Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 


Василий Верещагин. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878–1879

Время византизма прошло – вместе с распавшейся и уничтоженной кровавыми
бурями Российской империей. Ни Проливы с Константинополем, ни балканские
страны не могут и не должны стать главной, приоритетной сферой нашей
международной активности. Это доказала уже Первая мировая война,
которая собственно и свела в могилу историческую Россию.

Ви­зан­тия, ви­зан­тизм и Рос­сия

Рас­смот­рев, что предс­тав­ля­ла со­бой Ви­зан­тия в куль­тур­но-ис­то­ри­чес­ком (ци­ви­ли­за­ци­он­ном) и в ге­о­по­ли­ти­чес­ком смыс­лах, мож­но по­пы­тать­ся от­ве­тить на воп­рос о зна­че­нии ее для Рос­сии и о том, в ка­кой сте­пе­ни вто­рая яв­ля­ет­ся пре­ем­ни­цей пер­вой.

Нач­нем с пос­лед­не­го. Ес­ли, как от­ме­че­но вы­ше, Ви­зан­тия бы­ла им­пе­рс­кой це­мен­та­ци­ей ли­мит­ро­фов и пе­ри­фе­рий трех раз­лич­ных ци­ви­ли­за­ций, а ба­зи­сом ее бы­ла клю­че­вая об­ласть Бал­ка­но-Ана­то­лийс­ко­го «уз­ла ску­чи­ва­ния», рас­по­ла­га­ю­ще­го­ся в зо­не Ве­ли­ко­го ли­мит­ро­фа, то сов­ре­мен­ная Рос­сия есть объ­е­ди­не­ние зе­мель од­но­го-един­ствен­но­го – рос­сийс­ко-ев­ра­зийс­ко­го – ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го ми­ра. Тер­ри­то­рии, на­хо­дя­щи­е­ся в ее сос­та­ве, при­над­ле­жат к яд­ру и лим­бо­вым зо­нам этой ци­ви­ли­за­ции, и толь­ко ок­ра­и­ны на­шей стра­ны от­но­сят­ся к ли­мит­ро­фам. Ба­зис же ее на­хо­дит­ся в цент­ре важ­ней­ше­го мак­ро­ре­ги­о­на (ме­та­куль­ту­ры) Рос­сии – Вос­точ­но-Ев­ро­пейс­кой рав­ни­ны – и име­ет чет­кую рос­сийс­ко-ев­ра­зийс­кую ци­ви­ли­за­ци­он­ную иден­тич­ность. Ге­о­по­ли­ти­чес­ки Рос­сийс­кое го­су­да­р­ство рос­ло и раз­ви­ва­лось имен­но пу­тем вклю­че­ния, ин­тег­ра­ции или же ос­во­е­ния прост­ранств, вхо­дя­щих в сос­тав рос­сийс­ко-ев­ра­зийс­ко­го куль­тур­но-ис­то­ри­чес­ко­го ми­ра (ци­ви­ли­за­ции).

Та­ким об­ра­зом, Рос­сия по са­мой сво­ей при­ро­де – про­ект ци­ви­ли­за­ци­он­ный, это – го­су­да­р­ство-ци­ви­ли­за­ция, при­чем бо­лее цель­ная, пол­но­фор­мат­ная его вер­сия, не­же­ли, к при­ме­ру, Ки­тай. Ви­зан­тия же по оп­ре­де­ле­нию – про­ект ли­мит­роф­ный: клас­си­чес­кий при­мер удач­ной (а учи­ты­вая ее дол­го­ле­тие – мак­си­маль­но удач­ной во всей ми­ро­вой ис­то­рии) «ли­мит­роф­ной им­пе­рии», го­раз­до бо­лее ус­пеш­ной, чем, ска­жем, та­кая «ли­мит­роф­ная им­пе­рия», как Речь Пос­по­ли­тая, ко­то­рая к то­му же рас­по­ла­га­лась на ру­бе­же двух ци­ви­ли­за­ций, от­но­сив­ших­ся к од­ной ме­та­ци­ви­ли­за­ции, а не трех, при­над­ле­жав­ших к двум ме­та­ци­ви­ли­за­ци­ям. По­э­то­му пря­мым пре­ем­ни­ком Ви­зан­тии Рос­сия не яв­ля­ет­ся и не мо­жет яв­лять­ся в прин­ци­пе, как бы это­го ко­му-ли­бо ни хо­те­лось. Сле­ду­ет го­во­рить лишь о кос­вен­ной, час­тич­ной и ог­ра­ни­чен­ной пре­ем­ствен­нос­ти Рос­сии по от­но­ше­нию к Ви­зан­тии. Ес­ли речь идет о ге­о­по­ли­ти­ке, то здесь дан­ная пре­ем­ствен­ность за­мет­на в тех об­лас­тях, ко­то­рые соп­ре­дель­ны для обе­их дер­жав и выс­ту­па­ли или все еще выс­ту­па­ют как их пе­ри­фе­рия, близ­кая и да­ле­кая. Это преж­де все­го Кав­каз и При­чер­но­морье, но в це­лом сле­ду­ет иметь в ви­ду всю Пе­ред­нюю Азию от Си­найс­ко­го по­лу­о­ст­ро­ва до по­бе­режья Кас­пия.

В то же вре­мя под­лин­ны­ми ис­то­ри­чес­ки­ми, ге­о­по­ли­ти­чес­ки­ми и прос­то функ­ци­о­наль­ны­ми пре­ем­ни­ка­ми Ви­зан­тии, пос­ле­до­ва­тель­но сме­няв­ши­ми друг дру­га, яв­ля­ют­ся Ос­ма­нс­кая им­пе­рия и сов­ре­мен­ная Тур­ция. Ан­ка­ра в пос­лед­ние го­ды раз­вер­ну­ла зна­ме­на нео­ос­ма­низ­ма, но те­ря­ет свои во­ен­ные са­мо­ле­ты из-за про­фес­си­о­наль­ных действий сис­те­мы ПВО Си­рии – стра­ны, ле­жа­щей в сфе­ре как ви­зан­тийс­ко­го, так и ос­ма­нс­ко­го нас­ле­д­ства и выс­ту­па­ю­щей объ­ек­том за­ву­а­ли­ро­ван­ной экс­пан­сии сов­ре­мен­ной Тур­ции.

Тем не ме­нее зна­че­ние Ви­зан­тии и ви­зан­тиз­ма для Рос­сии чрез­вы­чай­но ве­ли­ко. Ви­зан­тизм как по­ли­ти­чес­кая и ре­ли­ги­оз­но-куль­тур­ная прак­ти­ка, об­ра­зец для под­ра­жа­ния и дер­жав­но-го­су­да­р­ствен­ная идея ут­вер­дил­ся в Мос­ко­вс­кой Ру­си в се­ре­ди­не ХV сто­ле­тия и со­шел на нет в этом ка­че­ст­ве лишь ко вре­ме­нам Пет­ра I. Как та­ко­вой он был сво­е­го ро­да пред­ше­ст­вен­ни­ком и пра­фор­мой «ев­ро­пейс­кой идеи», ко­то­рой ру­ко­во­д­ство­ва­лась вер­хов­ная власть стра­ны с кон­ца XVII ве­ка и до ок­тяб­ря 1917 го­да. Но мощ­ное вли­я­ние ви­зан­тиз­ма ска­зы­ва­лось на всем про­тя­же­нии «ев­ро­пейс­ко­го», или же «пе­тер­бу­р­гско­го» пе­ри­о­да рус­ской ис­то­рии и про­дол­жа­ет, хо­тя и в су­ще­ст­вен­но ос­лаб­лен­ном ви­де, ска­зы­вать­ся сей­час. Ви­зан­тизм в той или иной сте­пе­ни вдох­нов­лял кон­сер­ва­тив­ную мысль им­пе­ра­то­рс­кой Рос­сии, силь­ней­шим об­ра­зом воз­дей­ство­вал на ее внеш­не­по­ли­ти­чес­кие ори­ен­ти­ры, вы­ра­зив­шись, в част­нос­ти, в стрем­ле­нии рус­ско­го прес­то­ла по­лу­чить твер­дые по­зи­ции на Бал­ка­нах и приб­рать к ру­кам Конс­тан­ти­но­поль с Про­ли­ва­ми. Сплав ви­зан­тиз­ма с ли­бе­раль­ны­ми иде­я­ми, в част­нос­ти, сла­вя­но­фильс­ко­го тол­ка по­ро­дил та­кое яв­ле­ние, как панс­ла­визм.

Од­на­ко сей­час вре­мя это­го ви­зан­тиз­ма прош­ло – вмес­те с, увы, рас­пав­шей­ся и унич­то­жен­ной кро­ва­вы­ми бу­ря­ми Рос­сийс­кой им­пе­ри­ей. Ни Про­ли­вы с Конс­тан­ти­но­по­лем, ни бал­ка­нс­кие стра­ны не мо­гут и не долж­ны стать глав­ной, при­о­ри­тет­ной сфе­рой на­шей меж­ду­на­род­ной ак­тив­нос­ти. Это до­ка­за­ла уже Пер­вая ми­ро­вая вой­на, ко­то­рая собствен­но и све­ла в мо­ги­лу ис­то­ри­чес­кую Рос­сию и при­ве­ла к то­му, что XX век явил­ся, по­жа­луй, са­мым тя­же­лым и жес­то­ким ве­ком на­шей на­ци­о­наль­ной ис­то­рии. На сво­ем ис­хо­де он по­ро­дил бо­лез­нен­ные пер­тур­ба­ции двух пос­лед­них де­ся­ти­ле­тий, про­дол­жа­ю­щи­е­ся и в нас­то­я­щее вре­мя. Мож­но ска­зать, что в не­ко­то­ром смыс­ле мы до сих пор расх­ле­бы­ва­ем пос­ле­д­ствия не впол­не вме­ня­е­мо­го и адек­ват­но­го – в скре­щи­ва­нии с ли­бе­раль­ной иде­о­ло­ги­ей – до­ре­во­лю­ци­он­но­го ви­зан­тиз­ма во внеш­ней по­ли­ти­ке. Мес­то это­го ис­чер­пав­ше­го се­бя, ушед­ше­го в пес­ки вре­мен ге­о­по­ли­ти­чес­ко­го за­ря­да долж­на за­нять трез­вая и праг­ма­тич­ная ци­ви­ли­за­ци­он­ная идея, ле­жа­щая в ин­тел­лек­ту­аль­ном по­ле сов­ре­мен­но­го ев­ра­зий­ства.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS