Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 


Жан-Батист Коро. Римский виадук. Мост Августа. 1826

Международные коридоры шли по землям Евразийского континента
и по прилегающим к ним морям. Важнейшие мировые артерии – главным
образом широтные – дополнялись более короткими, так сказать,
дистрибьютивными, меридиональными в целом путями, уходившими
от этих главных магистралей по линии Север–Юг.

К VIII–VII ве­кам до на­шей эры – при­мер­но че­рез ты­ся­че­ле­тие пос­ле на­ча­ла миг­ра­ции арийс­ких на­ро­дов в Ин­дию и пред­ков древ­них гре­ков в Эл­ла­ду, – с нас­туп­ле­ни­ем «осе­во­го вре­ме­ни», о ко­то­ром пи­сал Карл Яс­перс, ци­ви­ли­зо­ван­ные об­ще­ст­ва Ев­ра­зии об­ра­зо­ва­ли сквоз­ной и еди­ный ши­рот­ный по­яс. По­яс, все еще неп­роч­ный и не­ус­той­чи­вый, рву­щий­ся в ре­зуль­та­те оче­ред­ной ге­о­по­ли­ти­чес­кой ка­та­ст­ро­фы, но не­ук­лон­но вос­ста­нав­ли­ва­ю­щий од­наж­ды об­ре­тен­ную связ­ность. В эту же эпо­ху на­ча­ли фор­ми­ро­вать­ся ми­ро­вые им­пе­рии, каж­дая из ко­то­рых к на­ча­лу но­вой эры пог­ло­ти­ла «свой» ци­ви­ли­за­ци­он­ный сег­мент Ой­ку­ме­ны, а так­же свя­зы­вав­шие эти сег­мен­ты-им­пе­рии меж­ду­на­род­ные транс­по­рт­ные ко­ри­до­ры на­по­до­бие Ве­ли­ко­го шел­ко­во­го пу­ти. Кон­так­ты по сло­жив­шим­ся тог­да ми­ро­вым ар­те­ри­ям осу­ще­с­твля­лись преж­де все­го в нап­рав­ле­нии За­пад–Вос­ток и об­рат­но, в част­нос­ти, по ли­нии Се­ве­ро-За­пад–Юго-Вос­ток.

В сфе­ру ми­ро­во­го ци­ви­ли­зо­ван­но­го со­об­ще­ст­ва ан­тич­ной эпо­хи бы­ли вов­ле­че­ны Ев­ро­па (за иск­лю­че­ни­ем Скан­ди­на­вии), прост­ра­н­ство ев­ра­зийс­ких сте­пей от Ду­ная до Хин­га­на, За­пад­ная и Цент­раль­ная Азия, Иранс­кое на­горье, Ин­дия, Ки­тай, Ко­рея, Се­вер­ная и Се­ве­ро-Вос­точ­ная Аф­ри­ка.  Меж­ду­на­род­ные ко­ри­до­ры шли по зем­лям Ев­ра­зийс­ко­го кон­ти­нен­та и по при­ле­га­ю­щим к ним мо­рям – Сре­ди­зем­но­му, Чер­но­му, Крас­но­му и Ара­вийс­ко­му с уже тог­да «го­ря­чим» Пер­си­дс­ким за­ли­вом. Важ­ней­шие ми­ро­вые ар­те­рии – глав­ным об­ра­зом ши­рот­ные – до­пол­ня­лись бо­лее ко­рот­ки­ми, так ска­зать, дист­рибь­ю­тив­ны­ми, ме­ри­ди­о­наль­ны­ми в це­лом пу­тя­ми, ухо­див­ши­ми от этих глав­ных ма­ги­ст­ра­лей по ли­нии Се­вер–Юг. Эти пу­ти воз­ни­ка­ли по ме­ре втя­ги­ва­ния раз­лич­ных тер­ри­то­рий Ев­ра­зии в Ой­ку­ме­ну. К ним от­но­си­лись до­ро­ги из Цент­раль­ной Азии в Ин­дию, прев­ра­тив­ши­е­ся к пер­вым ве­кам на­шей эры в сво­е­го ро­да от­ве­тв­ле­ния Ве­ли­ко­го шел­ко­во­го пу­ти, ком­му­ни­ка­ции меж­ду стра­на­ми Сре­ди­зем­но­морья, Цент­раль­ной и За­пад­ной Ев­ро­пы, а так­же по­я­вив­ши­е­ся с те­че­ни­ем вре­ме­ни все тот же путь «из ва­ряг в гре­ки» и Волжский тор­го­вый путь. Ви­зан­тия осед­ла­ла важ­ней­ший узел, стра­те­ги­чес­кое пе­рек­рестье этих ми­ро­вых пу­тей (ши­рот­ных) и дист­рибь­ю­тив­ных ли­ний (ме­ри­ди­о­наль­ных) в за­пад­ной час­ти Ой­ку­ме­ны. Под ее конт­ро­лем ока­за­лись ком­му­ни­ка­ции, шед­шие из Ев­ро­пы на Вос­ток, в том чис­ле в Се­ве­ро-Вос­точ­ную Аф­ри­ку, и из Вос­точ­но­го Сре­ди­зем­но­морья в ге­ог­ра­фи­чес­кую Ев­ро­пу – от До­на до ны­неш­ней Фран­ции. Конс­тан­ти­но­поль вла­дел та­ким уз­лом, поль­зу­ясь все­ми воз­мож­ны­ми вы­го­да­ми, ко­то­рые из это­го вы­те­ка­ли. Что, кста­ти го­во­ря, то­же яв­ля­лось од­ной из важ­ней­ших при­чин ге­о­по­ли­ти­чес­кой нес­та­биль­нос­ти им­пе­рии: та­кой ла­ко­мый ку­сок хо­тел иметь каж­дый, и Ви­зан­тия в дан­ном воп­ро­се стал­ки­ва­лась с серь­ез­ней­шей кон­ку­рен­ци­ей.

Кон­ку­рен­ция эта раз­ви­ва­лась на фо­не про­дол­жав­ше­го­ся рас­ши­ре­ния Ой­ку­ме­ны. Дан­ный про­цесс уси­лил­ся на ру­бе­же на­шей эры. За­мет­ное, хо­тя и про­ти­во­ре­чи­вое, на пер­вый взгляд, ус­ко­ре­ние он по­лу­чил в оче­ред­ную эру Ве­ли­ко­го пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов (IV–VII ве­ка), а к ХV–ХVI ве­кам, то есть к эпо­хе Воз­рож­де­ния, рас­ши­ряв­ше­еся ми­ро­вое ци­ви­ли­зо­ван­ное со­об­ще­ст­во рас­ки­ну­лось столь ши­ро­ко, что его ком­му­ни­ка­ци­он­ные нуж­ды уже не мог­ли удов­лет­во­рить сох­ра­нив­ши­е­ся, хо­тя и су­ще­ст­вен­но ви­до­из­ме­нив­ши­е­ся с ан­тич­ной эпо­хи, меж­ду­на­род­ные ма­ги­ст­ра­ли, про­хо­див­шие по Ев­ра­зийс­ко­му кон­ти­нен­ту и его приб­реж­ным мо­рям. И тог­да про­бил час Ми­ро­во­го оке­а­на. Важ­ней­шие транс­по­рт­ные пу­ти бы­ли про­ло­же­ны по его прос­то­рам, преж­ние же ар­те­рии на­ча­ли ис­пы­ты­вать от­но­си­тель­ный упа­док, прав­да, окон­ча­тель­но не заг­лох­ли. При­чем боль­шую роль в де­ле пе­ре­не­се­ния меж­ду­на­род­ных пу­тей на оке­а­ни­чес­кие прост­ра­н­ства па­ра­док­саль­но-ло­гич­ным об­ра­зом сыг­рал… ус­пех ге­о­по­ли­ти­чес­ких нас­лед­ни­ков (рав­но как и мо­гиль­щи­ков) Ви­зан­тии – ос­ма­нс­ких ту­рок, зах­ва­тив­ших важ­ней­ший узел ста­рых меж­ду­на­род­ных ар­те­рий, при­над­ле­жав­ший вос­точ­ным ке­са­рям. В сущ­нос­ти, имен­но бла­го­да­ря бур­но раз­ви­вав­шей­ся ком­му­ни­ка­ци­он­но-транс­по­рт­ной ро­ли оке­а­ни­чес­ких вод и ста­ла ос­ла­бе­вать меж­ду­на­род­ная зна­чи­мость Чер­но­мо­рс­ких про­ли­вов, а От­то­ма­нс­кой дер­жа­ве в ХV–ХХ ве­ках так и не уда­лось стать столь же масш­таб­ной ми­ро­вой си­лой, ка­кой бы­ла ее пред­ше­ст­вен­ни­ца Ви­зан­тия в IV–ХII сто­ле­ти­ях. Даль­ней­шее уси­ле­ние оке­а­нс­ких ком­му­ни­ка­ций, по­дог­ре­ва­е­мое быст­рым тех­ни­чес­ким прог­рес­сом, с на­ча­ла XX ве­ка при­ве­ло к еще боль­ше­му па­де­нию зна­че­ния Про­ли­вов в пла­не­тар­ном масш­та­бе. Это от­час­ти спо­со­б­ство­ва­ло кри­зи­су и кру­ше­нию Ос­ма­нс­кой им­пе­рии и яв­ля­ет­ся од­ной из глав­ных при­чин то­го, что пре­ем­ни­ца пос­лед­ней, рес­пуб­ли­ка­нс­кая Тур­ция, вто­рая про­из­вод­ная Ви­зан­тии и но­вая реп­ро­дук­ция ее ге­о­по­ли­ти­чес­кой мат­ри­цы, иг­ра­ет еще мень­шую ми­ро­вую роль, не­же­ли сул­та­нс­кий Стам­бул.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS