Печать

В.М. Живов: «Исследование того, как Россия связана с Византией, должно быть тонким и нюансированным»

Интервью доктора филологических наук, заместителя директора Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН, профессора Калифорнийского университета в Беркли Виктора Марковича Живова заместителю главного редактора альманаха «Развитие и экономика» Вадиму Прозорову

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 166

– Вик­тор Мар­ко­вич, час­то так на­зы­ва­е­мое нас­ле­дие и об­ра­зы Ви­зан­тии ис­поль­зу­ют­ся в Рос­сии для то­го, что­бы как-то объ­яс­нить рос­сийс­кую действи­тель­ность, или они ока­зы­ва­ют­ся спрес­со­ван­ны­ми с на­шей ис­то­ри­ей са­мым при­чуд­ли­вым об­ра­зом, что­бы скон­стру­и­ро­вать не­кий важ­ный для Рос­сии дол­го­иг­ра­ю­щий кон­цепт. Ос­та­ет­ся ли пло­дот­вор­ным (ес­ли он был ког­да-ли­бо та­ко­вым) этот под­ход? Мож­но ли что-то объ­яс­нить или по­нять в Рос­сии, поль­зу­ясь по­доб­ным инстру­мен­та­ри­ем?

– Я ду­маю, чест­но го­во­ря, и мы с Ва­ми бу­дем к это­му возв­ра­щать­ся, что Ви­зан­тия – это ушед­шая ци­ви­ли­за­ция. Нель­зя ска­зать, что она ни­че­го не ос­та­ви­ла Рос­сии – ос­та­ви­ла до­воль­но мно­го. Од­на­ко то, что Рос­сия взя­ла у Ви­зан­тии, бы­ло не раз и су­ще­ст­вен­но пе­ре­ос­мыс­ле­но. Ни­ка­кой та­кой «ви­зан­тий­щи­ны», ко­то­рую Рос­сия пря­мо взя­ла и унас­ле­до­ва­ла от ушед­шей Ви­зан­тии, на мой взгляд, нет. Расп­ро­ст­ра­не­ние предс­тав­ле­ния о том, что Русь – пря­мая нас­лед­ни­ца Ви­зан­тии, свя­за­но с тем, что боль­шое чис­ло мыс­ли­те­лей и уче­ных, ко­то­рые пи­са­ли на эти те­мы, очень пло­хо предс­тав­ля­ли се­бе Ви­зан­тию. По-мо­е­му, вся эта ис­то­рия на­чи­на­ет­ся с Ча­ада­е­ва. Он пи­шет о рус­ском ви­зан­ти­низ­ме, про­ти­во­пос­тав­ляя его нор­маль­но­му, за­пад­но­му, ка­то­ли­чес­ко­му раз­ви­тию. А что Ча­ада­ев знал о Ви­зан­тии? Он чи­тал «Ис­то­рию упад­ка и раз­ру­ше­ния Римс­кой им­пе­рии» Гиб­бо­на. Это прос­ве­щен­чес­кая кни­га, ав­тор ко­то­рой вы­ра­жа­ет весь свой ужас пе­ред кле­ри­ка­лиз­мом и ав­то­ри­та­риз­мом, при­пи­сы­ва­е­мы­ми не­ве­до­мой ему стра­не под наз­ва­ни­ем Ви­зан­тия. Ча­ада­ев имен­но это все и пов­то­ря­ет, ви­дя в Рос­сии раз­ви­тие тех же са­мых на­чал. Не ду­маю, что Рос­сия раз­ви­ва­ла те же са­мые на­ча­ла. Ко­неч­но, рос­сийс­кое са­мо­дер­жа­вие бы­ло ав­то­ри­тар­ным ре­жи­мом – так же как и им­пе­рс­кая власть в Ви­зан­тии, так же как и ко­ро­ле­вс­кая власть во Фран­ции или в Ис­па­нии. Ис­сле­до­ва­ние то­го, как Рос­сия свя­за­на с Ви­зан­ти­ей, долж­но быть тон­ким и ню­ан­си­ро­ван­ным. Нель­зя предс­тав­лять се­бе этот про­цесс так, как ес­ли бы Ви­зан­тию на­ре­за­ли кус­ка­ми и кое-что пе­ре­нес­ли на Русь.

– Все же Рос­сия как-то восп­ри­ня­ла ви­зан­тийс­кую ис­то­рию и куль­ту­ру в ши­ро­ком смыс­ле это­го сло­ва?

– Ко­неч­но, восп­ри­ня­ла, что-то восп­ри­ня­ла, а что-то отб­ро­си­ла. Это бы­ло очень вы­бо­роч­ное восп­ри­я­тие. Преж­де все­го ви­зан­тий­цы не на­зы­ва­ли се­бя ви­зан­тий­ца­ми, а свое го­су­да­р­ство не на­зы­ва­ли Ви­зан­ти­ей. Для них это бы­ла Римс­кая им­пе­рия, се­бя же они на­зы­ва­ли рим­ля­на­ми, ро­ме­я­ми. И действи­тель­но, Ви­зан­тия – это в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни про­дол­же­ние Римс­кой им­пе­рии с ее инс­ти­ту­ци­я­ми и куль­ту­рой. Ра­зу­ме­ет­ся, ка­кие-то из­ме­не­ния про­и­зош­ли, и глав­ная пе­ре­ме­на – это при­ня­тие хрис­ти­а­н­ства. Тем не ме­нее бю­рок­ра­тия при Конс­тан­ти­не ра­бо­та­ла точ­но так же, как и при Ди­ок­ле­ти­а­не, и при Фе­о­до­сии в кон­це IV ве­ка уп­рав­ле­ние ка­ти­лось по тем же ко­ле­ям. Это бы­ла мо­нар­хия осо­бо­го ти­па, по­лу­нас­ле­д­ствен­ная, с осо­бы­ми сак­раль­ны­ми функ­ци­я­ми им­пе­ра­то­ра, но сак­ра­ли­за­ция рус­ско­го мо­нар­ха бы­ла иной. Сак­ра­ли­за­ция ви­зан­тийс­ко­го им­пе­ра­то­ра в ря­де ас­пек­тов про­дол­жа­ла римс­кую язы­чес­кую тра­ди­цию. Это бы­ло дру­гое об­ще­ст­во, очень не­по­хо­жее на все вар­ва­рс­кие об­ще­ст­ва Ев­ро­пы. Это был ос­ко­лок ста­ро­го, ушед­ше­го ми­ра, ко­то­рый вы­зы­вал у но­вых лю­дей – вар­ва­ров – нас­то­ро­жен­ность, чувство опас­нос­ти и не­доб­ро­же­ла­тель­ство. Не то что­бы не бы­ло дру­гих чувств. В кон­це Х ве­ка, нап­ри­мер, при От­то­не III по­ли­ти­ка во­зоб­нов­ле­ния им­пе­рии на За­па­де бы­ла ори­ен­ти­ро­ва­на на Ви­зан­тию. И в рус­ской ис­то­рии, ко­неч­но, бы­ли пе­ри­о­ды, ес­ли угод­но, под­ра­жа­ния Ви­зан­тии. Что та­кое под­ра­жа­ние – воп­рос слож­ный. Кое-ка­кие ви­зан­тийс­кие эле­мен­ты за­мет­ны в по­ли­ти­ке Ива­на III, пос­ле то­го как он же­нил­ся на Софье Па­ле­о­лог, а кое-что мож­но най­ти у Алек­са­нд­ра III, ко­то­ро­му нра­ви­лись не­ко­то­рые ви­зан­тийс­кие чер­ты. Но ни в том, ни в дру­гом слу­чае Ви­зан­тии уже не бы­ло: то, с чем они име­ли де­ло, это был их конструкт Ви­зан­тии. При этом, ко­неч­но, от­дель­ные ка­муш­ки это­го со­ору­же­ния бра­лись из ре­аль­но­го зда­ния под наз­ва­ни­ем Ви­зан­тия. Во­об­ще же го­во­ря, от­но­ше­ние к Ви­зан­тии бы­ло нерв­ным, от­чуж­ден­ным и – ско­рее – враж­деб­ным.

– А мож­но ли сей­час ис­поль­зо­вать эле­мен­ты это­го ви­зан­тийс­ко­го конструк­та, этой па­ра­диг­мы? Име­ют­ся ли в ней пло­дот­вор­ные на­ча­ла для сов­ре­мен­ной жиз­ни?

– Мне ка­жет­ся, что у на­шей стра­ны со­вер­шен­но дру­гие за­да­чи. Это поч­ти та­кой же бе­зум­ный про­ект, как вос­ста­нов­ле­ние сей­час Римс­кой им­пе­рии с кон­су­ла­ми, се­на­том и римс­ким им­пе­ра­то­ром. Нам не ну­жен ни Не­рон, ни да­же Марк Ав­ре­лий. Точ­но так же нам не нуж­на и Ви­зан­тия. Не­ко­то­рое вре­мя то­му на­зад по те­ле­ви­де­нию по­ка­зы­ва­ли фильм ар­хи­ма­нд­ри­та Ти­хо­на (Шев­ку­но­ва) про Ви­зан­тию. Я за­ни­ма­юсь на­у­кой и ува­жаю тех лю­дей, ко­то­рые на­у­кой не за­ни­ма­ют­ся, но де­ла­ют дру­гие очень по­лез­ные ве­щи, в том чис­ле бе­рут на се­бя прос­ве­ти­тель­ство и мис­си­о­не­р­ство. Од­на­ко я счи­таю, что лю­ди, не­ве­же­ст­вен­ные в ис­то­рии, долж­ны воз­дер­жи­вать­ся от выс­ка­зы­ва­ний по это­му по­во­ду, осоз­на­вая свое не­ве­же­ст­во. Эти сло­ва в пол­ной ме­ре от­но­сят­ся к упо­мя­ну­то­му мной филь­му о Ви­зан­тии. Той па­ра­диг­мы, ко­то­рую констру­и­ру­ют его соз­да­те­ли, на са­мом де­ле не су­ще­ст­ву­ет. Что же ка­са­ет­ся то­го, что нуж­но се­год­ня Рос­сии, то об этом мож­но ду­мать по-раз­но­му, но к Ви­зан­тии это не име­ет ни­ка­ко­го от­но­ше­ния. Ви­зан­тия бы­ла слож­ным син­те­зом им­пе­рс­кой бю­рок­ра­тии и кон­фес­си­о­наль­но­го го­су­да­р­ства. Мы не хо­тим кон­фес­си­о­наль­но­го го­су­да­р­ства. Что же мы впи­шем в конс­ти­ту­цию, что пре­зи­дент у нас дол­жен быть неп­ре­мен­но пра­вос­лав­ным, и бу­дем его ко­ро­но­вать в Ус­пе­нс­ком со­бо­ре, по­ма­зы­вать на пре­зи­де­н­т­ство? Я не ви­жу в этом ни­че­го пло­дот­вор­но­го. Ес­ли бы Рос­сия ста­ла хоть нем­но­го бо­лее пра­вос­лав­ной, чем сей­час, бы­ло бы очень хо­ро­шо, но это де­ла­ет­ся дру­ги­ми спо­со­ба­ми. Не ви­зан­тийс­кая тра­ди­ция долж­на быть ис­точ­ни­ком для этих пе­ре­мен.


 

– Вы по­ла­га­е­те, что Рос­сия ны­не не­дос­та­точ­но пра­вос­лав­на, нес­мот­ря на то, что Пра­вос­лав­ная цер­ковь за­ни­ма­ет вид­ное по­ло­же­ние в об­ще­ст­ве, про­яв­ля­ет ини­ци­а­ти­ву в уст­ро­е­нии мирс­кой жиз­ни, отк­ры­ва­ет но­вые хра­мы?

– Ведь Бог-то в ду­ше жи­вет, а не в хра­мах, хо­тя, ко­неч­но, как оце­нить на­ли­чие Бо­га в ду­ше? На мой взгляд, 70 лет не­чес­ти­вой боль­ше­ви­с­тской влас­ти да­ли нам сей­час стра­ну с не­о­фи­тс­ким пра­вос­ла­ви­ем. У нас боль­ши­н­ство при­хо­жан – не­о­фи­ты. С од­ной сто­ро­ны, за­ме­ча­тель­но, что та­кое ко­ли­че­ст­во но­вых лю­дей приш­ло в Цер­ковь. Не бу­дем пре­у­ве­ли­чи­вать, тех, ко­то­рые ре­гу­ляр­но хо­дят в храм (на За­па­де их на­зы­ва­ют прак­ти­ку­ю­щи­ми хрис­ти­а­на­ми), все рав­но мень­ши­н­ство. У нас та­ких 4 или 5 про­цен­тов. Еще есть лю­ди, ко­то­рые хо­дят в храм раз в ме­сяц. Впро­чем, мы не зна­ем, как ве­ра свя­за­на с ре­гу­ляр­ным по­се­ще­ни­ем хра­ма. Это все в ос­нов­ном не­о­фи­тс­кая паст­ва, лю­ди, ко­то­рые заб­лу­ди­лись на ста­рых пу­тях и наш­ли для се­бя но­вые. Это за­ме­ча­тель­но, но это ста­вит пе­ред Цер­ковью очень труд­ные проб­ле­мы, по­то­му что не­о­фит – час­то фа­на­тик. У не­го нет ор­га­ни­чес­ко­го чувства цер­ков­ной жиз­ни. То­же нест­раш­но: прой­дет од­но по­ко­ле­ние, сле­ду­ю­щее бу­дет дру­гим, а по­ка очень труд­ный пе­ри­од, ко­то­рый тре­бу­ет тя­же­лой ра­бо­ты от ду­хов­ных нас­тав­ни­ков. Я не мо­гу ска­зать, что у нас она идет хо­ро­шо, по­то­му что мно­го фа­на­тиз­ма, мно­го су­е­ве­рия. Вспом­ни­те, нап­ри­мер, как лю­ди ду­ма­ли, что в ин­ди­ви­ду­аль­ном ко­де на­ло­гоп­ла­тель­щи­ка та­ит­ся чис­ло зве­ря. Нор­маль­ный пра­вос­лав­ный, по край­ней ме­ре, со вре­ме­ни по­се­ще­ния при­хо­дс­кой шко­лы зна­ет, что чис­ло зве­ря ниг­де си­деть не мо­жет, что не нуж­но «га­дать о вре­ме­нах и сро­ках» и во­об­ще к это­му при­ка­сать­ся. Пов­то­ряю, что со всем этим не­о­фи­т­ством нуж­но обс­то­я­тель­но ра­бо­тать, и кое-кто этим за­ни­ма­ет­ся, есть за­ме­ча­тель­ные свя­щен­ни­ки, но нам предс­то­ит труд­ный путь, ибо стра­на на­ша на­хо­дит­ся на пе­ре­путье.

В «Истории упадка и разрушения Римской империи» Гиббон выражает весь свой ужас перед клерикализмом и авторитаризмом, приписываемыми неведомой ему стране под названием Византия. Чаадаев именно это все и повторяет, видя в России развитие тех же самых начал.

– Так как Вы за­го­во­ри­ли о пра­вос­ла­вии и Церк­ви, поз­воль­те за­дать важ­ный воп­рос о ро­ли Церк­ви, яв­ляв­шей­ся в Ви­зан­тии неп­ре­мен­ным и не­об­хо­ди­мым парт­не­ром им­пе­ра­то­рс­кой влас­ти. В Рос­сии это парт­не­р­ство, го­раз­до бо­лее тес­ное, прев­ра­ти­лось в под­чи­не­ние, да так и за­це­мен­ти­ро­ва­лось вплоть до ны­неш­них дней (ра­зу­ме­ет­ся, с раз­ны­ми, очень дра­ма­ти­чес­ки­ми, мо­мен­та­ми боль­ше­ви­с­тско­го пе­ри­о­да). Долж­на ли быть у Рус­ской церк­ви по­ли­ти­чес­кая и со­ци­аль­ная мис­сии? Как РПЦ сле­ду­ет выст­ра­и­вать свои от­но­ше­ния с го­су­да­р­ством и к че­му его при­нуж­дать?

– Цер­ковь долж­на вес­ти ак­тив­ную со­ци­аль­ную по­ли­ти­ку. Это мне ка­жет­ся оче­вид­ным. Она долж­на прос­ве­щать на­се­ле­ние. Она долж­на за­бо­тить­ся о бед­ных, и это, сла­ва Бо­гу, де­ла­ет­ся во мно­гих при­хо­дах. Сест­ри­че­ст­ва и брат­ства уха­жи­ва­ют за боль­ны­ми. Но, к со­жа­ле­нию, все­го это­го ма­ло по раз­ме­рам на­шей стра­ны. Мне ка­жет­ся со­вер­шен­но оче­вид­ным, что Цер­ковь долж­на быть апо­ли­тич­ной, а по­то­му мне не очень нра­вит­ся то, что сей­час про­ис­хо­дит не­ко­то­рая ее по­ли­ти­за­ция. Цер­ковь для ве­ру­ю­щих, для тех, ко­то­рые лю­бят Хрис­та, а они мо­гут быть пат­ри­о­та­ми, а мо­гут и не быть, но все они при­над­ле­жат к од­ной Церк­ви. Свя­щен­нос­лу­жи­тель дол­жен воз­дер­жи­вать­ся от по­ли­ти­чес­ких суж­де­ний. И во­об­ще го­во­ря, на­ше свя­ще­н­ство на­хо­дит­ся вне по­ли­ти­ки, и это, не­сом­нен­но, пра­виль­но. Од­на­ко, на мой взгляд, это пра­ви­ло долж­но ид­ти глуб­же и даль­ше: Цер­ковь не долж­на вме­ши­вать­ся в по­ли­ти­ку, ей нуж­но преж­де все­го серь­ез­но сос­ре­до­то­чить­ся на со­ци­аль­ной жиз­ни. Цер­ковь не­о­фи­тс­кая, свя­ще­н­ство раз­ное, но все рос­ли при со­ве­тс­кой влас­ти, и у них бы­ла труд­ная жизнь, ко­то­рая по­рож­да­ла неп­ри­я­тие со­ве­тс­кой влас­ти, ре­во­лю­ции, ле­вых идей и взгля­дов. У нас есть яв­ле­ние, об опас­нос­ти ко­то­ро­го го­во­ри­ли по­кой­ные пат­ри­арх Алек­сий и мит­ро­по­лит Ан­то­ний Блюм. Это так на­зы­ва­е­мое мла­дос­тар­че­ст­во – кста­ти, со­вер­шен­но не­ви­зан­тийс­кое яв­ле­ние. В Ви­зан­тии бы­ли ха­риз­ма­ти­чес­кие под­виж­ни­ки-от­шель­ни­ки, но что­бы при­хо­дс­кой свя­щен­ник ру­ко­во­дил ду­хов­ной жизнью сво­ей паст­вы так, как это де­ла­ют они, это бы­ло не­воз­мож­но. А сей­час в Рос­сии мно­го стран­но­го не­ко­нт­ро­ли­ру­е­мо­го стар­че­ст­ва, с ко­то­рым Цер­ковь – осо­бен­но при пат­ри­ар­хе Ки­рил­ле – ста­ла бо­роть­ся. Но вре­мя де­ла­ет свое де­ло. С кон­ца со­ве­тс­кой влас­ти прош­ло уже поч­ти чет­верть ве­ка, то есть це­лое по­ко­ле­ние. Это кое-что.

– Что есть для нас этот ми­фи­чес­кий/не­ми­фи­чес­кий Тре­тий Рим, о ко­то­ром так лю­бят рас­суж­дать пуб­ли­цис­ты, и бесп­ре­рыв­ная тра­ди­ция рос­сийс­кой им­пе­рс­кос­ти (в том чис­ле и со­ве­тс­ко­го пе­ри­о­да), вос­хо­дя­щая к Ви­зан­тии?

– Ви­зан­тия ни в ка­кой Тре­тий Рим не ве­ри­ла, и тем, ко­то­рые пе­ре­жи­ли па­де­ние Конс­тан­ти­но­по­ля, при­тя­за­ния Ру­си бы­ли смеш­ны, ибо кон­цеп­ция «Моск­ва – Тре­тий Рим» воз­ник­ла пос­ле и в ре­зуль­та­те ги­бе­ли Ви­зан­тии. Гре­ки ни­как не при­ни­ма­ли ни­че­го по­хо­же­го, да­же Мак­си­му Гре­ку, ко­то­рый при­е­хал в Моск­ву в на­ча­ле XVI ве­ка и был сов­ре­мен­ни­ком соз­да­те­ля этой кон­цеп­ции – стар­ца Фи­ло­фея, хо­тя друг дру­га они, ви­ди­мо, не зна­ли, все по­доб­но­го ро­да идеи ка­за­лись аб­сур­дом. Ко­неч­но, эта им­пе­рс­кая идея сде­ла­ла Рос­сию про­дол­жа­тель­ни­цей де­ла Ви­зан­тии: царство пе­ре­хо­дит из пав­ше­го Конс­тан­ти­но­по­ля в Моск­ву. По­на­ча­лу, быть мо­жет, она бы­ла уж и не та­кой им­пе­рс­кой. Она транс­фор­ми­ро­ва­лась. Она эс­ха­то­ло­ги­чес­кая, так как пред­по­ла­га­ет, что Моск­ва – это пос­лед­ний Рим, а чет­вер­то­го уже не бу­дет. Это нак­ла­ды­ва­ет на Моск­ву осо­бую от­ве­т­ствен­ность. Мос­ко­вс­кий царь – един­ствен­ный во всей все­лен­ной пра­вос­лав­ный царь, ко­то­рый дол­жен до­нес­ти пра­вос­лав­ную ве­ру во всей ее це­ло­ст­нос­ти до пос­лед­них дней, а они уже близ­ко. Ста­рец Фи­ло­фей пи­шет об этом в сво­ем пос­ла­нии ве­ли­ко­му кня­зю Ва­си­лию Ива­но­ви­чу в свя­зи с тре­мя рус­ски­ми бе­да­ми, ко­то­ры­ми Ва­си­лий Ива­но­вич дол­жен не­мед­лен­но за­нять­ся. Это, во-пер­вых, очень част­ное де­ло – пус­ту­ю­щая нов­го­ро­дс­кая ка­фед­ра. Во-вто­рых, это то, что рус­ские неб­реж­но нак­ла­ды­ва­ют на се­бя крест­ное зна­ме­ние. И, в-треть­их, расп­ро­ст­ра­не­ние у рус­ских, осо­бен­но сре­ди мо­на­хов, со­до­мии. Вот с этим ве­ли­кий князь дол­жен сей же час спра­вить­ся, а не то мож­но не до­нес­ти пра­вос­ла­вие до пос­лед­них дней.


 


Валентин Серов. Коронация императора Николая II в Успенском соборе. 1896

Византия была сложным синтезом имперской бюрократии и конфессионального
государства. Мы не хотим конфессионального государства. Что же мы впишем
в конституцию, что президент у нас должен быть непременно православным,
и будем его короновать в Успенском соборе, помазывать на президентство?

– А ког­да эта идея прев­ра­ща­ет­ся в по­ли­ти­чес­кую?

– Бо­лее или ме­нее во вто­рой по­ло­ви­не XVI ве­ка. Сна­ча­ла она при­об­ре­та­ет по­ли­ти­чес­кую ок­рас­ку во вре­мя уч­реж­де­ния пат­ри­ар­ше­ст­ва в Рос­сии, по­то­му что уч­реж­де­ние пат­ри­ар­ше­ст­ва обос­но­вы­ва­ет­ся тем, что Рос­сия – это им­пе­рия, в им­пе­рии же на­ря­ду с ца­рем дол­жен быть пат­ри­арх. Оп­ре­де­лен­ные сдви­ги, ко­неч­но, про­ис­хо­дят при Ива­не Гроз­ном. Это неп­рос­той ис­то­ри­чес­кий воп­рос. Иван Гроз­ный до­воль­но мно­го сам на­пи­сал, но ниг­де «Треть­е­го Ри­ма» не упо­мя­нул. В ос­нов­ном, ко­неч­но, эти текс­ты и эта тра­ди­ция соз­да­ва­лись ду­хо­ве­н­ством (а вне го­лов его предс­та­ви­те­лей ин­тел­лек­ту­аль­ная де­я­тель­ность во­об­ще бы­ла очень ог­ра­ни­че­на). Ио­сиф Во­лоц­кий, Нил Сорс­кий, мит­ро­по­ли­ты Да­ни­ил и Ма­ка­рий име­ли свое предс­тав­ле­ние о том, что та­кое пра­вос­лав­ное царство и как оно долж­но жить.

– Ка­ким об­ра­зом бы­ло свя­за­но предс­тав­ле­ние Пет­ра об им­пе­рии, ко­то­рую он соз­да­вал, с иде­ей о «Моск­ве – Треть­ем Ри­ме»?

– Есть та­кая ра­бо­та у Лот­ма­на и Ус­пе­нс­ко­го о «Моск­ве – Треть­ем Ри­ме» у Пет­ра I. Кра­си­вая ра­бо­та. Ви­ди­те ли, у Пет­ра «Тре­тий Рим» был в не­ко­то­ром смыс­ле се­ку­ляр­ным. Нет, по­ли­ти­ку Пет­ра вряд ли мож­но од­ноз­нач­но оп­ре­де­лить как се­ку­ля­ри­за­цию, хо­тя мно­гие ис­сле­до­ва­те­ли так и де­ла­ют, но Петр яв­но ори­ен­ти­ро­вал­ся на язы­чес­кий Рим. Он ссы­лал­ся на Це­за­ря, на Ав­гус­та. Это боль­шая те­ма. Петр не от­ка­зы­вал­ся от то­го, что он – бо­го­и­зб­ран­ный царь. Глу­по от та­ко­го от­ка­зы­вать­ся. Но он от­ка­зы­вал Церк­ви в том, что­бы она иг­ра­ла су­ще­ст­вен­ную роль в кон­цеп­ту­аль­ном уст­рой­стве его им­пе­рии. Он был, ко­неч­но, ан­ти­цер­ков­ным де­я­те­лем…

– И уст­ра­и­вая свою им­пе­рию, Петр брал им­пе­рс­кий опыт на За­па­де?

– Да, он брал опыт на За­па­де. Вот, нап­ри­мер, он был в Анг­лии в 1697 го­ду, и ему очень пон­ра­ви­лось, что анг­лийс­кий мо­нарх – в то же вре­мя гла­ва мест­ной Церк­ви. Об этом есть об­шир­ная ли­те­ра­ту­ра. Его про­тес­та­н­тский об­ра­зец – гла­ва го­су­да­р­ства как гла­ва Церк­ви, во вся­ком слу­чае, рас­по­ря­ди­тель в Церк­ви – очень уст­ра­и­вал. И сов­ре­мен­ни­ки впол­не чет­ко восп­ри­ни­ма­ли от­ме­ну пат­ри­ар­ше­ст­ва и уч­реж­де­ние Си­но­да как объ­яв­ле­ние Пет­ром са­мо­го се­бя гла­вой Церк­ви. Во­об­ще го­во­ря, это есть в рос­сийс­ком за­ко­но­да­тель­стве. В ука­зе о прес­то­ло­нас­ле­дии 1797 го­да, ко­то­рый из­дал Па­вел, го­во­рит­ся о том, что царь дол­жен быть пра­вос­лав­ным, по­то­му что он – гла­ва Церк­ви. Это прос­тое по­яс­не­ние, но тем не ме­нее весь­ма крас­но­ре­чи­вое.

– А зна­ме­ни­тая три­а­да XIX ве­ка «пра­вос­ла­вие–са­мо­дер­жа­вие–
на­род­ность» бы­ла про­дол­же­ни­ем этой по­ли­ти­ки или ка­ким-то нов­ше­ст­вом?

– Ра­зу­ме­ет­ся, нов­ше­ст­вом. Об этом мно­го на­пи­са­но – про ува­ро­вс­кую три­а­ду, про са­мо­го Ува­ро­ва. Нап­ри­мер, в ра­бо­те Анд­рея Ле­о­ни­до­ви­ча Зо­ри­на. Это ис­сле­до­ван­ный воп­рос. Я то­же им нем­но­го за­ни­мал­ся. Проб­ле­ма свя­за­на с по­яв­ле­ни­ем рус­ско­го на­ци­о­на­лиз­ма. На­ци­о­на­лизм – яв­ле­ние об­ще­ев­ро­пейс­кое. Я не го­во­рю о на­ци­о­на­лиз­ме ка­ких-ни­будь ор­га­ни­за­то­ров «Рус­ско­го мар­ша» и т.п. Рус­ский на­ци­о­на­лизм на­чи­на­ет­ся с Ка­рам­зи­на и Рос­топ­чи­на, с Пуш­ки­на от­час­ти, с Шиш­ко­ва. Все – пре­зен­та­бель­ные фи­гу­ры. Эти лю­ди тог­да на­хо­ди­лись впол­не в кон­те­кс­те ев­ро­пейс­ко­го ин­тел­лек­ту­аль­но­го раз­ви­тия. При­ня­то счи­тать, что ев­ро­пейс­кий на­ци­о­на­лизм рож­да­ет­ся приб­ли­зи­тель­но в эпо­ху Фран­цу­зс­кой ре­во­лю­ции из очень прос­той пе­ре­ме­ны. Пе­ре­ме­на зак­лю­ча­лась в том, что оп­рав­да­ние влас­ти – оп­рав­да­ние, ко­то­рое в эпо­ху Прос­ве­ще­ния ос­но­вы­ва­лось на прос­ве­щен­нос­ти мо­нар­ха, а до это­го – на по­ня­тии об об­ще­ст­вен­ном до­го­во­ре, по ко­то­ро­му под­дан­ные ус­ту­па­ют свои пра­ва мо­нар­ху для собствен­ной же бе­зо­пас­нос­ти (то, что бы­ло сфор­му­ли­ро­ва­но Гоб­бсом в «Ле­ви­а­фа­не»), за­ме­ня­ет­ся дру­гой па­ра­диг­мой. В этой но­вой па­ра­диг­ме мо­нарх оп­рав­ды­ва­ет свое су­ще­ст­во­ва­ние уже тем, что он воп­ло­ща­ет со­бой дух на­ции. И Ува­ров, ко­то­рый был пос­ле­до­ва­те­лем Ка­рам­зи­на, раз­ви­ва­ет имен­но эту идею, свя­зан­ную с тем, как он констру­и­ру­ет рус­ский на­ци­о­наль­ный ха­рак­тер. А он его констру­и­ру­ет, ис­хо­дя из пре­дан­нос­ти рус­ско­го на­ро­да пра­вос­ла­вию и люб­ви к ца­рю, что и сос­тав­ля­ет на­род­ность. Это сов­сем но­вая идея.


 

– Мож­но ли ее рас­смат­ри­вать как ша­жок на пу­ти к «на­ро­дов­лас­тию»?

– Ну, это уж, ве­ро­ят­но, слиш­ком… А быть мо­жет, и мож­но, хо­тя на вто­ром мес­те в этой фор­му­ле сто­ит са­мо­дер­жа­вие. Это вам не на­ро­дов­лас­тие. Но оп­рав­да­ние са­мо­дер­жа­вия при­об­ре­та­ет на­ци­о­наль­ный, на­род­ный ха­рак­тер. Это во­об­ще слож­ное мес­то в рус­ской ис­то­рии. Был та­кой за­ме­ча­тель­ный аме­ри­ка­нс­кий ис­то­рик рус­ско­го про­ис­хож­де­ния – Ми­ха­ил Чер­ня­вс­кий. Он очень ра­но умер, но ус­пел на­пи­сать кни­гу «Царь и на­род» («Tzar and People: Studies in Russian Myths», 1961. – Ред.). Там есть гла­ва про Свя­тую Русь, где он го­во­рит о том, что свя­то­ру­с­ская зем­ля и Свя­тая Русь впер­вые по­яв­ля­ют­ся у Курбско­го. Это ин­те­рес­но. Я этим то­же нем­но­го за­ни­мал­ся. Я знаю, что Свя­тая Русь есть в од­ной позд­ней ре­дак­ции пос­ла­ния Фи­ло­фея. Это все вто­рая по­ло­ви­на XVI ве­ка. Ни­ка­кой Свя­той Ру­си рань­ше нет. По­яв­ле­ние Свя­той Ру­си у Курбско­го свя­за­но с ее про­ти­во­пос­тав­ле­ни­ем по­га­но­му Ива­ну Гроз­но­му, ко­то­рый не име­ет ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к этой свя­тос­ти. И даль­ней­шая тра­ди­ция упот­реб­ле­ния по­ня­тия Свя­той Ру­си в XVII ве­ке то­же по­хо­жа. Нап­ри­мер, бы­ли та­кие ка­за­ки, ко­то­рые зах­ва­ти­ли Азов у ту­рок и про­си­ли при­нять их под власть мос­ко­вс­ко­го го­су­да­ря. Мос­ко­вс­кий го­су­дарь от­ка­зал им, по­то­му что это оз­на­ча­ло вой­ну с Тур­ци­ей, а Моск­ва к ней яв­но бы­ла не го­то­ва. Ка­за­ки тог­да го­во­ри­ли об этой Свя­той Ру­си, имея в ви­ду ту Русь, сак­раль­ность ко­то­рой не обус­лов­ле­на сак­раль­ностью ца­ря.

Византия ни в какой Третий Рим не верила. Греки никак не принимали ничего похожего, даже Максиму Греку, который приехал в Москву в начале XVI века и был современником создателя этой концепции – старца Филофея, хотя друг друга они, видимо, не знали, все подобного рода идеи казались абсурдом.

– Мож­но ли сей­час рас­суж­дать о Свя­той Ру­си?

– Мож­но, ко­неч­но, ес­ли хо­тим. Нам на­до пос­та­рать­ся силь­но усо­вер­ше­н­ство­вать се­бя, что­бы хоть как-то го­во­рить о се­бе та­ким об­ра­зом. Нам на­до из это­го ми­фи­чес­ко­го те­ла кое-что ист­ре­бить сов­сем, нап­ри­мер, те ку­соч­ки, ко­то­рые бы­ли внед­ре­ны ту­да боль­ше­ви­ка­ми и Ста­ли­ным. И за­да­ча, ко­то­рую так яс­но ста­вил Алек­сандр Иса­е­вич Сол­же­ни­цын, – по­ка­я­ние – все еще сто­ит. На­до ка­ять­ся за то, что мы, на­ши пред­ки, от­цы и де­ды сде­ла­ли за эти страш­ные го­ды. По­ка мы не рас­ка­ем­ся и по­ка это для нас не бу­дет по­ка­ян­ным прош­лым, мы до кон­ца не выз­до­ро­ве­ем.

– Чем был выз­ван и в чем про­я­вил­ся «ви­зан­ти­низм» царство­ва­ния пос­лед­них им­пе­ра­то­ров – Алек­са­нд­ра III и Ни­ко­лая II?

– У них раз­ный ви­зан­тийс­кий стиль. Они во­об­ще раз­ные. Алек­сандр го­раз­до праг­ма­тич­нее сво­е­го сы­на. Он хо­тел зак­ру­чи­вать гай­ки, что не­у­ди­ви­тель­но, пос­коль­ку его от­ца так страш­но уби­ли. Для не­го это еще и неп­рос­той воп­рос – дис­тан­ци­ро­ва­ние от нас­ле­дия Пет­ра I. Алек­сандр все-та­ки это­го хо­тел. Он хо­тел осу­ще­ст­вить пе­ре­ход к бо­лее ор­га­ни­чес­кой мо­де­ли, ко­то­рую он вслед за По­бе­до­нос­це­вым при­пи­сы­вал XVII ве­ку. Это и был алек­са­нд­ро­вс­кий ви­зан­ти­низм: Рос­сия XVII ве­ка, Мос­ко­вс­кое царство, ко­то­рое Алек­сандр и По­бе­до­нос­цев счи­та­ли апо­ге­ем раз­ви­тия ви­зан­тийс­кой мо­де­ли на Ру­си, что вряд ли спра­вед­ли­во, по­то­му что, ко­неч­но, в пла­ны Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча вхо­ди­ло быть в не­ко­то­ром смыс­ле ви­зан­тийс­ким им­пе­ра­то­ром, но он был так же ма­ло по­хож на не­го, как Петр – на анг­лийс­ко­го ко­ро­ля. Ни­ко­лай II меч­тал о пра­вос­лав­ной им­пе­рии, у не­го бы­ли не­ко­то­рые смут­ные идеи о пра­вос­лав­ном царстве, о сим­фо­нии светс­кой и цер­ков­ной влас­тей, но ведь он так и не соз­вал со­бор и так и не поз­во­лил изб­рать пат­ри­ар­ха. Он как-то бо­ял­ся этой са­мос­то­я­тель­нос­ти Церк­ви. К то­му же про­тив со­зы­ва со­бо­ра был наст­ро­ен По­бе­до­нос­цев, ко­то­рый счи­тал, что в Рос­сии иде­аль­ная мо­дель пра­вос­ла­вия – им­пе­рс­ко­го пра­вос­ла­вия во гла­ве с уп­рав­ля­е­мым са­мо­де­рж­цем Си­но­дом. Для не­го са­мос­то­я­тель­ность Церк­ви ка­за­лась опас­ной, и он су­дил об этом по де­лам: нап­ри­мер, по то­му, как, толь­ко что по­лу­чив сво­бо­ду в 1905 го­ду, 32 мос­ко­вс­ких свя­щен­ни­ка под­пи­са­ли пись­мо, в ко­то­ром они при­зы­ва­ли к ог­ра­ни­че­нию всев­лас­тия епис­ко­па­та, ста­ви­ли за­да­чи прос­ве­ще­ния на при­хо­дс­ком уров­не и, ес­ли угод­но, «ли­бе­ра­ли­за­ции» цер­ков­ной жиз­ни. Та­ко­го «опы­та» бы­ло мно­го. У Церк­ви, ко­неч­но, мог­ли быть дру­гие ин­те­ре­сы, чем у го­су­да­р­ства, что хо­ро­шо вид­но по то­му, как вел се­бя мит­ро­по­лит Фи­ла­рет (Дроз­дов). Это не бы­ла по­ли­ти­ка сле­до­ва­ния за го­су­да­р­ством, наб­лю­да­лось не­ко­то­рое дис­тан­ци­ро­ва­ние. Им­пе­рс­кая бю­рок­ра­тия во гла­ве с им­пе­ра­то­ром опа­са­лись та­кой не­ко­нт­ро­ли­ру­е­мой не­за­ви­си­мой си­лы. Есть вос­по­ми­на­ния кня­зя Же­ва­хо­ва, где он пи­шет, как го­су­дарь им­пе­ра­тор Ни­ко­лай в ка­че­ст­ве од­но­го из ва­ри­ан­тов рас­смат­ри­вал воз­мож­ность от­ре­че­ния от прес­то­ла и при­ня­тия на се­бя пат­ри­ар­ше­го слу­же­ния. Во гла­ве же царства пред­по­ла­га­лось ос­та­вить его сы­на и нас­лед­ни­ка Алек­сея. А то как же так: он – пра­вос­лав­ный царь, а пра­вос­ла­вие бу­дет в чь­их-то дру­гих ру­ках. Он ве­рил в на­род, в не­кую ду­шу на­род­ную, но он не ве­рил в по­ли­ти­чес­кую ра­зум­ность на­ро­да, в то, что на­род, ска­жем, вы­би­рая, мо­жет выб­рать что-ни­будь хо­ро­шее. Вот на­род выб­рал пер­вую Го­су­да­р­ствен­ную ду­му. Ни­че­го ужас­нее, с точ­ки зре­ния Ни­ко­лая, выб­рать бы­ло нель­зя. Ско­пи­ще ли­бе­раль­ных бол­ту­нов, не зна­ю­щих, что та­кое Рос­сия. А вдруг и пат­ри­ар­ха та­ко­го же вы­бе­рут?! Что ужас­но в ав­то­ри­та­риз­ме – это по­те­ря об­рат­ной свя­зи. Он хо­тел об­рат­ной свя­зи. Не знаю, нас­коль­ко на­ши ны­неш­ние влас­ти­те­ли хо­тят этой свя­зи. Боль­ше­ви­ки точ­но ни­че­го по­доб­но­го не хо­те­ли. Ни­ко­лай в ка­че­ст­ве на­род­но­го го­ло­са вни­мал го­ло­су Рас­пу­ти­на не из-за ка­ко­го-то, как пи­са­ли тог­даш­ние ли­бе­ра­лы, мра­ко­бе­сия, а от на­ро­до­лю­бия. Он был очень пра­вос­лав­ным че­ло­ве­ком. Нам хо­ро­шо из­ве­ст­на его по­ли­ти­ка, преж­де все­го ка­но­ни­за­ция но­вых свя­тых, пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ро­вс­ко­го. При Алек­са­нд­ре не бы­ло ни­че­го по­доб­но­го, ни­ка­ких нов­шеств. Ему это бы­ло не нуж­но. Го­во­ря при­ми­тив­но, Алек­сандр счи­тал, что на­род на­до дер­жать в ежо­вых ру­ка­ви­цах и что его мо­нар­шая обя­зан­ность сос­то­ит в том, что­бы нап­рав­лять на­род по пра­виль­но­му по­ли­ти­чес­ко­му пу­ти. Ни­ко­лай счи­тал, что у не­го од­на с на­ро­дом ду­ша. В этот об­раз впи­сы­вал­ся и Рас­пу­тин. Ни­ко­лай ис­кал на­род­но­го про­ро­ка, с ко­то­рым он мог бы со­е­ди­нить­ся, а Бог пос­лал ему ос­леп­ле­ние.


 

– У мно­гих лю­дей ос­та­ет­ся ощу­ще­ние, что у Рос­сии есть не­кая им­пе­рс­кая мис­сия, ко­то­рую она долж­на ис­пол­нить. Есть ли, с Ва­шей точ­ки зре­ния, у Рос­сии та­кая мис­сия?

– Я не бе­русь су­дить об этом. Я во­об­ще не знаю, ка­кая у ко­го мис­сия. Я бы ре­ко­мен­до­вал го­су­да­р­ствам жить без мис­сий. А то смот­ри­те – у Аме­ри­ки мис­сия вво­дить по все­му све­ту де­мок­ра­тию. Как мы зна­ем, иног­да это по­лу­ча­ет­ся до­воль­но нек­ра­си­во. А у нас ка­кая бу­дет мис­сия? Мы уже про­бо­ва­ли при Ни­ко­лае I осу­ще­с­твлять ев­ро­пейс­кую мис­сию. Жан­дарм Ев­ро­пы – это то­же им­пе­рс­кая мис­сия. Ни­че­го хо­ро­ше­го из это­го не выш­ло. По­лу­чи­лась, в кон­це кон­цов, Крымс­кая вой­на. Мне не­яс­но, есть в этом но­вом ми­ре с его гло­ба­ли­за­ци­ей и слож­ны­ми эко­но­ми­чес­ки­ми про­цес­са­ми, ко­то­рые яв­но пе­рех­лес­ты­ва­ют че­рез лю­бые го­су­да­р­ствен­ные гра­ни­цы, ка­кое-то мес­то для че­го-ли­бо по­хо­же­го на им­пе­рии. Ста­но­вит­ся ли ак­тив­но раз­ви­ва­ю­щий­ся Ки­тай им­пе­ри­ей? Мне ка­жет­ся, что нет.

– На­ши по­ли­ти­ки мыс­лят в этой па­ра­диг­ме, по­то­му что у нас та­кое нас­ле­дие?

– Ну, да. Нас­ле­дие у нас та­кое. Я слу­шал од­но­го очень неп­ло­хо­го аме­ри­ка­нс­ко­го эко­но­ми­чес­ко­го ис­то­ри­ка, ко­то­рый ска­зал, что Рос­сия – бе­зус­лов­но, осо­бен­ная стра­на, по­то­му что это ве­ли­кая неф­тя­ная дер­жа­ва и вмес­те с тем дер­жа­ва с ве­ли­кой ли­те­ра­ту­рой. Та­кой боль­ше нет ни од­ной. В ос­таль­ных слу­ча­ях ли­бо нефть, ли­бо ли­те­ра­ту­ра, а у нас это сов­мес­ти­мо. Это соз­да­ет очень спе­ци­фи­чес­кое со­че­та­ние. Но я не ду­маю, что на­ше бу­ду­щее ле­жит на им­пе­рс­ких пу­тях.

Николай считал, что у него одна с народом душа. В этот образ вписывался и Распутин. Николай искал народного пророка, с которым он мог бы соединиться, а Бог послал ему ослепление.

– На­ше бу­ду­щее – это де­мок­ра­тия?

– Я не очень предс­тав­ляю, что та­кое де­мок­ра­тия. И у де­мок­ра­тии бы­ва­ют раз­ные мо­де­ли. Я не ве­рю в су­ве­рен­ную де­мок­ра­тию, ко­то­рую не­ко­то­рое вре­мя на­зад про­по­ве­до­вал Сур­ков, а по­том, сла­ва Бо­гу, пе­рес­тал. Есть фран­цу­зс­кая мо­дель де­мок­ра­тии, есть италь­я­нс­кая. Они раз­ные.

– Ну, и у нас по ви­ди­мос­ти то­же есть де­мок­ра­тия, де­мок­ра­ти­чес­кие инс­ти­ту­ты име­ют­ся…

– У нас очень сла­бые де­мок­ра­ти­чес­кие инс­ти­ту­ты. Ну, ка­кие у нас мо­гут быть де­мок­ра­ти­чес­кие инс­ти­ту­ты… В Аме­ри­ке конс­ти­ту­цию при­ня­ли два с по­ло­ви­ной ве­ка то­му на­зад, и она в об­щем-то ка­кая бы­ла, та­кой и ос­та­лась с не­ко­то­ры­ми поп­рав­ка­ми. А у нас что? На­ша конс­ти­ту­ция 1993 го­да. Как на­ша Цер­ковь – не­о­фи­тс­кая, так и го­су­да­р­ство у нас – это го­су­да­р­ство лю­дей, ко­то­рые ста­ли при­вы­кать к но­вой по­ли­ти­чес­кой ре­аль­нос­ти 20 лет на­зад. Мне ка­жет­ся, что ны­не го­су­да­р­ствен­ное уст­рой­ство тес­но свя­за­но с эко­но­ми­кой, по­то­му что сов­ре­мен­ное хо­зяй­ство тре­бу­ет та­ко­го учас­тия на­се­ле­ния, ко­то­рое нель­зя осу­ще­ст­вить без вов­ле­че­ния этих лю­дей в по­ли­ти­чес­кую жизнь в раз­ных фор­мах. Я ду­маю, что это дви­же­ние долж­но ид­ти сни­зу, с мест­но­го уров­ня, и вер­хов­ной влас­ти не на­до, по край­ней ме­ре, это­му ме­шать. Ес­ли мы бу­дем си­лить­ся выст­ро­ить вер­ти­каль, ко­то­рая у нас пло­хо ре­а­ли­зу­ет­ся, это бу­дет ме­шать ло­каль­но­му раз­ви­тию, то­му, что­бы на мес­тах воз­ни­ка­ли свои мест­ные эли­ты, что­бы они бра­ли на се­бе от­ве­т­ствен­ность за уп­рав­ле­ние, за мест­ную эко­но­ми­ку, за бла­го­сос­то­я­ние. Это очень важ­но. Ка­кие-то эле­мен­ты здесь вре­мя от вре­ме­ни, как мне ка­жет­ся, по­яв­ля­ют­ся. Но в об­щем с этим у нас не очень хо­ро­шо обс­то­ит де­ло, пы­та­ют­ся все конт­ро­ли­ро­вать из Моск­вы, что, на мой взгляд, бе­зу­мие в та­кой гро­мад­ной стра­не. Ни­ка­кая власть ни с ка­ки­ми компь­ю­те­ра­ми, ни с ка­ки­ми се­лек­тор­ны­ми со­ве­ща­ни­я­ми не мо­жет спра­вить­ся с по­доб­ным раз­но­об­ра­зи­ем. У США тер­ри­то­рия ра­за в два мень­ше, и то там шта­ты за­ни­ма­ют­ся по­дав­ля­ю­щей мас­сой мест­ных ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных проб­лем. Гер­ма­ния – по срав­не­нию с на­ми не­боль­шая стра­на – фе­де­раль­ная. И мне ви­дит­ся в по­доб­ном уст­рой­стве на­ше бу­ду­щее. Про­ро­че­ст­во­вать не умею, да и не хо­чу. И ког­да кто-то за­во­дит раз­го­вор на из­ве­ст­ную те­му о рас­па­де Рос­сии, я не по­ни­маю, как она бу­дет рас­па­дать­ся.