Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 


Апостолы Петр и Павел являются во сне императору Константину. XIII век

Константин предпринял первую попытку согласовать христианский
и императорский культы, что нашло выражение в строительстве мавзолея
святых апостолов. Он позиционировал себя в роли тринадцатого апостола,
которым в церковной традиции является апостол Павел.

Та­ким об­ра­зом, сим­фо­ния на­ру­ша­лась в сто­ро­ну не толь­ко це­за­ре­па­пиз­ма, но и па­па­це­за­риз­ма. Из это­го как раз сле­ду­ет, что нор­мой ре­ли­ги­оз­но­го ви­зан­тиз­ма яв­ля­лась имен­но сим­фо­ния, а все ос­таль­ное ока­зы­ва­лось на­ру­ше­ни­ем нор­ма­тив­ных от­но­ше­ний. Но та­кие на­ру­ше­ния ис­то­ри­чес­ки не­из­беж­ны. Ос­лаб­ле­ние од­ной из сто­рон не­ми­ну­е­мо ве­дет сна­ча­ла к уси­ле­нию дру­гой, но по­том к кру­ше­нию всей сис­те­мы в це­лом.

Это и про­и­зош­ло с Ви­зан­ти­ей. В даль­ней­шей ис­то­рии им­пе­рии наб­лю­да­лась все та же ди­на­ми­ка: ос­лаб­ле­ние влас­ти им­пе­ра­то­ров и уси­ле­ние влас­ти пат­ри­ар­хов. Это прев­ра­ти­ло ви­зан­тийс­ко­го им­пе­ра­то­ра из «епис­ко­па внеш­них дел Церк­ви» в по­мощ­ни­ка и за­щит­ни­ка влас­ти пат­ри­ар­ха. В позд­ней пе­ри­од в Ви­зан­тии им­пе­ра­тор час­тич­но ут­ра­тил свой свя­щен­ни­чес­кий ста­тус. Та­кая пе­ре­ме­на от­ра­жа­ла и объ­ек­тив­ную ис­то­ри­чес­кую ре­аль­ность: Ви­зан­тийс­кая им­пе­рия сжи­ма­лась, как шаг­ре­не­вая ко­жа, а власть пат­ри­ар­ха Конс­тан­ти­но­по­ля по-преж­не­му расп­ро­ст­ра­ня­лась на весь Вос­ток. Впро­чем, ос­лаб­ле­ние влас­ти им­пе­ра­то­ра не­из­беж­но ума­ля­ло и ре­аль­ный ста­тус пат­ри­ар­ха, пусть но­ми­наль­но и сох­ра­няв­ше­го пер­ве­н­ство, но с па­де­ни­ем Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии прев­ра­тив­ше­го­ся в чи­нов­ни­ка при ис­ла­мс­ком дво­ре, что пос­та­ви­ло его в край­не уни­зи­тель­ное по­ло­же­ние.

***

Русь ока­за­лась пре­ем­ни­цей Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии, что от­ра­зи­лось в зна­ме­ни­той кон­цеп­ции «Моск­ва – Тре­тий Рим». При этом Моск­ва яви­лась нас­лед­ни­цей Ви­зан­тии преж­де все­го в ре­ли­ги­оз­ном ас­пек­те – она пе­ре­ня­ла не им­пе­ра­то­рс­кую власть, а ста­тус хра­ни­тель­ни­цы ис­тин­ной ве­ры. Та­ким об­ра­зом, рус­ский царь ока­зал­ся в пер­вую оче­редь хра­ни­те­лем ре­ли­ги­оз­ной ис­ти­ны.

Но уже в XVII ве­ке, в прав­ле­ние ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча, им­пе­рс­кие идеи ви­та­ли в воз­ду­хе. В прин­ци­пе еще изб­ра­ние пер­во­го рус­ско­го пат­ри­ар­ха в 1589 го­ду яви­лось ха­рак­тер­ным симп­то­мом рос­та са­мо­соз­на­ния рус­ских ца­рей – ста­тус мос­ко­вс­ко­го ца­ря тре­бо­вал на­ли­чия пат­ри­ар­ха. Изб­ра­ние пат­ри­ар­ха бы­ло имен­но го­су­да­р­ствен­ной ини­ци­а­ти­вой, из че­го вид­но, что сим­фо­ния хо­тя и дек­ла­ри­ро­ва­лась на Ру­си, но ни­ког­да не име­ла пол­но­цен­но­го воп­ло­ще­ния. Царь, бе­зус­лов­но, иг­рал в этом ор­ке­ст­ре пер­вую скрип­ку.

Толь­ко пат­ри­арх Ни­кон по­пы­тал­ся пос­та­вить ца­ря на мес­то, вдох­но­вив­шись ти­пич­но за­пад­ной мо­делью за­ви­си­мос­ти светс­кой влас­ти от влас­ти ду­хов­ной. Но «па­пи­с­тские» на­чи­на­ния пат­ри­ар­ха Ни­ко­на не наш­ли под­де­рж­ки и бы­ли глав­ной при­чи­ной его па­де­ния. Бо­лее то­го, они име­ли од­ним из сво­их след­ствий цер­ков­ные ре­фор­мы Пет­ра Ве­ли­ко­го, уп­ра­зд­нив­ше­го пат­ри­ар­ше­ст­во. Пат­ри­арх Ни­кон вдох­нов­лял­ся ка­то­ли­чес­кой по су­ти иде­ей пре­вос­хо­д­ства ду­хов­ной влас­ти над светс­кой, упо­доб­ляя власть пат­ри­ар­ха Солн­цу, а власть ца­ря – Лу­не, си­я­ю­щей от­ра­жен­ным сол­неч­ным све­том. Не­у­да­ча Ни­ко­на ста­ла ро­ко­вой для инс­ти­ту­та пат­ри­ар­ше­ст­ва, ко­то­рый был уст­ра­нен Пет­ром, стре­мив­шим­ся к ут­ве­рж­де­нию аб­со­лют­ной влас­ти в го­су­да­р­стве. Про­ти­во­по­лож­ное дви­же­ние сим­фо­ни­чес­ких ка­че­лей при­ве­ло к сак­ра­ли­за­ции царс­кой влас­ти – сак­ра­ли­за­ции, до­хо­див­шей до аб­сур­да.

Си­но­даль­ная эпо­ха бы­ла тор­же­ст­вом влас­ти рос­сийс­ких го­су­да­рей, став­ших им­пе­ра­то­ра­ми. Но это бы­ла не столь­ко ре­во­лю­ция, сколь­ко впол­не за­ко­но­мер­ная эво­лю­ция. Узнать, как сорвать куш с первой игры, ты можешь здесь . Си­но­даль­ная эпо­ха и сей­час удос­та­и­ва­ет­ся про­ти­во­по­лож­ных оце­нок. Од­ни счи­та­ют ее эпо­хой расц­ве­та цер­ков­ной жиз­ни, дру­гие – пе­ри­о­дом по­ра­бо­ще­ния Рус­ской пра­вос­лав­ной церк­ви го­су­да­р­ством. Обе оцен­ки предс­тав­ля­ют­ся не­вер­ны­ми из-за сво­ей ка­те­го­рич­нос­ти.

Так, ес­ли пле­не­ние и бы­ло, то оно ока­за­лось для Церк­ви очень пло­дот­вор­ным – при­ве­ло к рос­ту ду­хов­но­го прос­ве­ще­ния, по­яв­ле­нию ори­ги­наль­ной бо­гос­ло­вс­кой мыс­ли. Рус­ская зем­ля в XVIII–XIX ве­ках да­ла все­ле­нс­кой Церк­ви мно­же­ст­во ве­ли­ких свя­тых – пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ро­вс­ко­го, свя­ти­те­ля Ти­хо­на За­до­нс­ко­го, оп­ти­нс­ких стар­цев и мно­гих дру­гих свя­тых. То есть с этой точ­ки зре­ния си­но­даль­ная эпо­ха мень­ше все­го по­хо­жа на упа­док.

В то же вре­мя за­силье им­пе­ра­то­рс­кой влас­ти бы­ло. Петр Ве­ли­кий при­нял ти­тул им­пе­ра­то­ра и от­ца Оте­че­ст­ва (pater patriae), но­си­мый римс­ки­ми ке­са­ря­ми. А от­сю­да бы­ло уже не­да­ле­ко и до гла­вы Церк­ви на про­тес­та­н­тский ма­нер, ко­то­рым он фор­маль­но и стал в 1721 го­ду. То, что этот шаг был яв­ным на­ру­ше­ни­ем прин­ци­па ви­зан­тийс­кой сим­фо­нии, сом­не­ния не вы­зы­ва­ет. Власть им­пе­ра­то­ра иск­лю­чи­ла власть пат­ри­ар­ха, и вся­кое не­за­ви­си­мое цер­ков­ное прав­ле­ние ста­ло восп­ри­ни­мать­ся как по­по­лз­но­ве­ние на еди­но­дер­жав­ную власть ца­ря. По­доб­ные аб­со­лю­ти­с­тские ус­та­нов­ки усу­губ­ля­лись не­ви­дан­ной до­то­ле сак­ра­ли­за­ци­ей влас­ти.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS