Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма
***

Что на­до сде­лать – это да­же до­воль­но яс­но. Отец Алек­сандр Шме­ман вы­ра­зил за­да­чу от­чет­ли­вой фор­му­лой – «пе­ре­о­цен­ка го­су­да­р­ства в све­те хрис­ти­а­нс­ко­го уче­ния о ми­ре». Впол­не воз­мож­но раск­рыть эту фор­му­лу в ее фи­ло­со­фс­ком со­дер­жа­нии. Го­су­да­р­ствен­ная мо­дель, в ко­то­рой им­пе­рия мыс­лит­ся как по­до­бие Царствия Бо­жия на зем­ле и как че­ло­ве­чес­кая общ­ность, соз­вуч­ная не­бес­ной (от­сыл к юс­ти­ни­а­но­вой идее «сим­фо­нии»), свя­за­на не толь­ко с язы­чес­кой те­ок­ра­ти­ей. Фи­ло­со­фс­кий ее фун­да­мент – в пла­то­ни­чес­кой он­то­ло­гии, пред­по­ла­га­ю­щей сущ­но­ст­ную, эс­сен­ци­аль­ную связь ми­ра с Бо­гом. Но в пра­вос­лав­ном бо­гос­ло­вии та­кая связь – не по сущ­нос­ти, а лишь по энер­гии. И по­то­му мы долж­ны в пер­вую оче­редь конс­та­ти­ро­вать, что кон­цеп­ция хрис­ти­а­нс­кой им­пе­рии как бо­го­ус­та­нов­лен­но­го, сак­раль­но санк­ци­о­ни­ро­ван­но­го го­су­да­р­ства идет враз­рез с пра­вос­лав­ным бо­гос­ло­ви­ем энер­гий.

Этот вы­вод ста­вит нас сра­зу в но­вую си­ту­а­цию, отк­ры­ва­ет но­вое рус­ло рас­суж­де­ния. Мы по­ни­ма­ем, что, оце­ни­вая фе­но­мен им­пе­рии, а так­же и все дру­гие ви­зан­тийс­кие и вос­точ­нох­рис­ти­а­нс­кие фор­ма­ции об­ще­ст­ва и го­су­да­р­ства, мы неп­ре­мен­но долж­ны об­ра­тить­ся к па­ла­ми­тс­ко­му бо­гос­ло­вию энер­гий как пос­лед­не­му зре­ло­му эта­пу раз­ви­тия пра­вос­лав­ной мыс­ли. Рас­хож­де­ние это­го бо­гос­ло­вия с им­пе­рс­ким куль­том, раз­ли­чие их он­то­ло­ги­чес­ких пред­по­сы­лок – лишь пер­вое наб­лю­де­ние, на­до ид­ти глуб­же. Связь Бо­га и че­ло­ве­ка, ergo, Бо­га и ми­ра по энер­гии – спе­ци­фи­чес­кий род свя­зи, конс­ти­ту­и­ру­ю­щий иную ре­аль­ность и иную про­цес­су­аль­ность, ди­на­ми­ку ми­ро­во­го бы­тия, не­же­ли связь по сущ­нос­ти, пред­по­ла­га­е­мая ан­тич­ной мыслью, рав­но как и клас­си­чес­кой ев­ро­пейс­кой ме­та­фи­зи­кой. Па­ла­ми­тс­кое бо­гос­ло­вие со­вер­ши­ло от­каз от эс­сен­ци­а­лиз­ма – «пре­о­до­ле­ние ме­та­фи­зи­ки» – в проб­ле­ме че­ло­ве­ка и лич­нос­ти, в сфе­ре ант­ро­по­ло­гии (хо­тя и здесь ос­та­ет­ся еще не­ма­ло отк­ры­тых проб­лем). Не­об­хо­ди­мо про­дол­жить де­ло свя­то­го Гри­го­рия Па­ла­мы, расп­ро­ст­ра­нив его энер­гий­ный дис­курс, кон­цеп­ции бо­гос­ло­вия энер­гий на уро­вень со­ци­аль­ной ре­аль­нос­ти, в об­ласть уче­ния об об­ще­ст­ве и го­су­да­р­стве. Это – масш­таб­ная и не­лег­кая, глу­бо­ко твор­чес­кая за­да­ча. Но лишь на пу­ти ее ре­ше­ния воз­мо­жен ос­но­ва­тель­ный Го­су­да­р­ствен­ный Про­ект для вос­точ­нох­рис­ти­а­нс­кой ци­ви­ли­за­ции. Это путь кар­ди­наль­но­го, но конструк­тив­но­го пе­рес­мот­ра им­пе­рс­ких кон­цеп­ций. Нап­ро­тив, все по­пыт­ки их ре­а­ни­ма­ции и внед­ре­ния в ста­ром ви­де не­сут лишь фа­таль­ное пов­то­ре­ние ста­рой спе­си и ста­рых ил­лю­зий, ста­рой фаль­ши, двус­мыс­лен­нос­ти, умол­ча­ний, ма­ни­пу­ля­ций… все­го на­ше­го «как всег­да»!

Паламитское богословие совершило отказ от эссенциализма в сфере антропологии. Необходимо продолжить дело святого Григория Паламы, распространив его энергийный дискурс, концепции богословия энергий на уровень социальной реальности, в область учения об обществе и государстве.

Не­ко­то­рые на­чаль­ные ве­хи для отк­ры­ва­ю­ще­го­ся пу­ти вид­ны сра­зу. Хрис­ти­а­нс­кое уче­ние о ми­ре не мо­жет вес­ти к сак­раль­но­му обос­но­ва­нию им­пе­рии. Яс­но так­же, что энер­гий­ная связь ми­ра и Бо­га не обес­пе­чи­ва­ет сак­ра­ли­за­ции во­об­ще ни­ка­ким мирс­ким инс­ти­ту­ци­ям в их ста­тич­ном су­ще­ст­во­ва­нии, не да­ет она и обос­но­ва­ния юс­ти­ни­а­но­вой «сим­фо­нии». Но в то же вре­мя это – со­дер­жа­тель­ная связь, и она поз­во­ля­ет де­лать не толь­ко по­доб­ные не­га­тив­ные суж­де­ния. В сог­ла­сии с нею «сим­фо­ния» не­воз­мож­на, од­на­ко воз­мож­на си­нер­гия. Не­воз­мож­на «соз­вуч­ность», од­на­ко воз­мож­но со-уст­рем­ле­ние. Уст­ро­е­ние со­ци­аль­но-го­су­да­р­ствен­ной сфе­ры сог­лас­ное с хрис­ти­а­нс­кой энер­гий­ной ико­но­ми­ей не долж­но вы­ра­жать­ся в сак­ра­ли­за­ции инс­ти­ту­ций. Но оно мо­жет зак­лю­чать­ся в соз­да­нии оп­ре­де­лен­ных со­ци­аль­ных и го­су­да­р­ствен­ных прак­тик и стра­те­гий, в со­дей­ствии од­ним та­ким прак­ти­кам и от­ка­зе от дру­гих. Опыт та­ко­го ро­да ис­под­воль воз­ни­кал и в са­мой Ви­зан­тии в эпо­ху Иси­ха­с­тско­го Воз­рож­де­ния XIV ве­ка. И на­до взгля­нуть за­но­во на эту уни­каль­ную эпо­ху под ука­зан­ным уг­лом зре­ния.

В ре­ли­ги­оз­ном соз­на­нии при этом уже не бу­дет той дав­ней двой­ствен­нос­ти и внут­рен­ней нап­ря­жен­нос­ти, ко­то­рую по­рож­да­ла вза­им­ная чу­же­род­ность иси­ха­с­тской ус­та­нов­ки обо­же­ния и ус­та­нов­ки сак­ра­ли­за­ции с ее язы­чес­ки­ми кор­ня­ми. К иси­ха­с­тской ас­ке­зе мы вновь долж­ны в зак­лю­че­ние вер­нуть­ся, что­бы опять под­че­рк­нуть ее клю­че­вую роль как не­за­ме­ни­мо­го ис­точ­ни­ка под­лин­но­го хрис­ти­а­нс­ко­го опы­та. Чер­пать из это­го ис­точ­ни­ка, хра­нить с ним жи­вую связь, ори­ен­ти­ро­вать­ся на его цен­нос­ти – един­ствен­ный на­деж­ный спо­соб об­ра­ще­ния с ко­лю­чим кла­дом ви­зан­тийс­ко­го нас­ле­дия.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS