Понедельник, 20 Ноября, 2017
   
(3 голоса, среднее 3.00 из 5)


Святой Григорий Синаит

Политическое измерение исихазма в поздней Византии
и в новейшей истории России

Максим Медоваров

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 192

Максим Викторович Медоваров – специалист по истории русской и зарубежной консервативной мысли

Отно­ше­ния ви­зан­тийс­кой и рус­ской куль­тур в оп­ре­де­лен­ном смыс­ле па­ра­док­саль­ны. Нес­мот­ря на об­щую ре­ли­гию – пра­вос­ла­вие – и при­шед­шую вмес­те с ней книж­ность, бро­са­ет­ся в гла­за, что по­ли­ти­чес­кий, со­ци­аль­ный и эко­но­ми­чес­кий строй как Ки­евс­кой Ру­си и кня­жеств пе­ри­о­да разд­роб­лен­нос­ти, так и мос­ко­вс­ко­го пе­ри­о­да не име­ет поч­ти ни­че­го об­ще­го с ви­зан­тийс­ким. Не­сом­нен­но, это дол­гое вре­мя зат­руд­ня­ло под­ра­жа­ние Ви­зан­тии да­же в сфе­ре прид­вор­но­го це­ре­мо­ни­а­ла и мо­нар­хи­чес­кой иде­о­ло­гии – оно на­ча­лось толь­ко пос­ле бра­ка Ива­на III с Софь­ей Па­ле­о­лог, то есть уже пос­ле па­де­ния Вто­ро­го Ри­ма. За­тем соз­на­тель­ная ори­ен­та­ция на ви­зан­тийс­кий по­ли­ти­чес­кий опыт, со­вер­шен­но не­ха­рак­тер­ная для рус­ско­го Сред­не­ве­ковья, пос­те­пен­но уси­ли­ва­лась в те­че­ние XVI и XVII ве­ков вплоть до Пет­ра I. Иван IV, Алек­сей Ми­хай­ло­вич, пат­ри­арх Ни­кон, Фе­дор Алек­се­евич по сво­е­му по­ли­ти­чес­ко­му имид­жу соз­на­тель­но приб­ли­жа­лись к ви­зан­тийс­ким об­раз­цам. Это тем бо­лее по­ра­зи­тель­но, что в ука­зан­ные два сто­ле­тия в сфе­ре куль­ту­ры Рос­сия на­о­бо­рот все даль­ше от­хо­ди­ла от Ви­зан­тии и все бо­лее приб­ли­жа­лась к за­пад­ной куль­ту­ре. Ис­сле­до­ва­ния Алек­са­нд­ра Кам­чат­но­ва по­ка­зы­ва­ют, ка­кое ог­ром­ное вли­я­ние на всю рус­скую книж­ность и об­ра­зо­ван­ность в XIV–XV ве­ках ока­зал ви­зан­тийс­кий иси­хазм. Бол­га­рс­кий уче­ник свя­то­го Гри­го­рия Си­на­и­та Фе­о­до­сий соз­дал так на­зы­ва­е­мую Тыр­но­вс­кую шко­лу пись­мен­нос­ти, вли­я­ние тра­ди­ций ко­то­рой в Рос­сии ощу­ща­лось вплоть до пет­ро­вс­ких ре­форм, но все же шло на убыль к XVII ве­ку.

Даль­ней­ший всплеск те­мы ви­зан­тийс­ко­го нас­ле­дия в Рос­сии про­и­зо­шел толь­ко пос­ле пуб­ли­ка­ции пер­во­го «Фи­ло­со­фи­чес­ко­го пись­ма» Пет­ра Ча­ада­е­ва, счи­тав­ше­го Ви­зан­тию при­чи­ной всех даль­ней­ших бед на­шей стра­ны (1836 год). В ка­че­ст­ве от­ве­та на этот вы­зов ви­зан­тизм стал сла­вя­но­фильс­ким ло­зун­гом, за­нял важ­ней­шее мес­то в ис­то­ри­о­со­фии Фе­до­ра Тют­че­ва, а за­тем был подх­ва­чен Конс­тан­ти­ном Ле­онть­е­вым и Тер­ти­ем Фи­лип­по­вым. Од­на­ко сле­ду­ет приз­нать, что действи­тель­ное зна­ние осо­бен­нос­тей ви­зан­тийс­кой ис­то­рии наз­ван­ны­ми мыс­ли­те­ля­ми ос­тав­ля­ло же­лать луч­ше­го: рус­ская об­ще­ст­вен­ная мысль и ви­зан­ти­но­ло­гия раз­ви­ва­лись па­рал­лель­ны­ми кур­са­ми. Иск­лю­че­ни­ем был труд Ль­ва Ти­хо­ми­ро­ва «Мо­нар­хи­чес­кая го­су­да­р­ствен­ность». В нем под­роб­но рас­смат­ри­ва­лись от­ли­чия римс­кой мо­нар­хии и ви­зан­тийс­кой мо­нар­хии от мо­нар­хии рос­сийс­кой.

Тема исихазма и наследия святых Григория Паламы, Григория Синаита
и других вообще не возникала в России вплоть до появления
имяславческого движения, несмотря на имевшиеся труды Ивана
Киреевского и Памфила Юркевича о сердечной молитве.

Та­ким об­ра­зом, к на­ча­лу XX ве­ка ви­зан­тийс­кое нас­ле­дие в Рос­сии ос­та­ва­лось в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни ло­зун­гом, ми­фо­ло­ге­мой с ми­ни­му­мом конк­рет­но-ис­то­ри­чес­ко­го со­дер­жа­ния. Ха­рак­тер­но, что те­ма иси­хаз­ма и нас­ле­дия свя­тых Гри­го­рия Па­ла­мы, Гри­го­рия Си­на­и­та и дру­гих во­об­ще не воз­ни­ка­ла в Рос­сии вплоть до по­яв­ле­ния имяс­лав­чес­ко­го дви­же­ния, нес­мот­ря на имев­ши­е­ся тру­ды Ива­на Ки­ре­евс­ко­го и Пам­фи­ла Юр­ке­ви­ча о сер­деч­ной мо­лит­ве. О сте­пе­ни фан­тас­тич­нос­ти предс­тав­ле­ний об иси­хаз­ме, бы­то­вав­ших в то вре­мя, да­ет предс­тав­ле­ние прос­той и в то же вре­мя скан­даль­ный при­мер. Из­ве­ст­ный пуб­ли­цист, вид­ный предс­та­ви­тель рус­ско­го на­ци­о­на­лиз­ма Ми­ха­ил Мень­ши­ков, по­ле­ми­зи­руя с позд­ним сла­вя­но­фи­лом ге­не­ра­лом Алек­са­нд­ром Ки­ре­евым, пи­сал в 1905 го­ду: «Наск­возь ви­зан­тийс­кое, вы­шед­шее (че­рез Ива­на Ки­ре­евс­ко­го) из Оп­ти­ной пус­ты­ни “пра­вос­ла­вие” сла­вя­но­фи­лов про­ник­ну­то иде­я­ми ге­зи­хас­тов, афонс­ких мис­ти­ков XIV ве­ка, близ­ких к ере­си». Дан­ная фра­за сви­де­тель­ству­ет о том, что рус­ская об­ще­ст­вен­ность на­ча­ла XX ве­ка да­же не зна­ла, что имен­но иси­хазм приз­нан пра­вос­лав­ной ор­то­док­си­ей на пя­ти (!) со­бо­рах се­ре­ди­ны XIV ве­ка, а его про­тив­ни­ки от­лу­че­ны от Церк­ви. Уди­ви­тель­но ли пос­ле это­го, что боль­ши­н­ство рус­ских пра­вос­лав­ных ие­рар­хов и бо­гос­ло­вов в 1910-е го­ды за­ня­ли отк­ро­вен­но имя­бор­чес­кую по­зи­цию?

Толь­ко пос­ле вы­хо­да кни­ги схи­мо­на­ха Ила­ри­о­на «На го­рах Кав­ка­за» и на­ча­ла ши­ро­чай­ше­го по масш­та­бам дви­же­ния в за­щи­ту ум­ной мо­лит­вы и по­чи­та­ния Име­ни Божь­е­го иси­хазм вне­зап­но во­шел в са­мую серд­це­ви­ну рус­ской мыс­ли. Ос­мыс­лен­ный в тру­дах от­ца Пав­ла Фло­ре­нс­ко­го, от­ца Сер­гия Бул­га­ко­ва, Алек­сея Ло­се­ва (мо­на­ха Анд­ро­ни­ка), ар­хи­ма­нд­ри­та Соф­ро­ния (Са­ха­ро­ва), ар­хи­ма­нд­ри­та Кип­ри­а­на (Кер­на), Вла­ди­ми­ра Лос­ско­го и дру­гих, он уже нав­сег­да ос­та­нет­ся од­ним из кра­е­у­голь­ных кам­ней рус­ской мыс­ли и рус­ской ис­то­рии. Прер­ван­ная в XVIII ве­ке и ед­ва во­зоб­нов­лен­ная свя­тым Се­ра­фи­мом Са­ро­вс­ким тра­ди­ция ум­ной мо­лит­вы в XX ве­ке раз­ли­лась ши­ро­ким рус­лом.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 968 гостей онлайн