Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

***

C на­ча­ла IV ве­ка и до на­ча­ла XX ве­ка свя­ще­н­ство и царство в пра­вос­лав­ном ми­ре на­хо­ди­лись в сим­фо­ни­чес­ких от­но­ше­ни­ях. Эта сим­фо­ния ни­ког­да не бы­ла иде­аль­ной, но со­юз мог ока­зы­вать­ся пло­дот­вор­ным. Власть ца­ря и им­пе­ра­то­ра об­ре­та­ла оп­ре­де­лен­ный свя­щен­ный ста­тус, им­пе­ра­тор обес­пе­чи­вал един­ство Церк­ви, был по­бор­ни­ком ве­ры и бла­го­чес­тия. Ни од­на из дру­гих по­ли­ти­чес­ких форм влас­ти не бра­ла на се­бя по­доб­ных обя­за­тельств. Про­ект хрис­ти­а­нс­кой им­пе­рии поз­во­лил расп­ро­ст­ра­нить хрис­ти­а­н­ство по всей все­лен­ной.

В ис­то­рии вос­точ­но­го хрис­ти­а­н­ства свя­ще­н­ство и царство всег­да бы­ли свя­за­ны, и 1917 год стал ре­во­лю­ци­он­ным не толь­ко для Рос­сии. Он явил­ся не­ко­ей точ­кой пе­ре­хо­да от эпо­хи хрис­ти­а­нс­кой им­пе­рии к апос­та­сии, так как ока­зал­ся го­дом па­де­ния пос­лед­ней ве­ли­кой мо­нар­хии в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва. Мо­нар­хи­чес­кая власть, встав на сто­ро­ну хрис­ти­а­н­ства, фак­ти­чес­ки зас­та­ви­ла жить по хрис­ти­а­нс­ким нор­мам все на­ро­ды Ев­ро­пы. Нель­зя ска­зать, что ре­а­ли­за­ция это­го пла­на бы­ла бес­спор­ной, но го­су­да­р­ство за­щи­ща­ло и Цер­ковь, и хрис­ти­а­нс­кие нор­мы жиз­ни, что при­ве­ло к бун­ту че­ло­ве­чес­кой при­ро­ды про­тив свер­хпри­род­но­го ига Церк­ви и мо­нар­хии. Свер­же­ние мо­нар­хий нес­лу­чай­но пов­се­ме­ст­но соп­ро­вож­да­лось го­не­ни­я­ми на цер­ков­ные инс­ти­ту­ты. И пос­ле свер­же­ния мо­нар­хии Цер­ковь ни в од­ной стра­не не смог­ла ре­а­би­ли­ти­ро­вать­ся и за­нять преж­нее по­ло­же­ние. В ли­це мо­нар­хии Цер­ковь Хрис­то­ва по­те­ря­ла сво­е­го са­мо­го вер­но­го ис­то­ри­чес­ко­го со­юз­ни­ка.

Избрание первого русского патриарха в 1589 году явилось симптомом роста самосознания русских царей – статус царя требовал наличия патриарха. Симфония хотя и декларировалась на Руси, но никогда не имела полноценного воплощения. Царь играл в этом оркестре первую скрипку.

Сов­ре­мен­ные ли­бе­раль­ные по­ли­ти­чес­кие ре­жи­мы не мо­гут выс­ту­пать в этой ро­ли, так как они ос­но­ва­ны на про­ти­во­по­лож­ных ор­то­док­сии прин­ци­пах то­ле­ра­нт­нос­ти, нрав­ствен­ной все­доз­во­лен­нос­ти, на стрем­ле­нии к обо­га­ще­нию. Сот­руд­ни­чая с ни­ми, цер­ков­ное со­об­ще­ст­во очень силь­но рис­ку­ет подх­ва­тить ту же за­ра­зу. В Сред­не­ве­ковье бо­же­ст­вен­ный по­ря­док реп­ре­зен­ти­ро­вал се­бя и в Церк­ви, и в го­су­да­р­стве. Но сов­ре­мен­ное об­ще­ст­во на это уже нес­по­соб­но, а зна­чит, оно бо­лее не счи­та­ет се­бя бо­гос­па­са­е­мым – рав­но как и бо­го­бор­чес­ким пос­ле бур­но­го XX ве­ка. Оно прос­то ре­ли­ги­оз­но ин­диф­фе­ре­нт­но.

Са­мым не­пос­ре­д­ствен­ным об­ра­зом па­де­ние мо­нар­хии ска­за­лось на Церк­ви, осо­бен­но на от­но­ше­ни­ях меж­ду ие­рар­хи­ей и ми­ря­на­ми.

Ха­рак­тер­ная для хрис­ти­а­нс­ко­го Вос­то­ка сим­фо­ния меж­ду Цер­ковью и го­су­да­р­ством со­дей­ство­ва­ла раз­де­ле­нию цер­ков­но­го со­об­ще­ст­ва на ми­рян и кли­ри­ков. То есть на тех, ко­то­рые бы­ли в ве­де­нии влас­ти епис­ко­па­та, и тех, ко­то­рые под­чи­ня­лись влас­ти им­пе­ра­то­ра. Хо­тя эти сфе­ры и пе­ре­се­ка­лись, но разг­ра­ни­че­ние бы­ло яс­ным и без тру­да прос­ле­жи­ва­ет­ся по юри­ди­чес­ким сред­не­ве­ко­вым па­мят­ни­кам.

Про­ти­во­пос­тав­ле­ние ми­рян и ду­хо­ве­н­ства ха­рак­тер­но для ка­то­ли­чес­кой эк­кле­си­о­ло­гии, мно­гие пра­вос­лав­ные бо­гос­ло­вы его ос­па­ри­ва­ют (в их чис­ле мож­но ука­зать, нап­ри­мер, ре­ли­ги­оз­но­го фи­ло­со­фа, свя­щен­ни­ка Пав­ла Фло­ре­нс­ко­го). Но на прак­ти­ке и в ви­зан­тийс­кой, и в рус­ской цер­ков­ной ис­то­рии оно – свер­шив­ший­ся факт. Не­ко­то­рые пра­вос­лав­ные бо­гос­ло­вы в XX ве­ке ука­зы­ва­ли, что та­кое раз­де­ле­ние оши­боч­но и ран­няя Цер­ковь его не зна­ла. Для ран­нех­рис­ти­а­нс­ко­го уче­ния ха­рак­тер­на убеж­ден­ность в том, что все хрис­ти­а­не без иск­лю­че­ния есть царствен­ное свя­ще­н­ство, свя­той на­род, на­де­лен­ный раз­лич­ны­ми ха­риз­ма­ти­чес­ки­ми да­ра­ми, од­ним из ко­то­рых и яв­ля­ет­ся собствен­но свя­ще­н­ство в уз­ком по­ни­ма­нии. В сов­ре­мен­ной же Рус­ской пра­вос­лав­ной церк­ви ми­ря­не не сос­тав­ля­ют ре­аль­ную си­лу.

Та­кая си­ту­а­ция сло­жи­лась ес­те­ст­вен­ным об­ра­зом. В Ви­зан­тийс­кой и Рос­сийс­кой им­пе­ри­ях лю­ди бы­ли в по­дав­ля­ю­щем боль­ши­н­стве чле­на­ми Церк­ви. Не­раз­рыв­ная связь меж­ду властью ду­хов­ной и властью светс­кой при­ве­ла к то­му, что кру­ше­ние мо­нар­хии выз­ва­ло ис­ход на­ро­да из цер­ков­ной ог­ра­ды. Фак­ти­чес­ки от Церк­ви ос­та­лась епис­ко­пс­кая кор­по­ра­ция, и имен­но так Цер­ковь сей­час и восп­ри­ни­ма­ет­ся мно­ги­ми на­ши­ми со­оте­че­ст­вен­ни­ка­ми. То есть Рус­ская пра­вос­лав­ная цер­ковь – это Мос­ко­вс­кий пат­ри­ар­хат со всем его бю­рок­ра­ти­чес­ким ап­па­ра­том.

То, что по раз­ным дан­ным от 60 до 80 про­цен­тов на­се­ле­ния РФ на­зы­ва­ют се­бя пра­вос­лав­ны­ми, уже ни­ко­го, кро­ме не­ко­то­рых чи­нов­ни­ков пат­ри­ар­ха­та, не вдох­нов­ля­ет. Ведь пра­вос­лав­ны­ми, стро­го го­во­ря, яв­ля­ют­ся толь­ко те, ко­то­рых при­ня­то на­зы­вать во­цер­ков­лен­ны­ми, то есть те, ко­то­рые участ­ву­ют в мис­те­ри­аль­ной жиз­ни Церк­ви и по­се­ща­ют храм хо­тя бы не ре­же ра­за в ме­сяц. Имен­но этот по­ка­за­тель яв­ля­ет­ся зна­чи­мым. А та­ко­вых на се­год­няш­ний день все­го лишь нес­коль­ко про­цен­тов, и по­ка­за­тель этот не толь­ко не рас­тет, но и убы­ва­ет. По не­му мы, кста­ти, отс­та­ем от мно­гих ев­ро­пейс­ких стран, так что го­во­рить о ка­кой-ли­бо осо­бой ре­ли­ги­оз­нос­ти рос­си­ян или ре­ли­ги­оз­ном воз­рож­де­нии в Рос­сии не при­хо­дит­ся.

При­ве­дем конк­рет­ные дан­ные. Ес­ли срав­нить свод­ки ВЦИ­ОМ за 2007 год с ана­ло­гич­ной ста­тис­ти­кой за 1999 год, то пра­вос­лав­ны­ми на­зы­ва­ют се­бя 75 про­цен­тов. И этот по­ка­за­тель рас­тет. Но ко­ли­че­ст­во лю­дей, не по­се­ща­ю­щих хра­мы, уве­ли­чи­лось с 45 до 59 про­цен­тов, а до­ля тех, ко­то­рые хо­дят в цер­ковь раз в год и ре­же, сни­зи­лась с 29 про­цен­тов в 1999 го­ду до 16 про­цен­тов в 2007 го­ду. В 1999 го­ду при­час­тие ни ра­зу не при­ни­ма­ли 53 про­цен­та рес­пон­ден­тов, в 2007 го­ду эта груп­па вы­рос­ла до 83 про­цен­тов, раз в год и ре­же при­ча­ща­ют­ся 10 про­цен­тов оп­ро­шен­ных. И лишь 6 про­цен­тов при­ча­ща­ют­ся ча­ще ра­за в год, те же 6 про­цен­тов по­се­ща­ют храм хо­тя бы раз в ме­сяц. При этом до­ля кре­ще­ных дос­ти­га­ет 76 про­цен­тов.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS