы пат­ри­ар­ше­ст­во бы­ло вос­ста­нов­ле­но, предс­тав­ля­ет­ся чис­то ака­де­ми­чес­ким. Предс­тав­ля­ет­ся, что царс­кое пра­ви­тель­ство бы­ло дос­та­точ­но ре­а­лис­тич­ным и по­то­му соп­ро­тив­ля­лось по­доб­ным цер­ков­ным ре­фор­мам. Вос­ста­нов­ле­ние пат­ри­ар­ше­ст­ва выз­ва­ло бы не­из­ме­ри­мое ко­ли­че­ст­во слож­нос­тей. Не­об­хо­ди­мо бы­ло бы вво­дить но­вую ветвь влас­ти на не впол­не по­нят­ных ос­но­ва­ни­ях и пе­рес­мат­ри­вать струк­ту­ру уп­рав­ле­ния и за­ко­но­да­тель­ство им­пе­рии.

Бе­зус­лов­но, свя­щен­но­на­ча­лие Рус­ской церк­ви до­пус­ти­ло в на­ча­ле XX ве­ка гру­бые прос­че­ты в об­лас­ти цер­ков­но-го­су­да­р­ствен­ных от­но­ше­ний. Раз­го­во­ры о це­за­ре­па­пиз­ме, рав­но­ду­шие к судь­бе мо­нар­хии со сто­ро­ны мно­гих ар­хи­е­ре­ев, кри­ти­ка в ад­рес ца­ря рас­ка­чи­ва­ли и без то­го нес­та­биль­ную си­ту­а­цию. По­ве­де­ние же Си­но­да в фев­ра­ле–мар­те 1917 го­да фор­маль­но мож­но наз­вать прес­туп­ным, так как Си­нод от­ка­зал­ся от под­де­рж­ки мо­нар­хии в пе­ри­од меж­ду­ца­р­ствия, дал при­ся­гу Вре­мен­но­му пра­ви­тель­ству и по­нуж­дал к этой при­ся­ге дру­гих, а так­же ни­че­го не сде­лал для са­мо­го ца­ря и царс­кой семьи. В ито­ге ос­во­бож­де­ние от опе­ки царс­кой влас­ти при­ве­ло не к сво­бо­де, а к го­не­ни­ям на Рус­скую цер­ковь и к унич­то­же­нию рус­ской пра­вос­лав­ной куль­ту­ры, вер­ным за­щит­ни­ком ко­то­рых был царь. Ха­рак­тер­на в этом пла­не судь­ба од­но­го из пер­вых но­во­му­че­ни­ков – мит­ро­по­ли­та Ки­евс­ко­го Вла­ди­ми­ра (Бо­го­яв­ле­нс­ко­го). В мар­те 1917 го­да он лич­но по­мо­гал вы­но­сить обер-про­ку­ро­ру Вла­ди­ми­ру Ль­во­ву царс­кое крес­ло из за­ла за­се­да­ний Си­но­да. При этом ар­хи­е­пис­коп Ар­се­ний Нов­го­ро­дс­кий про­ком­мен­ти­ро­вал по­доб­ный шаг: «Вот вы­но­сят сим­вол це­за­ре­па­пиз­ма!» Но уже в ян­ва­ре 1918 го­да мит­ро­по­лит Вла­ди­мир был убит боль­ше­ви­ка­ми, при­чем по подстре­ка­тель­ству мо­на­хов Ки­е­во-Пе­че­рс­кой лав­ры. И это ста­ло воз­мож­ным имен­но всле­д­ствие унич­то­же­ния «це­за­ре­па­пиз­ма».

То есть сто лет на­зад в Рос­сии про­я­ви­лись те же про­цес­сы, что и ве­ка­ми ра­нее в Ви­зан­тии. Ког­да власть ос­лаб­ла, цер­ков­ная ие­рар­хия по­пы­та­лась взять ре­ванш, пос­та­вив под сом­не­ние сам прин­цип мо­нар­хи­чес­кой го­су­да­р­ствен­нос­ти, – че­го ни­ког­да не бы­ло в Ви­зан­тии, где пат­ри­арх не мыс­лил­ся без им­пе­ра­то­ра. Это яви­лось од­ной из при­чин кру­ше­ния Рос­сийс­кой им­пе­рии и сде­ла­ло воз­мож­ны­ми го­не­ния на пра­вос­лав­ных хрис­ти­ан при со­ве­тс­кой влас­ти.


 

***

C на­ча­ла IV ве­ка и до на­ча­ла XX ве­ка свя­ще­н­ство и царство в пра­вос­лав­ном ми­ре на­хо­ди­лись в сим­фо­ни­чес­ких от­но­ше­ни­ях. Эта сим­фо­ния ни­ког­да не бы­ла иде­аль­ной, но со­юз мог ока­зы­вать­ся пло­дот­вор­ным. Власть ца­ря и им­пе­ра­то­ра об­ре­та­ла оп­ре­де­лен­ный свя­щен­ный ста­тус, им­пе­ра­тор обес­пе­чи­вал един­ство Церк­ви, был по­бор­ни­ком ве­ры и бла­го­чес­тия. Ни од­на из дру­гих по­ли­ти­чес­ких форм влас­ти не бра­ла на се­бя по­доб­ных обя­за­тельств. Про­ект хрис­ти­а­нс­кой им­пе­рии поз­во­лил расп­ро­ст­ра­нить хрис­ти­а­н­ство по всей все­лен­ной.

В ис­то­рии вос­точ­но­го хрис­ти­а­н­ства свя­ще­н­ство и царство всег­да бы­ли свя­за­ны, и 1917 год стал ре­во­лю­ци­он­ным не толь­ко для Рос­сии. Он явил­ся не­ко­ей точ­кой пе­ре­хо­да от эпо­хи хрис­ти­а­нс­кой им­пе­рии к апос­та­сии, так как ока­зал­ся го­дом па­де­ния пос­лед­ней ве­ли­кой мо­нар­хии в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва. Мо­нар­хи­чес­кая власть, встав на сто­ро­ну хрис­ти­а­н­ства, фак­ти­чес­ки зас­та­ви­ла жить по хрис­ти­а­нс­ким нор­мам все на­ро­ды Ев­ро­пы. Нель­зя ска­зать, что ре­а­ли­за­ция это­го пла­на бы­ла бес­спор­ной, но го­су­да­р­ство за­щи­ща­ло и Цер­ковь, и хрис­ти­а­нс­кие нор­мы жиз­ни, что при­ве­ло к бун­ту че­ло­ве­чес­кой при­ро­ды про­тив свер­хпри­род­но­го ига Церк­ви и мо­нар­хии. Свер­же­ние мо­нар­хий нес­лу­чай­но пов­се­ме­ст­но соп­ро­вож­да­лось го­не­ни­я­ми на цер­ков­ные инс­ти­ту­ты. И пос­ле свер­же­ния мо­нар­хии Цер­ковь ни в од­ной стра­не не смог­ла ре­а­би­ли­ти­ро­вать­ся и за­нять преж­нее по­ло­же­ние. В ли­це мо­нар­хии Цер­ковь Хрис­то­ва по­те­ря­ла сво­е­го са­мо­го вер­но­го ис­то­ри­чес­ко­го со­юз­ни­ка.

Избрание первого русского патриарха в 1589 году явилось симптомом роста самосознания русских царей – статус царя требовал наличия патриарха. Симфония хотя и декларировалась на Руси, но никогда не имела полноценного воплощения. Царь играл в этом оркестре первую скрипку.

Сов­ре­мен­ные ли­бе­раль­ные по­ли­ти­чес­кие ре­жи­мы не мо­гут выс­ту­пать в этой ро­ли, так как они ос­но­ва­ны на про­ти­во­по­лож­ных ор­то­док­сии прин­ци­пах то­ле­ра­нт­нос­ти, нрав­ствен­ной все­доз­во­лен­нос­ти, на стрем­ле­нии к обо­га­ще­нию. Сот­руд­ни­чая с ни­ми, цер­ков­ное со­об­ще­ст­во очень силь­но рис­ку­ет подх­ва­тить ту же за­ра­зу. В Сред­не­ве­ковье бо­же­ст­вен­ный по­ря­док реп­ре­зен­ти­ро­вал се­бя и в Церк­ви, и в го­су­да­р­стве. Но сов­ре­мен­ное об­ще­ст­во на это уже нес­по­соб­но, а зна­чит, оно бо­лее не счи­та­ет се­бя бо­гос­па­са­е­мым – рав­но как и бо­го­бор­чес­ким пос­ле бур­но­го XX ве­ка. Оно прос­то ре­ли­ги­оз­но ин­диф­фе­ре­нт­но.

Са­мым не­пос­ре­д­ствен­ным об­ра­зом па­де­ние мо­нар­хии ска­за­лось на Церк­ви, осо­бен­но на от­но­ше­ни­ях меж­ду ие­рар­хи­ей и ми­ря­на­ми.

Ха­рак­тер­ная для хрис­ти­а­нс­ко­го Вос­то­ка сим­фо­ния меж­ду Цер­ковью и го­су­да­р­ством со­дей­ство­ва­ла раз­де­ле­нию цер­ков­но­го со­об­ще­ст­ва на ми­рян и кли­ри­ков. То есть на тех, ко­то­рые бы­ли в ве­де­нии влас­ти епис­ко­па­та, и тех, ко­то­рые под­чи­ня­лись влас­ти им­пе­ра­то­ра. Хо­тя эти сфе­ры и пе­ре­се­ка­лись, но разг­ра­ни­че­ние бы­ло яс­ным и без тру­да прос­ле­жи­ва­ет­ся по юри­ди­чес­ким сред­не­ве­ко­вым па­мят­ни­кам.

Про­ти­во­пос­тав­ле­ние ми­рян и ду­хо­ве­н­ства ха­рак­тер­но для ка­то­ли­чес­кой эк­кле­си­о­ло­гии, мно­гие пра­вос­лав­ные бо­гос­ло­вы его ос­па­ри­ва­ют (в их чис­ле мож­но ука­зать, нап­ри­мер, ре­ли­ги­оз­но­го фи­ло­со­фа, свя­щен­ни­ка Пав­ла Фло­ре­нс­ко­го). Но на прак­ти­ке и в ви­зан­тийс­кой, и в рус­ской цер­ков­ной ис­то­рии оно – свер­шив­ший­ся факт. Не­ко­то­рые пра­вос­лав­ные бо­гос­ло­вы в XX ве­ке ука­зы­ва­ли, что та­кое раз­де­ле­ние оши­боч­но и ран­няя Цер­ковь его не зна­ла. Для ран­нех­рис­ти­а­нс­ко­го уче­ния ха­рак­тер­на убеж­ден­ность в том, что все хрис­ти­а­не без иск­лю­че­ния есть царствен­ное свя­ще­н­ство, свя­той на­род, на­де­лен­ный раз­лич­ны­ми ха­риз­ма­ти­чес­ки­ми да­ра­ми, од­ним из ко­то­рых и яв­ля­ет­ся собствен­но свя­ще­н­ство в уз­ком по­ни­ма­нии. В сов­ре­мен­ной же Рус­ской пра­вос­лав­ной церк­ви ми­ря­не не сос­тав­ля­ют ре­аль­ную си­лу.

Та­кая си­ту­а­ция сло­жи­лась ес­те­ст­вен­ным об­ра­зом. В Ви­зан­тийс­кой и Рос­сийс­кой им­пе­ри­ях лю­ди бы­ли в по­дав­ля­ю­щем боль­ши­н­стве чле­на­ми Церк­ви. Не­раз­рыв­ная связь меж­ду властью ду­хов­ной и властью светс­кой при­ве­ла к то­му, что кру­ше­ние мо­нар­хии выз­ва­ло ис­ход на­ро­да из цер­ков­ной ог­ра­ды. Фак­ти­чес­ки от Церк­ви ос­та­лась епис­ко­пс­кая кор­по­ра­ция, и имен­но так Цер­ковь сей­час и восп­ри­ни­ма­ет­ся мно­ги­ми на­ши­ми со­оте­че­ст­вен­ни­ка­ми. То есть Рус­ская пра­вос­лав­ная цер­ковь – это Мос­ко­вс­кий пат­ри­ар­хат со всем его бю­рок­ра­ти­чес­ким ап­па­ра­том.

То, что по раз­ным дан­ным от 60 до 80 про­цен­тов на­се­ле­ния РФ на­зы­ва­ют се­бя пра­вос­лав­ны­ми, уже ни­ко­го, кро­ме не­ко­то­рых чи­нов­ни­ков пат­ри­ар­ха­та, не вдох­нов­ля­ет. Ведь пра­вос­лав­ны­ми, стро­го го­во­ря, яв­ля­ют­ся толь­ко те, ко­то­рых при­ня­то на­зы­вать во­цер­ков­лен­ны­ми, то есть те, ко­то­рые участ­ву­ют в мис­те­ри­аль­ной жиз­ни Церк­ви и по­се­ща­ют храм хо­тя бы не ре­же ра­за в ме­сяц. Имен­но этот по­ка­за­тель яв­ля­ет­ся зна­чи­мым. А та­ко­вых на се­год­няш­ний день все­го лишь нес­коль­ко про­цен­тов, и по­ка­за­тель этот не толь­ко не рас­тет, но и убы­ва­ет. По не­му мы, кста­ти, отс­та­ем от мно­гих ев­ро­пейс­ких стран, так что го­во­рить о ка­кой-ли­бо осо­бой ре­ли­ги­оз­нос­ти рос­си­ян или ре­ли­ги­оз­ном воз­рож­де­нии в Рос­сии не при­хо­дит­ся.

При­ве­дем конк­рет­ные дан­ные. Ес­ли срав­нить свод­ки ВЦИ­ОМ за 2007 год с ана­ло­гич­ной ста­тис­ти­кой за 1999 год, то пра­вос­лав­ны­ми на­зы­ва­ют се­бя 75 про­цен­тов. И этот по­ка­за­тель рас­тет. Но ко­ли­че­ст­во лю­дей, не по­се­ща­ю­щих хра­мы, уве­ли­чи­лось с 45 до 59 про­цен­тов, а до­ля тех, ко­то­рые хо­дят в цер­ковь раз в год и ре­же, сни­зи­лась с 29 про­цен­тов в 1999 го­ду до 16 про­цен­тов в 2007 го­ду. В 1999 го­ду при­час­тие ни ра­зу не при­ни­ма­ли 53 про­цен­та рес­пон­ден­тов, в 2007 го­ду эта груп­па вы­рос­ла до 83 про­цен­тов, раз в год и ре­же при­ча­ща­ют­ся 10 про­цен­тов оп­ро­шен­ных. И лишь 6 про­цен­тов при­ча­ща­ют­ся ча­ще ра­за в год, те же 6 про­цен­тов по­се­ща­ют храм хо­тя бы раз в ме­сяц. При этом до­ля кре­ще­ных дос­ти­га­ет 76 про­цен­тов.


 

По­че­му же нет по­ло­жи­тель­ной ди­на­ми­ки имен­но по чис­лу пос­то­ян­ных при­хо­жан, нес­мот­ря на отк­ры­тие хра­мов и рост эко­но­ми­чес­ко­го бла­го­сос­то­я­ния? Бо­лее то­го, сей­час наб­лю­да­ет­ся уси­ле­ние не­га­тив­но­го от­но­ше­ния к Церк­ви, при­чем не толь­ко сре­ди бло­ге­ров, но и сре­ди всех тех, ко­то­рых по не­до­ра­зу­ме­нию на­зы­ва­ют сов­ре­мен­ной ин­тел­ли­ген­ци­ей.

Предс­тав­ля­ет­ся, что и в цер­ков­ном мен­та­ли­те­те су­ще­ст­ву­ют осо­бен­нос­ти, пре­пя­т­ству­ю­щие адек­ват­ной ре­ак­ции на вы­зо­вы вре­ме­ни. И са­ми свя­щен­нос­лу­жи­те­ли за­час­тую пу­та­ют Цер­ковь и епис­ко­пат. Нап­ри­мер, ког­да го­во­рят о том, что пат­ри­арх Сер­гий (Стра­го­ро­дс­кий) спас Рус­скую цер­ковь сво­ей дек­ла­ра­ци­ей 1927 го­да, приз­нав­шей со­ве­тс­кую власть. Но с точ­ки зре­ния тра­ди­ци­он­но­го бо­гос­ло­вия, Цер­ковь не нуж­да­ет­ся в спа­се­нии, она са­ма спа­сет. Пат­ри­арх же Сер­гий спас цер­ков­ную ор­га­ни­за­цию, что, впро­чем, не ума­ля­ет его зас­луг. Ес­ли об­ра­тить­ся к не­дав­ним со­бы­ти­ям, то точ­но так же оце­ни­ва­ет­ся ху­ли­га­н­ство панк-груп­пы Pussy Riot со все­ми соп­ро­вож­дав­ши­ми эту про­во­ка­цию вы­ход­ка­ми. Пат­ри­ар­хат опять-та­ки рас­це­нил кри­ти­ку в ад­рес пат­ри­ар­ха Ки­рил­ла как го­не­ние на Цер­ковь и по всем за­ко­нам жан­ра уст­ро­ил ми­тинг в под­де­рж­ку Церк­ви с хо­руг­ве­нос­ца­ми, бай­ке­ра­ми и про­чи­ми сим­во­ла­ми сов­ре­мен­но­го пра­вос­ла­вия. Та­кая эк­кле­си­о­ло­ги­чес­кая тен­ден­ция на са­мом де­ле воз­ник­ла не на пус­том мес­те, так как в пос­лед­ние го­ды наб­лю­да­ет­ся уси­ле­ние епис­ко­пс­кой влас­ти, ко­то­рое до­хо­дит до аб­сур­да.

Русская земля в XVIII–XIX веках дала вселенской Церкви множество великих святых – преподобного Серафима Саровского, святителя Тихона Задонского, оптинских старцев и многих других святых. То есть с этой точки зрения синодальная эпоха меньше всего похожа на упадок.

В сов­ре­мен­ной Рус­ской пра­вос­лав­ной церк­ви фак­ти­чес­ки пра­ва­ми об­ла­да­ет толь­ко епис­коп, свя­щен­ни­ки име­ют иск­лю­чи­тель­но обя­зан­нос­ти, а у ми­рян во­об­ще ни­че­го нет – ни прав, ни обя­зан­нос­тей, по­ми­мо обя­зан­нос­ти ма­те­ри­аль­но со­дер­жать храм, то есть по­ку­пать свеч­ки и оп­ла­чи­вать тре­бы. Ана­лиз сов­ре­мен­но­го ус­та­ва Рус­ской пра­вос­лав­ной церк­ви подт­ве­рж­да­ет это без тру­да. Так, в раз­де­ле, пос­вя­щен­ном при­хо­ду, го­во­рит­ся о том, что «на обя­зан­нос­ти при­хо­жан ле­жит за­бо­та о ма­те­ри­аль­ном со­дер­жа­нии прич­та и хра­ма». Но при этом все иму­ще­ст­во при­хо­да яв­ля­ет­ся не­от­чуж­да­е­мой собствен­ностью епар­хии, то есть епар­хи­аль­но­го ар­хи­е­рея, ко­то­рый впра­ве в лю­бой мо­мент из­ме­нить сос­тав при­хо­дс­ко­го соб­ра­ния и да­же рас­пус­тить при­ход, иму­ще­ст­во ко­то­ро­го при этом ав­то­ма­ти­чес­ки пе­ре­хо­дит епар­хии. То есть по­лу­ча­ет­ся, что ми­ря­не долж­ны со­дер­жать при­хо­ды, обес­пе­чи­вать ма­те­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие епар­хии, но при этом ни епар­хия, ни епар­хи­аль­ный епис­коп им со­вер­шен­но не­по­дот­чет­ны.

Та­кое по­ло­же­ние гро­зит опас­ностью ре­а­ли­за­ции про­тес­та­н­тско­го сце­на­рия, ко­то­рый в Рос­сии мо­жет при­нять и ульт­ра­кон­сер­ва­тив­ные чер­ты, так как сло­жив­ши­е­ся по­ряд­ки прос­то про­во­ци­ру­ют ми­рян на бунт. Не­га­тив­ные по от­но­ше­нию к епис­ко­па­ту наст­ро­е­ния в пос­лед­нее вре­мя, к со­жа­ле­нию, толь­ко уси­ли­ва­ют­ся. Про­цесс вок­руг епис­ко­па Ди­о­ми­да был лишь пер­вым тре­вож­ным сиг­на­лом.

Проб­ле­ма, ви­ди­мо, в ог­ром­ной инер­ци­он­нос­ти бю­рок­ра­тии Рус­ской пра­вос­лав­ной церк­ви, ко­то­рая все еще ни­как не вый­дет из сим­фо­ни­чес­ко­го пе­ри­о­да. Не вся­кое ви­зан­тийс­кое нас­ле­дие яв­ля­ет­ся по­лез­ным са­мо по се­бе. Те­о­рия сим­фо­нии ра­бо­та­ет толь­ко в ус­ло­ви­ях мо­нар­хии, так как са­мо сло­во «сим­фо­ния» оз­на­ча­ет соз­ву­чие. Це­ли Церк­ви и пра­вос­лав­ной им­пе­рии бы­ли соз­вуч­ны – сох­ра­не­ние ис­тин­ной ве­ры внут­ри го­су­да­р­ства и ее расп­ро­ст­ра­не­ние за его пре­де­ла­ми. Ка­кое соз­ву­чие мо­жет быть меж­ду сов­ре­мен­ной властью и Цер­ковью? Оче­вид­но, что сов­ре­мен­ная власть не ста­вит пе­ред со­бой цель за­щи­щать ис­тин­ную ве­ру и спо­со­б­ство­вать ее расп­ро­ст­ра­не­нию. Цель влас­ти в иде­а­ле – рост прав и бла­го­сос­то­я­ния всех граж­дан, на прак­ти­ке – от­дель­ных граж­дан. Но та­кая цель не мо­жет быть оп­рав­да­на те­о­ло­ги­чес­ки, хо­тя, воз­мож­но, для ко­го-то из цер­ков­ных чи­нов­ни­ков сим­фо­ния и при­но­сит фи­нан­со­вые пло­ды.

Но про­ис­хо­дят из­ме­не­ния и в бо­гос­ло­вии. Так, на ар­хи­е­рейс­ком со­бо­ре 2008 го­да – как раз в свя­зи с де­лом епис­ко­па Ди­о­ми­да – бы­ло про­во­зг­ла­ше­но докт­ри­наль­ное по­ло­же­ние о том, что Цер­ковь оди­на­ко­во от­но­сит­ся ко всем по­ли­ти­чес­ким сис­те­мам. Вслед за этим на пат­ри­ар­шем уров­не не­од­нок­рат­но го­во­ри­лось о сим­фо­нии с сов­ре­мен­ной властью. Все это вку­пе с тем, что ни­че­го не де­ла­ет­ся для воз­рож­де­ния сос­ло­вия ми­рян, мо­жет иметь очень опас­ные пос­ле­д­ствия. Кри­ти­чес­кие наст­ро­е­ния бу­дут на­рас­тать, ста­нет воз­мож­ным от­ток на­и­бо­лее об­ра­зо­ван­ных и ре­ли­ги­оз­но-за­ин­те­ре­со­ван­ных лю­дей в дру­гие юрис­дик­ции пра­вос­ла­вия и да­же дру­гие ре­ли­ги­оз­ные де­но­ми­на­ции. В том слу­чае, ес­ли сов­ре­мен­ная власть выс­то­ит и сох­ра­нит ста­биль­ность, мо­жет вновь нас­ту­пить «си­но­да­ли­за­ция» цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции, но толь­ко уп­рав­лять­ся она бу­дет не пра­вос­лав­ны­ми им­пе­ра­то­ра­ми, а ли­бе­раль­ны­ми чи­нов­ни­ка­ми.

Воз­мож­на и прос­то ут­ра­та ин­те­ре­са к Рус­ской пра­вос­лав­ной церк­ви со сто­ро­ны влас­ти в слу­чае даль­ней­ше­го па­де­ния ее об­ще­ст­вен­но­го рей­тин­га. Кста­ти, это бы­ло бы луч­шим ис­хо­дом, так как в по­доб­ном слу­чае епис­ко­пы нач­нут-та­ки ис­кать опо­ру не в чи­нов­ни­ках, а в сво­ей паст­ве.

Но са­мый худ­ший ва­ри­ант для Церк­ви как ор­га­ни­за­ции – па­де­ние ны­неш­не­го по­лу­ли­бе­раль­но-по­лу­пат­ри­о­тич­но-по­лу­ко­ло­ни­аль­но­го ре­жи­ма, так как тог­да воз­мож­но пов­то­ре­ние реп­рес­сий про­тив ду­хо­ве­н­ства и все­го рус­ско­го пра­вос­ла­вия в це­лом из-за бли­зос­ти цер­ков­но­го ру­ко­во­д­ства к се­год­няш­ним пра­ви­тель­ствен­ным и оли­гар­хи­чес­ким кру­гам.


 

Мо­жет быть, ру­ко­во­д­ство Рус­ской пра­вос­лав­ной церк­ви всерь­ез по­ла­га­ет, что действу­ю­щая власть Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции, по­доб­но им­пе­ра­то­ру Конс­тан­ти­ну или ве­ли­ко­му кня­зю Вла­ди­ми­ру, ди­рек­ти­ва­ми свы­ше вер­нет на­род в пра­вос­ла­вие. Но это уж слиш­ком на­ив­но, так как для действу­ю­щей влас­ти это ста­нет прос­то са­мо­у­бий­ством. Пре­по­да­ва­ние «Ос­нов пра­вос­лав­ной куль­ту­ры» в шко­лах даст школь­ни­кам иск­лю­чи­тель­но об­щие све­де­ния, но не сде­ла­ет их пра­вос­лав­ны­ми. Для это­го не­об­хо­ди­мо вос­пи­ты­вать­ся в пра­вос­лав­ной сре­де. Стро­и­тель­ство еще боль­ше­го чис­ла хра­мов так­же ни к че­му не при­ве­дет, ибо воз­ве­де­ние хра­ма не ве­дет ав­то­ма­ти­чес­ки к фор­ми­ро­ва­нию об­щи­ны. Нель­зя на­саж­дать об­щи­ны и мо­нас­ты­ри свер­ху, они всег­да вы­рас­та­ли сни­зу. Стро­и­тель­ство хра­ма в каж­дом го­ро­дс­ком квар­та­ле, о чем мно­гие в Церк­ви ра­ту­ют, ско­рее при­ве­дет к то­му, что церк­ви ста­нут частью го­ро­дс­ко­го пей­за­жа на­рав­не с ап­те­ка­ми, су­пер­мар­ке­та­ми, ка­фе и рес­то­ра­на­ми. Уже сей­час чис­ло хра­мов пре­вы­ша­ет чис­ло ре­аль­ных об­щин в ра­зы, ес­ли не на по­ря­док. По­ни­ма­ет ли это ру­ко­во­д­ство Рус­ской пра­вос­лав­ной церк­ви? Су­дя по то­му, что на са­мом выс­шем уров­не го­во­рит­ся о не­об­хо­ди­мос­ти воз­рож­де­ния при­хо­дов и об­щин­ной жиз­ни, – по­ни­ма­ет. Но по­че­му при этом все де­ла­ет­ся так, что­бы это воз­рож­де­ние пре­сечь? Ви­ди­мо, епис­ко­пат бо­ит­ся ак­тив­нос­ти ми­рян и пред­по­чи­та­ет сим­фо­нию с го­су­да­р­ствен­ны­ми струк­ту­ра­ми.

Православными являются только воцерковленные, то есть те, которые участвуют в мистериальной жизни Церкви и посещают храм хотя бы не реже раза в месяц. А таковых на сегодняшний день всего лишь несколько процентов, и показатель этот не только не растет, но и убывает.

Но предс­тав­ля­ет­ся, что на­и­бо­лее вер­ным пу­тем в сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции был бы от­каз во­об­ще от ка­ких-ли­бо сим­фо­ний. Те­о­рия сим­фо­нии, соз­дан­ная в VI ве­ке, вов­се не яв­ля­ет­ся дог­ма­том и ра­бо­та­ет толь­ко в мо­нар­хи­чес­ком об­ще­ст­ве. Цер­ковь жи­ла без сим­фо­нии до мо­нар­хии и мо­жет жить без сим­фо­нии пос­ле нее, тем бо­лее что ни­ка­кая сим­фо­ния с властью, ко­то­рая не счи­та­ет се­бя те­ок­ра­ти­чес­кой, не­воз­мож­на. В се­год­няш­них ре­а­ли­ях един­ствен­ный вы­ход – это воз­рож­де­ние об­щин, при­чем ре­аль­ных об­щин, об­ла­да­ю­щих пра­ва­ми, вли­я­ни­ем на внут­ри­цер­ков­ную по­ли­ти­ку и участ­ву­ю­щих в ней, в том чис­ле и в вы­бо­рах мест­но­го ду­хо­ве­н­ства вплоть до епис­ко­па, как это бы­ло ког­да-то в ран­ней Церк­ви и в Ви­зан­тии. Епис­коп дол­жен быть слу­гой всем, а не все долж­ны быть ра­ба­ми епис­ко­па, как это час­то сей­час бы­ва­ет. Та­ки­ми же са­мо­уп­рав­ля­ю­щи­ми­ся об­щи­на­ми долж­ны быть и мо­нас­ты­ри, ко­то­рые сей­час в боль­шей сте­пе­ни, вы­пол­ня­ют функ­ции ту­рис­ти­чес­ких цент­ров и куз­ни­цы кад­ров. Бонусы от Фест казино Украина получают все игроки ! Об­щий ре­цепт силь­ной и проц­ве­та­ю­щей влас­ти в ви­зан­тийс­кой тра­ди­ции всег­да со­че­тал жест­кую ие­рар­хию и су­бор­ди­на­цию с ши­ро­ким са­мо­уп­рав­ле­ни­ем на мес­тах.

При этом не сто­ит ожи­дать об­ра­ще­ния всей Рос­сии в пра­вос­ла­вие, но фор­ми­ро­ва­ние ак­тив­но­го слоя ми­рян, воз­рож­де­ние ис­тин­но­го мо­на­ше­ст­ва соз­да­дут ус­ло­вия для то­го, что­бы вос­точ­нох­рис­ти­а­нс­кая тра­ди­ция не угас­ла в гло­баль­ном постхрис­ти­а­нс­ком мо­ре. Сей­час важ­нее сох­ра­не­ние не внеш­них ви­зан­тийс­ких форм, но внут­рен­не­го со­дер­жа­ния ви­зан­тийс­ко­го хрис­ти­а­н­ства, вы­ра­жен­но­го в опы­те ду­хов­ной жиз­ни Церк­ви как со­об­ще­ст­ва вер­ных Бо­гу. Имен­но ре­ли­ги­оз­ный опыт, вы­ра­жа­ю­щий­ся в бо­гос­ло­вии, мис­ти­ке, ли­тур­ги­ке и ас­ке­ти­чес­кой прак­ти­ке, яв­ля­ет­ся яд­ром ви­зан­тиз­ма, все ос­таль­ное – брен­но.