{div width:385|float:left}{module 4_procession-of-the-oldest-king-benozzo-gozzoli}{/div}В этом смысле нам стоит особенно внимательно присмотреться к событиям кануна падения Константинополя и извлечь еще один полезный и необходимый «византийский урок».
Светская и церковная власти Второго Рима в конце XIV – начале XV века, предвидя падение Константинополя под натиском турок, тоже пытались получить поддержку христианских государств Западной Европы для отражения мусульманской угрозы. Особую активность в этом направлении проявлял предпоследний византийский император Иоанн VIII Палеолог. В свою очередь Ватикан, понимая критическое положение Византии, хотел, воспользовавшись сложным положением братьев по вере, подчинить православных римскому папе и навязать им в качестве нормы все католические искажения христианского вероучения. На перекрестке этих интересов в 1438 году в итальянском городе Ферраре открылся грандиозный церковный собор, который, по замыслу организаторов, должен был привести к воссоединению Церквей.
Господь сразу же явил Свое отношение к идее унии православных с католиками, на что, впрочем, соборяне, увлеченные поиском политических выгод, внимания не обратили. В Ферраре вспыхнула эпидемия чумы, но собор не прекратил заседаний, а переехал во Флоренцию, где продолжался в 1439–1442 годах. В начале работы собора во Флоренции умер константинопольский патриарх Иосиф II, но и этот Божий знак не остановил участников собора. Напротив, смерть одного из главных действующих лиц собора только ускорила подписание унии.
В начале работы собора во Флоренции умер константинопольский
патриарх Иосиф II, но и этот Божий знак не остановил участников
собора. Напротив, смерть одного из главных действующих лиц собора
только ускорила подписание унии.
В итоговом документе Флорентийской унии 1439 года православные участники собора признали все догматические нововведения латинян. И только один участник собора – епископ Марк Эфесский, – несмотря на колоссальное давление, отказался подписывать документ (да еще представители Грузии и Абхазии, увидев, к чему идет дело, просто сбежали с собора). Первым подписал унию византийский император Иоанн VIII Палеолог.
Среди активных участников собора был и русский митрополит – грек Исидор, личность весьма примечательная. Историки характеризуют его как одного из самых образованных и самых политизированных людей того времени, активного участника политической борьбы в Константинополе. И этот человек, незадолго до того возведенный на московскую кафедру – как полагают, специально, чтобы он мог принять участие в соборе, – стал одним из самых активных пропагандистов унии с католиками. Приехав в Москву, он сумел убедить великого князя Василия II Васильевича в необходимости собора, как сейчас принято выражаться, «для свидетельства католикам о православии», для возвращения латинян в православие. Великий князь снабдил митрополита Исидора деньгами, и тот во главе делегации отправился в Италию. Однако на соборе митрополит Исидор проводил совсем иную линию, и за усердие после подписания унии был возведен папой Евгением IV в кардиналы.
Для нас важно посмотреть, как действовал после этого глава Русского государства и как развивались события далее. В марте 1441 года митрополит Исидор прибыл в Москву и вручил Василию Васильевичу послание папы Евгения IV, который уже начал хозяйничать в православном мире, прося московского великого князя помогать своему кардиналу в соединении Русской церкви с Ватиканом. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе кардинал-митрополит помянул сначала римского папу Евгения, а потом уже константинопольского, александрийского, антиохийского и иерусалимского патриархов. Затем он прочитал с амвона определение Ферраро-Флорентийского собора. Уже через три дня по приказу великого князя митрополит Исидор был взят под стражу и заключен в Чудов монастырь. Затем на соборе Русской церкви Исидор, отказавшийся покаяться и отречься от унии, был осужден. Полгода провел он в заключении, а потом (возможно, с ведома Василия II) бежал в Тверь. В конце 1445 года митрополит-кардинал прибыл в Рим.
А на русский митрополичий престол собором русских архиереев при поддержке главы Русского государства был возведен святитель Иона. Так попытка отступничества привела к торжеству православия на Руси, Русская церковь фактически стала автокефальной, а власть светская и церковная направили свои усилия к делу объединения Святой Руси, которой предстояло стать Третьим Римом.
Перед нами две модели поведения государственной власти. Император Византии действовал политическими методами, уступал в принципиальных вопросах вероучения ради политических выгод. И уже при своей жизни он был обречен увидеть тщету своих усилий. Хотя римский папа Евгений и призвал рыцарей к крестовому походу, но войско крестоносцев собралось небольшое, в результате оно было разгромлено турками. А венецианцы и генуэзцы и вовсе откровенно предали братьев по вере ради будущих торговых выгод. Сам император Иоанн VIII был женат трижды, но детей не имел, и после его смерти престол унаследовал его брат Константин, которому было суждено погибнуть на бастионах Второго Рима.
Глава восходящего Третьего Рима, напротив, ради защиты чистоты вероучения был готов идти на обострение отношений с сильными мира сего – и с императором, и с константинопольским патриархом. И в своем стоянии за веру великий князь Василий Васильевич был оправдан. Несмотря на тяжелейшие условия своего княжения (большая часть которого выпала на ожесточенную борьбу за власть, в ходе которой он был пленен своими противниками и ослеплен, из-за чего и получил прозвание Темный), Василий Васильевич сохранил власть и передал ее своему сыну Ивану III. А уже новый государь поставил точку в зависимости Руси от Орды и практически завершил объединение вокруг Москвы русских земель.